Архив новостей отделения

22.12.2023

Лекция из цикла «Петербург на рубеже веков. Н.К. Рерих и его выдающиеся современники»: «Игорь Грабарь. Жизнь и творчество» в Белом зале Библиотеки истории и культуры Петербурга (Марата, 72)



22 декабря 2023 года в Белом зале Библиотеки истории и культуры Петербурга (Марата, 72), продолжил работу Лекторий Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов. В рамках лектория состоялась лекция из цикла «Петербург на рубеже веков. Н.К. Рерих и его выдающиеся современники»: «Игорь Грабарь. Жизнь и творчество». Лекцию прочитала сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР Е.В. Кучерявенко.

Игорь Эммануилович Грабарь - одно из самых известных имен в истории русской культуры XX века.   Человек искусства, науки, музейного и реставрационного дела, Грабарь в своей очень долгой жизни проявлял чудеса трудолюбия, вкладывая всего себя в то дело, которым в данный момент занимался.

Но прежде всего он был художником, Игорь Эммануилович писал, что живопись была для него тем, без чего он «не мог дышать ни один день своей жизни». Грабарь-художник оказал заметное творческое воздействие на формирование импрессионизма в России. Он создал яркие, эффектные, жизнеутверждающие полотна, основываясь на опыте европейского импрессионизма, постимпрессионизма и модерна. Грабарь нашел новые возможности воплощения русской природы в «послелевитановскую» эпоху и получил широкое признание как художник за его великолепные зимние пейзажи и натюрморты.

Игорь Грабарь родился 25 марта 1871 года в Будапеште в семье общественного деятеля Эммануила Грабаря, депутата венгерского парламента, отстаивавшего интересы русинов — славянского населения Закарпатья. С 1880 по 1882 годы он учился в Егорьевской гимназии, где преподавал его отец.

В 1882 году 11-летний Игорь Грабарь отправился на учебу в Московский Императорский лицей в память цесаревича Николая. Юноша закончил учебу в лицее с отличием, из Москвы он отправился в Петербург. В  1889 году поступил сразу на два факультета Петербургского университета — юридический и историко-филологический. Уже в эти годы Грабарь проявил себя как талантливый художник и литератор.

В 1892 году Грабарь обучался у профессора Павла Чистякова. В дальнейшем он успешно поступил в Академию Художеств, где занимался в мастерской Репина. Молодой человек любил путешествовать за границу. Огромное впечатление на него произвела культура Италии, Франции, Германии. В Париже его пленил импрессионизм художников. Учился в мюнхенской частной школе-студии под руководством художника А. Ашбе.

Участие Игоря Эммануиловича в художественной жизни начала ХХ века весьма значительно. Его пейзажи и натюрморты постоянно экспонируются как на зарубежных выставках, так и в России. В столице он стал одним из главных критиков в художественном журнале «Мир искусства».  И.Э. Грабарь был редактором и автором нескольких ключевых разделов в многотомнике «История искусства» ( выпускался в 1908 – 1915гг).  Монументальный труд «История русского искусства» стал важным этапом в отечественном искусствоведении.

В 1913 году И.Э. Грабаря избирают действительным членом Академии художеств и назначают попечителем, а затем директором галереи, созданной П.М. Третьяковым. Грабарь пополняет коллекции, упорядочивает систему каталогизации и развески.

 В 1918 году по инициативе Грабаря была образована комиссия по раскрытию памятников древнерусского искусства, преобразованная позднее в Центральные государственные реставрационные мастерские. Благодаря Грабарю сохранили и отреставрировали многие произведения иконописи. Экспедиции оправлялись в разные уголки России, реставраторы работали в городах и старых монастырях, расчищая уникальные фрески.

В годы Великой Отечественной Войны И.Э. Грабарь занимался сохранением коллекции предметов художественного и декоративно-прикладного искусства. В войну он готовил «трофейные» подразделения на фронт, принимал эшелоны с произведениями художественного искусства.

Неисчислимые разрушения и гибель художественных сокровищ России побудили его поставить вопрос о создании полной истории русского искусства. В 1943 году Грабарь стал директором Всероссийской Академии художеств и Института живописи скульптуры и архитектуры в Ленинграде, будучи одновременно избран действительным членом Академии наук СССР. Осенью 1944 года под его руководством был создан Научно-исследовательский институт истории искусств АН СССР. До конца своей жизни Грабарь возглавлял этот коллектив ученых, задачей которого стала подготовка многотомного издания «История русского искусства» (1954–1962).

В 1947 году стал одним из инициаторов проведения реставрационных работ в Андроникове монастыре, а также в организации там Музея древнерусского искусства Андрея Рублёва.  В поздние годы художник был директором музея-усадьбы «Абрамцево»​, руководил Институтом имени В.И. Сурикова​.

Имя этого выдающегося деятеля искусства присвоено Всероссийскому художественному научно-реставрационному центру в Москве. Картины Грабаря хранятся во многих музеях постсоветского пространства, в том числе в Русском музее и Третьяковской галерее.

В лекции Е.В. Кучерявенко отметила творческие пресечения Н.К. Рериха и И.Э. Грабаря. Переписка Николая Рериха и Игоря Грабаря, начавшаяся в первые годы нового столетия, продолжалась с некоторыми перерывами всю жизнь.

В конце лекции Е.В. Кучерявенко ответила на вопросы слушателей.


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов