Архив новостей отделения

20.12.2019

Лекторий СПб отделения МЦР. Цикл лекций на тему: ««Для народа русского мы трудились». Наследие семьи Рерихов и современность». Четвертая лекция: «С.Н.Рерих – Вестник Красоты»



20 декабря 2019 г. в рамках Лектория Санкт-Петербургского отделения МЦР в библиотеке Истории и культуры  Санкт-Петербурга ( ул.Марата  д. 72 ) состоялась четвертая лекция из цикла «Для народа русского мы трудились». Наследие семьи Рерихов и современность». Тема лекции: «С.Н.Рерих –Вестник Красоты». Лекцию с  видео-презентацией представила сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР М.Я.Морозова.

Святослав Николаевич Рерих был выдающийся художник, искусствовед, архитектор, философ, ученый, просветитель и крупный общественный деятель. Всю свою жизнь он посвятил стремлению к прекрасному и совершенствованию всех людей на земле. Как и все Рерихи, он верил в высокое предназначение России и видел в ней «пространство Будущего» Во имя этого будущего он и трудился, и призывал других своим неизменным девизом: «Будем стремиться к Прекрасному».

Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября 1904г. в Санкт-Петербурге.  Его отец - Николай Константинович Рерих - всемирно известный художник, мыслитель, ученый, путешественник и выдающейся общественный деятель. Мать - Елена Ивановна Рерих - философ, писатель, автор переводов философских трудов. Старший брат - Ю.Н. Рерих -  является одним из крупнейших востоковедов, лингвистов и энциклопедистов ХХ века, чье имя известно во многих странах мира.

Как и его отец и старший брат он учился в гимназии К. Мая, одновременно посещая специальные классы в Школе Общества Поощрения Художеств, которую возглавлял Николай Константинович Рерих, где получил первые уроки рисования. С ранних лет пробудился у него интерес к естественным наукам: биологии, орнитологии, зоологии, минералогии.  Рано проявились у него и литературные способности, а так же интерес к театру.

С 1916 по 1918 г. Святослав Николаевич вместе с семьей живет в Финляндии, в связи с болезнью отца, где получил возможность  заниматься рисунком  и живописью под руководством Николая Константиновича. Здесь же открылся  его талант в области  портрета. После отделения Финляндии от России в 1917 г., Рерихи остаются отрезанными о Родины навсегда.

С 1918 по 1920 г. Рерихи живут в Лондоне. Святослав Николаевич готовится к поступлению в Академию Архитектуры, продолжает заниматься живописью, помогает отцу в создании декораций и эскизов костюмов к постановкам спектаклей во время Русских сезонов С.П. Дягилева.

С 1920 г. Святослав Николаевич вместе с семьей живет в США, поступает в Колумбийский университет на архитектурное отделение, по окончанию которого получает степень бакалавра и
переходит в магистратуру Гарвардского университета, одновременно занимается на скульптурном отделении Массачусетского Технологического института. В то же время пишет много картин, занимается книжной иллюстрацией и графикой, вместе с отцом участвует в подготовке эскизов костюмов для постановок русских оперных спектаклей в Чикагском театре, а так же много работает самостоятельно. После окончания Гарвардского университета, обладая глубокими знаниями в различных областях искусства и блестящими организаторскими способностями, он становится директором международного центра искусств в Нью-Йорке «Венец Мира», который был основан его отцом.

В 1923 г. вместе с семьей уезжает в Индию, где проводит год, участвуя в экспедициях по Сиккиму, углубленно изучает исторические памятники, традиционную тибетскую медицину и фармакопею. По возвращении в США он возглавил все культурные учреждения, созданные его отцом, руководил музеем им. Н.К. Рериха в Нью-Йорке, который был открыт усилиями почитателей творчества Николая Константиновича, в котором велась большая культурно-просветительская работа, продолжает заниматься живописью,  и участвует в выставках, проводимых в крупных городах Америки.

В конце 1928 г. после возвращения из Центрально-Азиатской Экспедиции семья Святослава Николаевича поселилась в Индии в долине Кулу. Здесь же Рерихами был создан Институт Гималайских исследований «Урусвати», уникальный научный центр, в котором проводилась большая научно-исследовательская работа. С 1932 г. Святослав Николаевич живет в Индии постоянно. В институте он занимался естественными науками, народной медициной, фармакопеей и проблемами искусства. В сотрудничестве с ламами-лекарями он восстанавливает старинные рецептуры и  принимает участие в приготовлении  лекарственных препаратов  от различных заболеваний. На территории института Святослав Николаевич положил начало разведению опытных плантаций лекарственных трав, занимался изучением  эфироносных и засухоустойчивых растений и отправлял семена многих редких растений директору Всесоюзного института растениеводства академику Н.В. Вавилову.

Несмотря на такую многогранную деятельность ученого, Святослав Николаевич всегда оставался художником. Проходит ряд выставок в США, Индии, Франции, Италии. В Венеции за портрет отца (1928 г.) он получил GrandPrix. Люксембургский музей в Париже приобрел один из его портретов Н.К.Рериха.

Много сделал Святослав Николаевич для принятия Пакта, носящего имя его отца (Международный договор об охране художественных и научных  учреждений и исторических памятников). Многогранная работа в этом направлении способствовало тому, что Индия присоединилась к Пакту Рериха в августе 1948 г..

С началом Великой Отечественной Войны Святослав Николаевич вместе с братом передал через
Советское посольство заявление с просьбой зачислить их в ряды Красной Армии, но ответа они не получили и выехать из Индии не смогли. В течение всей Второй мировой войны Святослав Николаевич вместе с отцом организует совместные выставки картин в городах Индии. Выручка от их продажи поступает в фонд Советского Красного Креста и Красной Армии. В 1942 г. Святослав Николаевич знакомится с будущим премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру. Так в годы войны были заложены основы советско-индийской дружбы, развитию и укреплению которой Святослав Николаевич посвятил всю свою жизнь.

В 1945 г. Святослав Николаевич женился на знаменитой актрисе индийского кино Девике Рани, возглавлявшей в то время одну из ведущих киностудий «Бомбей Токис». В 1949 г. после ухода из жизни Николая Константиновича (1947 г.) они переезжают на юг Индии в Бангалор, где Святослав Николаевич открывает творческую мастерскую в имении Татагуни, занимается разведением редких эфироносных растений, продолжает свои научные исследования, руководит созданной там школой искусств. В сотрудничестве с Союзом художников он создает в Бангалоре крупнейший в стране Арт-комплекс «Читракала Паришад», в дар которому для Рериховской галереи художник передал 120 картин отца и своих собственных. Продолжает традиционную для всей семьи работу по расширению и укреплению контактов между Индией и Россией.

Святослав Николаевич приезжал на Родину неоднократно. Его персональные выставки проходили в музее изобразительных искусств им. Пушкина, в Третьяковской картинной галерее в Москве и в Государственном Эрмитаже в Ленинграде, которому художник подарил 9 своих картин. Выставка картин Святослава Николаевича проходила и в крупных городах Болгарии. В Болгарии Святославом  Николаевичем  в сотрудничестве с  министром культуры страны Людмилой  Живковой была разработана большая культурная программа: Международная детская ассамблея «Знамя Мира», которая проводилась в Болгарии в 1979-1985 гг., объединив в творческих конкурсах сотни тысяч детей разных стран.

Так же как и его отец, Святослав Николаевич был крупнейшим общественным деятелем. За выдающийся вклад в искусство и культуру, и укрепление дружбы и сотрудничества он награжден  высшими наградами Индии, Болгарии и указом Президиума Верховного Совета СССС - орденом Дружба народов.

В 1989 г. по инициативе Святослава Николаевича в Москве создан Советский фонд Рерихов (позже – Международный Центр Рерихов) и Общественный Музей им. Н.К. Рериха, в который в 1990 г. он передал России наследие своих родителей (картины, книги, архивы, личную библиотеку и ряд вещей и реликвий, хранящихся в семье), выполнив их завет.

30 января 1993г. Святослав Николаевич ушел их жизни и был похоронен в своем имении Татагуни.

Кроме художественного, Святослав Николаевич оставил нам и литературное наследие. Основные его труды это: «Стремиться к Прекрасному», «Искусство и жизнь», «К беседе с художниками», «Врата в высшую жизнь», «Индийская живопись». В своих трудах Святослав Николаевич раскрывает тему, которой  он  посвятил всю свою жизнь: духовно-культурная эволюция человечества,  На страницах своих произведений, он рассматривает проявление космического закона Красоты в различных царствах Природы, описывает Ее воздействие  на сознание человека.

Художественное творчество Святослава Николаевича многогранно. Им написано около 4000 картин. Картины художника находятся в музеях разных стран мира. Его кисти принадлежат портреты, пейзажи, жанровые и эпические полотна, картины философского содержания. Он считается одним из лучших портретистов ХХ века. Он писал простых людей и известных государственных деятелей, служителей искусства и науки, духовенства. В портрете он стремился  передать внутренний мир человека, его характер, мысли, настроение. Все его портреты пронизаны большой любовью и глубиной мысли  к данному образу.

В большом цикле картин философского жанра он отражает различные явления жизни и Бытия в целом. Цикл таких произведений открывается большим триптихом «Распятое человечество», написанным в 1939-1942 г. Святослав Николаевич, отвечая на выставках на вопросы зрителей, давал этому полотну такое пояснение: « Это - война иного порядка, она выражает борьбу человека с самим собой, с тем множеством безобразных, эгоистических «я», которые не дают ему подняться на более высокую ступень существования. Из хаоса необузданных вожделений, в упорной борьбе с ними рождается новый, освобожденный человек….». К этой же теме относятся картины «Яков с Ангелом», «Пиета», «Победа», и другие.

В большом цикле жанровых картин о жизни крестьян Индии Святослав Николаевич продолжает развивать и углублять тему каждодневной жизни простых людей юга Индии, раскрывая  внутреннее достоинство и духовный мир людей этой страны. Именно в подвиге труда подчеркивает художник красоту жизни и самого человека. Разнообразные сюжеты этой общей темы имеют и общий для всех подтекст: связь человека с окружающей его средой и осмысление человеком своего места, своего обязательного и незаменимого ничем вклада в сокровищницу единого Бытия. Таковы картины «Дочери моря», «Мои соседи», «Красная земля», «Женщина их племени Гадди» и др.

Его неповторимые горные пейзажи, так же как и горные пейзажи его отца, полны торжественной Красоты, Величия и Тайны.  «Химоват Прекрасный, ты дал нам величайшие сокровища и навсегда останешься ты стражем Великой Тайны – Священным Союзом Неба и Земли», - писал Святослав Николаевич.

«Будем всегда стремиться к прекрасному», – не уставал повторять Святослав Николаевич Рерих.

Лекция сопровождалась презентацией с демонстрацией картин художника и фрагментами фильма.




Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2021 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов