Фигуры крупных мыслителей – будь то философы, ученые или художники, – как магнит, притягивают к себе людей, далеких от философии, науки, искусства. Многие, как это ни парадоксально, считают своим долгом давать оценки мыслителям, анализировать их жизненный путь, указывать на их ошибки. Суждения большинства таких критиков чаще всего поверхностны, примитивны, подчас откровенно невежественны. И все-таки они ранят сердце человека, знающего цель своего пути, а нередко и закаляют его. Все это закрепилось в многотысячелетней истории человечества и продолжает развиваться в современном мире. К сожалению, предвзятое отношение не обошло и одного из крупных ученых и философов нашего времени – Людмилу Васильевну Шапошникову.
Чего только о ней ни говорили и ни писали! Из этих сочинений можно было бы составить целую книгу – «Книгу непонимания». Но правду о ее жизни говорят совсем другие книги – ее собственные. К счастью, их немало. Книги Л.В.Шапошниковой – зеркало труда настоящего ученого-исследователя, отважного путешественника, талантливого писателя и фотохудожника, глубокого философа, подтверждающего свои теории каждым днем собственной жизни, и, наконец, неутомимого борца за сохранение культурного наследия страны.
Жизнь и творчество Л.В.Шапошниковой оказались в центре одной из самых важных, пожалуй, даже краеугольных проблем нашего времени – проблемы взаимоотношений двух полюсов – Востока и Запада, ставшей одной из главных причин синтеза современной культуры. Большинство судьбоносных вех в жизни исследователя были так или иначе связаны с взаимодействием культур Востока и Запада. Л.В.Шапошникова старается решить эту проблему, насколько это возможно в пределах человеческой жизни: вся ее деятельность стала своеобразным мостом между двумя мирами, вся она показывает возможность глубокого, прежде всего духовного, взаимопроникновения и синтеза культур.
В XX веке мир наконец-то начал движение к синтезу – в самом широком смысле этого слова. Невозможность ни одной из наук собственными средствами объяснить объективные законы жизни подталкивает к объединению различные области научного знания, что ведет к выработке междисциплинарных подходов; стремление постичь картину истинной Реальности во всей ее полноте заставляет объединяться науку, философию, искусство, другие сферы жизни. Начинают объединяться и сознание и сердце самого человека, открывая ему неразрывную связь с жизнью Вселенной, единственно правильное направление движения к Истине. Это, конечно, лишь первые ступени к синтезу, сложенные усилиями многих гениальных мыслителей прошлого и настоящего. Именно благодаря им человеческое сознание начинает наконец осознавать истинные ценности культуры, великую объективную Реальность, которая за ними стоит.
Только истинные мыслители в любую историческую эпоху, независимо от господствующей идеологии и системы познания, обладают целостным, непредвзятым взглядом на историю не только своей страны, но и всего мира, глубокой научной и философской интуицией, позволяющей увидеть в судьбах мира единую нить, проявление законов единой объективной Реальности. Только они способны к целостному синтетическому рассмотрению любой проблемы в единстве ее прошлого, настоящего и будущего.
К таким мыслителям принадлежит и Л.В.Шапошникова. Она работает в русле нового мышления, лежащего в основании уникальной философской системы Живой Этики, объединившей Запад с Востоком и созданной Е.И. и Н.К. Рерихами в сотрудничестве с группой восточных философов, непосредственно связанной с идеями представителей русского космизма – К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, П.А.Флоренского, Н.А.Бердяева и др. Еще в советское время Л.В.Шапошникова оказалась готова принять и воплотить в жизнь новую систему ценностей, новую космическую философию, в корне отличавшуюся от общепринятой. Именно она имела смелость привезти в Россию из Индии наследие семьи Рерихов и сделать делом своей жизни введение в научный оборот фундаментальных основ философии Живой Этики (реализацию рериховской идеи новой науки) и воплощение в науке нового космического мышления.
За все это приходится сражаться, отстаивая усадьбу Лопухиных и само наследие Рерихов, отбиваясь от яростной активности нападающих – ради идеи единения.
На пути к синтезу
Никакой музей, никакая книга не дадут права изображать Азию и всякие другие страны, если вы не видели их своими глазами. <…>... убедительность, это магическое качество творчества, необъяснимое словами, создается лишь наслоением истинных впечатлений действительности.
Н.К.Рерих
Первые ступени, открывшие Л.В.Шапошниковой путь на Восток, были связаны с восточным отделением исторического факультета МГУ, на котором она училась. В 1954 г. она защитила кандидатскую диссертацию, стала старшим преподавателем, а затем доцентом кафедры истории Индии Института стран Азии и Африки при МГУ. В 1958 г. молодой ученый-индолог едет в Индию изучать аграрные отношения, но очень быстро меняет ракурс исследований.
Людмила Васильевна сама выбрала направление – изучать не экономику и политику, а душу великой страны, а значит, ее народ. Неутомимая исследовательница в одиночку, без переводчиков, владея языками, распространенными в Индии, объехала всю страну, самые ее отдаленные районы, населенные племенами, сохранившими первобытный уклад жизни. Это путешествие перевернуло жизнь исследователя, зажгло в сердце любовь к людям, хранящим не только тысячелетние традиции своей культуры, но и чистоту и непосредственность первобытного восприятия мира. Около десяти лет Людмила Васильевна не просто изучала уклад и обычаи народов страны, а жила там, воспринимая древнюю культуру Индии изнутри. Она очень отличалась от других ученых и путешественников, посещавших Индию, и представители племен, в которых она побывала, конечно же, чувствовали это и относились к ней с доверием.
Свой бесценный опыт общения с народами Индии Л.В.Шапошникова отразила в книгах «По Южной Индии», «Парава – летучие рыбы», «Дороги джунглей», «Тайна племени голубых гор», «Годы и дни Мадраса», «Австралоиды живут в Индии», «Мы – курги». Эти книги – блестящий образец научно-художественной литературы. Захватывает их язык, глубочайшие знания автора, выступившего одновременно в качестве историка-археолога, географа, этнографа, лингвиста, философа. Исследования Л.В.Шапошниковой касались культуры не только Индии, но и тех стран, которые так или иначе с ней взаимодействовали.
Книги эти продолжили лучшие традиции русского востоковедения. Деятельность Л.В.Шапошниковой во многом способствовала укреплению и развитию советско-индийских связей и была высоко оценена правительством Индии, наградившим ее Международной премией имени Джавахарлала Неру (1967). А через год Индия подарит исследовательнице судьбоносную встречу с человеком, отец которого вместе с Неру стоял у истоков установления русско-индийских культурных связей. Этот человек, Святослав Николаевич Рерих, раскроет ей суть духовного единства Индии и России, что навсегда изменит ее жизнь.
Со встречей с С.Н.Рерихом в жизнь Людмилы Васильевны вошло наследие семьи Рерихов. Его важнейшая часть – философия Живой Этики – стала основой дальнейшего творчества ученого. Шапошникова посвятила себя изучению, популяризации и развитию идей этой универсальной философской системы. В 1990 г. по просьбе С.Н.Рериха она организовала и возглавила общественный Центр-Музей имени Н.К.Рериха в Москве. В основу концепции Музея были положены идеи духовно-культурной эволюции человечества, отраженные в философии Живой Этики и включающие культуры Востока и Запада в единый планетарный процесс. Центр-Музей как бы соединил в своем пространстве оба полушария планеты, став уникальным явлением в современной культуре.
Уже будучи директором Центра-Музея, Л.В.Шапошникова создала ряд оригинальных философских концепций, осмысливающих и развивающих идеи Живой Этики и всего творческого наследия Рерихов. Эти концепции изложены в книгах, написанных удивительно просто и красиво. Это «Веления Космоса», «Мудрость веков», «Град Светлый», трилогия «Великое путешествие», «Тернистый путь Красоты», «Ученый, мыслитель, художник» – труды, большая часть которых стала библиографической редкостью. Эти книги, наряду с Центром-Музеем, представляют собой уникальный культурный феномен. В них впервые с возможной полнотой изложена концепция нового, космического мышления, являющегося основой нового этапа космической эволюции человечества, а также даны новая научная методология, опирающаяся на космическое мышление, и концепция общечеловеческой Культуры, объединяющей Запад и Восток единым пространством Духа. Новые парадигмы науки и культуры, в равной степени опирающиеся на многовековой опыт Востока и Запада, формируют мировоззрение человека XXI века.
В основе концепций Людмилы Васильевны лежит рассмотрение истории человечества как части эволюции Вселенной, а человека как активного участника этой эволюции, обладающего беспредельными творческими возможностями. Именно XX век, по мнению ученого, стал переломным этапом в осмыслении человеком этих важных процессов. Такое осмысление, связанное с качественными изменениями сознания и мышления людей и переходом на новую ступень эволюции, заставило Запад и Восток по-новому посмотреть друг на друга. Не последнюю роль в формировании этого нового взгляда сыграла Л.В.Шапошникова.
«Именно в XX веке <…> начал формироваться целостный подход к явлениям природы и человеческого общества, – пишет Людмила Васильевна. – Забытые мысли древних мудрецов о тесном взаимодействии человека, планеты и Космоса, о фундаментальном единстве макро- и микрокосма вдруг нашли <...> подтверждения в научных открытиях и заставили экспериментальную науку Запада обратить внимание на умозрительную философию Востока. Начался процесс взаимного обогащения: одухотворение науки Запада и «онаучивание» духовных достижений Востока. Предчувствия наступающих изменений или приближение нового витка в развитии человека и планеты повысили интерес ученых к проблемам космической эволюции, к духовно-культурным процессам, лежавшим в основе этой эволюции»1.
Восток – Запад
Человек сначала должен в самом себе построить этот магический мост синтеза, который поможет ему ориентироваться в разнообразном и противоречивом море фактов, связанных с эволюцией двух энергетических полюсов – Востока и Запада. <…> Только тот, кто одинаково хорошо понимает культуру и традиции Запада и Востока, только тот, кто чувствует себя там и здесь как дома и умеет находить общий язык со всеми, в состоянии реально содействовать гармонии явления Восток – Запад, а потом и его реальному синтезу.
Л.В.Шапошникова
Всесторонне изучив проблему «Восток – Запад» в ее историческом развитии, Л.В.Шапошникова предложила глубокое, космическое осмысление этого явления, отразив его в одной из своих важнейших концепций. Основную роль в формировании этой концепции сыграли идеи Н.К.Рериха, которому удалось «увидеть энергетику самого явления, его эволюционную сущность и направление его синтеза, смысл которого составляло единство многообразия»2. Л.В.Шапошникова как бы развернула, развила эволюционный взгляд Н.К.Рериха, основанный на новом мировоззрении, изложенном в философии Живой Этики. Данная концепция Л.В.Шапошниковой тесно связана с концепциями исторического процесса и двух революций (духовной и социальной), а также с концепцией нового, космического мышления.
Деление планеты на Восток и Запад, по убеждению ученого, не просто следствие развития человеческого общества, оно непосредственно связано со сложными эволюционными процессами в пространстве одухотворенного Космоса. Важнейший из таких процессов, лежащий в основе любого явления на Земле, – взаимодействие Духа и материи. Оба противоположения представляют собой различные формы единой субстанции – энергии и проявляются по-разному, в зависимости от уровня эволюционных процессов, в которых они участвуют. На высших ступенях эволюции Дух-материя – единое синтетическое явление (такое состояние является целью взаимодействия Духа и материи), на более низких ступенях (к ним относится и наше земное существование) материя и Дух существенно различаются: энергия материи более груба и обладает более низкими вибрациями по сравнению с высоковибрационной тонкой энергией Духа. Историческое противоположение Востока и Запада по сути отразило противоположение Духа и материи. «В силу ряда особенностей культурно-исторического процесса на Планете, – пишет Людмила Васильевна, – именно на Востоке Дух представляет главную тенденцию в развитии, в то время как на Западе таковой тенденцией является материя»3. Причина такого положения в том, что культура Востока значительно древнее культуры Запада, и потому эволюционный процесс утончения и одухотворения материи и развития духовных структур на Востоке ушел далеко вперед. Именно поле самой древней культуры дает возможность наибольшего раскрытия духовного потенциала новых поколений и обеспечивает расцвет будущей культуры. Из Азии, древней колыбели народов, в которой находится духовно-энергетический полюс планеты Гималаи, вышли все духовные учения и движения, отмечает Л.В.Шапошникова.
Еще один процесс, без которого невозможно до конца понять проблему «Восток–Запад», – это взаимодействие культуры и цивилизации. По мнению ученого, смешение этих понятий и подмена одного другим часто приводили к кризису целые общества. Л.В.Шапошникова полностью разделяет взгляд на эту проблему Н.К.Рериха, четко разграничившего эти понятия и относившего культуру к непреходящим явлениям Духа, а цивилизацию – к временным условным проявлениям материального мира. Считая культуру основой эволюции человека, Л.В.Шапошникова дает ей следующее определение: «...культура есть самоорганизующаяся система Духа, влияющая самым существенным образом и на самоорганизующиеся системы материи человеческой деятельности. Энергетика космическая и планетарная проявляют в культуре те формы, которые уже заложены в Духе человека данного уровня развития и данной исторической ситуации. Стихийная религиозность, присутствующая в человеке и реализующая его стремление к связи с Высшим, есть первое условие создания самоорганизующейся системы культуры»4. Рассматривая раннюю историю человечества как время целостного единства культуры и цивилизации, Людмила Васильевна приходит к убеждению, что на каком-то этапе было нарушено неустойчивое равновесие Духа и материи, и это отделило культуру и цивилизацию друг от друга. Тот же процесс отделил Запад от Востока. На Востоке, как уже отмечалось, приоритетным началом стала духовная культура, а на Западе – материальная цивилизация.
Решение проблемы Л.В.Шапошникова видит в сближении Востока и Запада и в будущем их синтезе. Подобно тому, как материя и Дух постоянно стремятся к синтезу и движущей силой этого процесса является энергия Духа, Запад и Восток так же тяготеют друг к другу, и ведущий объединяющий импульс исходит от Востока. Опираясь на концепцию Н.К.Рериха, считавшего, что и на Востоке, и на Западе действуют одни и те же законы формирования духовного поля культуры, Людмила Васильевна делает вывод о том, что оба «полюса» объединяла и объединяет принципиальная общность самоорганизующейся системы Духа, несущая в себе возможность будущего синтеза. И путь человеческой эволюции представляет собой движение от первоначального синтеза через дифференциацию форм к более высокому и совершенному синтезу5.
Вслед за Рерихом Шапошникова собирает свидетельства, подтверждающие общность культур Востока и Запада, и отправляется по маршруту его Центрально-Азиатской экспедиции6. В этом путешествии Людмила Васильевна нашла подтверждение многим идеям Н.К.Рериха и прежде всего воочию убедилась в том огромном влиянии, которое оказало на культуры Востока и Запада Великое переселение народов. Благодаря уникальному опыту этого путешествия и осмыслению исторического метода Н.К.Рериха7, концепция Л.В.Шапошниковой приобрела смысл грандиозного космического обобщения: «Согласно Живой Этике, все мироздание, Вселенная, Планета и Человек представляют собой сложнейшую энергетическую структуру, части которой постоянно взаимодействуют друг с другом. Между ними все время происходит энергетический обмен, который, меняя энергетику этих структур, создает возможность их эволюционного продвижения. <…> Передвижения народов усиливали и расширяли эволюционный энергообмен. Рерих назвал их оздоровляющими движениями, которые расширяли сознание и “ковали формы новых рас”. Космические передвижения народов во II-I тысячелетии до нашей эры создали энергетические условия для дальнейшей культурно-духовной эволюции человечества. Появление в VI в. до н.э. целого ряда новых философских систем, в том числе буддизма, новых методологий было связано, как ни странно, именно с такими передвижениями»8.
Переселение народов внесло свежий энергетический заряд в умиравшие цивилизации оседлых земледельцев, создав новую энергетическую атмосферу планеты. Во время этих миграций в процессе интенсивного взаимодействия культур Востока и Запада закладывались основы для их будущего синтеза: каждый из кочевых народов внес свои важные элементы в общее поле культуры, которое напитывало и тысячелетия спустя продолжает напитывать своей энергией все новые поколения. Первые вехи этого синтеза проявились уже тогда в форме уникального художественного явления – «звериного стиля», распространенного кочевыми народами по всей Евразии и оказавшего существенное влияние на искусство стран Запада и Востока. В процессе великих миграций возникла новая индоевропейская общность народов, прародиной которой Л.В.Шапошникова, вслед за Н.К.Рерихом, считает Гималаи.
Индия – Россия
Тянется сердце Индии к Руси необъятной. Притягивает великий магнит индийский сердца русские. <…> Красота заложена в индо-русском магните. Сердце сердцу весть подает.
Н.К.Рерих
Изучение художественно-философского наследия Рерихов и собственные многолетние исследования индийской культуры привели Л.В.Шапошникову к убеждению, что район Гималаев является своеобразным энергетическим центром планеты – аккумулятором, питающим ее Дух. И сама Индия, на территории которой находится этот центр, содержит необычайную духовную наполненность и занимает особое положение на Земле.
Осмысляя основы духовно-культурной традиции Индии, Л.В.Шапошникова выделяет несколько важнейших ее особенностей, объясняющих роль этой страны в истории нашей планеты. Уникальной чертой индийской культуры, по мнению ученого, служит тяготение к синтезу, которое проявилось прежде всего в способности к ассимиляции всех иноземных культурных традиций, принесенных в Индию во время вторжений и завоеваний, и превращение этих традиций в органическую часть собственной культуры. Эта способность к синтезу, целостность и жизнеспособность многовековой культуры Индии сформировались благодаря принципу диалектического единства прошлого, настоящего и будущего, лежащего в основе духовной традиции страны, а также благодаря отсутствию отрицания в самом широком смысле этого слова, открытой восприимчивости ко всему новому при сохранении неизменной основы, позволявшей примирять противоположные понятия и явления. «Различные философские системы Индии, – отмечает Людмила Васильевна, – возникали на многовековом древе духовной традиции подобно свежим побегам, питавшимся теми же корнями, которые взрастили их предшественников. Старое не отрицалось, не отсекалось, а как бы канонизировалось в новом своей лучшей частью, в первую очередь той, которая была способна к развитию, дальнейшему движению и трансформации»9. Еще один важнейший принцип, без которого невозможно понять культуру Индии, – это институт духовного наставничества, институт гуру (духовных учителей), передающих духовную традицию из поколения в поколение и тем сохраняющих многовековую культурную преемственность.
Являясь энергетическим полюсом Древнего мира, Индия на протяжении тысячелетий играла огромную роль в эволюционном развитии человечества, и теперь, в преддверии нового этапа эволюции нашей планеты, она передает свою эстафету другой стране, которой суждено стать энергетическим центром новой эпохи и сформировать новый вид человечества со своими эволюционными задачами. Эта страна – Россия. И неслучайно, по мнению Л.В Шапошниковой, между двумя странами на протяжении веков существовали внутреннее духовное родство, тяготение друг к другу и взаимовлияние традиций. Культуры Индии и России, имевшие общий источник происхождения, связаны между собой прямой нитью преемственности: энергетическое поле индийской культуры необходимо для формирования нового энергетического полюса в России.
Почему же именно в России? Прежде всего потому, считает Л.В.Шапошникова, что наша страна, будучи расположена на средостении Запада и Востока, всегда несла в себе элементы обеих культур и, обладая способностью к синтезу, взращивала в себе всевмещающую общечеловеческую культуру. А значит, она сможет вывести человечество из трагического кризиса культуры, преодолев раскол между Западом и Востоком. Кроме того, территория России, как и Индии, оказалась в поле великих миграций кочевых народов. «На огромных пространствах России, – пишет Людмила Васильевна, – в течение веков кипел и плавился культурный синтез Востока и Запада, формируя энергетическое поле русской Культуры, русского национального духа»10. Именно наша страна в начале XX века стала полем следующего после I тысячелетия до нашей эры эволюционного взрыва – Духовной революции11, принесшей миру плеяду гениальных ученых и философов, обратившихся к древним философским системам Востока и создавших новую картину Вселенной. Среди них одной из ключевых фигур и был Н.К.Рерих, поднявший над планетой великий символ «Знамени Мира», объединившего духовные традиции Индии и России и ознаменовавшего новый виток культурно-исторической эволюции человечества. А главное, именно русские мыслители дали миру пример наивысшего синтеза двух культур – космическую философию Живой Этики, объединившую древнюю мысль Востока и научные достижения Запада и рассматривающую основы тысячелетней философии Востока сквозь призму современного научного мышления. Мощный объединяющий импульс – зов Востока, принесенный Рерихами России и Западу, стал кульминацией Духовной революции.
По убеждению Л.В.Шапошниковой, даже трагедия русской социальной революции (называемой Великой Октябрьской) не смогла помешать России исполнять ее великую роль. Несмотря на то, что социальная революция оказала серьезное разрушительное влияние на Духовную и совершила ряд трагических подмен в сознании человека, Духовная революция выполнила и продолжает выполнять свою миссию, подготовив энергетическое пространство страны для выполнения ее эволюционной задачи и заложив основы нового космического мышления человека.
В XX веке два огромных культурных потока, Индии и России, постепенно соединялись в едином русле культурно-исторической эволюции человечества. Важной вехой в этом процессе Л.В.Шапошникова считает подписание главами СССР и Индии Делийской декларации, провозгласившей новую концепцию мира на планете. В документе, получившем общемировое признание, были изложены основные принципы мирного сосуществования людей на свободной от ядерного оружия Земле. По мнению ученого, усилиями двух стран был сделан важнейший шаг на пути гуманизации мышления на нашей планете, к формированию нового этического сознания.
Это событие, имевшее большое эволюционное значение, свидетельствовало о том, что процесс Духовной революции в России не угас и продолжает вести страну к исполнению ее предназначения. «Дорога России, страны, соединяющей Запад и Восток и обладающей, в силу сложившихся исторических условий, огромным духовным потенциалом, лежит на путях Духовной революции, сформировавшейся в ее энергетическом пространстве. Через это пространство сейчас проходит эволюционная магистраль бурного взаимодействия Духа и материи <…>. Новое мышление и эволюция требуют от нас сейчас рывка, одухотворяющего материю нашей жизни и тем продвигающего человечество вперед. Россия может и должна совершить этот рывок. В этом состоит ее эволюционная миссия»12.
В этом убеждении Л.В.Шапошниковой – человека, глубоко осознавшего миссию своей страны и делающего все возможное для ее осуществления, – заключены не только вера в великое будущее России, но и призыв к действенному служению людей во имя Культуры и Человека. Многократно укрепляя мост между Востоком и Западом и доказывая его огромное значение для самосознания русской культуры и для будущего нашей страны, Л.В.Шапошникова показала возможность достижения цели на собственном примере, строя свой «магический мост синтеза».
Примечания
1. Шапошникова Л.В. Веления Космоса. М.: МЦР, 1995. С. 34.
2. Шапошникова Л.В. Магический мост синтеза// Рерих Н.К. Восток–Запад. М.: МЦР, 1994. С. 4.
3. Там же. С. 6.
4. Там же. С. 4, 9–10.
5. Концепции культуры Н.К.Рериха и Л.В.Шапошниковой в корне отличаются от концепции представителей евразийской исторической школы Н.С.Трубецкого и Л.Н.Гумилева, отрицавших возможность синтеза культур и возникновения общечеловеческой культуры, которая, с их точки зрения, может привести лишь к уничтожению национальных культур.
6. Свою экспедицию Л.В.Шапошникова отразила в двух книгах: в фотоальбоме «От Алтая до Гималаев» и в двухтомнике «По маршруту Мастера».
7. Н.К.Рерих всегда рассматривал как «внутреннюю», так и «внешнюю» историю, а также их тесное взаимодействие.
8. Шапошникова Л.В. Магический мост синтеза// Рерих Н.К. Восток–Запад. С. 14–15.
9. Шапошникова Л.В. Мудрость веков. М.: МЦР, 1996. С. 46–47.
10. Шапошникова Л.В. Град Светлый. М.: МЦР, 1999. С. 10.
11. Об этом удивительном явлении писал Н.А.Бердяев, называя его «революцией духа». Наиболее полно и глубоко эта тема разработана Л.В.Шапошниковой. Именно она ввела понятие Духовной революции в России и сформулировала теорию двух русских революций начала XX века.
12. Шапошникова Л.В. Град Светлый. С. 185–186.