Защитим имя и наследие Рерихов - Т.5.

IV. "Лишь великие дела вызывают великое противодействие"

К.П.Скопина. Что, снова «персональные дела»?

Известия–Ярославль. 11 января 2008 г.

Я присутствую на пресс-конференции Государственного музея Востока, которая посвящена общественной организации Международный Центр Рерихов (МЦР).
Обсуждаются все аспекты ее существования: под сомнением ее право находиться в здании усадьбы Лопухиных (восстановленном и воссозданном из руин именно Центром Рериха без государственных вложений), ее право на владение крупнейшей коллекцией картин Рерихов (завещанной Святославом Николаевичем Рерихом именно МЦР) и ее право защитить честь и достоинство Николая Рериха. На страницах докторской диссертации сотрудника Музея Востока Владимира Росова художник выглядит не только философом, ученым с мировой известностью, но и неизвестным доселе политиком, тайно сотрудничавшим с японскими милитаристами, русскими белогвардейцами и планировавшим создать силами армии буддийских монахов независимое государство в Азии с агрессивным захватом российских сибирских территорий.
Спор идет давно и страстно, новая тема – только Владимир Росов. В борьбу вовлечена масса газет, Интернет-сайты. «Персональное дело» первого вице-президента МЦР академика Людмилы Васильевны Шапошниковой было уже готово до пресс-конференции. Буквально накануне вышла статья с издевательским заголовком: «Шамбалалайка», – обыграно название картины Николая Рериха «Песнь о Шамбале», где Людмила Васильевна представлена как «Держательница Ключа от врат во Вселенную Мастера», которой сотрудники целуют руки, вставая на колени, и еще – она создатель новой тоталитарной секты со всеми необходимыми признаками. В «Московских новостях» двумя месяцами раньше автор использовал те же обвинения… И т.д. и т.п.
Казалось бы, борьбу за юридическую прозрачность наследства и наследия семьи Рерихов давно бы можно разрешить: ведь первые лица нашего государства в высоких выражениях признают великие заслуги Людмилы Шапошниковой в области отечественной культуры, сохранению и развитию которой она посвятила всю свою жизнь.
Президент Российской Федерации Владимир Путин: «Известный в России и за рубежом ученый-востоковед, талантливый писатель, Вы посвятили свою жизнь подвижнической, просветительской деятельности. Во многом благодаря Вашим усилиям, неистощимой энергии и энтузиазму наши современники имеют возможность приобщиться к творческому наследию семьи Рерихов, познакомиться с интересными работами в области философии, истории и искусствоведения». 27 июля 2006 года Владимир Путин подписывает Указ о награждении орденом Дружбы Людмилы Шапошниковой, первого вице-президента МЦР, генерального директора Музея имени Н.К.Рериха за большой вклад в развитие музееведения и сохранение культурного наследия.
Известно еще и то, что во время своих многократных встреч с Людмилой Шапошниковой Святослав Николаевич Рерих не раз возвращался к идее создания Музея имени Николая Рериха.
Он предложил Людмиле Васильевне изложить концепцию Музея и утвердил ее «без единой поправки». В 1987 году Святослав Рерих встретился с Михаилом Горбачевым, и возникло решение о создании Музея имени Николая Константиновича Рериха в Москве. В 1989 году Святослав Рерих напомнил об этом решении тревожным письмом «Медлить нельзя!» (газета «Советская культура», 29 июля 1989 года), в котором настаивал на создании общественного Центра-Музея, предлагая возглавить его Людмиле Шапошниковой, которая всю свою жизнь посвятила великим трудам семьи Рерихов. Могли ли быть руки теплей ее для этого необычного дела? Ведь на территории России возник первый независимый общественный музей, не имеющий аналогов за рубежом и воплотивший мечту Николая Рериха о многогранном культурном и научном просветительском Центре.
4 ноября 1989 года Постановлением Совета Министров СССР в Москве был создан Центр-Музей имени Николая Рериха и Советский фонд Рерихов. В мае 1990 года Людмила Шапошникова доставила из Индии в Москву спецрейсом по поручению Святослава Рериха четыре тонны драгоценного груза.
«Триединый комплекс – усадьба, музей, наследие Рерихов – стали выражением мысли о единстве прошлого, настоящего и будущего в извечном круге культуры», – пишет О.А.Лавренова в предисловии к книге Людмилы Шапошниковой «Держава Рерихов».
Ну, и что же удивительного, что Людмила Васильевна рыцарски бросилась на защиту личности Николая Рериха, образ которого искажен неподтвержденными предположениями диссертанта В.Росова!
Владимир Росов изложил «свою версию планов», которые «вынашивал великий художник и гуманист по созданию на территории азиатской части России и сопредельных территориях, прежде всего русского и монгольского Алтая, независимого государства с новыми социально-экономическими отношениями», – как пишет один из критиков МЦР. Неужели Людмила Васильевна, уверенная, что это невозможно, должна была ради своего душевного комфорта промолчать: ну, подумаешь, защищена еще одна диссертация, около великого наследия всем места хватит!
Но ведь она как истинный исследователь заглянула в глубину жизни Николая Рериха – логику его мышления, психологию, характер, суть исканий, философии!
Кто мог бы, как она, не только исследовать, но и ощутить по-живому, пройти в одиночку маршрутом великой Центрально-Азиатской экспедиции Николая Рериха? Много ли таких глубоких, честных и бесстрашных людей вы встречали в наших гуманитарных науках? Спустя полвека после прохождения по тропам Рериха Людмила Васильевна создала свою галерею фотопейзажей и литературных образов, – она реально ощутила на себе, что рождает в человеке Красота. И что такое – ничем не замутненное воздействие Пространства. Ее фотоальбом «От Алтая до Гималаев», трилогия «Великое путешествие» помогают любому человеку понять всю грандиозность экспедиции Николая Рериха. Людмила Шапошникова не была в Индии сторонним наблюдателем, изучая жизнь племен в джунглях и горах, и, оказавшись в районе, где свирепствовала оспа, она бесстрашно помогала местной медсестре. Правительство Индии присудило ей за книги «По Южной Индии» и «Дорогами джунглей» Международную премию имени Джавахарлала Неру.
В чем же главный смысл сегодняшнего спора МЦР и его оппонентов? Если отвлечься от затемняющих его суть юридических, наследственных и прочих внешних моментов, он абсолютно прозрачен: является ли понятие «честь» для человека, ушедшего из жизни, таким же неприкосновенным, как и для живого, главной ценностью личности? Нужно ли и можно ли ее защищать? – тем более, что сам человек уже не может этого сделать, ведь не зря существует гуманное правило: о мертвом или хорошо, или никак… Вот что думает об этом директор государственного учреждения – Музея Востока господин Александр Седов. Конкретный вопрос профессора, доктора философских наук В.В.Фролова с цитатами из диссертации о шпионской деятельности, о связи Николая Рериха с белогвардейцами и японскими милитаристами, об идее создания в Азии независимого государства вооруженным путем вызвал гневную отповедь директора Музея Востока: «Если у Вас другое мнение о какой-то научной работе, пишите отзыв, выступайте с критическими замечаниями, убеждайте членов ученого совета… Я диссертацию читал, у меня есть свое мнение, но я считаю неэтичным обсуждать это здесь». (Ничего, что в пресс-релизе пресс-конференции Музея Востока заявлено, что усилиями МЦР развернута небывалая по масштабу кампания дискредитации докторской диссертации заведующего отделом «Наследие Рерихов» Музея Востока? Ничего, что присутствующие на пресс-конференции имеют право хотя бы тезисно познакомиться с новым поворотом старого, тяжелого, болезненного спора, которая и придала событию прямо-таки космический масштаб?). Значит, государственная точка зрения такова: дело ученых советов и ВАК утверждать или не утверждать присвоение ученых степеней. Вроде и правильно. Протокол есть протокол.
А ведь в этом все дело: защитить честь человека, который чем-то стал тебе близок – искусством ли своим, высокими ли небудничными мыслями, так далекими от нашей обыденности, щедростью ли своей. Доверивший дело своей жизни, созданное талантом, посланным Небом, и бесконечным трудом, – обществу! Могут ли дойти у государства руки до защиты чести отдельного человека, которого уже нет на Земле, который сам не может подтвердить ни вины, ни безвинности? Существует ли для ушедших презумпция невиновности?
А ведь спор вокруг Николая Рериха именно об этом: виноват или безвинен? Потому можно ли молчать, если уверен, знаешь, что нет вины на великом имени! Не постараться снять с повестки «персональное дело» Николая Рериха! Если, конечно, мы еще не вовсе забыли сложное значение слов. «Имя – стихия разумного общения живых существ в свете смысла и умной гармонии, откровение таинственных ликов и светлое познание живых энергий бытия. И нет границ жизни имени, нет меры для его могущества. Именем и словами создан и держится мир». Это – известный философ и филолог Алексей Федорович Лосев.
Не зря говорят, что в России поэт больше чем поэт; можно сказать: и ученый больше чем ученый. По открытиям и утверждениям ученых дети учатся. И верят в них. Знание превращается в убеждение. Версии – это для публицистики. Предположения – для игры разума. Но не для науки. Почему идет такая жестокая борьба с МЦР? Ведь сын Николая Рериха Святослав Рерих, выполняя волю родителей, хотел, чтобы наследием семьи занималась именно общественная организация, которая взяла бы на себя обеспечение деятельности и развития общественного Музея имени Николая Рериха; сохранение и популяризацию наследия семьи; работу с музейными коллекциями, содействие претворению в жизнь рериховских идей гуманизма и мира; популяризацию идей «Пакта Рериха», «Пакта мира»… И МЦР со всем этим справляется: это не «протокол о намерениях», а широко развернувшаяся в России многолетняя работа, это рериховское общественное движение, включившее многих и многих увлеченных людей. Что же так раздражает? А именно то, что МЦР может делать (и делает) больше, полней, масштабней в избранной области, чем государственная организация, которая (уже по определению) государственно неповоротлива, оглядчива, ограничена штатом, бюджетом и множеством других забот, кроме Николая Рериха.Только что прошедшая в МЦР Международная ежегодная научно-общественная конференция «Живая Этика и наука» подтверждает: да, выстояли. В ней участвовали сотни ученых и представителей рериховского движения из России и зарубежных стран. К высокому рериховскому общению готовились Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха, Объединенный научный центр проблем космического мышления, Международная лига защиты Культуры, Международная ассоциация Фондов Мира, Российская Академия образования, Российская Академия естественных наук, Российская Академия космонавтики имени К.Э.Циолковского, Благотворительный фонд имени Е.И.Рерих. Конференция проводилась при поддержке Информационного центра ООН в Москве.
Началу работы предшествовало открытие выставки 28 современных художников-космистов «Красота Беспредельности», концерт классической музыки, спектакль Оптического театра «Космос творчества»… Участники увидели фильмы Луизы Тележко «Вестник», Виталия Правдивцева «Властелин мира – Никола Тесла». Фильмы особенные – обращенные к глубинам разума и сердца… Как и все услышанное в докладах конференции. Хотелось бы верить, что когда-то любая конференция любого научного и вненаучного сообщества будет вот таким очагом духовного горения, когда образ докладчика оставался в памяти не только его темой, но цельностью ищущей личности. На равных со взрослыми выступали школьники: Лев Бондарев с докладом «Правда о правде» (Украина), Давид Володин – «Вселенная Павла Флоренского» (Тула), Юрий Любимов-Голубицкий – «Вселенная и Космос» (Москва).
Значит, не распалась связь времен, едино прошлое, настоящее и будущее.
Может быть, благодаря таким несдающимся центрам, как МЦР, возвращается это понимание? Ведь совсем не случайно при МЦР находится Центр гуманной педагогики и руководит им педагог самой судьбой, наверное, в педагогику определенный – Шалва Александрович Амонашвили. И на ежегодной конференции МЦР его доклад был вовсе не доклад, а действо, как и другого – молодого – педагога Виктории Бак, учителя биологии с Украины, для которой учительская работа – это «высший пилотаж», потому что учитель – это первый, кто включает ребенка в мирознание, обучение – одухотворенный процесс. «Человек – это целый космос, потому что он творец, и учитель должен осознавать величие каждого ребенка, обращаться к нему, осознавая, что учитель – это уже из прошлого, а из будущего – ребенок. Человек рождается для того, чтобы осознать законы Этики, а затем их применять». После доклада Виктории Бак «Целостная картина мира как основа для развития сознания учеников нового поколения» осталась странная печаль: у моих детей уже не будет такого учителя. Выросли. Вот разве что у правнуков. Ни тексты книжек, ни Интернет-изобилие не заменят живого носителя огня – учителя, которым может стать и мать, и старая мудрая деревенская женщина, и великий ученый. Мы очень давно прочитали у Экзюпери в «Маленьком принце»: «Зорко одно лишь сердце». И это передаем друг другу как метафору. И только. А ведь это великая педагогическая истина, которую понимаешь, когда видишь реального педагога с пылающей душой. Спасибо, что такие открытия еще возможны. Спасибо МЦР, что таких людей собирает вокруг себя.

Похищение правды

Много лет защищал правду о Николае Рерихе президент МЦР, специальный представитель генерального секретаря ООН, Чрезвычайный и Полномочный Посол Юлий Михайлович Воронцов, ушедший из жизни в декабре 2007 года. Вот что он говорил о публикации Игоря Королькова «Похищение Рериха» в газете «Московские новости» 20 июля 2007 года:
«В публикации содержатся безосновательные оскорбительные высказывания в адрес Людмилы Васильевны Шапошниковой, а также в адрес Международной общественной организации “Международный Центр Рерихов”...
В своей статье Корольков затронул ряд проблем, касающихся сохранения творческого наследия Рерихов у нас в стране. Однако то ли в силу некомпетентности журналиста, то ли еще по какой причине его «расследование» превратилось в набор невежественных заявлений, а порой и явной клеветы в адрес Людмилы Васильевны Шапошниковой – известного культурного и общественного деятеля современной России». И эти оскорбительные, на мой взгляд, заявления высказываются в адрес человека, благодаря которому в Россию было возвращено уникальное философско-художественное наследие Рерихов. «Общепризнанной, –считал Ю.М. Воронцов, – является деятельность Людмилы Шапошниковой по сохранению, развитию и популяризации этого наследия, а также в деле создания общественного Музея имени Николая Рериха».
Под ее руководством буквально из руин восстановлена прекрасная усадьба Лопухиных, на территории которой расположены МЦР и его общественный Музей. Закономерным результатом этой деятельности явилось вручение в апреле 2007 года Людмиле Шапошниковой национальной премии «Культурное наследие» в номинации «Реставратор» за выдающиеся заслуги в организации и осуществлении реставрации памятника архитектуры ХVII–ХIХ вв. «Усадьба Лопухиных».


Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов