Защитим имя и наследие Рерихов - том.4.

Рецензии на книги о Рерихах

Уроки Юрия Рериха

Б.Р.Корженьянц
Журнал «Культура и время». 2002. № 4

«Юрий Николаевич Рерих как ученый является одним из величайших энциклопедистов Запада и Востока. Лингвист, исследователь, археолог, критик, искусствовед, мыслитель и знаток культуры, он не знал границ в области познания; для него не существовало границ между древним и современным, между Востоком и Западом или между различными отраслями наук. Прежде всего его интересовал человек – он был истинным гуманистом. Юрий Николаевич Рерих как человек был даже еще более велик, чем Юрий Николаевич Рерих как ученый. Он выковал золотое звено связи не только между Индией и Россией, или между Востоком и Западом, но и между всеми народами всех стран и времен»[1]. Эти слова принадлежат Нирмалу Сингху – видному общественному деятелю, директору Намгъяльского Института тибетологии, и убедительное им подтверждение – изданная Международным Центром Рерихов книга, где впервые собраны воспоминания людей, лично знавших Юрия Николаевича Рериха[2].

Книга открывается «Словом о брате» С.Н.Рериха. «Редко бывает, когда человек с самых ранних лет уже знал бы свой дальнейший Путь. Путь, который развивался и углублялся на протяжении всей жизни»[3], – пишет Святослав Николаевич. Особое место он уделяет разносторонности знаний брата, его удивительному таланту ученого, его интересу к истории, археологии, филологии. Прослеживая жизненный путь Юрия Николаевича, «вдохновенного ученого-мыслителя, человека высочайшей духовной гармонии», «исключительной чистоты и честности»[4], он ставит его светлую жизнь в пример молодым, идущим на смену.

Юрий Николаевич – единственный из семьи Рерихов, кому удалось вернуться на Родину. Прожил он здесь менее трех лет до своей скоропостижной смерти, но след оставил необыкновенно глубокий – и в науке, и в культуре, и в благодарной памяти всех, кто имел счастье с ним общаться.

Приезд его стал возможным лишь во второй половине пятидесятых годов, во времена Хрущева, когда страна едва начала оттаивать после долгих лет холодной войны, изоляции от мира и тотального атеизма. В этих условиях Юрий Николаевич Рерих явился «уникальным энергетическим центром, которого так недоставало в те годы культурной России»[5]. За короткий срок работы в Москве он как ученый сумел сделать то, на что другим не хватило бы и целой жизни.

«Величайшим победителем в битве» назвал Ю.Н.Рериха в своем интервью П.Ф.Беликов, биограф семьи Рерихов. Человек уникально одаренный и увлеченный, Юрий Николаевич обладал необыкновенной подвижностью ума и молниеносной реакцией на окружающее. «Круг его интересов распространялся далеко за пределы той научной области, в которой он проявил себя ученым-востоковедом и лингвистом. Неожиданно для себя вы открывали, что ему близки вопросы, ничего общего с лингвистикой не имеющие. И он прекрасно в них ориентируется»[6]. При этом бездна его знаний никогда не выставлялась напоказ, они «тонули в той душевной теплоте, в той деликатности, с которой он обращался к людям»[7]. Он был готов к «широкому допущению всего нового»[8], без отрицания и узости. Но открытость и доверительность его не имели ничего общего с мягкотелостью, готовностью жертвовать своими убеждениями. Недаром, рассказывая о первом впечатлении от встречи с Юрием Николаевичем, П.Ф.Беликов называет его воином. «Внешний вид кабинетного ученого, – говорит он, – был лишь доспехом этого воина»[9].

Ученики Юрия Николаевича, бывшие аспиранты историк Андрей Зелинский (Москва) и монголовед академик Шагдарен Бира (Улан-Батор) рисуют в своих воспоминаниях образ великого исследователя с широчайшими научными интересами, человека энциклопедических знаний, подобного титанам эпохи Возрождения. Сравнивая научное творчество сына с творчеством его знаменитого отца, А.Н.Зелинский называет Юрия Николаевича «одним из последних евразийцев, сверкнувших в небе нашей многонациональной степной культуры»[10]. Любовь к необъятности мира, к познанию неведомого, страсть к путешествиям, конным и пешим, способность к усвоению языков, открытость и любовь к людям он унаследовал от отца. Во время Центрально-Азиатской экспедиции он сформировался как ученый. Около тридцати лет Юрий Николаевич жил и работал в Индии. Он вернулся на Родину ученым с мировым именем, автором многих фундаментальных трудов по вопросам тибетологии, лингвистики и культурного наследия Азии, членом Королевского азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического общества, американских Археологических и Этнографических обществ и многих других. Весь свой научный авторитет, всю сокровищницу знаний и опыта он принес в дар своему народу. Блистательное имя Юрия Николаевича Рериха, говорит А.Н.Зелинский, принадлежит когорте «тех великих людей России, которые всегда оставались “рыцарями культуры” и хранителями национальной традиции»[11].

В статье «Он повернул колесо отечественной тибетологии» Вилена Дылыкова, познакомившаяся с Ю.Н.Рерихом в бытность студенткой, воссоздает живой портрет ученого-энтузиаста, прекрасного педагога, организатора, который растрачивал свою незаурядную энергию, не считаясь со временем и самочувствием. Он всегда был в центре внимания, в активном общении, вокруг него складывалось особое благодатное биополе, он с великой радостью, никому не отказывая, отдавал опыт и знания ученикам и коллегам. Особое восхищение В.С.Дылыковой вызывали блестящие переводы Юрия Николаевича с тибетского: «...у нас никто никогда так не писал и не переводил. Совершенно потрясающая, пленительная поэтическая вязь!»[12] Вызывала восхищение и научная корректность Юрия Николаевича, его уважение к мнению оппонента: «Он изначально уважал каждого, к какому бы социальному слою тот ни принадлежал. Это свойство людей высокой культуры, истинно благородных натур»[13].

Помощники и ученики Ю.Н.Рериха продолжили работу над его уникальным тибетско-санскритско-русско-английским словарем объемом в 100 (!) авторских листов. «...Мы трудились ради памяти Юрия Николаевича, – рассказывает В.С.Дылыкова, – и у нас хватило терпения довести все до конца. Это словарь Юрия Николаевича Рериха, осуществленная его мечта <...> Этот памятник ученому, может быть, замечательнее, достойнее, нетленнее бронзового памятника, которого пока еще нет»[14].

Школу Юрия Рериха прошли не только его ученики и коллеги по научной работе, но и многие представители интеллигенции тех лет, художественной и творческой. Это были уроки культуры в самом высоком и расширительном смысле, блистательные импровизационные мастер-классы, как теперь говорят, – касалось ли это публичных лекций Юрия Николаевича о творчестве Н.К.Рериха или бесед за чашкой чая в его уютном и гостеприимном доме.

Он привез в СССР около четырехсот картин своего отца, которые Николай Константинович завещал в дар народу; принял на себя хлопоты по организации выставок произведений отца и брата. Именно от Ю.Н.Рериха многие наши соотечественники впервые узнали о существовании учения Живой Этики. Ощущая себя духовным наследником Елены Ивановны и Николая Константиновича, он исполнял их волю на Родине в очень трудных условиях, преодолевая сопротивление чиновников-атеистов от науки и культуры. Он знал, как тонка прослойка культуры и как трудно повлиять на сознание. В этом смысле возвращение на Родину стало для него великим испытанием мужества и терпения, считает В.Я.Кашкалда, искусствовед из Новосибирска. Ее статья содержит обзор неустанной и многоплановой деятельности Ю.Н.Рериха в области искусствоведения. На выставках отца он был экскурсоводом, лектором, организатором вернисажей; он писал в газеты и журналы, помогал делать фильмы, выпускать открытки, выступал на радио, в библиотеках, музеях, институтах перед самой разной аудиторией – студентами, учеными, художниками, спортсменами-альпинистами и т.д. У него был редчайший дар хранителя уникального наследия родителей и щедрая потребность делиться этим богатством с соотечественниками. В кризисные для культуры 1950-е годы, когда студенты художественных вузов, путаясь в различных «измах», шарахались от реализма социалистического к формализму и абстракционизму, знакомство с картинами Рерихов стало для них «светлым ориентиром для развития нового “героического реализма” в искусстве планеты»[15]. Рассказывая о своих впечатлениях от выставки на Кузнецком мосту, Вера Кашкалда цитирует писателя Леонида Андреева: «Увидеть картину Рериха – это значит увидеть целый мир».

Мир во всей его многомерной объемности раскрывался и для тех, кому посчастливилось участвовать в беседах с Юрием Николаевичем. Илза и Гунта Рудзите пришли в его дом вместе со своим отцом Рихардом Рудзитисом и обрели духовного Учителя. Юрий Николаевич умел слушать, задавал вопросы и сам охотно отвечал на вопросы, которым не было числа. Бережно записанные авторами воспоминаний духовные уроки Юрия Рериха, его точные и мудрые оценки и деликатные рекомендации тем, кто стремится к нравственному очищению, творчеству, Красоте и Единению, щедро рассыпаны по всем статьям сборника. Его беседы были образцом незашоренного, свободного мышления, равноправного обмена мнениями. Юрий Николаевич не часто цитировал книги Учения, как и его отец, но Живая Этика была сутью его мирочувствования, ею освещалась любая тема, уходила ли она в глубь истории или в духовные высоты или же касалась сегодняшнего дня. Шла ли речь о вере в Россию («Все лучшее притянуто к магниту России»[16], – с большой убежденностью говорил Юрий Николаевич), или о «тяжкой карме» европейских цивилизаций, о практике «молчания духа», неприятии гиперинтеллектуалов и психистов-контактеров, о космических аспектах Учения, об опасности и заразительности низшего астрального мира, – любая затронутая проблема в его присутствии проявлялась сама собой, «знание сливалось с радостным светом и ощущением все более раскрывающейся истины»[17], – пишет художник Леонид Цесюлевич (Барнаул). Единственная встреча с Юрием Николаевичем определила его духовную судьбу и навсегда породнила с Алтаем.

Кира Молчанова, ныне председатель Эстонского общества Рерихов, впервые переступила порог дома Юрия Николаевича вместе с дочерью П.Ф.Беликова Еленой. Память ее бережно хранит мельчайшие подробности интерьера, аромат восточных курений, удивительный голос Юрия Николаевича – «чистого тембра, высоких и теплых вибраций». «Там был духовный оазис, ашрам, и для меня суета земная отступала за порог...»[18]

Юрий Николаевич сыграл огромную роль в жизни московских скульпторов А.А.Арендт и А.И.Григорьева и их сына Юрия Арендта. Ариадна Александровна познакомила Юрия Рериха с писателем И.А.Ефремовым, передавала ему, вернувшись из Прибалтики, корректуры от П.Ф.Беликова. Беседы с Юрием Николаевичем она записала в 1960 году.

У Юрия Николаевича Рериха было много вдохновенных планов, они касались и его научной работы, и духовно-просветительной деятельности. Об этом рассказывают все участники сборника. Людмила Митусова вспоминает о его поездке в Ленинград, где предполагалось открыть филиал Академии наук – буддийский храм-музей, в возведении которого принимал участие Н.К.Рерих. Юрию Николаевичу нравилось работать в России, хотя, конечно, здесь ощутимо «не хватало для него праны подножия Гималаев»[19]. Он намеревался много путешествовать. Илзе Рудзите рассказывает о его планах поехать в Сибирь: «...музей надо строить на “чистой земле” – на Алтае. Там следующий центр»[20], – говорил Юрий Николаевич. Он мечтал об отдыхе в степях любимой им Монголии, собирался побывать в Коктебеле, в местах, связанных с именем Волошина и русской культурой. Он ушел «на гребне волны», на ее стремительном взлете, веря в то, что начатые дела будут продолжены и подхвачены другими.

Каждый из Рерихов – Личность. Они взаимодополняют друг друга – в творчестве, философии, стиле жизни и пристрастиях. Они едины, все четверо, и поэтому естественным выглядит решение составителя закончить книгу «Листками воспоминаний» самого Юрия Николаевича о его великом отце, Николае Константиновиче Рерихе.

Сборник иллюстрирован редкими фотографиями, составлен бережно, с любовью и пиететом к личности замечательного патриота-ученого. Это одна из тех книг, которые подтверждают мудрое изречение Сенеки: «Воспоминания о великих людях так же полезны, как и их присутствие»[21].


Примечания
1. Культура и время. 2002. № 3. С. 5.
2. Сб.: Воспоминания о Ю.Н.Рерихе. М.: МЦР, 2002.
3. Там же. С. 7.
4. Там же. С. 7, 8.
5. Шапошникова Л.В. Слово о Юрии Николаевиче Рерихе // Ю.Н. Рерих: Материалы юбилейной конференции. М.: МЦР, 1994. С. 4.
6. Воспоминания о Ю.Н. Рерихе. С. 9.
7. Там же. С. 11.
8. Там же. С. 18.
9. Там же. С. 13.
10. Там же. С. 24.
11. Там же. С. 41.
12. Там же. С. 46.
13. Там же. С. 51.
14. Там же. С. 53.
15. Там же. С. 113.
16. Там же. С. 69.
17. Там же. С. 100.
18. Там же. С. 58, 63.
19. Там же. С. 80.
20. Там же. С. 71.
21. Там же. С. 112.

 


Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов