Архив новостей отделения

16.04.2021

Лекция «Синтез Небесного и земного. Великий реформатор Рихард Вагнер» в Библиотеке №4, г.Санкт-Петербург


16 апреля 2021 года в Библиотеке №4 на Троицком поле (ул.Бабушкина,135) состоялась лекция «Синтез Небесного и земного. Великий реформатор Рихард Вагнер» которую провел председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга Э.А.Томша.

В этом году 22 мая мировое сообщество отметит 208 лет со дня рождения Рихарда Вагнера – великого немецкого композитора, крупнейшего реформатора оперного искусства, философа и драматурга. Творчество Рихарда Вагнера органично связано с национальными традициями немецкой культуры, а его музыка, по своей выразительности и глубокому художественному и философскому содержанию, выходит за пределы национальной культуры своей страны, став планетарным достоянием общемировой культуры.

В своей лекции Эдуард Антонович раскрыл различные грани творчества гениального композитора, многие из которых мало известны современному российскому слушателю. Так Р.Вагнер в своих произведениях обращал самое серьезное внимание на смыслообразы в эстетике, вечные ценности народного эпоса и мифологии, ее героики в драматургии оперно-сценического и музыкально-художественного творчества. Миф, согласно концепции Р.Вагнера, – это начало и конец истории; лишенный всего случайного, он выражает вечное и неумирающее и потому полнее всего, органичнее всего сочетается с музыкой.

Р.Вагнер очень большое внимание уделял смысловому содержанию литературного сценария своих произведений, над которыми он работал. Не желая отдаваться обывательским предпочтениям и вкусам публики, композитор решает поднять их на свою высоту понимания драматургии произведения, самостоятельно создавая не только музыку, но и литературный сценарий всей оперы. Рихард Вагнер утверждал, что сюжет для будущей оперы должен выбираться из жизненных ситуаций и складываться от незыблемых общечеловеческих ценностей. Искусство, согласно концепции Р.Вагнера, должно взять на себя роль «последнего мессии», способного спасти человечество. Эта борьба за полное обновление вкусов публики, за переустройство мира через искусство станет ведущим принципом всего творчества выдающегося композитора.

Р.Вагнер известен сегодня как реформатор оперного искусства, как создатель музыкальной драмы, резко отличающейся от обычной традиционной оперы. Интерес к народному эпосу с его героическими образами и вечными общечеловеческими ценностями, определял и соответствующее отношение Р.Вагнера к опере как виду музыкально-театрального искусства.

Особое внимание Э.А.Томша уделил литературному и философскому наследию Рихарда Вагнера, его мировоззренческой концепции, выходящей за рамки только музыкального творчества. Наряду с музыкально-эстетическими работами, сегодня известны философско-публицистические труды, обширная переписка композитора и его мемуары. Р.Вагнер рассматривал свое музыкальное творчество как синтез и как способ выражения определенной философской концепции. Полное воплощение теория «музыкальной драмы» получила в 1850-е годы в швейцарских работах композитора.

Вагнеровская «музыкальная драма» приводит нас к пониманию философии всего творчества композитора, выраженной в синтезе Небесного и земного. Задуманная композитором в «музыкальном духе», она в высшей степени философская, и глубоко символична, а ее объектом стали непреходящие ценности человечества, суть отражения Высшего миропорядка в земной жизни. Р.Вагнер, как мыслитель и философ предлагает зрителю стать участником размышления над вопросами, которые всегда волновали человека – любовь и самоотречение, преданность и героизм, а также проблема смысла жизни, смерти и вечной жизни.

В своих литературных работах Р.Вагнер уделял много внимания общему философскому осмыслению музыки и ее влияния на национальное искусство Германии середины XIX века. Изучение трудов немецкой классической философии Людвига Фейербаха, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля и Артура Шопенгауэра, приводит композитора к формированию собственных мировоззренческих взглядов. Это нашло отражение в его работах и философской концепции о значимом месте художника в современном обществе, об идеальном общественном устройстве и важной роли искусства в будущей мировой гармонии.

Рихард Вагнер вошел в историю музыки как великий оперный реформатор. Он стремился к полному, органичному синтезу музыки, драмы и поэзии. Вопросы, посвященные музыкальной драме, раскрываются Р.Вагнером в его статьях и литературных работах. Р.Вагнер развивает идею синтеза искусств в «драме будущего», как называл композитор свое музыкальное произведение, где драма – цель, музыка – средство для ее воплощения.

Синтез вокальной и симфонической музыки, поэзии мифологических сюжетов и драмы, декорационно-сценического действия и цветового оформления – все это нашло выражение в «Фестивальном театре» (Festspielhaus Theater), построенном для Р.Вагнера в г.Байройте (земли Баварии, Германия).

Осмысливая сегодня наследие Р.Вагнера, выдающегося деятеля мировой культуры, мы видим – его творчество вышло за пределы национальной культуры своей страны, оно стало достоянием мировой культуры. Творчество Р.Вагнера, по своему масштабу, философскому содержанию и средствам выражения, является примером высочайшего творческого гения, вошедшего в мировую сокровищницу культуры человечества, став уникальным явлением планетарного масштаба.

Лекция сопровождалась презентацией, с использованием исторического материала и музыкальных фрагментов выдающегося композитора.


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов