Защитим имя и наследие Рерихов - Т.5. IV. "Лишь великие дела вызывают великое противодействие" Н.Д.Иванова (Берек). Человек ответствен за свои устремления
1
В одном из номеров газеты «Знамя Майтрейи» без ведома поэтессы (автора этой статьи) были напечатаны ее стихотворения. Возникла иллюзия, что поэтесса – почитатель газеты. Но это совсем не так. Газета эта культивирует неправоту. Безусловно, ответственность за неправоту, которая в ней гнездится, несет прежде всего тот, кто ей способствует, кто распространяет ее на страницах своего издания – главный редактор газеты Г.Горчаков. Но не снимается ответственность и с тех, кто неправде поверил, выразил солидарность или не противостоял ей тогда, когда мог это сделать. В этой связи возникает вопрос о личной ответственности каждого человека за состояние его духовности, за его выбор. Отношение человека к рериховскому наследию – это индикатор его выбора, его сознания, проверка способности восприятия культуры. Человек ответствен за свои устремления, за развитие своей способности различать, соизмерять и выбирать в согласии со своим сердцем. Любой человек, у которого есть совесть, способен если не осмыслить, то почувствовать, где правда, а где ложь, что достойно, а что достоинства не имеет.
Состояние духа определяется уровнем духовности – способностью человека воспринимать свое высшее «Я», высшие ценности, жить в согласии с ними. Духовность пробуждается, взращивается, утверждается, – развивается. В развитии духовности заключается главный смысл воспитания, образования, совершенствования, самосозидания. Возможно ли ускорить развитие духовности? Знание утверждается лишь во времени. Замедлить развитие духовности можно, если направить мысли и чувства человека по ложному пути. Достаточно ознакомиться с такими публикациями газеты, как «Предательство»1, «Секта под названием МЦР»2, «Как Иуда Девадаттовна ограбила Всевышнего»3, – чтобы определить направленность газеты, цели авторов названных статей: противостояние МЦР, стремление очернить его Первого вице-президента, генерального директора Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошникову и ее единомышленников; профанация Учения Живой Этики; попытки развязать «гражданскую войну» в Рериховском движении. Критическая оценка материалов этой газеты дана С.В.Скородумовым, который показывает, что, выступая против МЦР, Горчаков выступает против культуры4. Мы же на примере конкретных публикаций выясним причины поддержки клеветы. Обратимся к газетной публикации «Я протестую!»5 Судя по подписям, в газету пишут мать и дочь. «Нужно усвоить: Рерихи и Знамя Мира – Знамя Владык – понятия неразрывные!»; «Уважаемый МЦР <...> как Вы можете служить Свету, служить всему миру, если Вы отбираете у него Сокровище, Светило»; «Вы забираете то, что Вам не принадлежит, то, что накапливали и над чем работали не Вы. Верните украденное!», – юное существо говорит это академикам, докторам, кандидатам наук, выдающимся деятелям культуры, многие из которых имеют мировую известность. А ее мать взывает лично к генеральному директору Музея имени Н.К.Рериха, обвиняя в предательстве, бросая при этом безличное: «Бесчинствует невежество!», и упрекая: «Ваш центр называется Международным, значит – сотрудничество со всеми народами. Почему его нет? <…> именно “малые” и “средние” (как Вы нас называете) рериховцы с любовью рассказывают о семье Рерихов, Знамени Мира и Пакте Мира на своих выставках. И огонь их сердец слышат многие, задумываются над смыслом жизни». Впору напомнить всем упрекающим и критикующим: как правило, человек обвиняет других в том, в чем сам грешен; и если он о чем-то не знает, совсем не значит, что этого нет. Определить источник подобных несостоятельных и чадящих дымком «праведного гнева» протестов, заявлений и обвинений «простых рериховцев»6, которые столь быстро от слов любви и раздумий о смысле жизни переходят к оскорблениям уважаемых людей, нетрудно. «С кем поведешься – от того и наберешься». С большой степенью вероятности можно предположить, что подобные явления порождает не сама по себе некомпетентность людей – их активно провоцируют. Создаются мифы о том, что у народа отняли принадлежащее всем наследие Рерихов; вводом людей в заблуждение разжигаются самомнение и обиды, поддерживаются не лучшие устремления; людей используют в низменных целях, призывая «дать отпор московским фанатикам»7. Приведем цитату из статьи А.Люфта: «Рериховцы! Кто должен защитить наших коллег по движению, как не мы сами? Кто же защитит Знамя Мира, как не простые рериховцы?! Только не молчите, рериховцы!!! Если вы, конечно, рериховцы». Есть основания полагать, что откликнувшиеся на этот призыв не имеют понятия ни о работе МЦР и Л.В.Шапошниковой, ни о деятельности тех, кому выразили солидарность. Введенные в заблуждение полны иллюзий, что защищают наследие Рерихов. Неверные представления о равенстве, о справедливости иногда вызывают ущербные чувства, неприятие того факта, что «большие», «средние» и «малые» есть. Есть во всем, а не только в рериховском движении. И нет в этом ничего обидного: лишь бы все были настоящими и исполняли свое предназначение. Все относительно: всегда найдется тот, для кого «малый» может оказаться «большим» – мир так несовершенен! Жизнь показывает: у народного достояния должны быть Хранители, в противном случае народное достояние расхищается. МЦР – это Центр, в котором наследие Рерихов охраняется и приумножается. Он открыт для всех. А то, что МЦР не сотрудничает с главным редактором газеты протестующих и среди его друзей нет «европейских корреспондентов», не значит, что МЦР не осуществляет международную деятельность или отказывается сотрудничать с теми, кто к этому стремится. Среди корреспондентов газеты встречаются и те, кто пытается осмыслить происходящее, задавая конструктивные вопросы. «Велик раздрай на почве присвоения Знака. А кто-нибудь по-хорошему поинтересовался мотивом присвоения?» – спрашивается в письме «Как надоела эта война!»8 Цитируем далее: «Не вовлекайте нас в войну против своих, мне лично вы оба очень дороги». Эти слова обращены к Г.Горчакову и Л.В.Шапошниковой. А вот этот суровый вопрос – уже ко всем рериховцам: «Что же мы такие бесхребетные?» Осознавая, что «многие неготовые сознания обливают грязью Шапошникову», корреспондент не хочет видеть, что в первых рядах этих «неготовых сознаний» – главный редактор газеты. Достаточно прочитать его статью «Предательство» и названные статьи, которые он публикует в своей газете, чтобы это ясно понять. Так почему же оба «очень дороги»? Почему ставится знак равенства между той, которая достойно осуществляет волю Учителей – и тем, кто ей противостоит? Вот это и есть бесхребетность: с одной стороны, неспособность сделать выбор, с другой – проникнуться доверием к тому, кто клевещет и распространяет клевету, кто оправдывает циничную грубость цитатами из трудов Рерихов, профанирует их идеи, вводя в заблуждение людей. Речь идет не о выражении личных симпатий или осуждении кого бы то ни было. Все мы несем определенную меру ответственности друг за друга. Осуждение ближнего – осуждение себя. Однако не осуждать – не значит мириться с безобразием, клеветничеством или предательством. Когда мы говорим о бессовестности, то говорим о состоянии духа, при котором человек опускается до таких низких проявлений, как зависть, грубость, ненависть, клевета, предательство, за которыми – бездна бездуховности. Необходимо уметь различать, воспринимая поведение человека: куда оно ведет, возвышает его или унижает, достойно оно или недостойно? Людмилу Васильевну Шапошникову мы знаем как человека, мужество и таланты которого вдохновляют людей, укрепляют, повышают ответственность. Под ее руководством осуществляется многогранная созидательная деятельность, позволяющая МЦР по праву называться Международным. Информация о его работе – достоверная и общедоступная – есть, прояви лишь интерес. То, почему Г.Горчаков стал на такой путь, отчасти объясняет его признание: «у нас слишком (выделено авт.) много дел, прорывных начинаний, а работников почти нет»9. Общеизвестно, что причина любого безобразия – в несоизмеримости. Необходимо быть честным, соизмеряя начинания с возможностями. В противном случае человек (если не найдет в себе смелости и силы скорректировать свою деятельность) будет растерзан собственными амбициями и прочими неизжитыми низшими качествами и в амбициозном легкомыслии опустится до предательства, загубив дело. Жизнь показывает: если человек живет в согласии с совестью, осуществляет порученное ему достойным образом, то и к достижениям ближних относится уважительно. Такой человек чужд зависти, спокоен, находится в глубоком внутреннем равновесии, искренно доброжелателен, им создается пространство, в котором созидается и утверждается Красота, – будь то пространство музея, школы, семьи или другое. Не стыдно быть «малым» рериховцем – стыдно потакать безобразию, выражать солидарность с ним; стыдно подвергать сомнению и не исполнять волю Рерихов; стыдно подозревать в корыстных целях тех, чьими усилиями эта воля исполняется; стыдно быть нечестным; стыдно всуе упоминать имена Учителей10; стыдно обвинять других во всех грехах, но только не самого себя; стыдно опускаться до методов и средств бульварных изданий, выискивая, в чем бы еще обвинить генерального директора Музея имени Н.К.Рериха. Затрагивать моменты личной жизни в принципе непозволительно: апеллировать к книге «Я – Шапошникова!» – постыдно11. Отметим очередную манипуляцию сознанием «простых рериховцев»: об этой книге пишется таким образом, что создаётся впечатление, будто она написана Л.В.Шапошниковой. Мотивы тех или иных поступков осознаются людьми по-разному. Например, одни видят причину конфликта МЦР с издательством «Сфера» в требовании Л.В.Шапошниковой и ее единомышленников неукоснительно исполнять волю Е.И.Рерих, соблюдать сроки публикации, означенные ею, а другие – в желании получать доходы. Каждому свое. Думаем, что С.Н.Рерих непременно оставил бы письменное распоряжение о снятии указанных сроков, если бы такое предполагалось. И не надо лукавить, обвиняя МЦР в скандальности: и суды, и статьи, которые пишут защитники имени и наследия Рерихов, – явление вынужденное, вызванное необходимостью противостоять невежеству и пошлости. Нет сомнений: спокойно трудиться людям не дает состояние духа, при котором «ум с сердцем не в ладу». Самость лишает человека возможности правильного выбора и превращает в марионетку низших энергий. «Простым рериховцам» необходимо знать, что существует документальная хроника (уже в пяти томах) «Защитим имя и наследие Рерихов», которая позволяет нам и позволит нашим потомкам быть объективными в оценке нынешней духовной битвы. Прежде чем что-либо писать, необходимо серьезно осмыслить то, о чем собираешься написать, ознакомиться с подлинными документами, а главное – осознать: ради чего ты пишешь, во имя чего? Международный Центр Рерихов – своеобразное горнило. Не следует пополнять ряды тех, кто пытается обременить путь впереди идущих. Лучше потратить силы на преодоление собственного невежества, которое служит причиной искажений восприятия, очистить свои мысли, укрепить сердце, открыв его Знанию и Красоте. Думаем, сказанного достаточно, чтобы получить ответ на возглас: «Куда же дальше?»12 К чему робко говорить: «Наверное, все беды у нас в стране, да и на всей планете оттого, что не построена четкая Иерархия?» Пришло время осознать и принять истину: закон Иерархии действует и на Земле, необходимо его соблюдать, если мы не хотим быть ввергнутыми в хаос. Нужно иметь мужество осознать, кто несет Свет Учения, а кто занимается профанацией, и четко определиться в своем отношении к наследию Рерихов, к деятельности своих духовных водителей, понять, за кем идем и к чему в результате приходим.
2
Сердцем воспринимаешь мгновенно, минуя анализ. Различаешь и осознаешь главное: достойно это или нет? Когда пытаешься объяснить, тогда и возникают вопросы. Каким образом мы обращаемся со словом? Что стоит за словами? Высокодуховный человек живет и пишет ради утверждения светлых образов. Именно они должны быть главным фокусом внимания, пробуждая и утверждая высочайшие качества Духа.
Примечания
1. Горчаков Г. Предательство // Знамя Майтрейи. 2006. № 11. С. 4. |
Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов