Архив новостей отделения

14.02.2024

Лекции «Прорыв к нетленной красоте. Жизнь и творческий подвиг Михаила Врубеля» в библиотеке № 4 Приморского района Санкт-Петербурга (п. Ольгино, ул. Колодезная, д.30)



14 и 19 февраля 2024 г. в библиотеке № 4 Приморского района Санкт-Петербурга  (п. Ольгино, ул. Колодезная, д.30) и библиотеке «На Морской» (Морская набережная, д. 17), состоялись лекции «Прорыв к нетленной красоте. Жизнь и творческий подвиг Михаила Врубеля». Мероприятия для посетителей библиотек провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В.Александрова.

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) - выдающийся русский живописец и график, монументалист, театральный декоратор, мастер декоративно-прикладного искусства. В лекции были рассмотрены основные вехи жизни и творчества М.А.Врубеля: детство; учеба на юридическом факультете Петербургского университета и в Академии художеств под руководством Павла Чистякова; киевский период  жизни (1884-1889) - создание иконных образов и реставрация Кирилловской церкви (XII в.), Софийского собора (XI в.), росписи орнаментов во Владимирском соборе (XIX в.); московский период (1889-1904) - знакомство с С.И.Мамонтовым и присоединение к абрамцевскому кружку; встреча с Музой - Н.И.Забелой и работа в театре С.И. Мамонтова и др.

«Вечные» темы и мотивы произведений Врубеля, в течение всей жизни мучительно размышлявшего о смысле бытия, любви, предназначении человека-творца, о смерти и бессмертии, добре и зле часто почерпнуты художником из эпохи античности, средних веков и Возрождения; из Библии, литературы, русского фольклора (Христос, ангелы, святые, Гамлет и Офелия, Фауст, Демон, Пророк и др.). Тема национальной старины, занимала центральное место в творчестве Врубеля во второй половине 1890-х-начале 1900-х гг., на основе чего были созданы великолепные циклы картин, панно и произведений декоративно-прикладного  искусства.

Для творчества Врубеля характерны обостренный  интерес к внутренней, духовной жизни человека, стремление создать такую картину мира, где все взаимосвязано и одушевлено, где органически слиты мир человеческих чувств и мир природы. Образы людей, животных, божеств в картинах Врубеля словно созданы могучими и вечными природными стихиями – воздушными, водными, стихиями земли и огня. Именно превращение, перевоплощение привычных, узнаваемых форм во что-то совсем иное создает ощущение чуда, волшебства в работах художника. Искусство Врубеля «похоже на сказку более, чем на обыкновенную жизнь», - говорил Н.К.Рерих.

Прекрасное владение рисунком и тонкий дар блестящего колори­ста, умение передавать разнообразие материальных форм и богатство оттенков цвета; орнаментальность форм, узор как основа видимой реальности, пропущенной через призму внутреннего мира художника – являются одними из главных черт творческого метода Михаила Врубеля.

К лучшим произведениям мастера относятся такие картины, как: «Девочка на фоне персидского ковра» (1886), портреты С.И.Мамонтова (1897), К.Д.Арцыбушева (1895-1896), «Испания» (1894), «Гадалка» (1895), «Портрет жены Н.И.Забелы-Врубель в туалете ампир» (1898), «Богатырь» (1899), «Пан» (1899), «К ночи» (1900), «Портрет сына художника» (1902), «Царевна-Лебедь» (1900), «Сирень» (1900, 1901)  и многие другие.

Необыкновенно красиво сказал о произведениях Врубеля Н.К.Рерих: «...Легко запоминаются многие хорошие картины... Наглядевшись вдоволь, через время опять хочется вернуться к хорошему знакомому и долго покойно сидеть с ним, и опять не страшит промежуток разлуки.

Но иначе бывает перед вещами Врубеля. Они слишком полны. Уходя от них, всегда хочется вернуться. Чувствуется всем существом, сколько ещё не досмотрено, сколько нового ещё можно найти. Хочется жить с ними. Хочется видеть их и утром, и вечером, и в разных освещениях. И все будет новое. Сами прелести случайностей жизни бездонно напитали вещи Врубеля, прелести случайные, великие лишь смыслом красоты. Какая-то необъятная сказка есть в них; и в «Царевне-Лебеди», и в «Восточной сказке», полной искр, ковров и огня, и в «Пане» с этими поразительными глазами, и в демонах, и во всей массе удивительно неожиданных мотивов. Таинственный голубой цветок живёт в этом чистом торжестве искусства».

После мероприятий в библиотеках состоялось общение со слушателями – ответы на вопросы, обмен впечатлениями по теме лекции.

В библиотеке № 4 п. Ольгино после лекции о М.А.Врубеле состоялась краткая экскурсия по экспонируемой здесь выставке Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов «Единство в многообразии».


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов