Архив новостей отделения

29.09.2017

Лекторий СПб отделения МЦР в библиотеке Истории и культуры Петербурга. Цикл лекций на тему: «Идеи космизма в философии, науке и искусстве». Первая лекция: «Идеи космизма в древних мифологических системах»


Фоторепортаж

29 сентября 2017 г. в библиотеке Истории и культуры Петербурга состоялась первая в сезоне 2017-2018 гг. лекция из цикла «Идеи космизма в философии, науке и искусстве» Лектория Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов. Лекцию на тему «Идеи космизма в древних мифологических системах» прочитала Е.Ю.Томша, руководитель научного направления Санкт-Петербургского отделения МЦР.

В начале выступления Е.Ю.Томша напомнила собравшимся, что тема космизма с каждым годом вызывает все больший интерес – проходят защиты диссертаций, публикуются новые исследования. Уже пять лет, начиная с 2012 года, Санкт-Петербургское отделение МЦР проводит лекции, объединенные в общий цикл «Идеи космизма в философии, науке и искусстве». За это время слушатели познакомились с жизнью и творчеством  как выдающихся космистов – ученых, философов, художников и композиторов, в чьих трудах нашел отражение новый импульс космической эволюции человечества (конец XIX века – XX век), так и их предшественников, ярких личностей различных исторических эпох, способствовавших развитию сознания человечества, улавливавших веяние космического дыхания, и сумевших передать его в своих творениях. Многими современными авторами признается, что явление космизма, зачастую ранее рассматриваемого как «русский космизм» в философии, на самом деле гораздо обширнее – и в плане географии (это, безусловно, явление не только в русской культуре), и во временных границах – истоки космизма уходят в глубину времен, в мифологическое прошлое человечества.

Известно, что в своем развитии человечество прошло через три вида мышления — мифологический, религиозный, научный, «каждый из которых имел свои особенности, свою культуру, свою эпоху. Каждый вид формировался в глубинах предыдущего. У мифологического же сознания не было «опоры» или предыдущего системного мышления, в недрах которого бы оно зародилось. В этом состоит одна из его загадок.»  - писала академик Л.В.Шапошникова. Стоит отметить, что мифологическое сознание ставит перед учеными-исследователями много вопросов, не имеющих однозначного ответа, например, сходство мифологических сюжетов у разных, очень отдаленных народов. На эту особенность обращают внимание многие исследователи мифов, а Л.В.Шапошникова писала: «Различные народы, подчас разделенные громадными пространствами, имеют одну и ту же принципиальную мифологическую схему. (…) Создается впечатление, что однажды был совершен какой-то грандиозный и одновременный «посев» странной информации, захвативший всю планету».

На лекции в сопровождении слайдов были представлены основные мифологические универсалии - общие черты мифов, принадлежащие разным культурным традициям.

Также, к настоящему времени накоплен богатый материал по наличию в древних мифологических системах сведений о космическом мироздании, поражающих своей точностью, знаний, к которым лишь сейчас подходит современная наука, получившая их в результате оснащенности мощными приборами. Ученые высказывают различные версии относительно появления этих знаний у древних людей, не имевших возможности получить их эмпирическим путем; в любом случае, эти факты заставляют отказаться от бытовавшей в прежние века точки зрения на мифы как на фантастические выдумки наивного мышления примитивного человечества на заре истории. Алексей Федорович Лосев, крупнейший специалист по античной мифологии, в «Диалектике мифа» писал:  «Миф – необходимейшая – прямо нужно сказать, трансцендентально-необходимая – категория мысли и жизни; и в нем нет ровно ничего случайного, ненужного, произвольного, выдуманного или фантастического. Это – подлинная и максимально конкретная реальность. (…) Миф – не идеальное понятие, и также не идея и не понятие. Это есть сама жизнь. Для мифического субъекта это есть подлинная жизнь, со всеми её надеждами и страхами, ожиданиями и отчаянием, со всей её реальной повседневностью и чисто личной заинтересованностью».

Лектор представила спектр существующих точек зрения различных авторов на миф и мифологию, их значение для общечеловеческой культуры.

Многие из затронутых в ходе лекции  актуальных вопросов  находят свое объяснение в трудах Л.В.Шапошниковой, посвященных вопросам эволюции человеческого сознания. Так, в статье «Исторические и культурные особенности нового космического мышления», Людмила Васильевна писала: «В пространстве мифологического мышления возник интересный культурно исторический парадокс. С одной стороны, мифологическое мышление не имело своего предшественника в земной истории или, по крайней мере, мы об этом не знаем. С другой — оно оказалось наиболее универсальным по сравнению с двумя последующими. В этом парадоксе нарушена культурно историческая логика настолько, что в пределах земной информации мы не можем получить ему объяснения. Все в мифологии удивительно и неправдоподобно. Ее герои действуют в обстоятельствах, где время и пространство иные, а сами эти герои обладают качествами, не присущими земному человеку. Тексты метанаучных знаний наводят нас на мысль, что источником земной мифологии был Космос, где существуют миры с более тонким состоянием материи и более высоких измерений, чем наш плотный мир. Иными словами, изначальная мифологическая информация по происхождению — космическая, пришедшая на Землю из инобытия и заложившая таким образом фундаментальные наши знания и основные виды мышления, развившиеся потом из той же мифологии. Меньше всего можно считать, что мифология могла быть плодом человеческого воображения».

Отдельное внимание было уделено такой особенности мифологического сознания, как переживание человеком единства себя и мира, глубочайшей взаимосвязи его с природой, сопричастности человека глобальным процессам мироздания, и тому значению, которое оно имело, наполняя жизнь смыслом и давая силы для преодоления тягостей реальной жизни. По мнению выдающегося мыслителя К.Г.Юнга, проблема современного человечества во многом состоит в утрате этой связи. Так, в работе Юнга «Архетип и символ» мы находим: «С ростом научного понимания наш мир все более дегуманизируется. Человек чувствует себя изолированным в космосе, потому что теперь он отделен от природы, не включен в нее органически, и утратил свою эмоциональную «бессознательную идентичность» с природными явлениями. Постепенно они теряют свою символическую причастность. Теперь уже гром — не голос рассерженного Бога, а молния — не его карающая стрела. В реке не живет дух, в дереве больше не пребывает жизненная основа человека, змея не воплощает мудрость, а горная пещера больше не жилище великого демона. Уже не слышит человек голоса камней, растений, животных, и не беседует с ними, веря, что они слышат. Его контакт с природой исчез, а с ним ушла и глубокая эмоциональная энергия, которую давала эта символическая связь».

Возможно, именно ощущением потери смысла жизни в современном прагматичном и реалистичном мире, вызван интерес к мифологии, ее истокам, сокровенным знаниям, скрытым за древними сказаниями, который наблюдается в последнее время как в научном сообществе, так и среди очень широкого круга людей самых разных возрастов и рода занятий. Большое количество публикаций в научных и просветительских изданиях, популярность фильмов, пытающихся оживить и переосмыслить мифологические сюжеты – все это свидетельства того, что человеческое сознание вновь, уже на новом уровне, обращается к древнейшему пласту своей культуры.


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов