Архив новостей отделения

26.10.2018

Лекторий СПб отделения МЦР. Цикл лекций на тему: ""Жить со всеми и для всех". Духовные общины, братства и творческие союзы в истории человечества". Вторая лекция: "Будда и его община"


26 октября  2018 года в библиотеке Истории и культуры Петербурга состоялась  вторая лекция лектория Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов в сезоне 2018-2019 гг. Тема лектория в этом году «Жить со всеми и для всех». Духовные общины, братства и творческие союзы в истории человечества»».  Лекцию на тему «Будда и его община» прочитала сотрудница Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов  Кучерявенко Е.В.

Одной из самых древних религиозных общин были буддийские общины, которые начали формироваться во время жизни Будды. Буддизм - первая по времени возникновения мировая религия, которой около 2500 лет. В своем распространении по земному шару  он стал религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями.  Без понимания буддизма невозможно понять великие культуры Востока - индийскую, китайскую, а также культуру Юго-Восточной Азии, культуру Тибета и Монголии. В лоне буддийской традиции были созданы утонченнейшие философские системы, изучение и осмысление которых и сейчас интересно современному обществу.

Е.В. Кучерявенко рассказала о жизненном пути Будды - основателе первой мировой религии. Проведя во дворце отца безмятежные детство и молодость, он, потрясенный встречами с больным, стариком, трупом умершего и с аскетом, ушел в отшельничество искать путь избавления людей от страданий. После «великого прозрения» стал странствующим проповедником новой религии и морали, основателем буддийской монашеской общины. Учение Будды явилось серьезной попыткой реформировать брахманизм в Индии, очистить его от наслоений культовой практики, разрушить кастовую систему, установить справедливость в обществе на основе признания равенства людей и построения общин (сангх).

Будда отрицал существование личного бога, утверждая возможность освобождения лишь личными усилиями и упорным трудом над самим собой.  Великий индийский философ Свами Вивекананда писал о Великом Учителе: «Будда отбросил все. Он проповедовал самую совершенную истину. Он учил сердцевине философии Вед, всех и каждого без различия. Он учил этому весь мир, потому что одной из Его величайших задач было провозглашение равенства людей. Все люди равны. Никаких уступок никому...  Каждый мужчина и каждая женщина имеют равные права для достижения духовности. Таково было Его Учение. Различия между священниками и другими кастами Он отверг. Даже самые низшие были призваны к высочайшим достижениям. Он открыл дверь Нирваны всем и каждому».

Первыми наставлениями Будды были четыре благородные истины:
1. Во-первых, что череда смертей и рождений неразрывно связана со страданием, жизнь полна страданий. Страдания воплощенного бытия, проистекающие из постоянно возобновляющихся рождений и смертей.
2. Во-вторых, что это страдание имеет причину. Причина этих страданий в омраченности, в жажде самоудовлетворения в земных присвоениях, влекущих за собою непрекращаемость повторного, несовершенного бытия.
3. В третьих, что это страдание возможно прекратить. Прекращение страданий заключается в достижении состояния просветленного вмещения и тем самым создании возможности сознательного приостановления кругов бытия на Земле.
4. В четвертых, что есть путь, ведущий к концу страдания. Путь к прекращению этих страданий состоит в постепенном усилении элементов, направленных на совершенствование для уничтожения причин бытия на Земле и приближения к великой Истине.
Будда преподал постепенный способ прекращения страданий с помощью благородного восьмиричного пути.

"Будда положил основание общине, предвидя торжество Общины Мира". Целью создания общин было нахождение наилучших условий для всех, ищущих истинного знания и общего блага. Учитель принёс людям великий дух братства, сострадания и милосердия.

В 1926 г. в Улан-Баторе была опубликована работа Е.И. Рерих "Основы буддизма". В этой книге Будда предстает как великий учитель жизни, как общинник, давший миру "учение знания законов великой материи и эволюции мира". Е.И. Рерих заострила внимание на общечеловеческих моментах этического учения Будды, подчеркнув, что Будда боролся против изуверства каст и преимущества классов, утверждая закон бесстрашия, закон отказа от собственности, закон ценности труда, закон достоинства человеческой личности вне классов и внешних отличий, закон реального знания и закон любви. Она писала о том, что: «Пришло время, когда из-за позолоты идола появляется лик Будды, великого общинника, учащего против собственности, против убийства, пьянства, излишеств. Появляется могучий облик, зовущий к переоценке ценностей, к труду и познанию».

По словам предания, Благословенный утвердил своим преемником Бодхисаттву Майтрейю. «И сказал Благословенный Ананде: - Я не первый Будда, который пришел на Землю, также не буду я последним. В должное время другой Будда восстанет в мире, Сокровенный, высшего озарения, одаренный мудростью, счастливый, вмещающий всю Вселенную, несравненный Вождь народов». Грядущий Будда, Майтрейя, как указывается его имя, - Будда Сострадания и Любви.


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов