Архив новостей отделения

31.05.2020

Открытие выставки «Пакт Рериха. История и современность» в Наумбурге (Германия)


28 мая 2020 года в немецком городе Наумбурге, Земля Заксен-Анхальт, состоялась торжественная церемония открытия выставки «Пакт Рериха. История и современность», организованной Немецким Рериховским обществом при содействии Международного Центра Рерихов, учредителя этого международного выставочного проекта. Автором проекта является выдающийся деятель культуры, генеральный директор общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве Людмила Васильевна Шапошникова (1926–2015).

Выставка «Пакт Рериха. История и современность» была поддержана правительством Федеральной Земли Заксен-Анхальт, мэрией Наумбурга и культурными учреждениями города. В адрес организаторов выставки министр-президент Федеральной земли доктор Хазелофф направил приветственное письмо, в котором выразил понимание важности культуры в жизни общества и пожелание успешного проведения выставочного проекта в Наумбурге.

Выставка в рамках данного проекта проводится на территории Германии уже в 5-й раз. До этого выставочная экспозиция была представлена в Берлине (2013), в Бонне (2015), в Эссене (2015) и в Бохуме (2018).

Выставка 2020 года в Наумбурге во многом особая. Прежде всего потому, что она посвящена 85-летнему юбилею Пакта Рериха, первого международного договора по сохранению мирового культурного наследия, который, как известно, был подписан 15 апреля 1935 года в США представителями 21 государства. Основополагающие принципы и нормы Пакта Рериха явились базовым фундаментом Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов 1954 года и позже легли в основу многих документов ЮНЕСКО.

Непреходящая значимость Пакта Рериха неоспорима, так же как неоспорим тот факт, что неординарная личность Николая Константиновича Рериха является сегодня поистине связующим звеном между культурным наследием прошлого, настоящего и будущего. Следуя целям популяризации идей Пакта и философско-провидческой концепции Рериха, выраженной им в коротком и емком призыве «Мир через Культуру» под Знаменем Мира, и задумывалась нынешняя юбилейная выставка в Наумбурге на территории Германии.

Первоначально ее открытие планировалось Немецким Рериховским Обществом на 15 апреля 2020 года, но чрезвычайные обстоятельства этого года не позволили приурочить открытие непосредственно к исторической дате. Можно считать маленьким чудом, что открытие выставки вообще стало возможным в этом «вирусном» году, перечеркнувшем планы и начинания не только в области Культуры. Необходимо отметить, что выставка явилась как для Наумбурга, так и в целом для Земли Заксен-Анхальт первым культурным мероприятием, открытым и доступным каждому для посещения после многочисленных запретов и ограничений последнего времени.

Город Наумбург далеко не случайно выбран местом проведения юбилейной выставки. Этот небольшой (ок. 30000 жителей), красивый, уютный немецкий городок с более чем тысячелетней историей как никакой другой в Германии напрямую связан с именем Николая Рериха. Именно здесь, в средневековом кафедральном соборе, находится скульптура Уты Наумбургской (XIII век), послужившая художнику прообразом для его картины «Держательница Мира. Камень Несущая» (1933). Николай Константинович, прекрасно знавший лучшие произведения мирового пластического искусства, остановил свой выбор на этой гениально исполненной неизвестным Мастером Средневековья женской скульптуре, перенеся ее из долины реки Заале в далекие Гималаи и присвоив ей сакральный титул Великого Женского Начала – «Держательница Мира». Можно без преувеличения сказать, что художник тем самым даровал скульптуре Уты Наумбургской «вторую жизнь».

Имя Николая Константиновича Рериха в Наумбурге до недавнего времени было практически неизвестно. Также здесь ничего не знали и о картине «Держательница Мира», или об «Уте в Гималаях», как эту картину теперь называют в Наумбурге. Примерно с 2010 года имя художника Рериха и его картина были официально введены в область интересов ученых, занимающихся проблематикой истории кафедрального собора и его знаменитых скульптур.

В 2018 году Наумбургский собор с его скульптурным циклом был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и, таким образом, стал всемирно известным объектом Культуры, который теперь стремятся увидеть посетители из многих стран мира. Ута Наумбургская – «Держательница Мира» – вышла на мировую арену.

Наумбург официально является столицей Земли крепостей и замков, или Бургенланда, и может по праву служить показательным примером бережливого отношения к культурным памятникам давно минувших дней. Подавляющее большинство объектов старины спасено здесь от окончательного разрушения и бесследного исчезновения только благодаря так называемой «инициативе снизу», то есть благодаря высокой степени активности и прямой заинтересованности местного населения в деле сохранения культурно-исторических памятников своей родной земли. Можно было бы привести множество подобных примеров, являющихся достойной иллюстрацией к Пакту Рериха.

Экспозиция выставочного проекта размещена в Наумбурге в одном из таких спасенных от уничтожения по инициативе горожан исторических объектов архитектуры, а именно в бывшем «Турбиненхаузе» (осн. в 1907 г.), снабжавшем длительное время электричеством городской трамвайный парк и широко известном сегодня как «фабрика Культуры». Благодаря супружеской паре наумбургских врачей, Михаэле и Томасу Буркхардт, которые выкупили у города подлежащее сносу здание «Турбиненхауз», и группе их единомышленников, на собственные средства и практически собственными руками восстановивших здание и вдохнувших в него новую жизнь, в Наумбурге с апреля 2017 года стало еще одним культурным центром больше. Руководство «Турбиненхауз» проявило неподдельный интерес к размещению здесь выставочного проекта по Пакту Рериха, считая, что подобная выставка по праву обогатит культурную жизнь города. Городские власти также одобрили и поддержали идею проведения юбилейной выставки в Наумбурге.

На торжественной церемонии открытия выставки 28 мая 2020 года присутствовали и выступили с приветственной речью: мэр города Наумбурга Бернвард Кюпер, посол Республики Молдова в Германии доктор Олег Серебрян, руководитель культурного центра «Турбиненхауз» Томас Буркхардт и председатель Немецкого Рериховского Общества Галина Шнайдер.

В своем приветственном слове руководитель культурного центра «Турбиненхауз» Томас Буркхард высказал важную мысль, что разрушение памятников культуры есть разрушение не только идентичности народа страны, где этот памятник находится, но и идентичности человечества всего мира. Ознакомившись с выставкой, он отметил высокий профессионализм подготовки материала для восприятия зрителем. Размещение информации вместе с репродукциями картин Николая Рериха дает широкую панораму его творчества и деятельности не как политика, но художника в области сохранения культурного наследия всего мира. Томас Буркхар выразил желание, чтобы эту выставку посетило много людей, после чего они задумались бы о культуре как существенной основе нашей жизни.

Мэр Наумбурга Бернвард Кюпер отметил открытие выставки о Пакте Рериха как очень значимое событие для города. Впервые он познакомился с Николаем Рерихом и его творчеством в 2011 году во время выставки, посвященной Уте из Наумбурга, где была представлена репродукция картины Н.Рериха «Держательница мира. (Камень несущая)». Николай Рерих был многосторонней личностью, который, путешествуя по миру, объединил своей идеей о необходимости защиты и сохранения культурного наследия многие народы. Мэр города считает, что выставка пришла в город Наумбург, чтобы передать людям эту мысль о ценности памятников культуры и необходимости защиты культуры. Это важно именно в области политики, и благодаря таким выставкам мы сможем шаг за шагом достичь желаемого результата. Б.Кюпер пожелал выставке «Пакт Рериха. История и современность» успеха и широкого резонанса.

Важным моментом стало выступление посла Республики Молдова в Германии, который по приглашению Немецкого Рериховского Общества принял участие в церемонии открытия выставки. В своей речи доктор Серебрян отметил, что как историк, писатель и турист он посещал несколько раз город Наумбург, город Фридриха Ницше, Макса Клингера, город, сумевший сохранить свой исторический центр и известный в мире Собор Св. Петра и Павла. Но в этот раз он выполняет особую миссию, и для него большая честь принимать участие в открытии выставки, посвященной Пакту Рериха. Мы знаем, какую цену заплатила Германия и другие страны Европы во Второй мировой войне: многомиллионные человеческие жертвы и огромные потери в области культуры, которые затронули и большие и малые города. Николай Рерих, известный историк, художник, ученый, всемерно заботился о сохранении мирового культурного наследия и использовал все возможности, чтобы привлечь внимание общественности к этому вопросу. Он был всецело предан высоким идеалам культуры и стремился к возвышенным целям. Подписание Пакта Рериха в 1935 году американскими государствами первого международного договора, полностью посвященного защите культурного достояния, стало большим успехом для будущего человечества. Однако и по сей день мы видим многие случаи разрушения культурных объектов в мире – Пальмира, Багдадский музей и другие, в том числе и на родине Николая Рериха. В своем выступлении доктор Серебрян остановился на исторических связях Республики Молдова и Германии, отметив, что сегодня известные молдавские ученые и деятели культуры трудятся в различных городах и коллективах Германии.

В своей приветственной речи по случаю открытия выставки председатель Немецкого Рериховского Общества Галина Шнайдер осветила некоторые исторические вехи, связанные с деятельностью Николая Рериха в России по сохранению памятников истории, искусства и архитектуры, об истоках идеи создания первого международного договора по сохранению культурного наследия. Актуальность идей Пакта Рериха показывает современное состояние в мире, продолжающиеся военные конфликты и разрушения, многочисленные потери объектов культуры и в мирное время. Современные международные документы в сфере защиты культуры, к сожалению, не дают гарантии сохранения от разрушения памятников культуры, накопленных тысячелетиями. Дух Пакта Рериха, важнейшие положения этого документа еще не нашли полного отражения в современном мире. Важнейшая задача, которую взяли на себя культурные рериховские общества в разных странах, это популяризация творчества Николая Рериха и его миротворческих идей. «Мир через Культуру» – девиз Николая Рериха служит важной целью для всех неравнодушных людей.

Далее Галина Шнайдер ознакомила гостей с экспонатами выставки и картинами Николая Рериха, репродукции которых можно видеть на выставке. Эта экскурсия проводилась в виде слайд-программы в связи с действующими временными правилами.

В продолжение традиции принимающей выставку стороне в лице руководителя культурного центра «Турбиненхауз» было вручено Знамя Мира как символ сохранения объектов культуры в городе Наумбурге.

В адрес организаторов выставки и мэра Наумбурга поступили приветствия от Международного Центра Рерихов, от культурных организаций из европейских стран: Эстонии, Латвии, Австрии, Украины.

Выставка «Пакт Рериха. История и современность» утверждает несомненное значение Культуры во всех ее формах для построения на этой единственно приемлемой для всех стран, народов и религий основе будущего мирового сообщества и взаимного сотрудничества.

Немецкое Рериховское общество


Международный выставочный проект «Пакт Рериха. история и современность»


Приветствия к открытию выставки в Наумбурге (Германия):

Международный Центр Рерихов

Эстонское общество Рериха

Культурный Центр имени Н.К.Рериха (Харьков, Украина)

Латвийское отделение Международного Центра Рерихов

Публикации в СМИ:

В Наумбурге проходит выставка к 85-летию Пакта Рериха // REGNUM, 3.06.2020

В Германии открылась выставка «Пакт Рериха. История и современность» // Культуромания, 3.06.2020



См.также на сайте Международного Центра Рерихов


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2020 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов