Архив новостей отделения

27.10.2017

Лекторий СПб отделения МЦР в библиотеке Истории и культуры Петербурга. Цикл лекций на тему: «Идеи космизма в философии, науке и искусстве». Вторая лекция: «Гераклит. Космос – живой огонь»


Фоторепортаж

27 октября 2017 г. в библиотеке Истории и культуры Петербурга состоялась вторая в сезоне 2017-2018 гг. лекция из цикла «Идеи космизма в философии, науке и искусстве» Лектория Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов. Лекцию  с видеопрезентацией  на тему «Гераклит. Космос - живой огонь» прочитала сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР Е.В. Кучерявенко.

Гераклит - один из оригинальнейших мыслителей в истории греческой и мировой философии. Он  один из самых старших древнегреческих философов досократовского периода.  Наряду с Пифагором и Парменидом Гераклит определил основы античной и всей европейской философии.

Выдающийся философ Алексей Лосев  дал  оценку историческому месту Гераклита: «В досократике не было философии более глубокой и яркой, чем философия Гераклита, и, вероятно, никто больше Гераклита не понимал трагической и величественной красоты периодически вспыхивающего космоса».

Лектор рассказала о биографии Гераклита.  Достоверных сведений о жизни Гераклита (544-483г.г. до н.э.)  сохранилось немного, известно, что он родился и жил всю свою жизнь  на западном побережье Малой Азии  в городе Эфесе. Из написанного Гераклитом труда «О природе» сохранилось около 130 фрагментов. Стиль Гераклита отличается поэтической образностью. Многозначная символика его фрагментов делает подчас загадочным их внутренний смысл, вследствие чего Гераклит ещё в древности был прозван «тёмным».

Для философа, отошедшего от религиозно-мифологической традиции, божество и божественное (в смысле сверхчеловеческого, бессмертного и вечного) - это космический вечно живой огонь и безличный универсальный порядок, не нуждающиеся в человеческих жертвоприношениях и мольбах.

 Гераклит,  пытается объяснить связь явлений мира, его целостность единством вещественного первоначала. Первоначалом сущего Гераклит считал огонь, стихию, которая представлялась древним грекам наиболее тонкой, лёгкой и подвижной; путём сгущения из огня появляются все вещи и путём разрежения в него возвращаются.

Один из самых знаменитых фрагментов Гераклита гласит так:
Этот космос,
один и тот же для всего сущего,
не создал никто из богов и никто из людей,
но всегда он был, есть и будет
вечно живым огнем,
мерно воспламеняющимся и мерно угасающим.

Согласно мысли Гераклита, единство человека и окружающего его мира состоит, если можно так выразиться, в их «огненности», т. е. в том, что и природа человека, и сущность окружающего мира представляют собой проявления космического огня, различных его состояний.

Отдельное внимание было уделено идеи  Логоса, составляющую центральную часть учения Гераклита. Гераклитовский логос - это структура всего сущего, порядок всего происходящего, основа и единство мироздания. Аспектами, или видами, этого логоса являются борьба, гармония, мера, закон, справедливость.

Гераклит открыл новую картину мира и явился родоначальником идеи о противоречиво-парадоксальной природе вещей, о единстве и борьбе противоположностей как источнике бытия всякой вещи и всеобщего становления, движения и изменения.

Наблюдение над самым обыденным явлением - течением реки - позволило Гераклиту сделать гениальный вывод о бесконечном развитии и изменчивости всего сущего:  «На входящих в ту же самую реку текут все другие и другие [т. е. все новые и новые] воды». В другом фрагменте, переданном Плутархом, мы читаем: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».

Всё в мире относительно - эту популярную ныне мысль можно было бы вполне приписать Гераклиту, если бы он ее высказал столь дословно. Но у Гераклита она выражена, опосредовано в виде афоризмов. «Море, - говорил он, - вода чистейшая и грязнейшая: рыбам - питьевая и спасительная, людям негодная для питья и губительная». «Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом». «Мудрейший из людей по сравнению с богом покажется обезьяной в отношении мудрости, красоты и всего прочего».

По Гераклиту, лишь всеобщий миропорядок (космос, логос, «бог») чужд относительности: он вечен, не возникает и не исчезает. Вечному космосу («богу») присуща абсолютная красота, благо и справедливость: «Для бога все прекрасно, хорошо, справедливо».

Замечательным достижением Гераклита была мысль о сопричастности индивидуальной души и мирового Логоса - Огня и, следовательно, принципиальной познаваемости последнего посредством анализа его воплощения в собственной душе. 

В конце лекции был представлен фрагмент документального фильма «Гераклит. Афинская школа».

 


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов