Защитим имя и наследие Рерихов - Т.5. V. Церковь против Рерихов И.М.Себелева. Педагогический тупик РПЦ Гуманная педагогика – это вечная педагогика…
Она есть искусство самое высшее, которое доступно человеку, потому что творит из него Высшего Человека. Шалва Амонашвили
На прошедших в 2009 году в Москве ХVII Рождественских чтениях вице-президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) протоиерей Александр Новопашин выступил с докладом «Проникновение оккультизма в систему государственного образования на примере “Школы гуманной педагогики” академика Шалвы Амонашвили». Злобные нападки церкви на педагогическую систему этого выдающегося педагога-новатора не прекращаются и поныне. За что же РПЦ вынесла жестокий приговор этому передовому направлению педагогической мысли? Недоумевают педагоги, ученые, родители, знающие не понаслышке о принципах и достижениях системы гуманно-личностного подхода к детям, созданию и развитию которой посвятил себя Ш.Амонашвили. Понимают ли деятели РПЦ, что такое гуманная педагогика, и нужна ли она современной России?
В действующем российском «Законе об образовании» гуманизация определяется как ведущий принцип государственной политики страны в области образования. И хотя гуманистические ценности в педагогике уже много лет декларируются во весь голос, но на практике происходит прямо противоположное. Педагогика, которую у нас принято называть традиционной, давно и серьезно заражена авторитаризмом. Ей свойственно подавление личности, ущемление самолюбия детей, угрозы, принуждение, жесткая оценочная система и т.п. Теория и практика такой педагогики предполагают, что без принуждения, без силовых методов воспитания невозможно обучать детей. Это утверждается как аксиома, невзирая на то, что педагогическая классика доносит до нас другое. Но самый большой пробел «традиционной» педагогики – это игнорирование души ребенка как объекта педагогического влияния. Сегодня многим становится очевидным, что авторитарная педагогика оказывается не просто нежелательным фактом образовательного процесса, но тормозом в развитии личности. В основе же гуманной педагогики, корни которой тесно связаны с лучшими достижениями мирового педагогического опыта, заложено иное отношение к ребенку. И это не только любовь и уважение к личности, но и раскрытие в человеке его высшего предназначения, его духовного начала. Гуманная педагогика подчеркивает, прежде всего, не ценность знания, а ценность человека, для которого эти знания есть уникальная возможность собственного развития, духовного становления. Она позволяет сделать воспитание нравственным ядром образовательного процесса. С каждым годом в нашей стране все сильнее проявляется это противоречие между сохраняющимися авторитарными подходами к образовательному процессу и новыми гуманистическими парадигмами воспитания человека, направленными на возрождение высших духовных ценностей. В руках учителей наше будущее, ибо от гуманности их мышления и уровня сознания зависит умение в столь сложное время не только передавать детям все богатство отечественной культуры, но и научить их беречь и развивать его. Поэтому вопрос «Нужна ли современному обществу гуманная педагогика?» – звучит, на мой взгляд, риторически. Гуманистическую парадигму образования на современном этапе определяют различные концепции, но важно, что их объединяет общее – уважение к личности ребенка и вера в него. Эти идеи находят свои творческие решения в трудах Н.Д.Никандрова, М.В.Богуславского, Г.Б.Корнетова, Ш.А.Амонашвили, В.И.Загвязинского, В.А.Сластёнина, В.Г.Ниорадзе, Е.Н.Шиянова и других последователей гуманной педагогической традиции. По признанию многих ученых и педагогов-практиков, большой вклад в развитие гуманно-личностной педагогики нашего времени внес Шалва Александрович Амонашвили – тот, кого РПЦ выставляет сегодня чуть ли не своим врагом. Но как сказано: «По плодам их узнаете их». Ш.А.Амонашвили – почетный академик Российской академии образования, почетный профессор многих университетов России и зарубежья, руководитель Международного центра гуманной педагогики, доктор психологических наук. Созданная им педагогическая концепция, основанная на гуманно-личностном подходе к учащимся, была рекомендована в 1992 году Министерством образования РФ к внедрению в практику общеобразовательной школы как новая педагогическая технология. Он стал научным руководителем многих экспериментальных школ в нашей стране, и по его методике работают школы на Украине, в Литве, Эстонии, Казахстане, Чехии, Болгарии. Его перу принадлежат десятки педагогических, психологических и художественных произведений, многие из которых переведены на разные языки мира. Ш.А.Амонашвили совместно с академиком Д.Д.Зуевым руководит изданием 100-томной «Антологии гуманной педагогики». Шалва Александрович проводит семинары, мастер-классы, Круглые столы, посвященные проблемам образования. Часто в результате этих встреч создаются новые центры и лаборатории гуманной педагогики, открываются школы и классы, реализующие гуманно-личностный подход к детям. Творческой вершиной деятельности Ш.Амонашвили можно считать ставшие уже традиционными Международные педагогические чтения, которые ежегодно проходят в Москве. Убедительность педагогики этого выдающегося человека проявляется и в том, что Шалва Александрович являет собой пример, как говорят, Учителя от Бога. Он не только говорит о принципах гуманной педагогики, но сам всегда руководствуется ими в своей жизни и деятельности. На примере своего практического опыта Ш.А.Амонашвили показал, что цели гуманно-личностной педагогики реализуются успешно, только если их проводник-учитель воплощает в себе такие качества, как любовь к детям, доброта, мудрость, терпение, стремление к творчеству, преданность своему делу. Амонашвили объединяет людей, по-настоящему озабоченных судьбой молодого поколения, понимающих, что начинать преобразования надо не с критики руководства и действующих методик, а прежде всего – с себя. В условиях кризиса современного образования идеи гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили не случайно находят все больше сторонников и последователей. Широко распространившийся в наше время материалистический взгляд на мир не нуждается во внутренних законах нравственности и уводит человека все дальше от своего высокого предназначения, от стремления к духовному совершенству. Амонашвили, понимая это, мудростью своей педагогики предлагает открыть детям иной взгляд на мир, основанный на духовности, ответственности и вере в Высшее. Но разве не к этому же должны быть направлены и усилия Православной церкви? В чем же тогда заключается суть претензий РПЦ к гуманной педагогике Амонашвили? Церковь обвиняет Шалву Александровича в отходе от христианского пути воспитания. Однако гуманная педагогика, которую утверждает этот выдающийся педагог, тесно связана корнями с классической педагогикой, основанной на духовных началах христианства. На протяжении многих лет учителя, работающие под давлением тоталитарной государственной системы, обращались к мудрости педагогической классики, пытаясь выделить из нее какие-то подходящие приемы и методики, но отстраняясь от ее духовной сути. Амонашвили, наоборот, привлек внимание педагогов к духовным основам классического педагогического наследия. По сути, он оживил достижения Коменского, Песталоцци, Ушинского, Пирогова, Макаренко, Сухомлинского. В.А.Сухомлинский говорил: «Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребёнка». Ш.А.Амонашвили вторит ему: «Образование – не набор знаний, а раскрытие образа Божьего в ребенке». Шалва Александрович очень уважительно относится к православной культуре, считая, что Православие соединяет многих, многонациональных жителей России. Интересно, что на Международных педагогических чтениях, проводимых по инициативе Ш.А.Амонашвили в Москве, не раз с поддержкой выступали представители Православной церкви. Идеологи РПЦ твердят об оккультном, сектантском характере деятельности Амонашвили. На каком же основании? Например, протоирей Александр Новопашин из Новосибирска в своей статье «Культ Амонашвили» утверждает, что «учебник Амонашвили “Школа жизни” ломает традиционные многовековые методы начального образования». И затем выносит приговор: это деструктивный культ, завуалированный под педагогическую инновацию. Но что такое «традиционные многовековые методы начального образования»? Если речь идет об авторитарных приемах обучения детей, то действительно Ш.Амонашвили «ломает» их для утверждения гуманного подхода к ребенку, направленного, прежде всего, на воспитание духовно развитой личности. Причем же здесь «деструктивный культ»? Согласно определению, приводимому в литературе, деструктивные культы представляют собой религиозные и неорелигиозные объединения, лидеры которых «контролируют сознание» своих последователей, обвиняются в убийствах людей. Какое отношение это имеет к известному на международном уровне, заслуженному учителю? «Опираясь на вековую мудрость, культуру и национальные традиции, гуманная педагогика воспитывает благородного человека», – говорит Амонашвили о своем понимании цели образования. Разве это похоже на оккультизм? Возможно, Церковь потому так упорно защищает «традиционную», то есть авторитарную педагогику, что сама давно является авторитарной организацией, основанной на принципах диктата единомыслия, беспрекословного подчинения, несвободы мысли. Поэтому попытки внести изменения в эти принципы в любой области человеческой жизни, особенно в развивающей свободное сознание человека педагогике, встречают ее жесткое сопротивление. Религиозно ангажированные педагоги возмущаются: Амонашвили сравнивает себя и других обычных учителей с Богом! Да, он утверждает, что учитель – это соработник Бога, подчеркивая тем самым значение созидательной миссии учителя и его ответственности за будущее детей. Шалва Александрович ставит важнейшую на современном этапе задачу – поднять веру учителя в себя, повысить авторитет учителя, столь мало признанный на государственном уровне в России. И учителя, побывавшие на его семинарах, действительно уходят вдохновленные на решение высоких задач по духовному воспитанию ребенка. Ш.А.Амонашвили ставится в вину и то, что он применяет на своих уроках такие слова как «совершенство», «божественность», «мудрость», которые, по мнению религиозных обвинителей, не имеют у него «ясного определения» и «научно обоснованного содержания». А в работах великих педагогов прошлого, ставящих задачи духовного воспитания, разве не употреблялись такие высокие понятия? И в каких же источниках они были научно растолкованы? Такие надуманные претензии тем более странно слышать от представителей Церкви, которая веками пользуется этими понятиями, не обращаясь за помощью к науке. И если даже тезис Ш.А.Амонашвили «Человек ответственен за свои мысли», по мнению церковников, выглядит абсурдно и нелепо, то возникают большие сомнения в уровне образованности и культурности этих борцов за Православную веру. После знакомства с нападками РПЦ на педагогику Амонашвили, постепенно становится понятно, что причина такой нетерпимости не в новых педагогических методах или «нетрадиционном» подходе к детям, а в мировоззренческом выборе этого педагога-новатора, неприемлемом для РПЦ. Среди фундаментальных философских источников гуманной педагогики Шалва Александрович называет учение Живой Этики – систему познания, формирующую новое космическое мышление современного человечества. Эту философскую систему, базирующуюся на новой научной парадигме, РПЦ, как известно, относит к оккультно-религиозным учениям. Именно принятие Амонашвили мудрости наследия Рерихов церковь не может простить выдающемуся педагогу. Ярые идеологи РПЦ негодуют: «Амонашвили – представитель рериховской педагогики». Да! И не только он. Семью Рерихов неслучайно называют прообразом семьи будущего. Огромный вклад в мировую культуру и пример служения человечеству всех членов этой удивительной семьи не имеет аналогов в истории. В педагогических взглядах семьи Рерихов всегда утверждалась педагогика сотрудничества, приоритета духовных ценностей, веры в высокую миссию человека. Такие устремления, подтвержденные примером яркой, созидательной жизни Рерихов, безусловно, могут служить вдохновляющим примером для многих педагогов. РПЦ обличает Амонашвили в том, что Международный центр гуманной педагогики, возглавляемый им, связан с Международным Центром Рерихов (МЦР)1. Да! И на мой взгляд, это не просто разумно, но и закономерно. Наблюдая за деятельностью такого уникального культурного и научного центра как МЦР, можно с уверенностью сказать, что на современном этапе именно ему принадлежит ведущая роль в развитии передовых направлений и искусства, и науки, и педагогики. В этом можно убедиться, обратившись к сайту2, изданиям МЦР или побывав на его международных общественно-научных конференциях. Сегодня многие поддерживают вывод о том, что педагогическое сознание находится в кризисе. Единственный выход из кризиса – в расширении сознания, в принятии духовного измерения мироздания. Время раздвинуло границы традиционных представлений о человеке и Космосе, общество ждет новых знаний для перехода к энергетическому мировоззрению. Живую Этику как философскую систему крупнейшие ученые современности вводят сегодня в научный оборот. Этот уникальный труд повествует о космической эволюции человечества, он не только дает ответы на многие сложнейшие вопросы о мироздании, но и способствует духовному совершенствованию человека, определяя культуру главным двигателем этого процесса. Если же определенные представители РПЦ не могут принять идеи Живой Этики по причине узости своего сознания или не хотят в силу идеологических причин, то это их беда. Зачем же запугивать других, навешивая оккультные ярлыки на все, что для них непонятно или неприемлемо. Еще один важный узел разногласий РПЦ с гуманной педагогикой Амонашвили – это проблема детей нового сознания. Повсеместно в мире замечено, что стали появляться дети с новыми качествами. И эти дети существенно отличаются от просто одаренных детей. Если одаренные дети легко осваивают и оперируют теми знаниями, которые им дают, то новые дети легко оперируют теми знаниями, которые им никто не давал, добывая их непонятным для нас способом. Определяющее их качество – особая сердечность, врожденное чувство нравственности. Понятно, что появление детей нового сознания ставит перед современной педагогикой ряд серьезных, неотложных вопросов. И последователи гуманной педагогики стараются искать пути их решения. А как относится РПЦ к факту существования в обществе феномена детей, которых некоторые называют новой расой человечества? Представители и сторонники церкви утверждают, что это просто дети с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивности», которые нуждаются лишь в лекарственной терапии и строгом воспитании. И опять ведутся разговоры о том, что под прикрытием необходимости искать особый подход к таким детям последователи гуманной педагогики «пытаются обрушить современную педагогическую систему». Не обрушить, а перестроить! Гуманизация образования требует изменения отношений в системе «учитель-ученик» – установления связей сотрудничества, сотворчества для развития гармоничной личности ребенка. «Этого допустить нельзя!» – заявляют педагоги, напуганные Церковью, иначе мы распустим детей до предела, лишим их ответственности, что неизбежно приведет к трагической развязке. И при этом забывается мудрость педагогических достижений Я.А.Коменского, Я.Корчака, А.Макаренко, В.А.Сухомлинского, утверждавших уважение к личности, веру в нравственный потенциал каждого ребенка. Замечательные труды этих педагогов, как и работы их последователя Ш.Амонашвили, становятся для думающих педагогов помощниками в гуманном педагогическом творчестве и учат самому главному – человечности. Вопрос о детях нового сознания, от которого стараются отмахнуться многие ретроградные представители системы образования в России, в полный рост был поставлен в МЦР на Международной общественно-научной конференции «Дети нового сознания» в 2006 году. Открывая конференцию, Л.В.Шапошникова, директор Музея имени Н.К.Рериха, сказала: «Дети нового сознания – самая большая надежда нашего мира. Они пришли, чтобы способствовать переходу человечества на новый эволюционный виток, помочь в формировании нового космического мировоззрения»3. Благотворительный фонд имени Е.И.Рерих уже несколько лет реализует широкую программу поддержки таких детей4. И то, что Международный центр гуманной педагогики под руководством Ш.А.Амонашвили внимательно и творчески подходит к проблеме новых детей, говорит о его высокой ответственности за будущее. На протяжении многих лет Шалва Александрович Амонашвили все свои силы и таланты направляет на гуманизацию образовательного процесса и привлекает к решению этой задачи все больше единомышленников. В 1999 году Л.П.Кезина в предисловии к книге Ш.А.Амонашвили «Школа Жизни» обратилась к московским учителям с такими словами: «Вчитывайтесь в размышления мудрого учителя, пробуйте отойти от привычной мысли, что в общеобразовательной школе мы только готовим ребенка к жизни. Примите его как явление, живущее своими страстями, как человека, свободно устремленного в будущее. Помогите ему раскрыть себя, почувствовать свою жизненную миссию. Помогите ощутить заложенные в каждом глубочайшие духовные силы Добра и Любви! Подумайте: не это ли путь воспитания человека Благородного? Не стоит ли и нам пойти по этому пути?» То, что РПЦ волнуют проблемы современного образования, вполне понятно. Педагогика в основе своей всегда несла принципы духовной традиции, сохраняющей высшие человеческие ценности. Она призвана помочь человеку обрести свободу, развить лучшие нравственные качества, пробудить совесть. Но похоже, что РПЦ в погоне за безграничной властью над умами людей зашла в педагогический тупик. И что самое печальное – выходить из него не собирается. А в тупике горизонтов будущего не видно. Как же можно нести истины людям в таком тупиковом состоянии? РПЦ часто декларирует: Православная миссия без правды и любви невозможна. А на деле все дальше уходит от этой истины. Где же ее правда в фанатичных, невежественных нападках на все, что не вписывается в ее представление о духовном пути человека? Где ее любовь в ожесточенной клевете на лучших деятелей русской культуры? Апологеты Церкви твердят, что их долг предостеречь неискушенного человека от уклонения от истинного пути богопознания. Но не любыми же средствами! Так и хочется дать совет православным борцам за веру: боритесь с настоящими врагами! С действительно опасными сектами, ломающими людей, тем более, что таких примеров в России, к сожалению, немало. В заключение приведу фрагмент из одного из выступлений Ш.А.Амонашвили: «Гуманная педагогика – это вечная педагогика. И именно из классиков я взял многие свои взгляды… Она есть искусство самое высшее, которое доступно человеку, потому что творит из него Высшего Человека». И положения гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили утверждают это всей своей педагогической практикой. 1. С 24.04. 2005 г. Центр гуманной педагогики является подразделением МЦР. 2. Международный Центр Рерихов: офиц. сайт. Режим доступа: www.icr.su (25 июня 2010). 3. 2006 год – Международная научно-общественная конференция «Дети нового сознания» (8–11 октября) [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов: офиц. сайт. Режим доступа: www.icr.su/rus/work/conferencies/2006 (25 июня 2010). 4. Дети нового сознания. [Электронный ресурс] // Благотворительный фонд имени Е.И.Рерих: офиц. сайт. Режим доступа: www.found-helenaroerich.ru/deti (25 июня 2010). |
Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов