Защитим имя и наследие Рерихов - том.4. Рецензии на книги о Рерихах «Будущее в прошлом» О.А.Лавренова Трудно словами определить притягательность напластований древности, посылающей весть из такой седой глубины веков, что захватывает дух. До сих пор хранит земля сокровища – наследие давно ушедших культур. Костяные наконечники или бронзовые бляхи, полуистлевшие обрывки когда-то праздничных одежд, – все это, попав в руки опытного археолога, становится достоянием мировой культуры, принципами художественного оформления жизни, переданными из прошлого для построения будущего. Об этом феномене участия далекого прошлого в изменении современности в начале XX века задумывался русский художник и ученый Н.К.Рерих, на многие десятилетия опережая развитие отечественной науки и почти на столетие – течение культурной жизни своей Родины. Николай Константинович писал: «…прекрасные памятники прошлого нужны не только как музейные редкости, но как самые прочные ступени грядущей культуры страны»[1], «“Будущее в прошлом” всегда должно быть не парадоксом, но глубоким девизом»[2]. В 2002 году Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН выпустил прекрасную книгу, посвященную археологическим изысканиям Н.К.Рериха. Книга «Н.К.Рерих – археолог» стала уникальным трудом, объединившим сведения о ранних археологических экспедициях по России, исследовательской деятельности периода Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедиций, деятельности Института Гималайских исследований «Урусвати». Авторы книги – О.В.Лазаревич, В.И.Молодин и П.П.Лабецкий явили достойный пример научного синтеза, справедливо проведя связующую линию от научных работ Н.К.Рериха к его творческой и общественно-культурной деятельности. Творческий и научный путь мыслителя и художника, его экспедиции и работа Института «Урусвати» показаны в книге в археолого-культурологическом ракурсе, что нисколько не сужает наше представление об этих жизненных этапах Н.К.Рериха, наоборот, добавляет к уже известным комплексным биографическим исследованиям новый взгляд и новые детали. Книга дает исчерпывающее представление о вкладе Н.К.Рериха в отечественную археологическую и историческую науку. Отдельный раздел посвящен методике изучения источников и принципам интерпретации материала, разработанным Н.К.Рерихом. Необыкновенное «чувство истории», присущее Николаю Константиновичу, сочеталось с пионерными для того времени методиками исследования памятников археологии. Методика археологических исследований ученого и художника предполагала «изучение культурного слоя с учетом стратиграфии разреза. Кроме того, в процессе раскопок Н.К.Рерих впервые применил метод просеивания культурного слоя, что позволяло сохранить информацию в полном объеме»[3]. Николай Константинович разработал курс «Художественная техника в применении к археологии», методические приемы которого актуальны и по сей день. В книге показаны классификационные подходы Н.К.Рериха к собранному им материалу, связанные с осмыслением путей древних культур. Молодой Рерих-археолог в начале прошлого века мыслил в направлении, которое позже получит развитие в его концепции Музейона и Знамени Мира. Наблюдая ежегодный рост числа музеев-заповедников и музеев скансеновского типа, мало кто знает, что Рерих первым среди ученых выдвинул «идею создания музея под открытым небом»[4]. Раскапывая древний Новгород, Николай Константинович законсервировал раскопанные им траншеи «таким образом, чтобы в дальнейшем их использовать для экскурсионного обзора»[5]. Но городские власти идею не поддержали. Н.К.Рерих с сожалением вспоминал: «Явилась мысль, что было бы необходимо сохранить <…> десятивековую неповторяемую картину в назидание народа. Сделать это было совсем нетрудно, ибо почти в центре Кремля земля была занята в то время огородами, сданными в аренду по весьма малой цене. Деньги на это уже имелись, но губернатор не разрешил. Когда же мы, изумленные таким запретом, пытались узнать причину, то нам было сказано, что это вещь опасная, ибо свиньи, ходящие по огородам, могут упасть туда. Помню, как сокрушенно мы перешептывались тогда: почему же свиньи, а не дети. Но тем не менее по причине свиней произошло свинство, и уже готовую, очищенную, дающую полное наглядное показание построения городов траншею пришлось засыпать»[6]. Отдельная глава книги повествует об исследованиях культуры Центральной Азии, которые проводились Н.К.Рерихом во время двух его экспедиций и в период деятельности Института «Урусвати». Археологические описания в экспедициях проводились сыном Н.К.Рериха, Юрием Николаевичем. Деятельность самого Николая Константиновича в данный период происходила уже на качественно ином уровне теоретизирования и научного анализа. Исследования культуры Центральной Азии заставили Н.К.Рериха задуматься над проблематикой переселения народов, побудительными причинами великих миграций. «Обследовав памятники периода “Великого переселения народов” и познакомившись с местными легендами, Н.К.Рерих впервые реконструирует путь, по которому прошли кочевые племена»[7]. Исследовательская работа в области археологии и истории культур велась и во второй, Маньчжурской экспедиции. Но наиболее полно методологические принципы научной деятельности Н.К.Рериха выразились в деятельности Института «Урусвати». Передовой для того времени комплексный подход к исследованиям стал визитной карточкой института. Почти полвека спустя такой подход будет взят за основу отечественных разработок в области экологии культуры и культурного ландшафта. Немалое место в современных научных разработках занимает и археология, а значение археологического наследия вышло, наконец, за рамки музеефикации, осознана его роль в формирования современной культуры и культурных ландшафтов, ибо, как полагают современные ученые, «археологический культурный слой является ведущим элементом, ядром культурного ландшафта и содержит основную информацию о культурном наследии»[8]. Одна из глав книги, «Археология и художественное творчество Н.К.Рериха», посвящена синтезу научных знаний и искусства, который был присущ Николаю Константиновичу. Занятия археологическими исследованиями повлияли на тематику его творчества. Именно в литературном и изобразительном искусстве наиболее ярко проявилась его способность «вживания» в далекую эпоху. Как художник, он настолько «пропитывался насквозь» древней жизнью, что создавал полотна, необычайные по силе воздействия на зрителей. Древние мистерии и культы оживали под его кистью и, воссозданные на холсте с археологической и этнографической точностью, становились реальностью современной культуры, привносили в нее духовные таинства минувших эпох. Вместе с тем в живописи Николай Константинович никогда не злоупотреблял излишними археологическими подробностями, полагая, что это «никуда, кроме археологического музея, зрителя не переносит»[9]. В книге представлен практически полный обзор живописных произведений ученого и художника, написанных на основе археологической и историко-культурной проблематики. С другой стороны, Н.К.Рерих привнес в археологию искусство, разработав «методику полевых исследований археолога-художника»[10]. Николай Константинович был первым в отечественной науке, кто предложил способ представления археологического материала с помощью скульптурных изображений, «лепных моделей». Особый интерес в монографии представляет аналитический обзор философско-культурологических и искусствоведческих заметок Н.К.Рериха, сделанных по археологическим источникам. Как справедливо заметил один из авторов книги П.П.Лабецкий, «строго оформленной системы миропонимания, в которой было бы все разложено “по полочкам”, у Рериха нет»[11]. Рериху было свойственно «расставлять вехи», а не создавать законченный канон. Поэтому собранные в одну нить «жемчужины» историко-научных прозрений, рассыпанные по многочисленным очеркам и книгам, производят неожиданно сильное впечатление на читателя, даже хорошо знакомого с философско-литературным творчеством Николая Константиновича. Целостная картина его изысканий в области философии истории и культуры, поистине пионерных для ХХ века и не утративших свое значение в веке XXI, подчеркивает величие гениального Мастера, добавляет к пониманию его образа необходимые штрихи. Мощный аккорд, венчающий серьезное исследование пути Николая Константиновича в науке, в его культурной и научно-общественной деятельности, – заключительная глава книги «Деятельность Н.К.Рериха, направленная на сохранение историко-культурного наследия». В книге показан огромный вклад, который «внес Н.К.Рерих в дело сохранения историко-культурного наследия России и других стран. Основные идеи и принципы охраны памятников истории и культуры, выработанные им, – каталогизация, научное обследование с целью фиксации современного состояния памятника, недопущение разрушений и отказ от “поновлений” при реставрациях, сохранение ландшафта, окружающего памятник, – легли в основу работы современных служб по охране исторического наследия, о необходимости создания которых постоянно говорил ученый»[12]. Современные «Карты обследования памятников», принципы выделения по закону охранных зон, зон регулируемой застройки и зон охраняемого ландшафта, как увидит читатель, на полвека с лишним были предвосхищены исследованиями и разработками Н.К.Рериха. Книга «Н.К.Рерих – археолог» интересна не только как биографический и историко-научный труд, она весьма актуальна сегодня. Сколь ни печально, абсолютное большинство проблем сохранения историко-культурного и археологического наследия, о которых писал в свое время Н.К.Рерих, сохранилось и по сей день. Это и грабительские раскопки, и тотальная безответственность чиновников, и возродившиеся – с момента бесконтрольной передачи ряда памятников в руки Церкви и других частных собственников, – безграмотные «поновления». Почти сто лет назад Николаем Константиновичем была предложена панацея от этих бед – «воспитание в обществе почтительного, бережного отношения к древностям»[13]. Он был уверен, что «никакие указы не создадут культуру и не защитят ее, если общественность будет безразлична и бездеятельна»[14]. Какие всходы могла бы дать эта простая мысль, примененная и взращенная на протяжении столетия! К сожалению, именно в последнее столетие наша страна претерпела столько кардинальных политических и социальных пертурбаций, и лучшие ее умы были заняты чем угодно – проблемами воспитания «нового человека», поисками политической свободы, – только не воспитанием исторического мышления, бережного отношения к старине. Одним из основных достоинств книги «Н.К.Рерих – археолог» является то, что за исключительно насыщенным фактографическим материалом с удивительной четкостью просматривается многогранная личность Николая Константиновича. Этому способствуют многочисленные отсылки к его литературным и художественным произведениям, философским размышлениям, так или иначе связанным с археологией и историей культуры. И собственно археологическая составляющая деятельности Н.К.Рериха, описанная с научной кропотливостью и художественной образностью, сама по себе свидетельствует о характере ученого и художника – его вдумчивости и аналитическом складе ума, его уникальной способности к синтезу науки и искусства, способности научного предвидения, и о многих других сторонах его натуры, вызывающих восхищение современного читателя. Отличительной особенностью издания является использование ранее не публиковавшегося материала из Рукописного архива Института истории материальной культуры (г. Санкт-Петербург) и Отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи. Очень интересны приведенные в тексте археологические зарисовки Н.К.Рериха периода его исследовательской деятельности в России. На цветной вклейке приложения репродуцированы наиболее яркие живописные полотна Николая Константиновича, написанные на основе археологических и историко-культурных изысканий ученого и художника. Книга «Н.К.Рерих – археолог», которая строгость научного издания совмещает с изящной легкостью популярного изложения, интересна и ученым – историкам, археологам, искусствоведам, культурологам, и широкому кругу читателей. Примечания
|
Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов