Архив новостей отделения

06.05.2022

Лекция «Махатма Ганди – Великая Душа Индии» в Центральной детской библиотеке Невского района Санкт-Петербурга (пр. Большевиков, д. 2Б)



6 мая 2022 г. в Центральной детской библиотеке Невского района Санкт-Петербурга  (пр. Большевиков, д. 2Б), в рамках экспонируемой выставки «Махатма Ганди – Великая Душа Индии», состоялась одноименная лекция для студентов Охтинского колледжа, которую провела сотрудник СПб отделения МЦР Т.В. Александрова.

Она рассказала, что выставка является совместным проектом Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов и Генерального консульства Республики Индия в Санкт-Петербурге. Экспозиция освещает важнейшие вехи жизни выдающегося гуманиста ХХ века, показывает самоотверженный путь становления и преобразования Мохандаса-адвоката в Махатму Ганди, ставшего катализатором огромных перемен в Индии.

Мохандас Карамчанд Ганди родился 2 октября 1869 года в штате Гуджарат в прибрежном городе Порбандар в семье крупного индийского чиновника. Большое влияние на формирование личности Ганди в детские и юные годы оказали его родители – отец Карамчанд и мать Путлибай, которые строго придерживались религиозных и этических принципов индуизма. Дети в семье Ганди воспитывались в духе не причинения вреда живым существам, стремления к самоочищению и терпимости к людям иной религиозной и кастовой принадлежности.

Мохандас Ганди получил образование в Англии, став дипломированным адвокатом. По завершении учебы в 1891 году он вернулся в Индию для работы по специальности. Адвокатская практика на родине не принесла Ганди успеха,  и в 1893 он приезжает в Южную Африку в качестве юриста в одну из индийских торговых фирм. Здесь он  возглавляет борьбу против расовой и национальной дискриминации проживающих в Южной Африке соотечественников,  выходцев из Индии. Именно здесь он впервые применил в качестве средства борьбы ненасильственное сопротивление, сформировал идейные и тактические принципы борьбы, назвав их «Сатьяграхой». Он объяснял это название следующим образом: «сатья» — истина, созидаемая любовью, и «аграха» — твердость человеческого духа. В основе учения сатьяграхи лежали три главных принципа: гражданского неповиновения, несотрудничества и, самое важное, ненасилия.

Принцип ненасилия, ставший основой сатьяграхи как нового метода политической борьбы, имеет глубокие корни в индийской духовной традиции – в основе которого лежит принцип ахимсы - не причинения зла всему живому, и высшими ценностями признаются жизнь и любовь к человеку и всему живому. Это понятие подразумевает особое отношение к миру как к единому живому организму, все «клетки» которого очень тесно взаимосвязаны. Большое влияние на формирование позиций Мохандаса Ганди оказали также морально-этические принципы учения Л.Н. Толстого, с которым Ганди состоял в переписке.

Успешное проведение нескольких кампаний гражданского несотрудничества в Африке, выступления в печати в поддержку национального движения делали его имя все более известным и популярным и в самой Индии. Ганди сумел стать национальным героем и вождем в полном смысле этого слова, а свой стратегический метод, «сатьяграху» применил и на родине, в Индии. Он становится одним из ведущих лидеров национально-освободительного движения Индии, идейным руководителем партии Индийский национальный конгресс.

Величие Ганди в том, что он  на основе глубокого понимания национальной духовной традиции и национальных интересов сумел выработать эффективную тактику этой борьбы и наиболее действенные формы ее организации. Была разработана программа несотрудничества с колонизаторами: бойкоты правительственных учреждений, иностранных товаров, отказ от уплаты налогов, неповиновение наиболее нетерпимым законам и т.п.

Махатма Ганди успешно проводит в Индии три кампании «ненасильственного несотрудничества». Первую - в 1915 году в княжестве Раджкот - за отмену некоторых таможенных пошлин. Затем в 1917 году - за реформу системы вербовки кули для работы вне Индии, а в конце 1917 - начале 1918 годов в Бихаре - против системы эксплуатации крестьян английскими плантаторами. В 1922г. Ганди организует первую всеиндийскую сатьяграху, а в 1930 г. он возглавил "Соляной поход" к морю, где участники похода вручную выпаривали соль. Эта акция была символическим протестом против правительственной соляной монополии.

Он  также выступал за возрождение крестьянской общины, деревенского ремесла, кустарной промышленности на основе повсеместного введения ручного прядения и ткачества, в которых видел не только средство ликвидации безработицы и облегчения положения трудящихся, но и возможность освободить экономику Индии от иностранной зависимости.

Это не только подрывало самую основу власти Британской империи, но и пробуждало в индийцах дух свободы и чувство собственного достоинства, осознание необходимости мужественно отстаивать свои гражданские права. Британцы часто сажали М. Ганди в тюрьму за проявление активности в Южной Африке и Индии. В общей сложности он провел в тюрьме семь лет. Ганди удалось превратить миллионы индийцев в единую силу, которую колониальные власти не смогли игнорировать, и им удалось привлечь к этой проблеме внимание мировой общественности.

Махатма Ганди пользовался огромным влиянием, как среди индусов, так и среди мусульман Индии и всеми силами старался примирить эти враждующие группировки. Он крайне отрицательно отнёсся к разделению в 1947 году бывшей британской колонии Индии на светскую республику Индия с преобладанием индуистского населения и мусульманский Пакистан. 15 августа 1947 г. Индия стала независимым государством, а 30 января 1948 г. в Дели Махатма Ганди погиб от руки одного из членов реакционной индуистской организации.

Мохандас Карамчанд Ганди вошел в историю Индии как пламенный патриот и выдающийся деятель национально-освободительного движения индийского народа. Его самоотверженная борьба за независимость родины, неустанная деятельность по сплочению всех слоев населения и народностей Индии, решительные призывы к искоренению индусско-мусульманской розни, к уничтожению неприкасаемости и раскрепощению женщин, широкомасштабная работа по коренному изменению образования в Индии на основе национальной культуры и родного языка, его страстное желание видеть Индию свободным и процветающим государством – все это снискало ему любовь и признательность соотечественников, которые наделили его титулом Махатма - «Великая Душа» и считают его «Отцом нации».

Махатму Ганди высоко оценили великие писатели гуманисты – Рабиндранат  Тагор, Л.Н. Толстой, А.М. Горький, Ромен Роллан, Бернард  Шоу. Собрание сочинений Махатмы Ганди составляет 80 томов. В них входят огромное количество писем. Его труды издаются на десятках языков, многочисленные центры и институты изучают его опыт, освещают его жизнь и учение. О нем написано более 8000 трудов. В 2007 году ООН объявила 2 октября, день рождения Махатмы Ганди, Международным днем ненасилия – для увековечивания памяти об этом выдающемся человеке.

 


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов