Архив новостей отделения

16.03.2018

Цикл лекций "Тема Востока в творчестве русских мыслителей" в ЦРБ им.А.П.Чехова, Санкт-Петербург


Фоторепортаж

 «Тема Востока в творчестве русских мыслителей» - так называется цикл лекций, подготовленный Санкт-Петербургским отделением Международного Центра Рерихов, который начался 16 марта 2018 г. лекцией о жизни и творчестве Святослава Николаевича Рериха, озаглавленной «Святослав Рерих: «Будем стремиться к Прекрасному!». Лекцию с видео-презентацией провела Е.Е.Корчемкина, сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов.

Святослав Николаевич Рерих – младший сын Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих – родился в России, в Петербурге, детство провел в имении родителей в Изваре, юность – уже в Америке, где обучался в Колумбийском и Гарвардском университетах, и в зрелом возрасте переехал в Индию. Святослава Николаевича Рериха обе страны – Индия и Россия -  по праву считают своей национальной гордостью. Святослав Николаевич Рерих – не только известный художник, он – разносторонний ученый, философ и мыслитель, общественный деятель.

Восток всегда притягивал русских мыслителей; достижения восточной философской мысли, духовное богатство народов, искусство Востока – всё это манило и притягивало и Святослава Рериха с юности. В 1923 году вместе с семьей Святослав Рерих посещает древние монастыри и храмы Сиккима и Бутана, изучает памятники истории и культуры  древних комплексов Аджанты и Эллоры, места, связанные с Буддой, изучает древние философско-этические учения Востока. Затем он возвращается в США, где возглавляет  культурно-просветительские учреждения, созданные его отцом, Николаем Константиновичем Рерихом. Он руководит работой Мастер-Института Объединенных Искусств в Нью-Йорке, Объединения художников «Пылающее Сердце» в Чикаго, Музея им.Н.К.Рериха в Нью-Йорке, в котором при его непосредственном участии проводятся международные выставки, налаживаются связи с музеями Европы и Азии. Одновременно он продолжает заниматься живописью, его первые персональные выставки с успехом проходят в крупных городах США. В 1925 г. С.Н.Рерих создает декоративные полотна на восточные сюжеты, а на международной выставке, посвященной 50-летию г. Филадельфии, получает высшую награду за восточную пятичастную композицию фресок. Его работа в Америке  обеспечивает организационную и финансовую поддержку Центрально-азиатской экспедиции Н.К.Рериха, в которой в это время участвуют и его матушка, Елена Ивановна Рерих и его старший брат, Юрий Николаевич Рерих. После завершения ЦАЭ в 1928 г., С.Н.Рерих встречает Центрально-Азиатскую экспедицию Н.К.Рериха в Сиккиме, присоединяется к семье, которая поселилась в Индии, в Долине Куллу, а затем уезжает в США заканчивать дела, начатые его отцом.

С 1936 г. С.Н.Рерих живет в Индии постоянно вместе со своей семьей. Святослав Николаевич принимает активное участие в общественной и культурной жизни Индии. Яркая природа Индии, душевное и духовное богатство ее народов становятся темами его творчества. Святослав Николаевич проводит огромную работу в Институте Гималайских исследований «Урусвати», который был создан Рерихами по окончании Центрально-Азиатской Экспедиции для обработки материала, полученного во время экспедиции и проведения новых научных изысканий, связанных с особыми космическими токами и энергиями. В Институте С.Н.Рерих руководит научными изысканиями в области ботаники, орнитологии, народной медицины, фармокопии; он разводит плантации лекарственных растений, участвует в научных экспедициях Института, поддерживает переписку и общение с учеными различных стран, в том числе с учеными Советского Союза. Одновременно проходит ряд его выставок в США, Италии, Индии, Франции. В основе естественно-научных интересов Святослава Николаевича лежит философское понимание Природы как единого целого, основанного на космических законах. Многообразная научая деятельность С.Н.Рериха ставит его в ряд крупнейших ученых мира.

Святослав Николаевич много времени уделял общественной деятельности. Ему Индия обязана сохранением многих своих памятников древности, истории и культуры. Именно Святослав Николаевич Рерих проводит огромную общественную работу по популяризации идей Пакта Рериха – Договора о защите научных, исторических и художественных памятников, инициатором которого был его отец, Николай Константинович Рерих и который был подписан 15 апреля 1935 г. в Белом Доме представителями стран американского континента. Результатом его деятельности становится признание культурной и политической общественностью Индии необходимости подписания Пакта Рериха. В 1948 г. Индия присоединяется к Пакту Рериха.

Большое внимание С.Н.Рерих уделял педагогической деятельности. Широко известна его помощь (и финансовая в том числе) детской школе в Бангалоре, Индия, созданной на основе идей индийского философа Ауробиндо Гхоша. С.Н.Рерих известен как основатель и почетный президент культурно-просветительского Центра Искусства «Читракала Паришад», Бангалор, который впоследствии стал отделением местного университета. Он считал, что «… воспитание должно быть таким, чтобы, выйдя за пределы школы, человек был сильным, умел противостоять злу, несовершенству».

Святослав Николаевич был удостоен многих международных премий и высших государственных наград различных стран. Однако самой выдающейся наградой в своей жизни С.Н.Рерих  считал награду, учрежденную Музеем  Николая Рериха в Нью-Йорке, потому что диплом к ней был подписан Н.К.Рерихом.

Святослав Николаевич часто бывал в СССР, а позже и в России. Он организовывал выставки картин своего отца, Николая Константиновича Рериха, встречался с общественностью России, выступал по радио, писал статьи и книги. Будучи в Ленинграде, он всегда посещал музей Горного Института, в котором бывал еще мальчиком. На своих персональных выставках он беседовал с посетителями выставки, встречался с научной и художественной общественностью Советского Союза и России. Святослав Николаевич подарил девять своих картин Эрмитажу и пять – Новосибирской областной картинной галерее.

По инициативе Святослава Николаевича Рериха в Москве в 1989 году был создан Советский Фонд Рерихов, его правопреемником с 1991 года стал Международный Центр Рерихов, основой которого стал Общественный Музей им.Н.К.Рериха. Именно Общественному Музею им.Н.К.Рериха Святослав Николаевич передал Наследие своей семьи, выполняя волю своих родителей. Наследие Семьи Рерихов составило основу экспозиции общественного Музея им.Н.К.Рериха, деятельность которого строится на принципах, заложенных Святославом Николаевичем. Почетным Президентом Международного Центра Рерихов Святослав Николаевич Рерих остается до сих пор.

Лейтмотивом его художественного творчества является устремление к красоте, к духовному совершенствованию, к улучшению окружающей действительности. Святослав Николаевич определял Красоту как «величайшую Гармонию, более совершенный баланс». Он писал в своих дневниковых записях («Врата в Высшую Жизнь», издательство МЦР): «Если человек наделен Индивидуальным Сознанием и способностью к Познанию и если он эволюционирует и прогрессирует естественным образом, он должен уметь отличать добро от зла, менее хорошее от худшего, более совершенное и красивое от уродливого и посредственного. И осознание Красоты – это признание более совершенной комбинации, которую Жизнь стремится произвести в своем эволюционном развитии».

Во многих своих выступлениях и статьях С.Н.Рерих вновь и вновь возвращается к теме красоты, подчеркивая, что только постоянным устремлением к высотам духа и постоянным улучшением своих мыслей и поведения человек может совершенствовать как себя, так и условия окружающей его жизни и жизни планеты. Лейтмотив его творчества – преображение человеком себя и устремление к новому мышлению. Он был уверен, что стремление к совершенствованию вложено в человека самой природой. И эта эволюционная задача не имеет завершения в Беспредельном Космосе.

Отдавая дань успехам человечества в освоении ближнего космоса, Святослав Николаевич расширял сферу возможной деятельности человека в Космосе. Он писал: «Выход в космос – это естественный этап каждой цивилизации, достигшей определенного уровня. Почему надо думать, что мы единственные в Космосе, кто посылает корабли в межпланетное пространство? Естественно предположить, что Космос густо населен, что в нем немало цивилизаций, достигших более высокого уровня, чем мы. В таком случае они изучают нас, так же как мы изучаем Венеру, Юпитер, Марс… Нам нет причин опасаться, что кто-то причинит нам вред. Единственные, кто может повредить нам, это мы сами. Поэтому стремление к совершенствованию, к красоте, а значит, приобщение к космической эволюции – насущная задача человечества.
Будем всегда стремится к Прекрасному…».

В заключение лекции Е.Е.Корчемкина ответила на вопросы слушателей.

 

 



Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов