Архив новостей отделения

27.03.2015

Лекторий Санкт-Петербургского отделения МЦР в библиотеке истории и культуры Санкт-Петербурга. Цикл лекций на тему: «Идеи космизма в философии, науке и искусстве». Седьмая лекция: «Космическое мироощущение Николая Ивановича Пирогова».







27 марта 2015 г. в лектории Санкт-Петербургского отделения МЦР в библиотеке истории и культуры Санкт-Петербурга состоялась седьмая  лекция из цикла «Космизм в философии, науке и искусстве». Лекцию с видео-презентацией «Космическое мироощущение Николая Ивановича Пирогова» представила сотрудник СПб отделения МЦР Кучерявенко  Е.В..

Николай Иванович Пирогов - российский хирург и анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии и анатомо-экспериментального направления в хирургии, член-корреспондент Петербургской АН, участник Севастопольской обороны, франко-прусской (1870-71) и русско-турецких (1877-78) войн. Также Н.И.Пирогов - не только великий хирург и педагог, но и мыслитель, философ, занимающий особое место в истории отечественной философской мысли.

Николай Иванович родился в Москве в 1810 году, в семье военного казначея, майора Ивана Ивановича Пирогова. Мать Елизавета Ивановна Новикова принадлежала к старой московской купеческой семье. Четырнадцатилетним мальчиком поступил на медицинский факультет Московского университета. Получив диплом, еще несколько лет учился за границей. К профессорской деятельности Пирогов готовился в Профессорском институте при Дерптском университете (ныне Тартуский университет). Здесь, в хирургической клинике, Пирогов проработал пять лет, блестяще защитил докторскую диссертацию и в возрасте всего лишь двадцати шести лет был избран профессором Дерптского университета. Через несколько лет Пирогов был приглашен в Петербург, где возглавил кафедру хирургии в Медико-хирургической академии. Одновременно Пирогов руководил организованной им Клиникой госпитальной хирургии.

Во время Крымской войны Н.И. Пирогов впервые в России сформулировал основные принципы военно-полевой хирургии, не потерявшие своего значения до настоящего времени. Он первым предложил и осуществил сортировку раненых, широко применил эфирный наркоз при оказании помощи на поле боя, предложил и применил в полевых условиях гипсовую повязку, впервые использовал йодную настойку для обработки операционного поля, разработал и внедрил ряд новых способов оперативных вмешательств и т. д. Он создал также новую форму медицинской помощи на войне  - предложил использовать труд сестер милосердия, т.е. предвосхитил создание международной организации Красного Креста. Все это вошло в сокровищницу отечественной и мировой медицинской науки.

 О своем призвании врача  Н.И. Пирогов писал: «в призвании моем, по видимому, грубом, жестоком и материальном, я вижу материал высокого; в моей науке, в моем искусстве я чту этот идеал, основанием которого есть: благо человечества, утоление страданий. Что мне тогда отвращение, вопли, кровь, когда я им подвергаюсь с любовью к моему идеалу, с желанием осуществить его с полным убеждением в него?».

После ухода из академии ученый  целиком посвятил себя педагогической и общественной деятельности. В 1856 году Пирогов был назначен попечителем Одесского  учебного Округа. Либеральная деятельность  его  в  качестве  попечителя  вызвала у одесского генерал-губернатора  подозрение  в  свободомыслии  и подрыве авторитета властей. Пирогов был переведен в  Киев  на  должность попечителя Киевского учебного округа.  В 1861 году Пирогов был освобожден от должности «по расстроенному здоровью». Великий хирург, крупнейший ученый, видный  общественный деятель и педагог, Пирогов должен был удалиться, еще полный сил, в свое небольшое имение Вишня (Украина), где скончался  23 ноября в 1881 году. Его тело с согласия церковных властей было забальзамировано специальным составом. Над усыпальницей - храм Святителя Николая. Не тронутые временем останки Пирогова по сей день хранятся в музее его имени в украинском городе Винница, в семейной усыпальнице.

С философскими  размышлениями Н.И.Пирогова мы можем соприкоснуться при прочтении его дневника, который он вел последние 2 года своей жизни. Пирогов размышлял в «Дневнике» об единстве мироздания,  универсальной роли Космоса в жизни человека, о его единстве с Космосом, о влиянии на него Высших миров и необходимости сотрудничества человека с этими мирами.

Л.В. Шапошникова в предисловии к изданной книге Н.И. Пирогова «Вопросы жизни. Дневник старого врача» пишет о нем как о предтече космического мироощущения: «В нем самом, подчиняясь законам космической эволюции, уже жил тот неведомый синтез, в котором в каком-то новом качестве сопрягались в гармонии научный и так называемый вненаучный способы познания. Этот синтез и собственное расширенное сознание сделали «отца русской хирургии» одним из предтеч нового космического мироощущения».

Он пришел к идее существования в Космосе или Вселенной «высшего начала сознания и мысли», к идее, которая потом станет одной из основных в новом космическом мышлении России. Высшее начало, стоящее над миром, сообщающее ему жизнь и разумность,  для Пирогова открывается как «мировое мышление», как «вселенский разум». Пирогов  приходит к мысли, что необходимо признать над мировым сознанием Абсолют, – «надо признать верховный разум и верховную волю Творца, проявляемую целесообразно посредством мирового ума и мировой жизни в веществе». Ученый  пришел к выводу, что Мирозданием правит его основная творческая сила – Мировой разум, и его главное проявление – Мировая мысль.

Пирогов соотносит «мозговой ум» человека с мировым мышлением, подчеркивая, что высшая мировая мысль избрала своим органом вселенную и, проникая и группируя атомы в известную форму, сделала мозг человека органом мышления. «Невозможно думать, – пишет он, – что во всей вселенной наш мозг является единственным органом мышления, что все в мире, кроме нашей мысли, безумно и бессмысленно. …Поэтому мне кажется правдоподобным другое предположение, что наше "я" привносится извне, и не есть ли оно – мировая мысль, встречающая в мозге аппарат, искусно сработанный  самой жизнью и назначенный для обособления мирового ума?»  наше «я» не есть продукт химических и гистологических элементов, а «олицетворение общего, вселенского разума».

В этих своих размышлениях он пришел к понятию Беспредельности, в таинственных процессах которой были задействованы такие явления, как жизнь, сила, время, пространство, вещество. Окружающий мир ученый воспринимает как объективные, бесконечные взаимосвязи противоположных явлений. Ученый  считает, что в веществе действует жизненная сила, которая проявляется в мельчайших эфирных элементах вещества. Жизнь для него – это осмысленная, безгранично действующая сила, которая управляет всеми свойствами вещества.

Николай Иванович Пирогов развивает мысль об определенной ограниченности плотной материи физического мира. Он описывает материю иного, более высокого состояния и называет ее «бесконечно утонченное вещество». «Не говорит ли в пользу моего взгляда (несколько мистического), - пишет он, - что атомистические колебания совершаются не в одних видимых и подверженных изменениям клеточках мозговой ткани, а в чем-то еще другом, более тонком, эфирном элементе, проникающим через все атомы и не подверженном органическим изменениям».

Талант и великое сердце сделали имя ученого-патриота бессмертным: имя его носят улицы и площади многих городов, научные институты, премия Пирогова присуждается за лучшие труды по хирургии, ежегодно в день памяти ученого проводятся так называемые «Пироговские чтения». Наследием жизни Пирогова всегда будут примеры доброты и милосердия к людям.  

 


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов