Архив новостей отделения

27.10.2023

Лекция из цикла «Петербург на рубеже веков. Н.К.Рерих и его выдающиеся современники»: «Ф.И.Шаляпин. «Я в жизни был только актером и певцом» в Белом зале Библиотеки истории и культуры Петербурга (Марата, 72)



27 октября 2023 года в Белом зале Библиотеки истории и культуры Петербурга (Марата, 72), продолжил работу Лекторий Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов. В рамках лектория состоялась девятая лекция из цикла «Петербург на рубеже веков. Н.К.Рерих и его выдающиеся современники»: «Ф.И.Шаляпин. «Я в жизни был только актером и певцом». Лекцию прочитала сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР Л.И. Шестакова.

«Если я в жизни был чем-нибудь, так только актером и певцом. Моему призванию я был предан безраздельно. У меня не было никакого другого побочного пристрастия, никакого заостренного вкуса к чему-либо, кроме сцены» - писал Федор Иванович Шаляпин. Когда-то Владимир Иванович Немирович-Данченко обмолвился: «Про Шаляпина кто-то сказал: когда Бог создавал его, то был в особенно хорошем настроении, создавая на радость всем».

Где бы ни звучал голос Великого артиста – он везде узнаваем. Русская школа пения появилась благодаря пению Фёдора Шаляпина. Это особое неповторимое образование звука, задевающее глубинные человеческие чувства. Его творчество стало явлением не только в русской, но и в мировой культуре. Творческая биография Шаляпина состоит из множества блестящих образов в произведениях русской и зарубежной мировой оперной классики.

Великим художником и реформатором отечественного и мирового искусства Федор Иванович Шаляпин стал не только благодаря своему трудолюбию, творческой целеустремленности, стечению обстоятельств, но еще и потому, что его природный дар был чутко услышан, замечен, заботливо взлелеян, понят и взращен окружавшими его талантливыми людьми.

Школа жизни Федора Шаляпина неотделима от школы театра. Она складывалась из сложных и противоречивых событий жизни певца. Когда-то актерское кочевье по России стало для Шаляпина его «университетом».

Федор Иванович Шаляпин родился в Казани 1 (13) февраля 1873 году,  во флигеле дома купца Лисицына. Его родители были приезжими крестьянами из Вятской губернии. Отец Иван Яковлевич на новом месте служил писарем в управлении земства. А мать Евдокия Михайловна ходила на поденщину мыть полы, стирать белье. «Певал я часто с матушкой моей, она была милой домашней песельницей. И мы часто голосили с ней разные русские песни, подлаживая голоса» - писал певец.

В семь лет Фёдора научил читать гимназист, живший в том же доме, а в восемь отдают учиться в частную школу Ведерниковой. Он оказался способным, грамота давалась легко. В школе научился красиво писать.  Регент Щербинин научил мальчика петь по нотам, и он быстро постиг премудрости пения, после чего Фёдор стал петь в церковных хорах. Однако отец не считал пение стоящим занятием, и отдал Фёдора обучаться ремёслам, что бы семья могла худо-бедно существовать – сначала в скорняжную мастерскую, затем к сапожнику, позже к токарю.

В 9-летнем возрасте Фёдор продолжил учиться в 6-м городское начальном училище с трехлетним курсом обучения и заканчивает его в 12 лет с похвальным листом к удивлению родителей. Отец сказал: «Теперь ты грамотный. Надо работать!» и устраивает писцом в ссудную кассу, где сам работал.  Мальчик продолжает петь в церковных хорах. Как-то один из певчих предложил билет в Казанский городской театр. Это первое посещение театра стало настоящим событием в жизни Фёдора, искусство пленило его и целиком заполнило его существо.

Мечта оказаться на сцене начала сбываться. Фёдор устроился в Казанский театр выступать в массовках в качестве статиста. Позже предлагает себя в качестве хориста в музыкальную труппу из Уфы Семена-Самарского. Поет в хоре, участвует во всех спектаклях. Наконец получил сольную партию Стольника в опере Станислава Монюшко «Галька», заменив отказавшегося петь артиста. Этот дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, и он продолжает выступать уже в главных ролях и с успехом.

Закончился сезон и начинающий певец примкнул к приехавшей в Уфу украинской труппе Георгия Деркача. Труппа долго покружили по городам Средний Азии. Странствования с ней привели его в Тифлис. Тифлис оказался для него чудом. Потом он назовет его городом «чудодейственным» и часто будет говорить, что он для жизни родился в Казани, а для сцены – в Тифлисе.

Здесь ему впервые удалось серьёзно заняться своим голосом благодаря певцу-учителю  Дмитрию Усатову. Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в его жизни большое участие. «Этот превосходный человек и учитель, - скажет в конце жизни Шаляпин, - сыграл в моей артистической карьере огромную роль. С этой встречи с Усатовым начинается моя сознательная художественная жизнь…. Он пробудил во мне первые серьезные мысли о театре, научил чувствовать характер различных музыкальных произведений, утончил мой вкус, и это я в течение всей моей карьеры считал и до сих пор считаю самым драгоценным. Он наглядно обучил музыкальному восприятию и музыкальному выражению исполняемых пьес». Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу. Фёдор прожил в Тифлисе год, исполняя в опере первые басовые партии.  Шаляпин с одобрения Усатова отправляется в Москву с его рекомендательными письмами.

В начале июня 1894 года, ему 21 год, приезжает в Москву, но театральный сезон закончился. Случай вскоре представился. В Москве Фёдор познакомился со знаменитым антрепренёром М. Лентовским и согласился на его предложение переехать в Петербург и летом выступать в театре «Аркадия». Летний сезон завершился быстро: владелец театра обанкротился, и артисты разъехались. Кто-то предложил Фёдору вступить в оперное товарищество, которое собиралось ставить спектакли в Панаевском театре, во главе с дирижером Труффи, уже известным ему по Тифлису.

В Петербурге певец знакомиться с талантливым драматическим актером Мамонтом Дальским и учится у него сценическому мастерству, искусству жеста. Даже единственный шаляпинский тембр, получил свою „обработку“ в „школе“ Дальского. Артистичность, драматическая музыкальность, красочность фраз Мамонта вошли в плоть и кровь гениальной восприимчивой натуры Шаляпина. Дальский оставался до конца своих дней ближайшим другом певца.

О Шаляпине одобрительно отзываются рецензенты, певцом интересуются знатоки театра. Вас. Вас. Андреев сразу оценил талант Шаляпина. Он расширял круг его знакомых и, наконец, свел с дирижером Мариинского театра Э. Ф. Направником. Шаляпин был принят в труппу Мариинского театра 1 февраля 1895 года без дебюта на три года, ему 22 года. Теперь перед ним — одна из лучших сцен Европы.

Дебютировал в роли Мефистофеля в опере «Фауст». Роль для него была не новой, Федор готовился показать Мефистофеля, обогатив его выразительными драматическими красками, но на репетиции режиссер, резко охладил реформаторский пыл певца.  Тогдашний директор императорских театров И. А. Всеволожский не уставал повторять музыкантам, артистам и композиторам: «Мы должны прежде всего угодить царской фамилии, затем вкусу публики и только в третью очередь художественным требованиям искусства». Однако отзывы прессы свидетельствовали не только о неуспехе дебютанта, но и о готовности учиться у мэтров. Его способность самообладания - это важное качество характера очень многое определяло в судьбе Шаляпина.  «Я благодарю Бога за эти первые неуспехи, - признался Шаляпин через много лет в своей книге „Маска и душа“. - Они вышибли из меня самоуверенность, которую во мне усердно поддерживали поклонники». В сезон 1895—1896 годов он «появлялся довольно редко и притом в мало подходящих для него партиях» - сообщалось в прессе.

Меценат Савва Мамонтов, державший в то время оперный театр в Москве, заметив в Шаляпине выдающееся дарование, уговорил его перейти в свою труппу. Шаляпин пел в мамонтовской «Частной русской опере» в 1896—1899 годах, и за эти четыре сезона приобрёл широкую известность. В автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин характеризует эти годы творческой жизни как важнейшие: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента».  Шаляпин позже написал в своей биографии: «Савве Ивановичу я обязан своей славой. Ему я буду признателен всю мою жизнь».

            В 1899 году Шаляпин принял приглашение работать в Большом театре, где пользовался громадным успехом. Известность Шаляпина выходит за пределы России. В мае 1900 года певец получает телеграмму-приглашение из Италии, от генерального директора миланского театра «Ла Скала» с просьбой выступить в опере Бойто «Мефистофель» Шаляпин принимает его. Выступление в Ла Скала стало триумфом русского оперного искусства. Фёдора Шаляпина звали в Париж, Лондон, Америку…. Теперь у него была мировая слава.

С 1901 года Шаляпин гастролировал с большим успехом в лучших театрах Европы и Америки. Во время Первой мировой войны певец открыл на собственные средства два лазарета в Петербурге и Москве для раненых солдат, не оповещая общественность о своей благотворительности. Юрист, который много лет вёл финансовые дела Шаляпина, вспоминал: «Если б только знали, сколько через мои руки прошло денег Шаляпина для помощи тем, кто в этом нуждался!». Последний контракт с Дирекцией императорских театров был заключен с 23 сентября 1912 г. по 23 сентября 1917 г. Восхищение публики шаляпинским талантом было непреходящим.    

После революции 1917 года Федор Шаляпин жил в Петербурге, занимался переустройством бывших императорских театров, являлся выборным членом дирекции Большого и Мариинского театров, руководил художественной частью Мариинского театра.

В 1918г. Царь-бас первым из деятелей искусств удостоили только что учрежденного звания «Народный артист Республики». Выступая перед публикой, растроганный Шаляпин признавался, что эта награда ему дороже остальных, поскольку он сам человек из народа. В 1927 г. его денежная помощь голодающим детям русских эмигрантов в Париже была расценена в СССР как содействие белоэмигрантам. В том же году Шаляпина лишили звания «Народный артист Республики».  Известие об этом он переживал очень тяжело и только 10 июня 1991 г. возвращено это звание посмертно.

В новой России найти себе места артист не мог. Его широкой творческой натуре недоставало простора. С июля 1922 года  и до конца жизни Шаляпин живет за границей. Фёдор Шаляпин был не только великим певцом и драматическим артистом, владел искусством дирижирования, оперной режиссурой, обладал даром литератора. Его перу принадлежат две автобиографические книги – «Страницы из моей жизни», написанные в соавторстве с М.Горьким в 1916 году, и «Маска и душа» в 1932 г.

Певец проявил себя и как киноактер. Он сыграл главную роль в исторической кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный» в 1915г. и снялся в Америке в звуковом фильме «Дон Кихот», где сыграл главную роль. А еще Шаляпин оказался талантливым художником и скульптором. Именно Федор Иванович считается первым настоящим художником-гримером.

Во всех сферах искусства, которыми увлекался этот уникальный человек, он достиг потрясающего мастерства и самобытности. О нем пишут: «Этот артист еще не бывалый, автор нового веяния в искусстве, реформатор, создающий новую школу. Он возник, как самородок. У него нет предшественников. Большой человек наш Фёдор Иванович с его светлым талантом, так родственным Пушкину, Глинке и Моцарту, с его изумительным даром, не только чаровать, но и мыслить звуками».

Последнее турне состоялось в 1936 году - по странам Дальнего Востока. Он дал свыше 50 сольных концертов в Токио, Осаке, Шанхае, Тянь-Цзыне, Пекине и, вернувшись в Париж в 1937 году, врачи диагностировали у него онкологическое заболевание крови. Скончался Шаляпин у себя в парижской квартире 12 апреля 1938 года. Фёдора Ивановича похоронили на парижском кладбище Батиньоль с такими почестями, каких не удостаивался ни один иностранец. До конца своей жизни Шаляпин оставался русским гражданином, так и не приняв иностранного гражданства.

В соборе Александра Невского в Париже на улице Дарю митрополит Евлогий сказал: «За все то духовное наследие, которое он нам оставил, за прославление русского имени - за все это низкий поклон ему от всех нас и вечная молитвенная память».

В лекции Л.И.Шеставкова отметила творческие пресечения Н.К.Рериха и Ф.И.Шаляпина. Их связывали, еще в начале 20 века, дягилевские «Русские сезоны». В марте 1917г. на совещании у М.Горького собралась «Комиссию по делам искусства», где разрабатывались вопросы по охране памятников. В состав комиссии входили Рерих, Бенуа, Билибин, Добужинский, Петров-Водкин, Щуко, Шаляпин и другие. Мы знаем, что музыка сопутствовала Рериху в его экспедициях. Готовясь к ним и строжайше корректируя каждый лишний килограмм груза, Рерих никогда не забывал захватить с собой патефон и любимые пластинки. На привалах, в самых трудных условиях, в короткие часы отдыха, он и его спутники слушали музыку. А также во время пребывания в Кулу, по вечерам, после насыщенного трудового дня, Николай Константинович и его семья собирались вместе для прослушивания любимых пластинок, где звучал голос Федора Шаляпина.

29 октября 1984 г., в дождливый осенний день, произошло «возвращение» Ф.И.Шаляпина на родную землю – он был перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве в связи с пожеланием детей певца, исполнивших последнюю волю отца. В 1986 г. на могиле Шаляпина был установлен памятник работы скульптора А.Елецкого и архитектора Ю. Воскресенского.

В конце лекции позвучала «Элегия» Ж.Масне в исполнении Ф.И.Шаляпина в записи 1931 года.  После лекции состоялся активный обмен мнений и дискуссия по теме лекции


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов