Архив новостей отделения

02.09.2016

Встреча сотрудников МЦР с его святейшеством ламой Тупсаном Палденом



Фоторепортаж

1 сентября 2016 г. в рамках подготовки юбилейного сборника, посвященного 90-летию Л.В. Шапошниковой, сотрудники МЦР М.М. Благодар, Д.Ю. Ревякин и председатель Ивановского рериховского общества «Свет» Я.Н. Глухов встретились с его святейшеством ламой Тупсаном Палденом.

Встреча состоялась в монастыре Спитуг, находящемся в нескольких километрах от столицы Ладакха города Ле. Монастырь является резиденцией главы желтошапочной буддийской школы Ладакха. Здесь хранятся уникальные рукописи, которые удалось вывезти в 1959 году из Поталы, дворца Далай-ламы в Лхасе. Монастырь славится ученостью своих лам. Относительно этой цитадели знания Н.К. Рерих оставил в своем путевом дневнике следующую запись: «Сильный монастырь Спитуг. Первый – из учения Дзонкхапы. Не развалины, но живая и работающая община. Настоятель монастыря и его сотрудники знающи и поражающе понятливы. Вы еще не кончили мысль, а они уже готовы продолжить ее правильно. В Спитуге изображение Майтрейи и знание пророчеств» (Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. М.: 1974. – С. 80). Предыдущий настоятель монастыря его святейшество Бакула Римпоче, будучи совсем юным, запомнил посещение Н.К. Рерихом монастыря Спитуг.

Его святейшество является ламой монастыря Спитуг. Кроме того, он возглавляет Lamrim Centre Changchub Tshal в деревне Сабу близ Ле. Тупсан Палден с радостью принял предложение сотрудников МЦР поделиться воспоминаниями о работе с Людмилой Васильевной Шапошниковой во время ее научной командировки в Ладакх в 1979 г.

Л.В. Шапошникова прибыла в Ле для изучения ладакхского маршрута Центрально-Азиатской экспедиции академика Н.К. Рериха, ознакомления с выдающимися памятниками этой горной страны, а также духовной культурой ее жителей. Лама Палден оказал Людмиле Васильевне большую помощь в этих исследованиях. Людмила Васильевна посвятила его святейшеству отдельную главу своей книги «По маршруту Мастера», назвав ее «Ученый лама Палден». Вот как она описывала свое знакомство с ламой и работу с ним: «С ламой Палденом я познакомилась в один из первых дней моего приезда в Ле. <…> У Палдена было широкое лицо простого крестьянина, открытая улыбка и узкие глаза, светившиеся живым умом. Его крупная, крепко сбитая фигура была облачена в традиционную темно-красную монашескую одежду, напоминавшую римскую тогу. <…> Палден был ученым ламой. Он знал тибетский, английский и хинди. Читал по-немецки и по-французски. Был знаком со структурной лингвистикой и помогал леди Кушале составлять грамматику ладакхского языка. Так же хорошо был осведомлен по части истории Ладакха, изучал труды доктора Франке и тех, кто впоследствии писал о Ладакхе. Он прекрасно ориентировался и в той литературе, которая выходила на Западе и была посвящена Большому Тибету и Малому – Ладакху». И еще: «Ученый лама стал для меня проводником в сложном лабиринте ладакхского буддизма. Он рассказывал мне о буддийских сектах и знаменитых настоятелях монастырей, о тантрических ритуалах и старинных рукописях, которые хранятся в монастырских библиотеках, о древних святилищах нагов и прорицателях. Раскачиваясь, он низким голосом пел молитвы, стараясь довести до моего сознания что-то очень важное и значительное в них. Твердой, загрубевшей рукой он рисовал на бумаге буддийские символы, старинные одежды и головные уборы высоких лам. Он знал очень многое, его знания были точны, в них отсутствовала расплывчатость, свойственная некоторым другим ламам. Он представлял себе "нашу эру" и "до нашей эры", не пытался оперировать миллионами лет и не тревожил вечность. Но вместе с тем он знал о Большом времени, ощущал его и нередко опирался на него в своей аргументации. Палден принадлежал к желтошапочникам, ценил честь и достоинство своего ордена, старался оградить его и от посягательств внешних, и от разболтанности внутренней».

Его святейшество Тупсан Палден очень тепло отозвался о работе с Людмилой Васильевной в те годы и отметил, что у него остались самые добрые воспоминания об этих встречах. В тот период не многие европейские ученые интересовались Ладакхом. Лама отметил, что Л.В. Шапошникова интересовалась экспедиционным маршрутом Н.К. Рериха, прошедшим через Ладакх. И добавил, что Н.К. Рерих является великим художником и личностью. «Когда Людмила Шапошникова приехала в Ладакх, – отметил Тупсан Палден, – она провела много дней в Ладакхе, работая в монастырях. И она сказала мне: "Я прохожу тем же маршрутом, что и Николай Рерих, и готовлю к изданию книгу о нем"».

Во время своего пребывания Людмила Васильевна посещала королевский дворец в Ле, многочисленные буддийские монастыри, интересовалась их историей, а также историей древнего гималайского королевства. Много лет спустя его святейшество побывал в Москве и имел продолжительный телефонный разговор с Людмилой Васильевной, но долгожданная встреча, к сожалению, не состоялась. Тупсан Палден с огорчением узнал об уходе Л.В. Шапошниковой из жизни 24 августа прошлого года. Он с радостью согласился написать свои воспоминания о Л.В. Шапошниковой и пожелал успехов предстоящей в октябре сего года международной конференции МЦР, посвященной 90-летию ученого-индолога и рериховеда.

Его святейшество отметил, что он очень рад, что Центр-Музей имени Н.К. Рериха в Москве открывает мир, связанный с буддийской культурой, что было довольно сложно сделать во времена СССР, когда Л.В. Шапошникова путешествовала по Ладакху по маршруту экспедиции Н.К. Рериха. По завершению встречи сотрудники МЦР подарили его святейшеству каталог Музея имени Н.К. Рериха.

Д.Ю. Ревякин, М.М. Благодар,

Ладакх, Ле.

См. также на сайте Международного Центра Рерихов






Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов