Архив новостей отделения

04.03.2024

Лекция «Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева – «Настоящая Марфа Посадница» в библиотеке «На Морской» (г.Санкт-Петербург, Морская набережная, 17)



4 марта 2024 года в библиотеке «На Морской» (г.Санкт-Петербург, Морская набережная, 17) состоялась лекция «Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева – «Настоящая Марфа Посадница». Лекцию и презентацию провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР Гарина И.Н.

М.К. Тенишева родилась 20 мая 1858 г. в Санкт-Петербурге, в семье коллежского секретаря Клавдия Стефановича и Марии Александровны Пятковских. Мария вспоминала, что друзьями в доме отчима были картины. Несколько позже другой страстью Марии станут книги. И первой значимой книгой будет сочинение Фомы Кемпийского «О подражании Христу». В записях позже Мария Клавдиевна напишет: «Найдя в Кемпийском учителя души, я нашла в Гёте учителя красоты, заставившего пробудиться мое сердце и воображение».

1881-1882 годы –  отъезд в Париж, где она поступает в вокальную школу Матильды Маркези. После возвращения в Россию она встречается со своей подругой детства Екатериной Константиновной Святополк-Четвертинской, которая сыграет очень большую роль в её жизни. В 1883 году М.К. впервые приезжает в имение Талашкино. «Талашкино принесло обновление, вернуло к жизни».

В 1892 году Мария выходит замуж за крупного промышленника В.Н. Тенишева. В Бежице, где жили Тенишевы, Мария Клавдиевна создает ремесленное училище.

В 1893 году Тенишевы приобрели Талашкино, а в 1995 году открывается сельскохозяйственная школа для деревенских детей. Не дожидаясь шагов на государственном уровне, Тенишева ставит перед собой поистине грандиозную задачу: изменить сам образ жизни крестьянина, научить его по-новому относиться к земле. Задолго до столыпинской реформы 1906 г. она начинает воплощать в Талашкино передовые идеи по преобразованию крестьянского хозяйства.

В 1900 году начинают работать керамическая, вышивальная и красильная мастерские, мастерская мебели, художественной ковки и резьбы по дереву. Дух нового, дух творческого поиска в Талашкине вдохновил многих известных художников. Здесь в поисках нового языка в русском изобразительном искусстве работали Н. К. Рерих, М. А. Врубель, К. А. Коровин, Д. С. Стеллецкий, А. П. Зиновьев, В. Д. Бекетов и многие другие. В Талашкине в разнообразной работе формировалась новая эстетическая программа, новое мироощущение. Общим в Талашкине было духовное устремление к обновлению.

В это же время Мария Клавдиевна начинает коллекционировать русскую старину. Тенишева инстинктивно, но очень верно начала работу по сбору памятников древнерусского искусства, народного и декоративно–прикладного. Таким образом, в селе Талашкине сформировался «Археологический и этнографический музей княгини М.К. Тенишевой, близ Смоленска». Этот музей в 1911 году она передаст Московскому Археологическому обществу.

16 ноября 1895 открывается рисовальная школа в Петербурге. Руководил школой И.Е. Репин.  Школа готовила учащихся к поступлению в Академию художеств. Через эту школу за несколько лет прошло множество учащихся, среди которых были М.В. Добужинский, З.Е. Серебрякова, И.Я. Билибин, А.К. Погосская.

7 сентября 1900 года, в имении Талашкине, в 15 верстах от Смоленска, совершена была закладка новой церкви. Расписать Храм в 1908 году княгиня предложила своему близкому другу Н.К. Рериху. И она напишет: «Только с ним, если Господь приведёт, доделаю его. Он человек, живущий духом, Господней искры избранник, через него скажется Божья правда. Храм достроится во имя Духа Святого».

В 1914 началась война и Мария Клавдиевна создает 2 лазарета для оказания помощи раненым солдатам.

В 1916 году Тенишева защищает диссертацию «Эмаль и инкрустация» с вручением золотой медали. С 1919 по 1928 Мария Клавдиевна живет и работает во Франции. Тяжело переживает расставание с Родиной, которую очень любила. Здесь, уже болея, в маленькой мастерской Тенишева продолжает работать над эмалями, зарабатывая на жизнь собственным трудом. Произведения Марии Клавдиевны  были высоко оценены в Европе и разошлись по многим музеям и частным коллекциям. «Цветная эмаль – это великая алхимия жизни: металл окислился и погиб, чтобы заново родится в прекрасном сплаве, теперь уже навсегда». Земной путь княгини Марии Клавдиевны Тенишевой закончился 14 апреля 1928 года.

Пережив горечь разочарований и утрат, Тенишева напишет: «Я сказала себе, что храмы, музеи, памятники строятся не для современников. Они строятся для будущих поколений. Нужно отбросить личную вражду, обиды, вообще всякую личную точку зрения. Останется созданное на пользу и служению юношеству, следующим поколениям и родине. Я ведь всегда любила ее, любила детей и работала для них как умела...»

Наследие княгини М.К. Тенишевой требует глубокого изучения, и верно о ней было сказано Н.К. Рерихом: «Большой человек – настоящая Марфа – Посадница».

 


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов