Архив новостей отделения

01.10.2022

Лекция «Махатма Ганди – Великая Душа Индии» в Центральной районной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (г. Санкт-Петербург пр. Богатырский, д. 9)



1 октября 2022 г. в Центральной районной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (г. Санкт-Петербург пр. Богатырский, д. 9), в рамках экспонируемой здесь выставки «Махатма Ганди – Великая Душа Индии», и в преддверии 153 годовщины со дня рождения Махатмы Ганди, отмечаемой 2 октября 2022 г., состоялась одноименная лекция, которую провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В. Александрова.

Она рассказала, что выставка является совместным проектом Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов и Генерального консульства Республики Индии в Санкт-Петербурге. Экспозиция показывает самоотверженный путь становления и преобразования Мохандаса-адвоката в Махатму Ганди, ставшего катализатором огромных перемен в Индии.

Мохандас Карамчанд Ганди (1869-1948),  великий гуманист и философ, сыграл исключительную роль в истории Индии. Он был истинным патриотом своей родины, возглавив национально-освободительное движение индийского народа от Британской империи, завершившееся завоеванием независимости Индии в 1947 г.

Выставка освещает важнейшие вехи жизни выдающегося гуманиста ХХ века, становление его как идеолога и лидера национально-освободительного движения Индии: детство, его воспитание, учеба в Англии, африканский период адвокатуры, переписка с Л.Н. Толстым, повлиявшим на формирование его философии и движения «Сатьяграха». Он объяснял это название следующим образом: «сатья» — истина, созидаемая любовью, и «аграха» — твердость человеческого духа. То есть сутью учения Ганди было стойкое служение истине, отрицающее любое насилие.

Философия ненасилия, ставшая основой сатьяграхи как нового метода политической борьбы, имеет глубокие корни в индийской духовной традиции – в ее основе лежит принцип ахимсы - не причинения зла всему живому, и высшими ценностями признаются жизнь и любовь к человеку и всему живому.

М.К. Ганди была разработана программа несотрудничества с колонизаторами: бойкоты правительственных учреждений, иностранных товаров, отказ от уплаты налогов, неповиновение наиболее нетерпимым законам и т.п.

Успешное проведение нескольких кампаний гражданского несотрудничества в Африке, выступления в печати в поддержку национального движения делали его имя все более известным и популярным и в самой Индии.

По возвращении на родину в 1915 г. Мохандас Ганди успешно проводит в Индии три кампании «ненасильственного несотрудничества». Первую - в 1915 году в княжестве Раджкот - за отмену некоторых таможенных пошлин. Затем в 1917 году - за реформу системы вербовки кули для работы вне Индии, а в конце 1917 - начале 1918 годов в Бихаре - против системы эксплуатации крестьян английскими плантаторами. В 1922 г. Ганди проводит первую всеиндийскую сатьяграху, а в 1930 г. произошло одно из самых впечатляющих событий, организованное Махатмой Ганди - ненасильственное движение, потрясшее корни  Британской империи в Индии - мирный «Соляной марш». Он начинался от  ашрама Махатмы Ганди на реке Сабармати до берега Индийского океана, где предполагалось набирать  воду, разводить огонь и демонстративно выпаривать соль из морской воды. В знак нарушения колониальной соляной монополии, участники Соляного похода не уплачивали налог на соль.

Махатма Ганди без преувеличения может быть назван и выдающимся педагогом XX столетия. Подтверждением этому является его многолетняя и разносторонняя педагогическая деятельность, в том числе и широкомасштабная работа по коренному реформированию государственной системы образования в такой большой стране, как Индия.

Начало педагогической деятельности М.К. Ганди связано с Южной Африкой. Там под эгидой национального конгресса Наталя была создана Ассоциация по вопросам образования индийцев. В 1908 г. в книге «Хинд Сварадж» («Индийское самоуправление») он писал о том, что образование это только инструмент, и его ценность - в возможности служить как можно большему числу людей; первостепенное внимание нужно уделить строительству характера, что по своей сути и является начальным образованием. Религиозное, т.е. этическое воспитание – одна из главных задач семьи и школы. Цель образования – разбудить душу ученика, вызвать к жизни его духовные силы.

Главный вывод М.К. Ганди: «чтобы возродить первоначальную чистоту Индии, нам нужно вернуться к ней». В педагогике это означало – вернуться от европейской, английской к традиционной, национальной системе воспитания, в котором главным было формирование нравственного стержня человека; вернуться к родному языку, как единственно возможному средству обучения, вернуться к животворным родникам индийской культуры.

Его программа по «строительству нации снизу доверху» включала массовое воспитание индийцев, формирование таких черт национального характера, как самоуважение, решительность, бесстрашие, терпение, способность к самопожертвованию и т.д.

Т.о. его педагогика предполагала влияние на весь народ: на бедных и богатых, взрослых и детей – привлечение всех к борьбе за независимость. Он возвысил дух людей, вызвав к жизни лучшие их качества, убедив, что каждый достоин принять участие в этом святом деле.

Махатма Ганди пользовался огромным влиянием, как среди индийцев, так и среди мусульман Индии и всеми силами старался примирить эти враждующие группировки. Он крайне отрицательно отнёсся к разделению в 1947 году бывшей британской колонии Индии на светскую республику Индия с преобладанием индуистского населения и мусульманский Пакистан. 15 августа 1947 г. Индия получила независимость, а 30 января 1948 г. в Дели Махатма Ганди погиб от руки одного из членов шовинистической индуистской организации.

Лектор обратила внимание, что на выставке представлены несколько писем Ганди, в которых корреспонденты обращаются к нему как к Махатме – Великой Душе (Махатмы – Высокие Индивидуальности в духовной традиции Востока). Одно письмо подписано, как «Бапу» - Отец. Так многие соратники обращались к нему, что дает представление об отношении многонационального индийского народа к Махатме Ганди как к отцу, создателю нации и своему духовному лидеру.

Махатму Ганди высоко оценили великие писатели гуманисты – Рабиндранат  Тагор, Л.Н. Толстой, А.М. Горький, Ромен Роллан, Бернард  Шоу. Собрание сочинений Махатмы Ганди составляет десятки томов. В них входят огромное количество писем. Его труды издаются на многих языках мира, многочисленные центры и институты изучают его опыт, освещают жизнь и учение. О нем написано более 8000 трудов. В 2007 году ООН объявила 2 октября, день рождения Махатмы Ганди, Международным днем ненасилия – для увековечивания памяти об этом выдающемся гуманисте ХХ века.


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов