Архив новостей отделения

19.05.2022

Лекция «Одоевский Владимир Федорович – предтеча русского космизма» в детской районной библиотеке №11 «Остров сокровищ» (г. Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 97, к. 3)



19 мая 2022 г. в детской районной библиотеке №11 «Остров сокровищ» (г. Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 97, к. 3), в рамках цикла лекций «Идеи космизма в философии, науке и искусстве», прошла пятая лекция «Одоевский Владимир Федорович – предтеча русского космизма». Лекцию с видео-презентацией представила сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР Л.И. Шестакова.

Последнего из древнего рода князей Рюриковичей князя Одоевского Владимира Федоровича (1804-1869), можно причислить к интереснейшим и выдающимся личностям, в чьем творческом и духовном наследии мы находим истоки идей космизма. Его оригинальные идеи явно опередили свою эпоху. Это свидетельствует о прозорливости мыслителя, его устремленности в будущее, непреходящей ценности его идей. Он родился в Москве, получил образование в Московском университетском пансионе и окончил его с золотой медалью.

Природа щедро наградила князя обилием талантов. При широте своих интеллектуальных интересов он во многих отношениях явление уникальное. Жизнь и деятельность князя Одоевского настолько слились с историей русской общественной жизни и русской культуры середины 19 века, что его невозможно выделить из этой эпохи.

Даровитый литератор, философ, один из основоположников русского классического музыкознания, композитор, критик, публицист, общественный деятель, он получил также известность как учёный-энциклопедист и просветитель, пытливый экспериментатор и изобретатель, популяризатор научных знаний. 

Одна удивительная черта - беспримерная работоспособность, подтверждающая древнюю, но вечно живую истину, что гений и труд - понятия нераздельные.

Одоевский возглавил в России первое философское «Общество любомудрия». Любомудры видели свою задачу в построении мировоззренческой основы русской культуры. В их размышлениях находим наброски тех идей, что десятилетиями позже лягут в основу учения Н.Ф. Федорова и его последователей космистов. Прежде всего, это идеал живого, «цельного знания» и  управления силами природы.

Одоевский был против специализации и высказывал это в своих теоретических рассуждениях и в произведениях: «Никакое отдельное знание, ни химия, ни физика, ни психология (в отдельности) не дают понятия о предмете, ибо каждый предмет для разумения его требует всех наук, и сверх того, их разумного сопряжения... В каждом предмете природы являются все науки вместе». 

В первом отечественном философском романе Одоевского «Русские ночи» прозвучали идеи о необходимости новой науки и нового искусства, соединяющие разум и интуицию, а также мысль о человеке как активной, творческой силе.

У Одоевского был целый ряд идей, общих для всех деятелей русского космизма. Важное место занимает идея общего блага, блага всего человечества, идея духовности и всеединства, он был универсалистом, носителем синтеза в себе и понимания синтеза в науке.

Нельзя не признать, что пытливая и острая мысль Одоевского, его чуткость ко многим передовым явлениям современности во многом упреждала даже самых выдающихся учёных и мыслителей его времени.

Более чем 40 лет была отдана «труженическая», «чернорабочая» жизнь князя Владимира Федоровича Одоевского государственной службе на благо России. Он был чиновником Комитета иностранных дел, при этом поражает многообразие поручений, которые пришлось выполнять князю. Переходя из одного департамента в другой, князь Одоевский являлся всюду во всеоружии своих отменных дарований и глубокой эрудиции, прилагая везде свое образцовое трудолюбие, он всегда чувствовал себя на своем месте.

За свой труд князь Одоевский в 1845 г. был пожалован в  действительные статские советники, который соответствовал генерал-майору в армии и титуловался "Ваше превосходительство". Князь Одоевский чуждался чинов и почестей и искренно просил не награждать его чином тайного советника, к которому его хотели представить за доброе, беспорочное служение и "совершенное самоотвержение".

Князь Одоевский был одним из первых благотворителей своего времени, создателем и душой одной из крупнейших благотворительных организаций своего времени — «Общества посещения бедных просителей». Одновременно с работой в Обществе, в 1846 г. Владимир Фёдорович был утвержден помощником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея.

В Петербурге круг литературного общения резко расширяется. Князь Одоевский  становится завсегдатаем столичных литературных домов. Вскоре он станет хозяином одного из самых знаменитых литературных салонов столицы.

Одоевский принимал участие в создании Русского музыкального общества и консерватории в Москве, вообще чрезвычайно много сделал для развития музыкального образования и музыкальной критики в России.

На протяжении всей своей литературной деятельности Одоевский обильно пользовался псевдонимами. Одной из причин, по которой Одоевский подписывался не своим именем, это возможность предохранить от поругания и личностных критических выпадов имя, которое имеет честь носить князь Владимир Федорович Одоевский, и которое принадлежит «истории нашего отечества». 

Одоевский первый печально, горестно воскликнул на всю Россию, когда Пушкин погиб: «Солнце нашей поэзии закатилось! …»

В тридцатые годы и в начале сороковых князем Одоевским написаны все основные и лучшие произведения. Они разнородны по жанрам и тематике, но все это жанровое и тематическое многообразие было спаяно особым типом мышления, выработанным под влиянием философии Шеллинга и других немецких философов.

В.Г. Белинский высоко оценил фантастический роман Одоевского «4338 год», подчеркнув, что «главная мысль романа – твердое верование в совершенствование человечества и в грядущую мирообъемлющую судьбу России». В этом произведении прозрения Одоевского простирались на целые века вперед.

Его мысли оставили в человечестве заветные зерна тех идей, которым суждено затем возрасти могучим древом в учениях русских космистов. Все это делает князя Одоевского предтечей русского космизма.

В Гранях Агни Йоги записано:  «Провозвестники будущего обладали даром предвидения и предслышания. Они передавали людям беззвучные вести пространства, призывая человечество внимать зовам будущего. И они двигали эволюцию, ибо знали сущность грядущей ступени. Своим пониманием и прозрением будущего насыщали они ауру Земли, цементируя пространство, и продвижение человечества на новую ступень становилось возможным…. Потому велика заслуга их, идущих впереди своего времени». 

Елена Ивановна Рерих пишет, что именно через космическое миропонимание наступит духовное единение: «…Наука идет такими гигантскими шагами вперед, что скоро будет осознана и следующая ступень, именно, ступень сотрудничества с Космосом, и тогда космическое сознание перестанет пугать даже самых неученых, а станет явлением обычным, и никакой человек, осознавший свое место в Космосе, не сможет оставаться в своем скворечнике. Тогда наступит и духовное объединение».

В завершение встречи состоялась беседа со слушателями по тематике лекции и Л.И. Шестакова ответила на вопросы слушателей.


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов