Архив новостей отделения

26.04.2019

Лекторий СПб отделения МЦР. Цикл лекций на тему: ""Жить со всеми и для всех". Духовные общины, братства и творческие союзы в истории человечества". Восьмая лекция: «Служение на благо всего мира» - опыт сочетания духовного и социального в Миссии Рамакришны



26 апреля 2019 г. в Библиотеке Истории и культуры Петербурга состоялась лекция «Служение на благо всего мира» - опыт сочетания духовного и социального в Миссии Рамакришны» в рамках лектория Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, сезона 2018-2019 гг. Лекцию прочла Е.Ю.Томша, руководитель научного направления Отделения МЦР. 

Лекция была посвящена ярким, и очень значимым страницам в истории Индии – явлениям, произошедшим во второй половине 19 века, всколыхнувшим всю страну, и, без сомнения, оказавшим влияние на её освобождение от колониального подавления Англией и дальнейшее развитие. Речь идёт о появлении таких выдающихся духовных вождей, как Шри Рамакришна и его ученик Вивекананда, а также о создании Ордена Рамакришны - организации, совмещающей в своей деятельности высокую духовную направленность и реальную практическую социальную работу.

Рамакришна – духовный подвижник, один из наиболее почитаемых религиозных лидеров Индии, проповедник и общественный деятель.

Самоотверженный духовный поиск привёл Рамакришну к важнейшему в истории духовного развития человечества открытию, достигнутому опытным путем - Все религии имеют единый первоисточник, искреннее следование каждой из мировых религий приводит к единому практическому результату. Бог един, различны лишь имена, которыми люди обозначают Его, и пути, по которым они устремляются к Нему. Это согласовывается с утверждением Ригведы, которое гласит что "Истина одна, но мудрецы называют ее разными именами". Сейчас эта мысль уже не является революционной, для многих она стала очевидной истиной, хотя, все ещё сильны тенденции отдельных людей и организаций к отстаиванию своей монополии на истину в вопросах веры. Но в 19 веке это было действительно ошеломляющим открытием. Рамакришна говорил: «Как различные реки, берущие своё начало с разных гор и текущие одни прямо, другие излучинами, все стекаются и смешивают свои воды в океане, так и различные вероучения с их различными точками зрения, в конце концов, сходятся в Боге».

Другая составляющая жизни Рамакришны и его учения, передаваемого ученикам – любовь, бхакти – видение Бога в каждом из людей, вне зависимости от их пола, возраста и кастовой принадлежности. Он призывал учеников не искать личного спасения, не уходить от мира, но, напротив, учил активному служению ближним, нуждающимся в милосердии и помощи.

Начиная с 1874 года Рамакришна, движимый любовью и состраданием к людям, стал читать проповеди. В них чудесно сочетались высочайшие взлёты духа и здравый смысл, все проникающая мудрость и почти детская наивность. Очаровательная ирония и искромётный юмор сквозили в его словах и притчах, надолго оставаясь в сердцах слушателей. Всё это дополняли особая сила и обаяние его личности. Редко кто мог устоять перед пленительной улыбкой и мягким сиянием всеведущих, проницательных глаз Рамакришны.

Впоследствии его любимый ученик Вивекананда вспоминал: «Один его взгляд мог изменить всю жизнь». Тысячи людей разных каст и религий стекались, чтобы увидеть и услышать этого необыкновенного человека, овеянного легендами. Он был со всеми невероятно терпимым, проникновенным. Спокойно и мягко отвечал на тысячи вопросов, наполняя окружающих радостью, покоем и надеждой. Он говорил с ними по 20 часов в сутки. До последнего дня своей жизни он дарил свет и любовь. 15 августа 1886 г. Рамакришна покинул этот мир.

Вивекананда был любимым учеником Рамакришны, человеком невероятной энергии и целеустремленности, совмещавшим в себе религиозность индуса с образованностью и высоко развитым интеллектом западного человека.  Он получил хорошее европейское образование. По расчётам английских колониальных властей, такие индусы, впитав в себя традиции Запада, должны были оторваться от индийских корней и стать хорошими слугами Англии. Но, как сказал Ауробиндо Гхош, «когда цвет образованной молодёжи Калькутты склонился к ногам индийского аскета [Рамакришны], была выиграна битва».

Биография Вивиканады, сложный путь его духовного становления, влияние встречи с Рамакришной на всю дальнейшую жизнь – все это было рассказано на лекции, в сопровождении слайдов с фотографиями. В данном обзоре хочется остановиться более подробно на ярком, и очень важном событии в жизни Вивекананды – выступлении на Парламенте Религий в США в 1893 году.

«11 сентября 1883 года в Чикаго в большом зале Института искусств собралось несколько тысяч американцев. В 10 часов утра огромный колокол известил о начале первого в истории Всемирного парламента религий. Парламент был задуман как одно из мероприятий, посвящённых празднованию 400-летия открытия Америки Колумбом. Центральную часть помоста, на котором располагались участники, занимал гигантский трон кардинала Гиббона, открывавшего конгресс. Это должно было, по замыслу устроителей, символизировать центральное и во всех отношениях преимущественное место христианства в созвездии мировых религий. Конгресс был призван показать всему миру превосходство в сфере духа Запада над Востоком, то есть христианства над язычеством и всеми остальными религиями. Диалог виделся как проповедь заблудшим, как доброжелательное наставление «старшего брата», как приобщение наивных детей Востока к единственно истинной религии. Для многих, очень многих конфессий, включая Русскую Православную Церковь, даже такая постановка вопроса показалась слишком большой уступкой язычникам. Архиепископ Кентерберийский — духовный глава англиканской церкви — дал резкую отповедь устроителям Парламента: «Какой может быть Парламент религий, ведь тогда придётся признать, что другие религии могут рассматриваться на равных с христианством?!».

В этом переполненном зале, где собрались представители различных конфессий и сект, среди епископов, ксёндзов, священников, лам, раввинов внимание многих привлекает никому не известный монах из Индии, сидящий в президиуме в кресле под номером 31. Правда, он не представляет никакой организации и не имеет официальных полномочий. Но очень уж необычен его облик: пурпурное одеяние, жёлтый тюрбан, смуглое, чрезвычайно выразительное лицо, сияющие глаза, царственная осанка.

Видевшие Вивекананду в те времена вспоминали: «Он был прекрасен, как статуи богов, созданные в период классики...».

 И первые же его слова, обращённые в зал с трибуны: «Сёстры и братья Америки!» — утонули в грохоте аплодисментов, люди вскакивали со своих мест и устремлялись туда, откуда звучал мощный «голос Индии», — навстречу Вивекананде. Аплодисменты сопровождали каждое его последующее слово. Все приветствовали стоя его краткую речь...

«Из далёкого прошлого приходит к нам голос тысячелетий; голос святых с Гималаев, который говорит через Будду и других духовных гигантов; голос, который приходит через тех, кто живёт в Свете, сопровождающем человека от начала его существования... Этот голос подобен маленькому ручейку, спускающемуся с гор. Он то исчезает, то вдруг вырывается с новой силой, до тех пор пока все ручьи не объединятся в один могучий, величественный поток. Также и благовестия, принесённые всеми святыми всех вероисповеданий и национальностей, объединяются, и трубный глас звучит нам из прошлого: "Да пребудет мир между вами и между всеми религиями". Это весть о единстве религии. В ней нет разделения, она объединяет».
Такие необычные слова прозвучали в Америке в конце XIX века из уст молодого индийского монаха, ставшего, неожиданно для всех, центральной фигурой на Всемирном парламенте религий».

Прибытие Вивекананды в США многие считают отправной точкой в начале интереса к индуизму на Западе. Отныне его имя долго не сходит со страниц мировой печати. Примечательный отзыв о нём помещает газета «Нью-Йорк Геральд»: «Услышав Вивекананду, мы поняли, как глупо с нашей стороны посылать миссионеров к нации, отличающейся такой учёностью».

В течение нескольких лет после Парламента он основал центры Веданты в Нью-Йорке и Лондоне, читал лекции в основных университетах и всюду, куда бы он ни приезжал, разжигал интерес Запада к индуизму. Он находит сторонников и друзей в Америке и Европе, готовых помогать ему в Индии. Вивекананда видел мощную, молодую кипучую энергию запада, и понимал, что ему необходимо влить эти силы в застоявшуюся атмосферу любимой родины.

Его мощный голос, которому внимают миллионы сердец, раздаётся в разных точках страны: «Моя Индия, встань! Где твои живительные силы?.. Что нужно сегодня нашей стране — это железные мускулы, стальные нервы, гигантская воля, которой ничто не может противостоять, любовь к Родине, которая преодолеет всё... Проснитесь, проснитесь, проснитесь! Душа бесконечно могуча и несокрушима. Вставайте и светите!».

По возвращении в Индию Вивекананда разворачивает активную деятельность по созданию Ордена Рамакришны. Орден включал в себя организацию «Миссия Рамакришны» и Матх (монастырь) в Белуре, близ Калькутты. Тогда же Вивекананда выпускает ряд газет, затем вместе с западными последователями основывает высокогорный монастырь в Альморе для изучения Веданты. В этот период многие его западные ученики приезжают в Индию для самоотверженной работы. О «Миссии Рамакришны» он пишет: «Организация, которая будет учить индусов, которая будет оказывать им помощь, абсолютно необходима. Что я хочу, так это — отряд преданнейших работников».

Вивекананда создаёт новый тип монашества, в котором идея личного спасения и ухода от мира заменяется идеей отречения от себя для служения людям. Одна из популярных индийских газет того времени даёт ему такую характеристику: «Вивекананда — саньяси, но это не аскет старого типа, для которого мир — ничто, а саньяси нового типа, следующий "Бхагават-Гите", для которого мир — всё...».

Главные тезисы практической философии Веданты, утверждаемые Вивеканандой: равенство всех и божественная природа каждого человека; единство религий; духовность как основа жизни; возможность совмещения мирских занятий с духовным поиском. Знания, которые много веков были привилегией касты браминов, Вивекананда и его ученики несут в широкие народные массы. «Вивекананда собирает Индию вокруг религиозного идеала. Но религия не заключалась для него в ритуалах и обычаях, религия была для него живым огнём самопожертвования и любви».

Свами Вивекананда отдал своё пламенное сердце на алтарь служения своему народу и всему миру. «Чего желает Индия — так это электрического разряда, нового взрыва огня, который возродит её древнее тело, — писал он своим ученикам ещё во время первой поездки в Америку. — Моя цель будет выполнена и я спокойно умру, если мне удастся пробудить сознание хотя бы сотни людей в Индии».
По всей Индии открываются отделения Ордена Рамакришны, появляются школы Веданты — древнейшей религии и философии Индии, берущей начало в Ведах, священным текстом и практическим руководством которой является Бхагават-Гита.

Вивекананда писал: «Движение начато. Оно уже не остановится» (9 июля 1897 г.). Приведём некоторые примеры подвижнической деятельности монахов Ордена Рамакришны: они кормят и лечат от малярии сотни бедняков в Бенгалии, собирают покинутых детей и воспитывают малышей без различия каст и религий, основывают приюты и школы, дающие детям начальное образование, обучают ремёслам, открывают пункты помощи голодающим и переселенцам, борются с чумой, разразившейся в Калькутте.

Он ушел из жизни в возрасте 39 лет, выполнив свою миссию – духовное пробуждение индийского народа. Позднее Махатма Ганди скажет: «Слова Вивекананды зажгли во мне пламя любви к Индии». По словам Джавахарлала Неру, «Вивекананда был одним из великих основателей современного национального движения в Индии». «Если вы хотите знать Индию — читайте Вивекананду», — призывал Рабиндранат Тагор.

В настоящее время основанная Вивеканандой организация «Миссия Рамакришны» - одна из наиболее уважаемых в Индии, известных своей практической действенной помощью и верностью духовным принципам. Отделения «Миссии Рамакришны» есть и в других странах, в том числе, в России.

Вивеканада сказал: "Родись я вновь и вновь, я отдал бы все свои жизни, чтобы помочь на пути к свободе хотя бы одной душе. Я нашёл моего Бога — мой Бог в человечестве. Единственный Бог, в которого я верю, распростёрт среди людей".



Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов