Защитим имя и наследие Рерихов - том.4.

В защиту Е.П.Блаватской

К 175-летию со дня рождения Е.П.Блаватской

О.А.Лавренова, Е.Ю.Томша
Журнал «Культура и время». 2006. № 3

Торжества в Москве и Санкт-Петербурге

Юбилей Елены Петровны Блаватской – великой русской женщины, заложившей основы космического мышления, давшей миру уникальный труд, синтез науки, религии и философии – «Тайную Доктрину», Международный Центр Рерихов отмечал 16 мая 2006 года.

В этот день руководитель МЦР, академик Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского Л.В.Шапошникова особо отметила, что подвиг Е.П.Блаватской, сотрудничавшей с Высокими духовными учителями и принесшей миру новые знания, был необходим для нового эволюционного витка, – она подготовила человечество к принятию нового знания, философии реального космоса, Живой Этики, к созданию которой была причастна другая великая женщина, Елена Ивановна Рерих. Обе эти женщины прошли через страшные испытания, предательство и клевету, но их вклад в мировую культуру, как ни старались недруги, остался беспрецедентным. Е.П.Блаватская впервые открыла западному миру всю глубину древней мудрости Востока. Ее фундаментальные труды – «Разоблаченная Изида» и «Тайная Доктрина» – содержали новые философские идеи, которые позже были развиты в учении Живой Этики. Елена Петровна была необычайно талантливым организатором, она создала Теософическое общество, имевшее три ветви – в Лондоне, Нью-Йорке, Адьяре. Созданное ею во имя высших целей духовного братства человечества общество было дееспособным, пока была жива сама Елена Петровна, оно занимало активную общественную позицию. Сегодня Теософское общество напоминает скорее английский клуб, его покинули энергия и сила основательницы, потому что последователи Блаватской оказались неспособными поддержать заложенный в это движение импульс. Это один из законов бытия – если последователи оказываются недостаточно искренними и самоотверженными, дело, начатое основателями, горевшими возвышенным огнем Духа, затухает или извращается.

На светлое дело и носителей Света неизменно нападает тьма. Блаватская подвергалась нападкам больше, чем кто-либо. Ее обвиняли в шарлатанстве, в фальсифицировании писем Учителей: собственные слуги – чета Куломбов – по наущению иезуитов устроили против нее заговор, в который вовлекли прессу. Елена Петровна предложила подать в суд на Куломбов и орден иезуитов, распространяющих клевету, но Теософическое общество отклонило это предложение. Безволие и пассивность сотрудников, из-за которых зло оставалось безнаказанным, – все это повторилось потом в судьбе Рерихов. Судебное дело против Хоршей, фактически ограбивших Рерихов, было проиграно по аналогичной причине. После смерти Блаватской нападки на нее не прекратились, а усилились, и первым был брат прославленного философа Всеволод Соловьев, который выпустил клеветническую книгу о Елене Петровне. Сегодня его черное дело продолжают диакон Кураев и писатель Сенкевич. Темные силы, которые ожесточенно бьются против Света, – это, к сожалению, пока непреходящая данность нашего мира. Эти силы выступали и против Рерихов, и сейчас они борются против Международного Центра Рерихов, в котором сосредоточено уникальное рериховское наследие. Как Блаватская и Рерихи, мы обретаем сейчас драгоценный и горький опыт противостояния, и нас поддерживают вера, стойкость, мужество, и убежденность в необходимости нашей работы.

Кандидат философских наук Т.М.Новикова в сообщении «Е.П.Блаватская и культура» раскрыла роль и значение наследия великой русской женщины для мировой культуры. Мысли Елены Петровны перекликаются с идеями такого великого мыслителя и посвященного, как Платон, с его учением о единстве Божества, Красоты и Истины. Позже Н.К.Рерих писал, что Красота есть одеяние Истины. Философия Е.П.Блаватской созвучна с христианским учением – особенно это ощущаешь, когда вдумываешься в послания Апостола Павла, который говорит о том, что Бог есть Дух, а дух проницает все. Апостол Павел говорит о существовании вечного Завета, вечного Евангелия – это то древнее знание, которое пронизывает всю человеческую культуру. Многие тайны этого древнего знания, многие страницы вечного Завета были открыты человечеству Еленой Петровной Блаватской.

М.Н.Чирятьев, почетный председатель Санкт-Петербургского отделения МЦР, представил доклад «Значение идей Е.П.Блаватской для развития науки». Он напомнил, что Елена Петровна предсказала ряд научных открытий за несколько десятилетий до их совершения и указала сроки, когда они произойдут. В качестве примеров можно привести открытие в 1896 году Рентгеном Х-лучей, открытие в том же году радиоактивности, электрона, работы Макса Планка. С предсказаниями Е.П.Блаватской связан ряд открытий, совершенных в наше время: например, разработки физиков, в которых используются принципы эфиродинамики. Одной из проблем науки ХХ века была привязанность к приборам: «магия» приборов мешала человеку обратиться к собственным возможностям. Примерно с 70-х годов двадцатого столетия в различных научных лабораториях начинаются исследования психической энергии человека: изучение дистанционного взаимодействия, энергоинформационных взаимодействий и возможности гармонизации пространства, влияния излучений человека на физические и химические процессы. Для обобщения этих понятий очень важно иметь непротиворечивую мировоззренческую научную основу. Такой новой научной картиной мира, которая органично включает идеи Е.П.Блаватской, идеи Рерихов, является учение о ноосфере В.И.Вернадского.

Об отражении учения Е.П.Блаватской в музыке и философии А.Н.Скрябина рассказал кандидат искусствоведения А.И.Бандура. Будучи композитором-философом, композитором-космистом, Скрябин считал, что написанная по определенным законам музыка может абсолютно точно копировать законы Мироздания. Он выстроил свою философскую картину мира, когда в его руки попали труды Е.П.Блаватской. По свидетельствам современников, книги «Тайной Доктрины» постоянно находились на рабочем столе композитора, их страницы испещрены пометками. Идеи этого замечательного труда непосредственно связаны и по-новому объясняют содержание философской доктрины Скрябина и образы его поздних произведений. В вопросах мировоззрения Скрябин почти ничего не «заимствовал» у Блаватской, он лишь находил подтверждение и – главное – словесное выражение своим собственным духовным открытиям. Образы из «Тайной Доктрины» находят отражение в литературной символике и числовых закономерностях музыкальных произведений Скрябина. Творчество Скрябина можно представить как своеобразное связующее звено между учениями его великих соотечественников – Е.П.Блаватской и семьи Рерихов. Духовный Огонь, воспетый Скрябиным в его бессмертных творениях, был главным движущим принципом эволюции в космогонии гениального композитора. Непрерывное горение, страстное стремление приблизить Последнее Свершение, обожествляющее человечество, озаряют последние годы жизни великого мистика. Его гениальная музыка эволюции, как «недостающее звено», дополнила художественно-философский Космос Блаватской и Рерихов[1].

Доклад руководителя Ярославского рериховского общества «Орион» и сотрудника администрации Ярославской области С.В.Скородумова «Е.П.Блаватская и Православие» был посвящен разоблачению клеветнических измышлений современных авторов, пишущих о том, что теософия враждебна христианству. Е.П.Блаватская очень любила Родину и с большим уважением относилась к Православию, которое считала единственным направлением в христианстве, где сохранился дух Христа. Об этом свидетельствует ее переписка со своими родственницами В.П.Желиховской и Н.А.Фадеевой. В свое время Елена Петровна встречалась с экзархом Грузии Исидором и демонстрировала ему свои экстраординарные способности. Церковный иерарх очень внимательно отнесся к увиденному и сказал ей: «Нет силы не от Бога. Бог да благословит Вас на все хорошее и доброе».

Юбилейные торжества, посвященные Елене Петровне Блаватской, продолжились в Санкт-Петербурге 19 – 21 мая. Там состоялась Международная научно-общественная конференция, в которой приняли участие видные деятели науки и культуры северной столицы. В ее организации участвовали Санкт-Петербургское отделение МЦР, Международный Центр Рерихов, Всероссийский Музей А.С.Пушкина, Музей Г.Р.Державина и русской словесности его времени, Музей-усадьба Н.К.Рериха «Извара», Санкт-Петербургское отделение Международной Лиги защиты культуры.

Открытие конференции состоялось в Музее Г.Р.Державина. Участников приветствовал директор Всероссийского Музея А.С.Пушкина С.М.Некрасов. Он отметил, что пути познания мира различны, один из них – путь Е.П.Блаватской. Г.Р.Державин, в стенах дома которого начинается конференция, имел свой опыт Богопознания. Его ода «Бог» была начата в пасхальное воскресенье в церкви Зимнего дворца и закончена в его имении в Нарве, когда он среди ночи вдруг увидел Свет. Эта ода была переведена на многие языки мира, и, по преданию, текст ее даже висел рядом с троном китайского императора. Вскоре на церкви Зимнего дворца и в Нарве будут установлены памятные знаки, говорящие о том, что здесь было создано одно из величайших поэтических произведений.

Участников конференции приветствовали почетный председатель Санкт-Петербургского отделения МЦР М.Н.Чирятьев, ответственный секретарь МЦР В.В.Фролов, старший научный сотрудник Музея Г.Р.Державина Н.А.Миронова. В первый день конференции состоялось открытие выставки «Единство в многообразии», на которой были представлены фотографии, сделанные при помощи аппарата, разработанного доктором технических наук К.Г.Коротковым. На снимках становится зримым энергетическое свечение растений – этот эффект был открыт в первой половине ХХ века русскими учеными супругами Кирлиан. В этот же день прошла презентация Объединенного Научного Центра проблем космического мышления и журнала «Культура и время».

20 мая перед началом утреннего заседания В.В.Фролов зачитал приветствие генерального директора Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошниковой. От имени ОНЦ КМ собравшихся приветствовал ученый секретарь научного центра Л.М.Гиндилис. На конференции прозвучали доклады доцента Томского политехнического университета Л.И.Тарновской «Научные предвидения Е.П.Блаватской», М.Н Чирятьева «Значение идей Е.П.Блаватской для развития науки», А.И.Бандуры «Е.П.Блаватская и А.Н.Скрябин», С.В.Скородумова и И.М.Себелевой «Е.П.Блаватская и Православие», «Энциклопедия заблуждений. Имя и наследие Е.П.Блаватской в зеркале СМИ».

Заведующая отделом «Музейный центр Блаватской и ее семьи» Днепропетровского исторического музея им. Д.И.Яворницкого Е.В.Аливанцева (Днепропетровск, Украина) рассказала о концепции создающегося музейного комплекса. По замыслу его создателей, Музей Е.П.Блаватской в доме Фадеевых в Днепропетровске (Екатеринославе), где появилась на свет эта удивительная женщина, должен стать научным и культурным центром, где будут изучаться ее жизненный путь и наследие.

Председатель Эстонского общества Рерихов К.А.Молчанова передала чудом сохранившийся экземпляр оригинального издания «Тайной Доктрины» в Государственный Дом-музей Елены Петровны Блаватской – дом, в котором она родилась, – ради светлой памяти людей, самоотверженно служивших идее Общего Блага, и с чувством глубокой благодарности к ним. Эти два тома пролежали в тайнике, укрытые от советских репрессий, несколько десятилетий. С приходом советской власти в Прибалтику общества имени Рериха были запрещены, так как их культурная деятельность не соответствовала идеологическому клише. После Второй мировой войны «Тайная Доктрина», «Живая Этика», книги Н.К.Рериха и другие книги, издававшиеся Латвийским обществом Рериха, были собраны в Риге со складов и сожжены, а в Таллинне их раскрошили на дубовом столе топорами в подклете Александро-Невского собора. Члены обществ были арестованы и осуждены на срок до 25 лет. Члены общества Бруно Яковлевич и Каролина Яновна Якобсон в предвидении ареста закопали эти книги в землю, на допросе не отказались от своих духовных идеалов и прошли суровую тюремно-лагерную жизнь в Воркуте.

Новые грани творчества Е.П.Блаватской открыли доклады доцента кафедры философии ГУАП Л.М.Емельяновой (Санкт-Петербург) «Роль теософии в становлении исторической науки», М.В.Гореликовой (Новополоцк, Беларусь) «Братство как единый Закон Бытия», руководителя издательско-просветительской группы «Струна» А.Я.Калининой (Москва) «Теософия и Живая Этика о жизни Великого Путника».

А.В.Титов (Москва) в докладе «Судьбы мира. “Тайная Доктрина” Е.П.Блаватской и “Кольцо нибелунга” Р.Вагнера» размышляет о параллелях в творчестве этих выдающихся людей, которые жили в одно время и оставили глубочайший след в сердцах и умах современников. Можно сказать, что оба они во многом явились вестниками грядущих перемен и каждый был первопроходцем в своей области. Если труды Е.П.Блаватской преподнесли западному миру новый взгляд на самую сущность мировой реальности, то Р.Вагнер явился революционером, утверждая подобную универсальность в мире музыки и театра. Обращение Вагнера к древним мифологическим сюжетам в «Кольце нибелунга», к теме Святого Грааля в «Лоэнгрине» и «Парсифале» также позволяет проводить параллели с философией Блаватской. В тетралогии «Кольцо нибелунга» музыкальными средствами Вагнер создает грандиозную картину сотворения мира и раскрывает вечную тему борьбы добра и зла. Доклад сопровождался прослушиванием фрагментов музыкальных произведений Р.Вагнера.

О другом великом современнике Е.П.Блаватской, нашем соотечественнике Л.Н.Толстом напомнила в своем докладе В.А.Ласько (Ясная Поляна). Блаватская, Толстой, Рерихи – многое объединяет эти великие имена. Все они являются вестниками нового времени в переломный период истории человечества на стыке тысячелетий. Творчество каждого – бесценный вклад в сокровищницу мировой культуры. В их произведениях звучит страстный призыв к ответственности людей за судьбы мира и свои собственные, они настаивают на необходимости расширения духовного горизонта, на внутреннем, сознательном самосовершенствовании как действительной цели жизни человека. Елена Петровна Блаватская адресовала свой труд «The Voice of the Silence» («Голос Безмолвия») с дарственной надписью Льву Николаевичу, «одному из немногих». В дневнике Толстого есть запись от 12 февраля 1903 года: «Читаю прекрасный теософич[еский] журнал, много общего с моим пониманием» (имеется в виду журнал «Teosophisner Wegwiser»). На своем экземпляре Толстой отмечает афоризмы Рамакришны, Фомы Аквинского, Е.П.Блаватской из «Голоса Безмолвия». Эти афоризмы он использует в своих книгах-напутствиях «Мысли мудрых людей», «На каждый день», «Круг чтения» и «Путь жизни», подписывая взятые из труда Е.П.Блаватской изречения так: «Браминская мудрость»[2].

Л.В.Тележко, автор и режиссер документальных фильмов «Приглашение в музей», «Младший сын», «Возвращение», «Щит сердца», «Восьмой день творения» и многих других, рассказала о работе над новым фильмом. Елена Петровна Блаватская стоит в начале цепочки передачи знания. За нею пришла Елена Рерих. В новом фильме рассказывается еще об одной самоотверженной женщине – о Людмиле Живковой, которая, как и Е.П.Блаватская, и Е.И.Рерих, испытала на себе всю ярость неприятия общества, вновь и вновь пытаясь, как и ее предшественницы, поделиться знаниями о мире, о человеке, об истине. Людмила Живкова, дочь Генерального Секретаря Болгарской Коммунистической Партии и лидера государства Тодора Живкова, была министром культуры Болгарии в 1970-х годах. Она хотела внести идеи Живой Этики в строительство государства. Е.П.Блаватская писала, что по Пути можно идти, только став этим Путем. Людмила Живкова прожила очень короткую жизнь – 38 лет, и за этот краткий срок успела сделать очень многое[3]. То, что сейчас имеет Болгария в области культуры, – во многом ее заслуга. Было развернуто широкое строительство – менее чем за десять лет в каждом, даже малом, селении, городке Болгарии появились театры, музеи, галереи, дома культуры. Предложенные ею другие масштабные программы в области культуры не были реализованы. Как и в большинстве случаев, современники не смогли оценить идеи Л.Живковой. Ее ранний уход из жизни трагичен и загадочен.

21 мая участники конференции снова собрались в Музее Г.Р.Державина и русской словесности его времени. Под сводами Дома Державина зазвучали стихи – с поэтическим приветствием выступила сотрудник журнала «Культура и время» Т.И.Чечина.

Т.И Шапаренко (Днепропетровск, Украина), старший научный сотрудник отдела «Музейный центр Е.П.Блаватской и ее семьи», представила доклад «Новые материалы о предках и потомках Е.П.Блаватской». В связи с возрастанием интереса к трудам Елены Петровны Блаватской возникает необходимость в биографических исследованиях, для того чтобы представить ее земной путь в полноте и истинности. Биографы Е.П.Блаватской – А.Синнетт, В.Желиховская, Е.Некрасова, З.Венгерова, Е.Писарева, Б.Цырков, М.Нэф, С.Крэнстон, описывая ее жизнь, касались и родословной, говорили о принадлежности Блаватской к древним аристократическим родам России, Франции, Германии. В большей мере изучена ее материнская линия (Долгоруких–Фадеевых), а сведений о родных со стороны отца в этих источниках немного. В последние годы исследователям удалось выявить новые материалы, касающиеся генеалогии семьи по отцовской линии, в том числе о родоначальнике российской ветви немецкого рода Иоханне Августе фон Гане (ок. 1730–1799). Наиболее важными находками последних лет являются парный портрет и часть уникального семейного архива, которые передал музею еще один Ган, Петр Алексеевич (1916–1993), внук последнего хозяина Шандровки, профессор, доктор биологических наук, волею судеб оказавшийся в Бишкеке. Портрет «Две Елены», авторство которого не установлено, изображает русскую писательницу Елену Андреевну Ган (1814–1842) и ее старшую дочь Елену Петровну Ган в возрасте 13–15 лет, в будущем – Блаватскую[4].

Доклад В.А.Кучеровского (Белгород-Днестровский, Украина) «Мать Русского Сфинкса» был посвящен Елене Андреевне Ган, матери Елены Петровны Блаватской. Елена Андреевна Ган – яркая самобытная писательница начала XIX века, посвятившая жизнь литературе и детям. О ней говорили как о промелькнувшей комете, ярко блеснувшей на небосклоне и сгоревшей без остатка в плотных слоях атмосферы Земли. Исследование биографических материалов позволяет сделать вывод, что в Елене Ган все было необычно. Ее особый дар самообразования и все, чего она достигла, наработано сильной волей, необычайным мужеством, самодисциплиной. Она была талантлива не только в литературе, но также в музыке и рисовании. По свидетельствам современников, Елена Андреевна была тонким психологом, «обладала даром постигать человеческое сердце». Способность хорошо разбираться в людях позволила ей увидеть необыкновенные качества и особый дар своей старшей дочери. Она верила в ее особое предназначение, предвидела ее необыкновенную трудную судьбу и старалась сделать все возможное для ее воспитания. Слабое здоровье и непосильные нагрузки, которые она принимала на себя, стали причиной ее трагически раннего, в двадцать восемь лет, ухода из жизни. Н.К.Рерих писал о Е.П.Блаватской: «Будет время, когда ее имя достойно и почитаемо прозвучит по всей Руси». И с благодарностью назовут потомки рядом еще два имени, двух Елен – бабушки, Елены Павловны Фадеевой, и матери, Елены Андреевны Ган, – удивительной матери «Русского Сфинкса».

Во время конференции неоднократно говорилось о том, что многие утверждения Елены Петровны Блаватской, шокировавшие ее современников, позднее были научно доказаны. В наши дни мы становимся свидетелями того, как непредвзятые исследователи приходят к выводам, подтверждающим правоту Блаватской. Об отражении идей Е.П.Блаватской в современном естествознании рассказала И.Б.Стражмейстер, старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета информатизации, точной механики и оптики. Доклад М.А.Малышевой (Москва), редактора издательско-просветительской группы «Струна», был посвящен египетским пирамидам и большому Сфинксу. Эти уникальные сооружения древности ставят перед исследователями многочисленные вопросы – начиная с их таинственных строителей, уровень мастерства которых до сих пор не достигнут, несмотря на все современные технологии. Изумляют исследователей и отличительные характеристики пирамид: точнейшая привязка к сторонам света, меридиану, уникальные пропорции. Е.П.Блаватская писала о назначении пирамид и символике Сфинкса в «Разоблаченной Изиде» и в «Тайной Доктрине». До сих пор дискуссионным остается вопрос о датах создания пирамид и Сфинкса. Традиционная египтология определяет их возраст 3–4 тыс. до н.э., Елена Петровна называла другие даты постройки – 11 тыс. лет до н.э. и более. Результаты современных исследований опровергли положения традиционной египтологии, существенно «увеличив» возраст пирамид и Сфинкса и приблизив их к срокам, называемым Е.П.Блаватской. Эти исследования можно рассматривать как шаги на пути сближения эзотерического и научного знания.

Итоги трехдневной работы Конференции, посвященной юбилею Е.П.Блаватской, подвела Т.А.Кузнецова, председатель Санкт-Петербургского отделения МЦР. Участники обсудили и приняли Резолюцию конференции.

Заключительным аккордом стала демонстрация цветомузыкальной композиции на музыку А.Н.Скрябина «Прометей» (Поэма Огня), созданной А.И.Бандурой на основании архивных материалов. Зал наполнили бессмертные звуки световой симфонии, яркие образы сменяли друг друга на большом экране. Не все может быть передано словами, и, наверное, не случайно, что торжества, посвященные Елене Петровне Блаватской, были завершены музыкой.


Примечания
1. См.: Бандура А.М. «Тайная Доктрина» в творчестве Скрябина // Культура и время. 2006, №2.
2. См.: Ласько В.А. Книги с полки яснополянской библиотеки: Л.Н.Толстой и Е.П.Блаватская // Культура и время. 2004. №3/4. С. 232–243.
3. См.: Шапошникова Л.В. Людмила Живкова – государственный деятель и подвижник // Культура и время. 2002, № 1/2. С. 99–106; Цветкова Л. Рерихи и Болгария: Документы и воспоминания в государственных архивах и частных коллекциях // Культура и время. 2005. №2. С. 112–125.
4. Более подробно см.: Аливанцева Е.В. Неизвестный парный портрет // Культура и время. 2006. №2. С. 46–57.


Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов