Архив новостей отделения

24.11.2023

Лекция из цикла «Петербург на рубеже веков. Н.К.Рерих и его выдающиеся современники»: «Алексей Викторович Щусев. Архитектор, покоривший время» в детской библиотеке истории и культуры Петербурга (ул. Марата, д. 72)



24 ноября 2023 года в детской библиотеке истории и культуры Петербурга (ул. Марата, д. 72), в рамках лектория Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов состоялась десятая лекция из цикла «Петербург на рубеже веков. Н.К.Рерих и его выдающиеся современники»: «Алексей Викторович Щусев. Архитектор, покоривший время», которую провела сотрудник отделения Т.В.Александрова.

Алексей Викторович Щусев (1873-1949) – выдающийся русский и советский архитектор, действительный член Императорской Академии художеств (1908), академик АН СССР (1943), четырежды лауреат Сталинской премии (1940, 1946, 1948, 1952- посмертно), заслуженный архитектор СССР.

Около 200 архитектурных проектов, созданных Щусевым за его более чем полувековую карьеру, из них более 80-ти реализованных – удивительное достижение. Храм-памятник преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле, Покровский собор Марфо-Мариинской обители, гостиница «Москва», станция метро «Комсомольская-кольцевая», здание Казанского вокзала, мавзолей Ленина – это только некоторые хорошо всем знакомые объекты А.В.Щусева.

За время его деятельности сменилось несколько архитектурных стилей, и в каждом из них Щусев успел оставить шедевры, став классиком в трёх эпохах русской и советской архитектуры – предреволюционном неорусском стиле, конструктивизме 1920-х годов и сталинской архитектуре 1930-1940-х годов. 

Обаятельный, талантливый зодчий был многогранной личностью и благодаря необыкновенной одаренности и работоспособности совместил в себе теоретика и исследователя архитектуры, выдающегося художника-графика, реставратора, градозащитника, созидателя музеев, педагога, общественного деятеля. 

В лекции были освещены основные вехи жизненного и творческого пути А.В.Щусева – детские годы, учеба в Императорской Академии художеств (1891-1897) у архитекторов Г.И.Котова и Л.Н.Бенуа, а также в живописных классах выдающихся художников И.Е.Репина и А.И.Куинджи; дана характеристика важнейшего этапа его творчества - дореволюционного храмового и гражданского зодчества, в котором он зарекомендовал себя выдающимся мастером неорусского стиля. В эти годы складывается творческий метод Щусева, утверждавшего: «Пожалуй, самым трудным и вместе с тем обязательным в архитектуре является простота. Простота форм обязывает придавать им прекрасные пропорции и соотношения, которые сообщали бы необходимую гармонию».

Далее лектор рассказала о творчестве А.В.Щусева в советскую эпоху, были представлены знаковые объекты этого периода.

Зодчий всегда стремился к синтезу архитектуры и изобразительного искусства, привлекая для выполнения эскизов росписей и живописных панно известных русских художников М.В.Нестерова, А.Н.Бенуа, Б.М.Кустодиева, Мстислава Добужинского, Зинаиду Серебрякову, И.Я.Билибина, Н.К.Рериха.

В лекции было уделено внимание многолетней дружбе и сотрудничеству А.В.Щусева и Н.К.Рериха, творческие пути которых часто пересекались. Они вместе учились в  Академии художеств, посещали классы А.И.Куинджи. Окончив Академию, оба продолжили художественное образование в Париже (с разницей в один год). Весной 1906 года Рериха утвердили директором Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств, в которую в числе новых преподавателей он пригласил и А.В.Щусева (работал здесь с 1908–1911 г.); оба  состояли в объединениях «Мир искусства», «Союз русских художников». Очень сблизил двух мастеров и общий интерес к археологии и древнерусской архитектуре.

Н.К.Рерих не раз участвовал в оформлении объектов по проектам Щусева: Троицкого собора Свято-Успенской Почаевской лавры (мозаичное панно «Спас и князья святые»), часовни св. Анастасии в Пскове (росписи часовни); надгробия А.И.Куинджи на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга (мозаичное панно по эскизу «Древо преблагое»), панно для Казанского вокзала в Москве и др.

Когда в 1926 году в США было основано Общество друзей музея имени Рериха, среди почетных советников и покровителей культуры стран Запада и Востока был и А.В.Щусев.

Впоследствии в очерке «Друзья» Николай Константинович вспоминал: «С зодчими, которые потом даже избрали меня членом Правления их общества, дружба складывалась вокруг строительства. Пришел Щусев – один из самых замечательных архитектурных творцов. С ним делали мозаику для Почаева, часовню для Пскова <...>, и панно для Правления Московско-Казанской дороги…».

История русской архитектуры первой половины ХХ века немыслима без ярких произведений А.В.Щусева. Его главные и удивительные качества – это, прежде всего, упорный труд и неустанные искания. Щусев продумывал и перерабатывал много раз и проект в целом, и его детали, не жалея времени и сил, предъявляя к себе самые строгие требования. Это максимально осознанный, прочувствованный подход к проектированию. В своей работе мастер опирался, на чувство, интуицию, жизненный опыт и прекрасное знание практической стороны дела. Такая основа позволяла ему наделять свои произведения мудростью, выражать средствами архитектуры большие идеи, сохранять преемственность с древнерусским зодчеством и классическим мировым архитектурным наследием. «Свой творческий путь я прошел с неплохими результатами, и в этих результатах не раскаиваюсь. Я остался на основах классики, так как такое образование я получил в Академии художеств», - писал А.В.Щусев.


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов