Защитим имя и наследие Рерихов - том.4. Лжерериховцы против Рерихов Под маской культуры С.В.Скородумов, И.М.Себелева Нет ничего страшнее деятельного невежества. Атака «клонов» 24 января 2007 года в Государственной областной универсальной научной библиотеке имени К.А.Тимирязева г. Винницы (Украина) случилось чрезвычайное происшествие. На место выехал наряд милиции. Факт вызова задокументирован. Конечно, каждый день происшествий в Виннице фиксируется немало. Но, согласитесь, вызов органов охраны порядка в библиотеку – явление экстраординарное, поскольку это культурное учреждение с его традиционной тишиной не предполагает вмешательства милиции. Самое вопиющее то, что ЧП в библиотеке оказалось связанным с проходившей там выставкой, которая называлась… «Рерихи. Индия. Гималаи». В ходе дискуссии с одним из посетителей А.Мильков, организатор выставки и руководитель Днепропетровской областной общественной организации «Урусвати», неожиданно применил баллончик со слезоточивым газом. А потом… написал на пострадавшего заявление в милицию! По словам А.Милькова, «задача рериховских обществ состоит в максимально широкой культурно-просветительской деятельности, включающей в себя как популяризацию высоконравственных трудов семьи Рерихов и других Великих Мыслителей человечества, так и пропаганду здорового образа жизни, взаимопонимание и мир во всем мире…»[1]. Как видно, слова и поведение А.Милькова не пересеклись друг с другом. Экспонаты выставки «Рерихи. Индия. Гималаи» поразительно напомнили другую выставку под названием «Русь–Индия». А проводило ее так называемое Восточное Рериховское общество «Урусвати» под руководством скандально известного в России Михаила Лунева[2], считающего себя «спасителем человечества». Все дело в том, что организация «Урусвати», которую в Днепропетровске зарегистрировал А.Мильков, является точной копией, или, как сейчас говорят, «клоном», вышеупомянутого Восточного Рериховского общества «Урусвати»[3]. Экспонаты для подобных выставок начиная с 1996 года в нарушение таможенных правил вывозились из Индии в багаже и ручной клади Михаилом Луневым и его сотрудниками. На этих выставках представлены сразу два знамени. И оба незаконно. Без ведома Индийского посольства в качестве экспоната используется государственное знамя Индии. И без разрешения правообладателя (Международного Центра Рерихов) выставки проводятся под Знаменем Мира – знаменем защиты культуры. Следует отметить, что знак Знамени Мира, предложенный Н.К.Рерихом и воплощающий идеи защиты культуры, никогда не предполагалось использовать без контроля. Е.И.Рерих неоднократно указывала в своих письмах на необходимость регистрации знака Знамени Мира для того, чтобы его можно было применять только в действительно культурной деятельности. В 2002 году Международный Центр Рерихов (МЦР) зарегистрировал этот знак в Роспатенте согласно праву на наследие Рерихов, переданному МЦР С.Н.Рерихом, и в соответствии с законодательством РФ. В настоящее время использование знака Знамени Мира организациями и лицами в законном порядке возможно только с разрешения МЦР. М.Луневу и его организациям МЦР такого разрешения не давал и никогда не даст, поскольку они своей деятельностью дискредитируют высокое имя Рерихов. Человек, который побывал на луневских выставках, получает самое превратное и искаженное представление о жизни и творчестве семьи Рерихов. Здесь распространяются информационные материалы, запугивающие людей предстоящими планетарными катаклизмами и угрозой наказаний тем, кто не присоединится к так называемому «Эволюционному плану» М.Лунева. В этих материалах встречаются скандальные политические лозунги, оскорбления в адрес органов власти и выдающихся деятелей культуры. И наиболее активно на этих выставках распространяется клевета в адрес МЦР и его руководства. Н.К.Рерих писал: «…каждый, устремленный к Культуре, иначе говоря, к качеству, находит в себе неиссякаемый источник сил и противостояние всему злобному и разрушительному…»[4] К луневцам, как видно, это не относится. Заметим, что культурная общественность выражает однозначное неприятие выставок М.Лунева. В большинстве городов культурно-просветительские общественные организации выступали против их экспонирования. В результате выставки были закрыты в Киеве, Харькове, Запорожье, Феодосии, Севастополе, Ярославле, Керчи, Чебоксарах, Таганроге, Кирове, Астрахани, Муроме. Одиозная издательская деятельность М.Лунева вызвала не только протест общественности, но и стала поводом для обращения к специалистам по проведению психологической экспертизы его публикаций. В заключении психологической экспертизы[5] дается достаточно подробный анализ, который помогает понять мотивы действий М.Лунева и его последователей. Приведем лишь небольшой фрагмент: «…личная “идея” Лунева затмевает ему разум, и он готов подмять под себя любые идеалы ради утверждения собственного Я – еще один штрих к портрету паранойяльной личности»[6]. Похоже, что последователи М.Лунева имеют те же проблемы. Напомним, когда на выставке в библиотеке Винницы один из посетителей выразил свое возмущение по поводу распространения клеветы на МЦР, он тут же получил от А.Милькова, организатора выставки и верного последователя М.Лунева, струю слезоточивого газа прямо в лицо. Здесь диагноз ясен и без психологической экспертизы. К сожалению, процесс «клонирования» Восточного Рериховского общества «Урусвати» активно продолжается. По инициативе М.Лунева возникают все новые организации с новыми названиями. Они вырастают на необъятных просторах страны и за ее пределами, как мухоморы в лесу, яркие и манящие, но контакт с ними грозит отравлением ядом невежества и клеветы. Суть деятельности луневских «клонов» все та же: искажение идей семьи Рерихов и дискредитация МЦР под маской культуры. При этом организаторы подобных выставок сочетают поразительную подвижность с упорством в нарушении российского законодательства. Гастроли с уголовным финалом Неудивительно, что луневские организации и их выставки все чаще оказываются в поле зрения сотрудников милиции. Ситуация, которая развернулась вокруг одной из таких выставок в Башкирии в конце 2006 года, удивила даже повидавших виды милиционеров Уфы. С февраля 2006 года в городах и районах Республики Башкортостан – Стерлитамаке, Салавате, Кумертау, Ишимбае и других – курсировала выставка «Рерихи, Индия, Гималаи». Выставка проводилась очередным луневским «клоном» – общественной организацией Восточное Рериховское общество «Свет утренней звезды», которое зарегистрировано в Южно-Сахалинске. Внешне выставка в Башкирии выглядела, казалось бы, привлекательно: были представлены фотографии семьи Рерихов, Е.П.Блаватской, репродукции картин Н.К.Рериха, тканевые полотна с индийскими сюжетами, предлагались открытки и сувениры из Индии. Однако под прикрытием высоких имен организаторы выставки активно проводили акцию по дискредитации МЦР и его руководства. На выставке продавали клеветническую литературу, распространяли листовки скандального содержания, собирали подписи против МЦР. На печатной продукции присутствовал знак Знамени Мира, запатентованный МЦР. При этом южно-сахалинские организаторы выставки беззастенчиво лгали, что эта рериховская символика может использоваться всеми без ограничений. При содействии Башкирского отделения Международной Лиги защиты Культуры сотрудники Управления по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) смогли оперативно разобраться в ситуациии. Милиционеры изъяли у организаторов выставки печатную продукцию со знаком Знамени Мира для экспертизы в Роспатенте. В ответ на эти вполне законные действия директор выставки А.Н.Асадчева написала доносы на сотрудников Управления по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) во всевозможные инстанции республики: прокуратуру, правительство, ФСБ и даже в адрес президента Республики Башкортостан. Милиционеры еще ни разу в своей практике не сталкивались с таким количеством необоснованных жалоб в надзорные органы, в результате которых последние подверглись массированным проверкам. Но, несмотря на такую атаку луневцев, прокуратура возбудила уголовное дело против незаконной деятельности руководительницы выставки – А.Асадчевой. В ответ на это последовала новая клеветническая волна со стороны сподвижников М.Лунева, на этот раз в Интернете. Надо признать, что читать писания луневцев крайне неприятно. Но их публикации помогают увидеть истинные лики этих «защитников культуры». Так, в своем послании С.Цокур, председатель общества «Свет утренней звезды», открыто называет сотрудников Управления внутренних дел (УВД) Республики Башкортостан… «оборотнями в погонах», которым «эмиссар МЦР привез хорошую взятку». В доказательство этого сенсационного «разоблачения» она приводит… свои собственные рассуждения: «…иначе зачем приезжать лично? Все документы можно было переслать почтой, и только взятка передается из рук в руки»[7]. Непостижимая логика доноса! В Интернете также опубликован материал о беседе со следователем сотрудницы Восточного Рериховского общества Марии Дымченко, которая была в числе организаторов выставки в Башкортостане. По ее высказываниям видно, что она проявляет признаки той же болезни непомерного самомнения, что и ее наставник М.Лунев. Приведем небольшой отрывок беседы: «А на слова о том, что МЦР является “международной” организацией и ведет “международную работу”, я рассмеялась и ответила, что эта организация только на бумаге и на словах “международная”, на деле настоящей международной деятельностью в русле Живой Этики в России занимается именно Рериховская организация Восточное Рериховское общество “Урусвати”…»[8] Даже человеку малознакомому с Рериховским движением очевидна абсурдность попытки сравнения деятельности МЦР и луневских организаций. Суть деятельности МЦР можно выразить словами Н.К.Рериха: «Друзья мои! Скажем кратко, в чем сущность наших задач и стремлений. Все определенное может быть выражено кратко: мы помогаем Культуре»[9]. Именно в помощи Культуре должна состоять работа каждой организации, носящей имя Рериха. Каков же результат деятельности М.Лунева и его «Сил Света», о которой они сами так много говорят и пишут? Совершенно противоположный! В начале декабря 2006 года в Интернете было размещено «Открытое письмо Президенту Российской Федерации Путину В.В.»[10]. Его автор, некий М.Гильманов из города Мелеуз (Башкортостан), сообщал, что познакомился с представителями общества «Свет утренней звезды», приехавшими с выставкой в его город. «Благодаря им и выставке я узнал о нашем Великом художнике Н.К.Рерихе…», – пишет М.Гильманов. Но если до сих пор он ничего не знал о Н.К.Рерихе, значит, тем более, не мог знать ни об МЦР и его руководстве, ни о том, что С.Н.Рерих передал наследие своей семьи России для создания Музея имени Н.К.Рериха. Откуда тогда М.Гильманову известны «ужасающие факты» якобы «преступной антиобщественной и антигосударственной» деятельности руководства МЦР, на которые он пытается на шести с лишним листах (!) «открыть глаза» президенту РФ? Более того, М.Гильманов сообщает первому лицу государства «возмутительные подробности» личной жизни Генерального директора Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошниковой, с которой сам лично даже не знаком. Ни разу не побывав в этом музее, он берется огульно осуждать подвижническую деятельность его коллектива и руководства. По содержанию письма можно сделать вывод, что с «обличительной правдой» о МЦР и Л.В.Шапошниковой М.Гильманов познакомился на выставке луневцев, которые, видимо, не подозревают, что в своих клеветнических высказываниях давно преступили не только нравственные нормы, но и юридический закон. В письме М.Гильманова президенту юрист обнаружил ряд нарушений законодательства, подпадающих под статьи Уголовного Кодекса о клевете[11]. Если бы Людмила Васильевна Шапошникова решила возбудить уголовное дело за клевету, то М.Гильманова ожидало бы заслуженное наказание. Адепты «антирериховского» движения История М.Лунева и его последователей наглядно показывает, что происходит, когда люди, не обладая ни культурным уровнем, ни нравственной основой, соприкасаются с идеями Живой Этики. Из этой философской системы они приспосабливают какие-то отдельные моменты к своим личным, весьма далеким от идеалов Общего Блага интересам. А это всегда приводит к фанатизму со свойственными ему самомнением и подозрительностью. «Ужасная болезнь – самомнение и подозрительность. Первое порождает тупость и невежество, из второй истекает ложь и предательство…», – говорится в Живой Этике[12]. Судя по нездоровым амбициям Лунева, все признаки «ужасной болезни» у него налицо. Называя себя и свою организацию «Силами Света», он причисляет тех, кто отказывается с ним сотрудничать, к «темным силам» и объявляет войну всем, кто не считается с его «планетарной миссией». Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошникова категорически отказалась признать его «планетарность» и указала ему на то, что без систематического образования и без высокого уровня культуры не может быть истинного понимания положений Живой Этики. Эта удивительно мужественная женщина, героическими усилиями которой был создан уникальный общественный музей, много лет самоотверженно охраняет его основу – культурное наследие семьи Рерихов. Известный ученый-индолог, оригинальный философ, талантливый писатель, прекрасный организатор, она неукоснительно выполняет все заветы и указания Святослава Николаевича Рериха относительно доверенного наследия. Очевидно, что именно эти качества подвижника Культуры не дают покоя болезненному самомнению М.Лунева, и он всеми силами и средствами старается оклеветать Л.В.Шапошникову и МЦР. От луневских организаций-«клонов» в адрес президента РФ и Государственной Думы РФ идут доносы на МЦР и Людмилу Васильевну. Например, такого содержания: «Очевидно, что МЦР необходимо ликвидировать, так как данная “общественная” организация на протяжении многих лет ведет чисто криминальную деятельность <…> Мы требуем <…> восстановления справедливости путем ликвидации незаконной организации МЦР и передачи всенародного уникального Наследия Рерихов государству, как это было завещано Рерихами!»[13] Подобные заявления в верховные органы власти иначе как бредом не назовешь. Что же стоит за попытками Лунева очернить деятельность МЦР и его руководства? Ответ дают все те же публикации новоявленного «духовного» лидера – он пытается всеми правдами и неправдами, используя при этом высокое имя Рерихов, привлечь внимание к своей одиозной личности, к своим бредовым идеям и проектам. То его команда активно собирает средства якобы на восстановление усадьбы Рерихов в долине Кулу и Института Гималайских исследований «Урусвати», директором которого Лунев грезит стать. То они призывают людей бросать работу во имя «эволюционных дел» (его выставок), запугивая близящимся концом света. То «бесплатно» распространяют по библиотекам разных городов свои сомнительные опусы. О брошюрах, издаваемых М.Луневым и его последователями, следует сказать особо. Чаще всего они составлены из цитат Учения Живой Этики. Составлены безграмотно, без конкретных ссылок на книги Живой Этики и «Грани Агни Йоги». При этом Лунева преследует непреодолимое желание «усовершенствовать» творчество семьи Рерихов и внести в него свой личный вклад. В своих изданиях он постоянно подправляет тексты из Учения Живой Этики и писем Е.И.Рерих, добавляет к ним cвои комментарии или делает выделения, которые в оригинале отсутствуют. Кроме того, к купированным и оторванным от контекста цитатам Рерихов М.Лунев часто добавляет свои собственные неожиданные и претенциозные заголовки, которые совершенно искажают смысл оригинальных текстов. Например, советы Юрия Николаевича Рериха другу, записанные с его слов Бирутой Валушите, обретают у М.Лунева вид листовки и получают яркий заголовок: «Памятка служителю Общего блага» с подзаголовком… «Как улучшить себя, свою карму и помочь другим». Внизу листовки без смущения приведена подпись Ю.Н.Рериха. Изумленному читателю остается только догадываться, как это Ю.Н.Рерих, всемирно известный ученый, мог стать автором подобного рекламного заголовка. Отдельная тема публикаций М.Лунева – «правда» об МЦР, направленная на его дискредитацию. Однако эти издания отличает такой агрессивно-вульгарный стиль, что поверить им могут, пожалуй, только люди, подобные их автору. В головах у луневцев сами Рерихи и их философское наследие, видимо, существуют в совершенно отдельных плоскостях. Иначе как объяснить тот факт, что, считая себя последователями учения Живой Этики, они не принимают волеизъявление С.Н.Рериха о передаче наследия МЦР, распоряжения Е.И.Рерих о недопустимости публикации ее сокровенных записей, мысли Рерихов о необходимости патентования рериховской символики? Обращаясь к рериховским обществам России и других независимых государств, Святослав Николаевич Рерих ведущим началом для Рериховского движения определил именно МЦР, где хранится наследие семьи Рерихов. Он писал: «Защищайте Международный Центр Рерихов, помогайте его сотрудникам, не позволяйте никому мешать его работе…»[14] Таким образом, были указаны основные цели Рериховского движения – помощь МЦР и его защита. Большинство международных рериховских организаций, объединившись в «Содружество», активно трудятся на ниве культуры, по завету С.Н.Рериха помогают МЦР, участвуют в защите имени и наследия Рерихов от клеветы[15]. Но если неправильно определено отношение к ведущему началу, то и деятельность организации имеет печальный результат. Вместо помощи МЦР – разрушение. Вместо культурно-просветительской работы – распространение невежества и клеветы. Разве можно отнести к Рериховскому движению такие организации? Конечно же, нет! Таким образом, М.Лунев и его команда являются типичными представителями общественного движения, которое можно называть «антирериховским». Это движение под маской культуры активно формируется у нас на глазах на фоне падения нравственности, извращения высоких понятий и истин. «Предстоят две работы – просветительная и охранительная. Значит, кружки, общества, организации, осознавшие ценность и смысл Культуры, должны доглядеть, чтобы никакая вульгаризация и опошление не начали бы разлагать это ценное и спасительное понятие. Конечно, не охранники, но просвещенные воины Культуры должны собираться и поддерживать друг друга, цементировать пространство самым высоким, самым прекрасным, проталкивая эти действительные ценности в жизнь»[16], – писал Н.К.Рерих, определяя тем самым программу деятельности культурно-просветительских организаций, разделяющих его концепцию культуры. Однако по разрушительной деятельности М.Лунева и его последователей видно, что их цель далека от утверждения Культуры, она, скорее, в самоутверждении за счет гуманистического наследия семьи Рерихов. Луневцы называют себя «свободными рериховцами». Похоже, что они сами себя «освободили» и от заветов Рерихов, и от культуры вообще. Существует поверье. Если храм покидают ангелы, на их месте селятся бесы. Это касается не столько каменных построек, сколько храмов человеческих душ. Жизнь показывает: если игнорируются такие понятия, как культура, честь, совесть, то деградация неизбежна. Пример М.Лунева и его организаций-«клонов» убедительно подтверждает это. P.S. Авторы выражают искреннюю благодарность И.Вахониной (г.Тверь) за предоставленные материалы. Примечания Ссылки на интернет-ресурсы даны на 16 апреля 2007 г. |
Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов