Архив новостей отделения

22.09.2023

Лекция цикла «Петербург на рубеже веков. Н.К.Рерих и его выдающиеся современники»: «Лев Толстой. Пророк в отечестве своем в Белом зале Библиотеки истории и культуры Петербурга (ул. Марата, 72)



22 сентября 2023 года в Белом зале Библиотеки истории и культуры Петербурга (ул. Марата, 72), продолжил работу Лекторий Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов. В рамках Лектория состоялась восьмая лекция цикла «Петербург на рубеже веков. Н.К.Рерих и его выдающиеся современники»: «Лев Толстой.  Пророк в отечестве своем». Лекцию прочитал сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР М.Ю. Гаврилов.

Лев Никола́евич Толсто́й - один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших в мире писателей-романистов.

Участник обороны Севастополя, просветитель, религиозный мыслительЧлен-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900). Писатель, ещё при жизни признанный главой русской литературы. Творчество Льва Толстого ознаменовало новый этап в русском и мировом реализме, выступив мостом между классическим романом XIX века и литературой XX века. Лев Толстой оказал сильное влияние на эволюцию европейского гуманизма, а также на развитие реалистических традиций в мировой литературе. Произведения Льва Толстого многократно экранизировались и инсценировались; его пьесы ставились на сценах всего мира. Лев Толстой был самым издаваемым в СССР писателем.

В «Вестнике Теософии» за декабрь 1910 автор в "Письме к Читателю" пишет:  "В эпоху внутреннего перелома, подобную нашей, когда пережитая ступень уже перестала удовлетворять общественную совесть, появляется всегда гениальный человек, который как в ярком фокусе, воплощает в себе ещё смутные, но уже зародившиеся стремления человечества. Для нашей эпохи таким человеком является Лев Николаевич Толстой...

«Каждая строчка Л.Н. Толстого жадно ловится на лету не только нашей журналистикой, но и печатью всех государств Европы». Никогда еще русское слово нe имело такого могущества, никогда еще русское слово не приобретало такого влияния и не поднималось до такой ослепительной высоты, как в словах и мыслях Льва Толстого", - было написано о творчестве Толстого в одном из номеров российского «Журнала журналов и энциклопедических обозрений»за 1903 год.

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа [9 сентября по новому стилю] 1828 в селе Ясная Поляна Тульской Губернии. Дворянский род Толстых, известный со времен Ивана Грозного, возвысился во времена службы Петра Андреевича Толстого при дворе Петра I и получил графский титул при Екатерине I.  Мать Льва Толстого Мария Николаевна Волконская происходила из знатного княжеского рода Волконских. Рано лишившись родителей, Лев Толстой воспитывался близкими родственниками родителей. Участь в Казанском университете, увлекся философией Руссо. Среда, в которой он находился в Казани, угнетала его, и он отправился в возрасте 21 года к брату Николаю служить на Кавказ, где написал свои первые литературные произведения «Детство, Отрочество, Юность», напечатанные в журнале «Современник» в 1852 году. Н.Г.Чернышевский, будучи главным литературным критиком «Современника» отзывался о Толстом как о новом талантливом писателе, произведения которого отличают «глубокое изучение человеческого сердца», понимание «диалектики души» и «чистота нравственного чувства».

В 1854 он по своей просьбе переводится в осажденный Севастополь, где им будут написаны Севастопольские рассказы, прославившие его на всю Россию. Награжденный за храбрость орденом святой Анны четвертой степени поручик Толстой выходит в отставку и решает посвятить себя литературной деятельности писателя. Он пишет многочисленные рассказы и повести, занимается педагогической деятельностью у себя в поместье.

В сентябре 1862 года Лев Николаевич Толстой женится на дочери известного московского врача Софье Андреевне Берс. Они прожили вместе 48 лет, и брак этот нельзя назвать легким или безоблачным. Тем не менее Софья Андреевна родила графу 13 детей, опубликовала и прижизненное собрание его сочинений, и посмертное издание его писем. Семейная жизнь способствовала литературной деятельности писателя. Наиболее крупные произведения Толстого такие как «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» вошли в золотой фонд мировой литературы. Уникальность его произведений в том,  что он стремился передать внутреннюю жизнь своих героев, связанную с напряжением выбора между добром и зло. Герои его книг приходят к духовному преображению, перенеся страдание, часто оказавшись на грани между жизнью и смертью. В них будто умирает ветхий человек с его привычками и пороками,  и рождается новый очищенный духовный облик. Поэт Афанасий Фет, не зря называл Толстого — «исправителем рода человеческого, деятелем и по природе, и по положению».

Однако главной созданной своей книгой Толстой считал собственную «Азбуку», подготовленную к осени 1872 года. Он верил, что по его книге будут учиться несколько поколений всех русских детей от «мужицких до царских».

В августе 1869 года с Толстым произошел серьезный внутренний кризис, который поменяет его устремления на всю оставшуюся жизнь и приведет к серьезным религиозным исканиям.

Убийство народовольцами царя Александра II Толстой категорически осуждает. О революционных настроениях в России он постоянно говорит как о болезни, поразившей уже 20 лет назад страну, излечиться от которой, несмотря на большие и разнообразные усилия, никак не удается. Толстой предлагает молодому царю Александру III по-христиански простить убийц отца. Царь не ответил. С этого времени у Толстого окончательно возобладает убеждение, что самодержавие устарело и удерживается только с помощью репрессивного аппарата и «лжерелигии», выдающей себя за христианскую.

Его призывные статьи «Одумайтесь!», «Стыдно», «Пора опомниться!» к обществу говорят об этом. Письмо царю – это и первый значительный шаг на пути создания учения о непротивлении злу насилием, наиболее концентрированное и подробное изложение которого содержится в огромном трактате «Царство Божие внутри вас».

Как и все произведения Толстого, трактат «Царство Божие внутри вас» тогда же был переведен на основные европейские языки. Именно на английском языке его прочитал великий Мохандас Карамчанд Ганди. Книга Толстого способствовала духовному возмужанию выдающегося политического и религиозного деятеля XX века. Ганди писал в 1928 году: «… Книга Толстого излечила меня от скептицизма и сделала убежденным сторонником ахимсы (ненасилия). Больше всего меня поразило в Толстом то, что он подкреплял свою проповедь делами и шел на любые жертвы ради истины». В Индии, Китае, Японии восприятие идей Толстого, организация толстовских обществ и коммун носили особый характер. Толстой постигал основы этой науки у великих мудрецов Индии и Китая. И он сторицей вернул свой долг духовному Востоку, заняв достойное место рядом с этими мудрецами.

Толстой стремился приобщиться к мудрости простого народа и сблизиться с ним. Он жадно вглядывался своими остро схватывающими суть глазами в лица прохожих и странников, и не менее жадно впитывал их рассказы, записывая их в дневники. Ему доверяли и исповедовались. Он умел расположить к себе. Эти записи он использовал при создании народных рассказов, драмы «Власть тьмы», романа «Воскресение», «Чем люди живы», «Свечка», «Где любовь, там и Бог», «Много ли человеку земли надо».

Народные рассказы Толстого были встречены с большим интересом. «Евангельский дух, евангельская точка зрения – вот что поразило читателя, поразило неожиданно и неотразимо.

В 1882 году Лев Толстой вместе с семьей переезжает жить в Москву. Почти двадцать лет жизни Толстого будут связаны с домом в Хамовниках в Москве. Только в начале нового века он переберется в Ясную Поляну. Тысячи посетителей пройдут через кабинет. В настоящее время здесь находится музей Толстого.

Лев Николаевич в 1882г. участвовал в московской переписи населения. К участию в переписи писателя подтолкнуло желание помочь людям, живущим в бедности.  В 1880 е годы будут написаны рассказы «Холстомер», «Смерть Ивана Ильича», «Дьявол», «Власть тьмы», «Исповедью», «В чем моя вера?», трактат «Так что же нам делать?»

Во время страшного голода 1891–1892 годов, поразившего десятки губерний России Толстой лично возглавил работу по борьбе с голодом. Наведенный им порядок в деле организации помощи голодающим, дал удивительные плоды. Его семьей было собрано в виде пожертвований почти 150 тысяч рублей. Что спасло многие тысячи голодных людей в России от смерти.

В своем очерке Толстой и Тагор в 1937 году Н.К.Рерих писал: «…Священная мысль о прекрасной стране жила в сердце Толстого, когда он шел за сохою, как истинный Микула Селянинович древнерусского эпоса, и когда он, подобно Беме, тачал сапоги, вообще искал случая прикоснуться ко всем фазам труда. Без устали разбрасывал этот сеятель жизненные зерна, и они крепко легли в сознание русского народа».

Натура Толстого была поистине мощная. Энергия фантастическая. Сил хватало на всё: постоянную, огромную и разнообразную литературную работу, гигантскую переписку, косьбу и другой физический труд, чтение на основных европейских языках, беседы с людьми всевозможных сословий, профессий, национальностей. Казалось, эти силы никогда не иссякнут, как никогда не прервется могучее и страстное движение.

Последние пятнадцать лет своей жизни Толстой думал о том, чтобы стать странником. Но он не решался оставить семью, ценность которой проповедовал в своей жизни и в творчестве.  Все свои права на имущество Толстой передал жене и детям еще в 1892 году, кроме авторских прав на свои сочинения, созданные после 1881 года, гонорары за публикацию которых считал получать для себя неприемлемыми.

28 октября 1910 года Толстой в сопровождении своего врача тайно уехал из Ясной Поляны. Быстро развивающееся болезнь сорвала планы дальнейшей поездки. 7 ноября он умер от воспаления легких в доме начальника железнодорожной станции Астапово.

Толстой навсегда остался неотъемлемой частью русской культуры, предметом национальной гордости. Стихия эпического повествования Толстого оказала могучее воздействие на искусство XX века.

Последний секретарь Льва Толстого Валентин Булгаков в своих воспоминаниях писал: «Изучая Толстого..., мы убедимся в наличности чрезвычайно глубокой, поучительной и своеобразной духовной эволюции, которую он пережил, проходя одну ступень за другой в своем последовательном внутреннем развитии на протяжении нескольких десятков лет, причем нами будет установлено, что отличительными признаками этой эволюции является: единство общих ее стремлений при разнообразии форм».

Жизнь и творчество Толстого привлекало и привлекает миллионы людей.  «Он будил совесть, с потрясающей искренностью, не сдаваясь ни на какие компромиссы, не уступая ни пяди из своих верований, не останавливаясь ни перед какими последствиями. Необычайное влияние Льва Николаевича исходит из того, что он сосредоточил всю жизнь своего духа на цельной вере к вечной правде…», - написано в   Вестнике Теософии за декабрь 1910 года.  

Е.И.Рерих писала о Толстом: «…поиски Христа Живого, а не безжизненного идола …было благородною целью жизни Толстого. И он нашел Его… Толстой – веха на пути человеческой эволюции. Так поклонимся и почтим этого мученика…Удивительный конец великого путника! Это было настолько несказанно, что вся Россия в первую минуту даже не поверила. …Точно бы ушло что-то от самой России… Не Сам ли Христос сказал: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Матф. 13, 57). Письма Е.И.Рерих ,07.05.1939г.).


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов