Защитим имя и наследие Рерихов - Т.5.

V. Церковь против Рерихов

В.И.Хворостов. «Картины Н.К.Рериха объявлялись “оказывающими оккультное воздействие на зрителей”»

«Люди глубоко проникались возвышенным настроением картин»

О Музее Н.К.Рериха члены Сыктывкарского рериховского общества начали мечтать с того момента, когда стало возможным приобрести репродукции картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов. Оформленные в рамки, они составили основу передвижных выставок. Надо было видеть, с какой радостью принимались эти выставки в школах и училищах, гимназиях и вузах Сыктывкара и области. Посетители выставок глубоко проникались возвышенным настроем картин, их духовной чистотой и смыслом. Выставки не могли не вызвать множество прекрасных и благодарных отзывов людей всех возрастов.
Поэтому не случайно, что директор одной из школ Сыктывкара предложил организаторам выставок помещение – свободный от занятий класс для размещения в нем постоянно действующей экспозиции репродукций картин Рерихов, что было чрезвычайно важно для культурной жизни города. Сама школа находилась на окраине, где не было никаких учреждений культуры. И вдруг в районе появляется выставочный зал, в экспозиции которого помимо 70 репродукций картин Рерихов еще и многочисленные фотографии, рассказывающие об этой удивительной семье. Больше того, при выставке открылась библиотека, составленная из книг Блаватской и Рерихов. Все это вызвало у живущих в этом районе людей сначала удивление, а потом и чувство радости, когда родители все чаще стали слышать от своих детей восторженные рассказы о творчестве Рерихов.
Вслед за школьниками в наш выставочный зал стали приходить и взрослые. Очарование рериховских полотен оставляло в душах людей глубокий след. «Сердечная благодарность Вам за выставку!» – постоянно слышала от посетителей выставки ее главный организатор и смотритель – Вера Ефимовна Прохорова. Все два с половиной года работы этого выставочного зала она бескорыстно служила Прекрасному, каждый день открывая двери для посетителей этого подлинного очага культуры.
Достаточно быстро весть об интересной выставке распространилась по району. Дети и подростки из общеобразовательных школ и профучилищ города стали проявлять к ней живой интерес, приезжая из самых разных мест. «Наш музей» – так называли этот выставочный зал и рериховцы, и местные жители.
Нашлись и спонсоры, купившие для выставочного зала телевизор. Сыктывкарское рериховское общество приобрело DVD-проигрыватель. Так появилась возможность смотреть фильмы о жизни Рерихов, больше узнавать о Гималаях, долине Кулу, «побывать» в Наггаре. Жизнь великой русской семьи Рерихов стала для всех еще ближе. Каждую школьную перемену зал заполнялся детьми. Кто-то рассматривал картины, кто-то обращался к Вере Ефимовне с вопросами о семье Рерихов, их творчестве, о далекой Индии. А кто-то мог здесь же порисовать, расположившись среди репродукций полотен великих Рерихов. Особенно радостным для всех нас было начало каждого учебного года. Некоторые дети приходили в зал и с восторгом рассказывали, что были летом в Москве, в Музее имени Н.К.Рерихов и – о чудо! – видели подлинники картин Рерихов.
Книга отзывов выставочного зала нашего города была заполнена самыми искренними отзывами, отражавшими внутреннее состояние школьников:

«Репродукции своей величественностью производят сильнейшее впечатление. Это своеобразный бальзам на нашу истерзанную душу, своеобразный символ надежды, успокаивающий и утешающий. Спасибо за счастливое мгновение.

Нас 50 чел. Т.С.Лужикова, З.П.Кирушева».

«Очень интересный музей! Мне очень понравились все картины, но больше всего “Матерь Мира”.

СШ № 1, 5-й “В”. Владимир».

Эти восторженные высказывания говорят сами за себя, и здесь трудно что-либо добавить.

Идеи Рерихов ничего общего с сектами не имеют

Но вот в конце 2008 года в школу наведался местный православный священник. На встречу с ним пришли четыре школьника. Священник заявил, что будет приходить в школу раз в неделю для бесед с детьми. Но в следующий раз никто из детей на беседу со священником не пришел. Больше в школе он не появлялся.
Однако на этом неудачном «походе» священника в школу местная православная епархия не успокоилась. В январе 2009 года на адрес руководства школы пришло «Информационное письмо», подписанное координатором антисектантского центра местной епархии Д.Гераськиным. Содержание этого «православного послания» вызвало глубокое недоумение как у рериховцев, так и у руководства школы. Из текста, в частности, следовало, что «деструктивное по характеру» «Рериховское движение представляет собой религиозный культ оккультно-христианского характера», использующее «сектантский метод пропаганды». Не буду воспроизводить полный текст этого письма, почти весь состоящий из передергиваний и нелепых измышлений, рассчитанных прежде всего на невежественных людей.
За разъяснениями в епархию директором школы был послан один из учителей, имеющий юридическое образование. Однако его беседа с координатором антисектантского центра была краткой.
«– Вы православный?
– Да, наверное… Иногда захожу в церковь.
– Рерихом увлекаетесь?
– Уважаю как художника…
– Тогда я вас проклинаю и отлучаю от церкви».
Понятно, что такое «общение» ситуацию не прояснило. Директору школы пришлось написать письмо и подробно объяснить, что рериховское движение не связано с религией, поскольку в его деятельности отсутствуют признаки религии; не будучи религиозным, оно, следовательно, не может быть названо сектантским. Тем более, что юридическое определение этого термина отсутствует. Казалось бы, инцидент исчерпан ввиду абсурдности обвинений. Однако местная епархия не оставила своих попыток закрыть выставку репродукций Рериха.
Вскоре в школу прибыла комиссия районо, которая на месте разобралась с ситуацией и… дала высокую оценку работе выставочного зала.
Комиссией был сделан вывод, что выставка репродукций картин Н.К. и С.Н. Рерихов району и городу нужна, а деятельность школы и Рериховского общества г. Сыктывкара по эстетическому развитию школьников следует поддержать. Неудивительно, что информация об этой истории попала в средства массовой информации.
В ряде газет Сыктывкара появились статьи о ситуации с выставкой. В них наряду с материалами, положительно оценивающими выставку, появлялись также заявления представителей Церкви, заставлявшие вспомнить темные времена инквизиции. Картины Н.К.Рериха объявлялись «оказывающими оккультное воздействие на зрителей», а потому опасными. Само Рериховское общество Сыктывкара характеризовалось как секта, стремящаяся распространить свое влияние на неустойчивые детские души. Так, в газете «Будни» от 3 апреля 2009 года в статье «Школа “рерихнутых”?» автор статьи не стеснялся в выражениях типа: «Убийство во имя идеалов», «Рогатый подзуживает»… Да и сам текст также не отставал от заголовков. Например, знакомя читателя «с некоторыми постулатами учения Рерихов», сообщалось, что в нем «утверждается возможность убийства в целях, выгодных для распространения этой секты». Еще цитата: «Фундаментальные трактаты Живой Этики допускают необходимость убийства во имя торжества своих идеалов».
Что примечательно, данная статья была опубликована без подписи. Но членам Рериховского общества удалось выяснить, как и по чьему заказу она появилась. Как рассказал нам один из сотрудников газеты, он был свидетелем визита к редактору этой газеты священника, с которым тот имел продолжительную беседу. После беседы редактор вызвал к себе молодую журналистку и поручил ей написать статью о выставке и о рериховском учении в целом, что и было сделано с молодым энтузиазмом. Правда, спустя две недели после выхода статьи эта журналистка вдруг уволилась из газеты. «Надоело заниматься грязью» – так она объяснила свой уход.

СМИ доносят до людей правду о Рерихах

Одновременно с сообщениями газет по республиканскому радио выступил руководитель республиканского рериховского общества. Замысел этого выступления состоял в том, чтобы рассказом о деятельности выставочного зала и вообще рериховского общества разрядить создавшуюся напряженную обстановку вокруг Рерихов. В республике хорошо знают о Рерихах и самом рериховском обществе. Поэтому восстановить на уровне здравого смысла несколько поколебленное церковниками общественное мнение по отношению к Рерихам не составляло труда. Однако «объективности» ради, в передаче прозвучали и слова секретаря местной епархии, продолжавшего утверждать, что с картин Н.К.Рериха на зрителей идет «оккультное воздействие». Пытаясь выяснить такой, как оказалось, непростой вопрос – идет с картин «оккультное» воздействие на людей или не идет, – ведущий передачи обратился за помощью к известному в городе врачу-психиатру. По его словам, различного рода воздействия на человека происходят всегда, с момента рождения и до смерти. Какое-то особое «оккультное» воздействие картин Рериха – полный бред.
С самого начала нажима церковников на школьное руководство в Интернете началась активная дискуссия с обсуждением правомочности подобных действий Церкви. Тема «Рерих – РПЦ» стала на несколько месяцев одной из самых актуальных на многих республиканских и российских Интернет-порталах. В подавляющем большинстве случаев неравнодушные люди высказывали свое крайнее возмущение действиями Православной церкви.

Как секретарь Сыктывкарской епархии «поправлял» А.С.Пушкина

Несколько лет назад местная епархия вмешалась в музыкальный спектакль по сказке Пушкина и на музыку Дм. Шостаковича «Балда», постановку которого пытались осуществить на сцене Республиканского музыкального театра. Священнослужителям не понравилось то, что поп в этой сказке Пушкина представлен, по словам церковников, «в неприглядном свете». После дебатов художественного совета театра с секретарем епархии было принято решение, над которым смеялись не только в России, но и в газетах Нью-Йорка, – «поправить» Пушкина, изменив окончание пьесы гения русской литературы так, чтобы оно не подрывало «высоконравственный облик священнослужителя». Сила слова современного православного иерея оказалась весомей, чем гений Пушкина и Шостаковича, вместе взятых. Пьеса была изменена, и в таком «осовремененном» виде была показана зрителям. (Подробнее на сайте: http://www.5-tv.ru/news/222/.)
Весной 2009 года Церковь взялась и за Академический республиканский драматический театр имени Виктора Савина, запретив к показу в период Великого поста комедию «Железная женщина», по ходу которой священник должен был проводить на сцене обряд венчания.
Каждый подобный шаг церковных властей вызывал волну возмущения. Когда же к этому прибавилось требование закрыть выставочный зал репродукций картин Н.К.Рериха в одной из окраинных школ города, возмущение перешло в открытое раздражение. Чтобы узнать, до какой степени раздражения церковники доводят людей своими абсурдными попытками бороться с Культурой и Знанием, особых усилий прилагать не надо. Достаточно заглянуть в Интернет-пространство, где обсуждается эта тема.
Негативная реакция людей на инквизиторские методы работы РПЦ свидетельствуют о подъеме самосознания народа, его критичного и вдумчивого отношения к действительности.

Вместо «страха Божьего» – «страх церковный»

В кругах государственных чиновников позиции Церкви довольно сильны. С этим нам пришлось столкнуться, когда назрела необходимость большого выступления по республиканскому телевидению с рассказом о деятельности выставочного зала с репродукциями картин Рерихов в общеобразовательной школе, о семье Рерихов, об учении Живой Этики. Мы обратились с соответствующим предложением в наиболее крупную в республике телекомпанию «Коми Гор». За выход в эфир 15-минутного сюжета нам было предложено заплатить 50000 руб. К счастью, один из наших единомышленников вызвался полностью оплатить эфир. И мы договорились с руководством компании о дате проведения съемок. Надо ли говорить, что для телекомпании во время разгара кризиса весной 2009 года означали эти 50000 рублей! Это и возможность выплатить своим работникам задержанные зарплаты, и шанс для некоторых сотрудников не быть уволенными по сокращению из-за нехватки средств. Однако в день съемок мне вдруг звонит один из работников телевидения и шепотом (!) сообщает, что, к сожалению, съемки не могут состояться. «Их запретили». – «Кто запретил?» – «Руководство компании боится реакции церковных властей», – так же тихо прошептал мне «самый смелый» работник телекомпании.
И все же рериховское общество нашло возможность донести до людей правду о Рерихах. Была найдена другая телекомпания, которая несколько раз в новостях давала в эфир развернутый телесюжет о выставке. Люди, наконец, увидели репродукции картин Рерихов в прекрасно оформленном зале, услышали слова о Рерихе председателя республиканского рериховского общества, узнали мнение преподавателя этой ставшей «знаменитой» школы о работе самого выставочного зала, об отношении школьников к этому очагу культуры, увидели книгу отзывов, наполненную восторженными записями детей со всего города.
Волна возмущения действиями Церкви дошла до главы Республики Коми. Вопрос о попытках закрыть выставку обсуждался в Государственном Совете республики и Общественной Палате. Однако все это не повлияло на позицию церковных властей. Действуя через некоторых агрессивно настроенных «православных», они всячески старались создать вокруг Рерихов сатанинский ореол, запугивая несведущих людей «оккультизмом» и «сектантством», а чиновников, при «необходимости», обещая предать анафеме и отлучить от Церкви. «Страх Божий» чиновники от Церкви заменили на «страх церковный». Как это ни удивительно, но такая тактика дала результаты! Люди говорили о своей любви к творчеству великого художника, но занимали пассивную позицию в тот момент, когда нужно было открыто встать на защиту Прекрасного.
Вскоре для очередной проверки деятельности выставочного зала Н.К.Рериха в школу, где работала выставка, была направлена еще одна комиссия, – теперь уже от городского Управления народного образования. В ходе служебного расследования комиссия ознакомилась со всеми материалами, представленными на выставке, поговорила с руководством школы, преподавателями, детьми, пролистала книгу отзывов и пришла к интересным выводам:
«По материалам выставки организуются экскурсии на добровольной основе для обучающихся, проявляющих интерес к творчеству художника.
Экскурсии для групп детей проводит учитель МОУ “ООШ № 14” Маух Л.Э. Темы и содержание экскурсий не пропагандируют сектантские настроения.
Учителем ведется журнал посещений выставки, а также книга отзывов о содержании экскурсий.
Вместе с тем МОУ ООШ № 34 рекомендовано:
– возвратить картины Н.Рериха в частную коллекцию учителя Маух Л.Э. до конца учебного года;
– учителю Маух Л.Э. представить администрации МОУ ООШ № 14 программы экскурсий для обучающихся;
– администрации МОУ “ООШ № 34” осуществлять контроль за проведением и содержанием экскурсий».
Положительная оценка выставочной деятельности комиссией опровергается ее собственной рекомендацией – выставку практически закрыть до конца учебного года! Прийти к таким парадоксальным выводам можно, только если над логикой довлеют иные интересы или же страх. Человек, подписавший этот документ, работает начальником Управления образования Сыктывкара и в то же время выполняет рекомендации по вопросам культуры чиновников из местной епархии.

Учение Рерихов служит единению людей

Понимая, что в данном противостоянии объективных оценок нам не дождаться, было решено провести республиканский семинар ученых разных специальностей, которые, будучи лицами незаинтересованными, могли бы дать свою, независимую оценку философского и художественного наследия семьи Рерихов.
На семинар из разных городов республики приехали доктора наук по философии, культурологии, истории и др. Приняли участие в работе также члены Государственного Совета Республики Коми, члены Общественной Палаты, главы двух муниципальных объединений (городов) республики. Проигнорировали семинар лишь работники местной православной епархии, хотя они и были приглашены заранее. Им якобы помешали предстоящие, как было сказано одним из представителей Церкви, «православные праздники, к которым надо было начинать готовиться».
Общий вывод, к которому пришли участники семинара, – Учение, данное миру через семью Рерихов, является важнейшим звеном эволюционного развития человечества, служит единению людей на основе уважения национальных, этнических и конфессиональных особенностей. (Подробнее см. на сайте: http://www.bnkomi.ru/data/news/2479/.)
Если бы наше общество руководствовалось в своих оценках мнением компетентных людей, то, несомненно, это заключение научной элиты республики сыграло бы определяющую роль в решении вопроса о школьном выставочном зале. Но, увы, большинство людей все еще живет ограниченными, земными интересами.
Директор школы, в свое время бескорыстно предоставивший ее помещение для этой выставки, будучи человеком пенсионного возраста, не стал портить отношения с начальством. Отступившись от своих прежних слов в защиту выставки, он поддался давлению городского Управления образования и потребовал, чтобы выставочный зал с репродукциями картин Н.К.Рериха в конце школьного года был закрыт.
Выставка все еще продолжала экспонироваться, но экскурсии были уже запрещены. Отдельные школьники на переменках по-прежнему заглядывали в помещение, но уже не встречали там, как раньше, свою любимую Веру Ефимовну Прохорову – хранительницу этого зала, два с половиной года ежедневно отдававшую себя служению Красоте. Состояние ее здоровья стало быстро ухудшаться, и вскоре она оставила наш мир.
Директор школы после своего решения о закрытии выставки Рериха испытал своего рода «прозрение». Зайдя в одну из общеобразовательных школ своего района, он увидел на всех стенах школы репродукции картин Н.К.Рериха в красивых рамках,
где-то приобретенных и затем вывешенных самими учителями школы. «Как это? Почему вам это не запретили?» – «К нам приходили с требованием снять репродукции, но мы сказали: “Не снимем!”, – и больше никто уже не приходил».
Вернулся он в свою школу озадаченный увиденным и пораженный красотой картин Рериха. Заметим, впрочем, что за все годы существования выставочного зала в собственной школе он ни разу (!) его не посетил...
Выставка закрылась.
В это же время в школу прибыла с инспекцией очередная комиссия по проверке учебно-образовательного процесса. Уже около года она работала в разных школах района, теперь дошла очередь и до 34-й школы. Результаты проверки, как говорят, неутешительны: 4 преподавателя, в том числе и сам директор, были уволены с работы. По случайному совпадению, эти четверо оказались именно теми людьми из всего многочисленного школьного коллектива, которые выступали против выставки.

Государственный университет принимает выставку Рерихов

У Сыктывкарского рериховского общества оказались свободными от экспозиции около 100 репродукций картин Рерихов. Конечно, сразу было решено открыть очередную выставку, на этот раз в Сыктывкарском государственном университете, в великолепном помещении Музея истории просвещения Коми края. Выставочные залы этого замечательного Музея как нельзя лучше подходят для напечатанных на холсте репродукций картин Н.К. и С.Н. Рерихов, выполненных в размерах, соответствующих или очень близких оригиналам. Выставка привлекла внимание не только студентов университета, но и учащихся колледжей и школ.
Впервые в истории университета вручение дипломов выпускникам ВУЗа решили проводить именно в этом красивейшем выставочном зале, среди полотен Николая и Святослава Рерихов. Студенты фотографировались на память среди изумительных по красоте гималайских пейзажей. В репортажах республиканских теленовостей можно было видеть вручение дипломов СГУ на фоне картин великих Рерихов! – своего рода высокое напутствие в жизнь получили эти студенты-выпускники!

Вместо послесловия

Прошел год после начала местной православной епархией антирериховской кампании. За это время выставочный зал в отдаленной от центра города школе № 34 закрыли. Местные православные священники продолжали чернить великие имена Рерихов. В это время в центре Сыктывкара в музее Сыктывкарского государственного университета открылась выставка
Н.К. и С.Н. Рерихов. Ученые республики подтвердили непреходящее значение для мировой культуры творчества великой русской семьи, а в обществе усилился интерес к рериховскому философскому наследию.
И вот, спустя ровно год, 28 января 2010 года, местная епархия решилась вновь «оживить народ». Из СМИ мы узнали, что «Сыктывкарская и Воркутинская епархия признала Коми республиканское рериховское общество оккультным, нехристианским религиозным движением».
На этот раз мнение Церкви прозвучало, пожалуй, мягче, чем год назад. Отсутствует набившее оскомину утверждение о «сектантском характере пропаганды». Значит, не зря мы целый год, если можно так сказать, благодаря самой же Церкви доказывали, что наше общество к сектам никакого отношения не имеет.
То, что мы объявлены «нехристианским» движением – с этим никто никогда и не спорил. Весь мир отнюдь и не обязан быть христианским и при этом еще и находиться в «лоне» русского Православия.
То, что общество характеризуется как «оккультное», то следовало бы сначала объяснить, что под этим словом подразумевается, ведь его значение многократно менялось на протяжении последних веков. Если исходить из формулировки, данной в популярной Интернет-энциклопедии «Википедия», то «Оккультизм (от лат. occultus – тайный, сокровенный) – общее название мистических учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, утверждающих существование скрытой связи человека с потусторонним миром».
Из этого определения следует, что за всеми видимыми явлениями есть невидимые причины, т.е. то, что в любой религии именуется «божественным началом». Поэтому любая наука, изучающая скрытые от внешнего восприятия причины, – химия, физика, биология и многие другие, – может быть отнесена к оккультизму; так же и любая религия мира, в том числе и христианская.
Новая волна интереса к Рериху, возникшая сразу за этой оценкой рериховского общества местной православной епархией, вынудила СМИ вновь обратиться к теме Рериха. В республиканской общественно-политической газете «Красное Знамя Севера» появилось обширное интервью с руководителем рериховского общества В.Хворостовым, из которого читатели могли напрямую узнать об Учении Живой Этики, о деятельности самого рериховского общества, уже двадцатый год работающего в республике.
Очередной нападкой на Рериховское движение церковники лишний раз показали свою несостоятельность. Ответом на все выпады чиновников от Православной церкви может быть комментарий, помещенный на Интернет-портале «Бизнес-новости Республики Коми» (http://bnkomi.ru/data/news/4000/) от 10 февраля 2010 года:
«Ольга, 10.02.2010 (11:57)
Молодцы, земляки! Столько мыслящих людей дали отпор “воинствующему невежеству” в рясах! Именно оно и является самым страшным грехом человечества, испокон веков распинавшим и распинающим самых лучших его представителей: мыслителей, ученых и творцов. Радует то, что на защиту мировоззрения Рерихов, самого нравственного и гуманистического, на защиту Свободы Духа встало столько людей. Действительно, Новое Время не за горами. Но за него еще предстоит побороться и выдержать самый тяжелый бой с мертводушными попами, с кураевщиной, посягающей на самое святое – Знания. Если бы оне были чуть умней, то постеснялись бы клеветать на безупречных во всех отношениях людей – наших великих соотечественников, признанных во всем мире, – уникальную семью Рерихов! Всем живым Света на Пути!»


Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов