Защитим имя и наследие Рерихов - Т.5. V. Церковь против Рерихов С.В.Скородумов. «Архиерейский забор» Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно.
Д.И.Менделеев
Космос под запретом
В последнее время темой общественных дискуссий все чаще становится противостояние Церкви и культуры1. Нередко со стороны РПЦ имеет место нетерпимость ко многим культурным явлениям.
Сегодня многие осознают, что Учение Христа и православная культура – это одно, а Церковь, как социальный институт, – нечто совершенно иное. Будучи хранительницей традиций, Церковь на протяжении своей истории крайне консервативно относилась ко всему новому. Особенно, если это касалось познания Космоса. История сохранила немало примеров того, как Церковь подвергала критике теорию множественности миров и гелиоцентрическую систему мира. В 1740 году по инициативе М.В.Ломоносова была издана книга Фонтенеля «Разговор о множестве миров». Книга вызвала раздражение Священного Синода. Священнослужители задавали вполне резонный, на их взгляд, вопрос: «Если бы планета Марс имела обитателей, то кто бы их крестил?»2 Книгу, по их мнению, следовало «везде отобрать и прислать в Синод», а Академии наук запретить печатать «как о множестве миров, так и о всём другом, вере святой противном». В конце концов, это издание изъяли и уничтожили3. Русское духовенство выступало с критикой гелиоцентрической системы мира вплоть до начала XX века. До 1815 года c одобрения цензуры издавалось школьное пособие «Разрушение коперниковской системы», в котором автор называл гелиоцентрическую систему «ложной системой философической» и «возмутительным мнением»4. Последним произведением, в котором критиковалась гелиоцентрическая система, стала вышедшая в 1914 году книга священника Иова Немцева «Круг земли неподвижен, а солнце ходит»5. Автор «опровергал» систему Коперника цитатами из Библии и творений отцов Церкви. В 1886 году по настоянию духовенства была запрещена книга знаменитого французского астронома Камиля Фламмариона «Мир до создания человека», в которой опровергались библейские сказания о чудесах, о сотворении человека и которая, по убеждению представителей духовенства, подрывала религиозные устои6. Казалось бы, все это «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Не тут-то было. Вновь словно из небытия встают призраки былой нетерпимости. Сегодня под прицелом церковной критики вновь оказался Космос. Только теперь церковники выступают против нового космического мировоззрения, в основе которого лежит философское наследие семьи Рерихов. РПЦ осуждает и философию русского космизма, которую так называемая Международная научно-практическая конференция «Тоталитарные секты в Сибири» (Алтайский край, г. Белокуриха, 1999 год) отнесла… к «антихристианским»7. Перестройка, давшая свободу духовным исканиям в России, завершилась, вероятно, к концу 1994 года. С 29 ноября по 2 декабря этого года прошел Архиерейский собор РПЦ, который принял знаменитое Определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». Наряду с новыми религиозными движениями к сектам были отнесены все непонятные для представителей Церкви духовные веяния. Образно говоря, этим Определением церковные идеологи огородили себя железным занавесом, или, скорее, забором, за периметром которого оказались свободные поиски Истины, нецерковные философские системы. Рериховское движение тоже оказалось за этим «архиерейским забором». Определение 1994 года и стало основой борьбы РПЦ против рериховских культурно-просветительских организаций. С этого момента стала активно складываться новая государственно-церковная идеология. Чиновники и функционеры от РПЦ ринулись навстречу друг другу. В узком и тесном пространстве идеологии стал возникать и крепнуть союз Церкви и государства. Исторически это явление далеко не новое. Идеология является системой идей и взглядов, выражающих интересы социальных групп, то есть сугубо земным, материальным явлением. Небесному и духовному здесь места нет. И смешение Божиего и кесарева для Церкви без отрицательных для нее последствий не проходило еще никогда: Церковь обычно теряла свой авторитет и постепенно становилась частью государственной системы – этаким идеологическим департаментом. На наших глазах бывшая тоталитарная система в России начала быстро восстанавливаться. Роль ее нового идеолога взяла на себя Церковь, представители которой стали вести войну против свободомыслия теми же способами, что и их предшественники. При поддержке государственных органов Церковь стала бесцеремонно вторгаться буквально во все сферы жизни. Даже в экономику8, 9. В России под шум лозунгов о повышении роли общественных организаций и необходимости развития духовности и культуры развернулась интенсивная информационная война против инакомыслия. Под прицелом оказались и рериховские организации. В чем же их вина?
Обвиняется свободомыслие
Российская культура и наука находятся сегодня в плачевном состоянии. И каждое общественное движение в их поддержку и защиту следует только приветствовать и поддерживать. «По плодам их узнаете их», – говорил Христос. Многие Рериховские общества, сотрудничающие с Международным Центром Рерихов, самоотверженно служат культуре и науке. Они реализуют совместные проекты с музеями, библиотеками, научными организациями. Примеров тому немало.
Хроника «холодной войны»
20–21 декабря 2007 года в Тверской областной библиотеке им. А.М.Горького проходила III областная краеведческая конференция «Историческое и культурное наследие Тверской области: сохраняя прошлое, думаем о будущем». К участию в конференции, собравшей профессоров и преподавателей Тверского государственного университета, учителей и краеведов из районных центров, представителей библиотечного и музейного сообществ, была приглашена и Тверская областная рериховская общественная организация. Она представила два выступления и фотовыставку «Охрана культурного наследия – дело всенародное», подготовленную совместно с Тверским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Эти две организации в течение нескольких лет успешно сотрудничают, утверждая в обществе идею объединения усилий государственных и общественных организаций в деле сохранения историко-культурного наследия Тверского края.
«Наши земные перегородки не достигают Небес»
По сложившейся в России традиции о Православии не рассказывают, его показывают примером своей жизни. В народе всегда высоко ценился авторитет старцев. Очень странно, что, пожалуй, самым популярным человеком от РПЦ сегодня стали отнюдь не старцы, а дьякон Андрей Кураев и сектовед Александр Дворкин. Оба – скандально известные личности, и оба – гонители инакомыслия. Известный православный философ Николай Бердяев писал: «По-настоящему любит свободу тот, кто утверждает ее для другого. Есть одно мерило, которым можно измерить свободу – веротерпимость, явление редкое, если понять его в глубине…»19. Автор выражает искреннюю благодарность В.П.Ануфриеву, д.э.н., профессору УГТУ – УПИ г. Екатеринбурга за предоставленную информацию о ряде современных научных исследований. 1. Аксенова А.И. Болезнь легче предупредить, чем вылечить, 11.02.2010 г. [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Музеи России»: офиц. сайт. Режим доступа: http://www.museum.ru/N39105 (29 марта 2010). 2. Шацкий Е. Церковь, наука и просвещение в России XIX в. [Электронный ресурс] //Интернет-библиотека Якова Кротова: офиц. сайт. Режим доступа: http://www.krotov.info/lib_sec/25_sh/sha/shazky2.html (29 марта 2010). 3. Пекарский П.П. История Академии наук. Т. II. СПб., 1873. С. 603–604. 4. Райков Б.Е. Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России. Л., 1947. С. 364. 5. Там же. С.375. 6. Архивное дело. 1930, № 1 (45). С. 90. 7. Итоговое заявление православной Сибирской международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты в Сибири», прошедшей 10–13 января 1999 года в г. Белокурихе Алтайского края. 8. Письма прот. Всеволода Чаплина президенту Союза химиков Украины А.Г.Голубову и первому вице-премьеру Правительства РФ В.А.Зубкову по поводу покупки украинскими предприятиями газа напрямую у «Газпрома», 23.03.2010 [Электронный ресурс] //Интернет-портал «Credo.ru»: офиц. сайт. Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=76995&cf= (29 марта 2010). 9. «Надо просто определиться – либо ты КПСС, либо ты Церковь», – предложил Московской патриархии лидер Исламского комитета Гейдар Джемаль, 22.03.2010 [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Credo.ru»: офиц. сайт. Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id= 76987&cf= (29 марта 2010). 10. Представитель Тверской епархии РПЦ МП на краеведческой конференции расклеивал на стендах фотовыставки стикеры «Осторожно, секта!», 25.12.2007 г. [Электронный ресурс] //Интернет-портал «Credo.ru»: офиц. сайт. Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=59332&type=view (29 марта 2010). 11. Реплика Миссионерского отдела Тверской епархии об участии Тверской областной рериховской общественной организации в III областной краеведческой конференции (20 – 21 декабря 2007 г., Тверь, ТНУБ им. А.М.Горького) [Электронный ресурс] // Тверская епархия РПЦ МП: офиц. сайт. Режим доступа: http://tver.eparhia.ru/sobyt/news_ep/?ID=1306 (29 марта 2010). 12. Письмо от 29 мая 1995 года № 1425 Председателя отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла Президенту Международного Центра Рерихов Г.М.Печникову // Защитим имя и наследие Рерихов. Том 1. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М.: МЦР, 2001. С.448–449. 13. Общество Рерихов в Коми признано оккультным [Электронный ресурс]// Информационный портал «КомиОнлайн»: офиц. сайт. Режим доступа: http://komionline.ru/news/18905 (29 марта 2010). 14. Наступление оккультизма на российскую систему образования продолжается [Электронный ресурс] // Агентство национальных новостей: офиц. сайт. Режим доступа: http://www.annews.ru/news/detail.php?ID=91296 (29 марта 2010). 15. «Тоталитарные секты, оккультизм, искажения Православия»: пресс-релиз Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) о работе секции XVII Международных Рождественских образовательных чтений, 24 февраля 2009 г., г. Москва //Сайт Информационно-консультационного центра им. св.Иринея Лионского. 16. Письмо Патриарха Алексия II «Всем епархиальным преосвященным» № 5925 от 9 декабря 1999 г. [Электронный ресурс] // Сайт «Разум или вера? Реальность или вымысел?»: офиц. сайт. Режим доступа: http://atheismru.narod.ru/atheism/rpc/direct.htm (29 марта 2010). 17. Нетрадиционные релегиозные секты, культы и организации: масштабы распространения в России и Ярославле. Информационно-методическое пособие. Ярославль, 2008. 18. Гиндилис Л.М., Фролов В.В. Философия Живой Этики и ее толкователи. Рериховское движение в России» // Вопросы философии. 2001. № 3. 19. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря // Н.А. Бердяев. Судьба России. Самопознание. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. С. 262–263. 20. Пригожин Илья, Стенгерс Изабелла. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 2001. С.6–31; 275–276. 21. Ягодинский В.Н. Нами правит Космос. М.: Рипол Классик, 2003. С.490. 22. Воейков В.Л. Био-физико-химические аспекты старения и долголетия // Успехи геронтологии. 2002. Т. 3. Вып. 9. С. 261. 23. Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф. А.И.Клибанов. М., 1989. С. 350. |
Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов