Архив новостей отделения

05.10.2023

Лекция «Карл Иванович Май и гимназия Мая» в Библиотеке имени Д.С.Лихачева (пр. Тореза, 32)



5 октября 2023 года в Библиотеке имени Д.С.Лихачева (пр. Тореза, 32) состоялась лекция «Карл Иванович Май и гимназия Мая». Лекцию и презентацию провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР Гарина И.Н.

Карл Иванович Май родился 29 октября 1820 г. Был выдающимся

педагогом, организатором и первым директором школы Карла Мая.

Человек кристальной чистоты, честности и удивительной преданности своему делу. Школа его была особенной, здесь давались не только знания, но и прививались нравственные качества, эстетические чувства. Развивали здоровье и волю учеников, находя индивидуальный подход к каждому.

После окончания историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, Карл Май был домашним учителем в семье Дашковых, а позже преподавал географию в Лесном институте. К 30 годам он уже имел репутацию отличного педагога.

В то время в Российском обществе пробуждался интерес к различным сторонам жизни и вопрос о воспитании и образовании волновал многих. Вырос запрос на образованных служащих, грамотных рабочих, инженеров.

Школа Мая - частная немецкая мужская школа - была открыта в Санкт-Петербурге 22 сентября 1856 г. Первым директором стал сам К.И.Май. Девизом школы стало изречение основоположника педагогики Яна Амоса Коменского «Сперва любить — потом учить», в соответствии с которым был создан коллектив педагогов, состоящий только из людей, обладавших высокими нравственными и профессиональными качествами.

Были выработаны педагогические принципы, которым школа следовала во всё время своего существования. Вторым директором стал Василий Александрович Крокау, третьим, и как оказалось последним – Александр Лаврентьевич Липовский.

Созданная К.И.Маем система воспитания и образования предусматривала взаимное уважение и доверие учителей и учеников, постоянное взаимодействие с семьёй, стремление педагогов учесть и развить индивидуальные способности каждого ученика, научить их самостоятельно мыслить. Всё это в сочетании с высоким качеством образования позволяло год за годом выпускать из стен школы высоконравственных, разносторонне развитых юношей, готовых к труду, полезному для общества.

Таким образом, как отмечали уже в начале ХХ века, эту школу никогда нельзя было назвать ни монархической, ни демократической, ни республиканской, ни аристократической. Она всегда стремилась быть общечеловеческой. В ней учились мальчики разных сословий и национальностей.

Накануне Первой мировой войны здесь, под руководством 38 высококвалифицированных педагогов, получали знания 567 юношей. Проводились многочисленные экскурсии, не только в знаменитые петербургские музеи, но и на промышленные предприятия. Действовали различные кружки: литературный, выпускавший свой печатный журнал «Майский сборник», исторический, морской, фотографический, спортивный и авиамодельный, где первую в России модель самолёта построил Н.В.Фаусек – выпускник 1913 г. Известен факт, что вовремя Первой мировой войны при школе был создан госпиталь.

Из школы Мая вышло немало одаренных людей.  В эту школу шли семьями. Здесь учились 8 представителей семьи Бенуа, 6 - Семеновых- Тян-Шанских, 8 - Римских-Корсаковых, 5 - Рерихов и др. (Более 90 учеников стали докторами наук, 26 избраны действительными членами или членами-корреспондентами Академии наук или Академии художеств).

Один из самых выдающихся учеников школы Карла Мая - Николай Константинович Рерих вспоминал о школьных годах: «Недаром опытный географ предлагал не только заучивать названия, а именно запечатлеть иероглифы земли и линиями, и красками, и рельефами. В этом делании пробуждалась и любовь, и внимательность, и соизмеримость земных начертаний. Художество вносилось в эти прикасания к земле. А там, где знания будет сочетаться с искусством, там останется особенная убедительность».

Ещё один из выдающихся учеников Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Школа К. И. Мая наложила сильный отпечаток и на мои интересы, и на мой жизненный, я бы сказал мировоззренческий, опыт. Класс был разношерстный. Учился и внук Мечникова, и сын банкира Рубинштейна, и сын швейцара. Преподаватели тоже были разные. Старый майский преподаватель Михаил Григорьевич Горохов обучал нас два года перспективе почти как точной науке; преподаватель географии изумительно рассказывал о своих путешествиях и по России, и за границей, демонстрируя диапозитивы; библиотекарь умела порекомендовать каждому свое. Я вспоминаю те несколько лет, которые я провел у Мая, с великой благодарностью».

В современном варианте гимназия К.И.Мая после целого ряда преобразований и переездов возрождена и является школой № 5 Санкт-Петербурга, располагаясь на 13-й линия В.О. в д. № 28, а в здании № 39 на 14-й линии В.О. располагается Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН. Там же с 1994 года действует Музей гимназии К.И. Мая.


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов