Защитим имя и наследие Рерихов - том.4. В защиту доверенного лица С.Н.Рериха, Первого вице-президента МЦР, Генерального директора Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошниковой Слово о Людмиле Васильевне Шапошниковой В.Г.Соколов Л.В.Шапошникова. Держава Рерихов: Статьи и выступления: 1997–2006
Всегда непросто говорить о человеке, который во многом опередил свое время и грани творчества которого несут на себе отсветы будущего. Тем более что грани эти многочисленны, а поле приложения творческих сил – обширно. Людмила Васильевна Шапошникова – известный историк, индолог и путешественник, крупный философ и литератор, талантливый организатор и видный общественный деятель, автор многих десятков работ, среди которых труды по философии истории, искусства, культуры. Публикаций же о самом ученом относительно немного. Нередкие поздравления в свой адрес она обычно относит к признанию того дела, которому отданы многие годы жизни. Поэтому в данной ситуации, как писала сама Людмила Васильевна, самое лучшее – это «спросить» об авторе у его же книг. И действительно, зачастую никто так ярко не расскажет о человеке, как им же написанная книга, а также – его конкретные дела и их результаты… Представляется возможным дать хотя бы несколько штрихов к портрету личности, многогранность которой оставляет огромное поле для будущих работ и научных исследований. 1. По пути Мастера В конце XX века в свет вышла книга, которая, как и многие другие труды Л.В.Шапошниковой, почти сразу же стала библиографической редкостью. Она называется «Мастер» и, открывая собой трилогию «Великое путешествие», посвящена жизненному пути одного из великих людей XX века – крупнейшего художника и мыслителя Николая Константиновича Рериха. Поднятые в ней многие темы побуждали к размышлению, являясь как бы окнами в новые безбрежные пространства идей. В ней гармонично переплелись историко-культурный, философский и легендарный пласты, слившись в единый поток космической реальности. Эта книга напоминала нам о тех ценностях, которые так необходимы человечеству в его длительном пути в историческом пространстве наступавшего нового тысячелетия. Единая нить связи времен, проходя через прошлое в настоящее и устремляясь в будущее, всегда основывалась на том, что мы называем непреходящими ценностями – многовековом культурном опыте народов, нравственных заветах и мудрой мысли, духовной свободе и устремлении к широкому познанию, на героизме и труде на Общее Благо. Эта нить несет в себе связь с Высшим началом, с теми космическими законами, которые пронизывают все уровни бытия. Она ткет удивительные узоры на покрывале вечности, частью которой выступает человек – микрокосмос, создатель и носитель самих культурных ценностей. Узоры, как и сам процесс творчества, в основе своей космичны, все завязывается в некую единую структуру, в которой взаимодействие духа и материи, или различных состояний последней, играет ведущую роль. Николай Рерих изучал механизмы развития Культуры и культурной преемственности, с одной стороны, как философ, принесший человечеству новые знания, пронизанные космическим мироощущением, с другой – как ученый, получивший огромный практический опыт в организованной и проведенной им крупнейшей в XX веке экспедиции по Центральной Азии (1925–1928). Анализируя результаты этой экспедиции, а также тесно связанную с ней историческую концепцию Н.К.Рериха, Л.В.Шапошникова отмечает, что сам механизм культурной преемственности формируют именно «непреходящие элементы», которые пронизывают Время и на которых основывается человеческая культура. Поэтому, как подчеркивает Людмила Васильевна, Н.К.Рерих в своей исторической концепции отводил очень важное место соотношению прошлого, настоящего и будущего. Это же эволюционно необходимое соотношение играет огромную роль и в многочисленных трудах самой Л.В.Шапошниковой. За плечами ученого – большой практический опыт исследования прошлого человечества. В ее работах прошлое и будущее соединились в творческом потоке настоящего, в котором жизнеспособные формы и достижения прежних эпох обогащаются современными знаниями, эволюционно необходимыми для будущего развития человеческой культуры. Труды Л.В.Шапошниковой можно условно разделить на два больших цикла. Во-первых, это серия книг об Индии, ее племенах и малых народах, это те работы, о которых писатель Николай Тихонов как-то сказал, что они «открывают целые неизвестные миры»: «По Южной Индии» (1962), «Парава – “летучие рыбы”» (1967), «Дороги джунглей» (1968), «Тайна племени Голубых гор» (1969), «Годы и дни Мадраса» (1971), «Австралоиды живут в Индии» (1976), «Мы – курги» (1978). Открытие миров происходило на основе личных наблюдений автора, проведенных в многочисленных путешествиях в конце 50-х – начале 70-х годов прошедшего века. Из этих книг мы узнаем о совершенно удивительном племени тода с отрогов Голубых гор – Нилгири, о древнейшем слое населения современной Южной Индии – австралоидах, о загадочном народе из небольшой горной страны Кург, что раскинулась на невысоких лесистых хребтах юга Индии. Племена, в которых побывала Людмила Васильевна, многочисленны: кунинда, каникары, вишаваны, аранаданы, бода, кота, курумба, панья, янади, адияны. Традиции, церемонии, праздники, обычаи и памятники этих вестников живой связи времен изучались на основе непосредственных контактов, что ставит названные труды в разряд уникальных свидетельств. Некоторые племена «из прошлого», сохранив свою духовную культуру, в моральном отношении во многом опережали человека современной цивилизации. Необходимо также сказать, что в ряде случаев для своих исследований Л.В.Шапошникова выбирала те племена и малые народы, в знании о которых содержалось немало белых пятен, например связанных с их происхождением. Наверное, точнее будет сказать, складывалось так, что как бы сама жизнь своими тонкими касаниями предоставляла ученому выбор. То это было в виде брошенной кем-то фразы о некоем загадочном племени, то вдруг пришло приглашение на большой праздник в Майсуре, на котором Людмила Васильевна неожиданно в пестрой и шумной толпе встречает двух людей, по внешнему виду совершенно не похожих на окружающих… И начинались интереснейшие изыскания, связанные с проникновением в ту реальность, которая, казалось бы, ушла уже навсегда в прошлое, в ту первоначальную культуру, осколки которой еще сохранились в отдельных изолированных местах планеты. Об одном из результатов этого проникновения свидетельствует необычный подарок от загадочного племени, которое изучала Людмила Васильевна. Это – песня, фрагмент которой мы здесь приведем: Ты обошла все земли тода, Так просто и сердечно пел один из племени тода. Это был дар всего племени… Вторая серия книг связана с погружением в изучение жизненного пути и богатейшего творческого наследия уникальной семьи Рерихов, и открывается она книгой-фотоальбомом «От Алтая до Гималаев: по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха», изданной дважды – в 1987 и 1998 годах. Затем следуют: «Веления Космоса» (1995; 1996); «Мудрость веков» (1996); «Град Светлый» (1998); «Великое путешествие»: книга 1 «Мастер» (1998), книга 2 «По маршруту Мастера» (Т. 1 – 1999, Т. 2 – 2000), книга 3 «Вселенная Мастера» (2005); «Тернистый путь Красоты» (2001). Эти две, условно говоря, серии как бы знаменуют собой единство времени, скрепленное неуничтожимой энергетикой культурных накоплений. В них соединяются две великие культуры. Еще Н.К.Рерих своей широкой гуманистической деятельностью заложил мощный и долговременный магнит русско-индийского сотрудничества. Великий художник нес в себе самом этот магнит, этот глубокий синтез лучших достижений человечества. Многообразная работа Людмилы Васильевны в Индии, как и ее книги, укрепляла и продолжала выстраивать далее этот мост дружбы, она сама прошла теми древними тропами, которые соединили Восток и Запад. Прохождение по этим живительным артериям человеческих устремлений, пребывание в местах богатейших энергетических накоплений высокой культуры, возможно, несли в себе нечто большее, чем только научные исследования. Мудрость веков, выработанная в глубоком и длительном процессе синтеза, при этом словно бы оживала, запечатлеваясь в новых трудах, отмечающих важные вехи на великой эволюционной спирали человеческой культуры. Книги Людмилы Васильевны, это прекрасное ожерелье мудрости, отличает нечто общее: движение, путь, продвижение, подвижничество. Причем движение это происходит не только и даже не столько в трехмерном пространстве земных исторических событий, а прежде всего в духовном мире человека, в его внутренней вселенной. Труды ученого раскрывают новое понимание значения внутреннего мира человека. Этот мир основывается на таких явлениях, как: энергетика духа и его познавательные возможности; сердце – инструмент познания, выступающий также мостом миров и вместилищем сознания; синтез накоплений; мудрость, суть которой находится в пространстве сердечного познания, знания духа. Все эти явления представляют собой тот струящийся живой энергетический мост, который связывает человека с более высоким состоянием материи, с иными ее измерениями. Яркими чертами автора, без сомнения, являются синтез как метод научного исследования и нечто такое, что можно было бы назвать особым ощущением эпохи. Это ощущение проявляется в конкретных картинах жизни, от которых веет достоверностью, правдой. Совмещение в одном лице ученого и литератора помогло Людмиле Васильевне «оживить» прошлое, что позволяет читателю увидеть и даже услышать многие подробности давно ушедших событий. Словно выходя из глубин пространственной памяти, события проносятся перед нами шумными ордами кочевников-переселенцев, звучат победными песнями народных героев, слышатся в неторопливом повествовании древнего сказителя. Отзвуки великого прошлого можно уловить в мерном постукивании топора монаха-строителя, в шуме ледяного ветра, который не может согнуть непреклонную волю подвижника-исследователя, в буре громадных социальных сдвигов и смело звучащей мысли героя, поэта или ученого. Все это дает возможность почувствовать силу проницательного взгляда и творческой интуиции автора. В книгах Людмилы Васильевны мы улавливаем ее сердечный и поэтический взгляд на мир. А как писал Н.К.Рерих, «героизм и романтизм – близкие соседи». Литературным трудам сопутствуют уникальные фотосвидетельства Л.В.Шапошниковой, запечатленные в труднодоступных районах Азии, куда подчас соглашался идти не всякий проводник. Особенно притягательными книги Людмилы Васильевны делает гармоничное сочетание в них многослойности и глубины исследований с доступностью, необыкновенной образностью и живостью языка, присутствием подчас тонкого и теплого юмора. Автор словно бы протягивает руку всем тем, кто, оставив тяжелый груз омертвевших догм и отрицаний, устремился ввысь, к обозрению новых горизонтов познания. Это – сильная, добрая и надежная рука. В конце 1960-х годов открылась новая страница жизни Л.В.Шапошниковой – состоялось знакомство с выдающимся художником и мыслителем, ученым и общественным деятелем – Святославом Николаевичем Рерихом. Оно продлилось 24 года и навсегда изменило жизненный путь Людмилы Васильевны. Сам же момент знакомства, о котором она как-то рассказала в интервью, был особенно интересен. С.Н.Рерих, когда гостья ему представилась, пригласил ее в дом, сказав: «Я вас ждал». Слова эти звучат загадочно, так как ранее Святослав Николаевич и Людмила Васильевна знакомы не были, а о том, что она приедет в этот поздний вечер 1968 года, С.Н.Рерих не знал. Знаменательно и то, что это было сказано последним представителем великой семьи Рерихов… Близкое знакомство с С.Н.Рерихом привело к новым маршрутам путешествий и ряду новых работ, посвященных осмыслению многих аспектов космической реальности. В 1972 году, Л.В.Шапошникова по приглашению Святослава Николаевича впервые приезжает в долину Кулу в Западных Гималаях, посещает дом Рерихов, расположенный на горном склоне над поселком Наггар. Там семья Рерихов провела два десятка лет, создавая удивительные художественные шедевры, философские и научные труды, осуществляя экспедиции и проводя широкомасштабные исследования в близлежащих горных районах. В 30-е годы прошлоговека Рерихами был основан здесь Институт Гималайских исследований «Урусвати», в котором активно разрабатывались проблемы новой науки и новой системы познания. Институт стал значительной вехой в восхождении человечества на новую ступень космической эволюции. Это необыкновенное место обладало качествами магнита, оно притягивало многих выдающихся ученых и мыслителей, деятелей культуры и известных путешественников для плодотворной работы. В красивой, овеянной легендами долине Кулу Людмила Васильевна провела около трех недель, много и глубоко общаясь с С.Н.Рерихом. Вспоминая об этом приезде, она заметила, что и дом, где жили Рерихи, и окружающее его пространство оставляют совершенно необыкновенное запечатление в душе, здесь ощущается какоето высшее присутствие, придающее особую торжественность всему увиденному. Многогранное наследие Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов – родителей Святослава Николаевича, выдающегося философа, ученого и подвижника – раскрывает новые горизонты в научном поиске. Своеобразным стержнем наследия являются книги Живой Этики, которую Людмила Васильевна называет «философией космической реальности», отмечая, что это учение несет в себе синтетическую систему познания нового космического мышления. Л.В.Шапошникова пишет о той особой роли, которую Живая Этика играет в преображении науки. Последняя должна стать этической, с нравственными основами; именно одухотворенная наука соединит в себе различные формы познания, вооружится глубоким изучением тонких энергий и, преодолевая грубый материализм, станет пространством связи с Высшим. Такая наука будет в полном смысле слова поставлена на службу человечеству. Людмила Васильевна, говоря об огромной роли Живой Этики в формировании космического мировоззрения, ставит проблему научного осмысления данного учения, введения его новой системы познания в научный оборот. Изучение рериховского наследия подкреплялось и практическим опытом: в 70-х годах прошлого века Л.В.Шапошникова первая и, по-видимому, пока единственная в мире прошла маршрутами Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов. Людмила Васильевна никогда не была кабинетным ученым. Она – практик, человек действия, шла, порой в одиночку, и изучала неизведанное, бережно очищая его от ненужных наслоений. Этим неизведанным были вехи, оставленные Н.К.Рерихом во время знаменитой экспедиции. В них можно было уловить пульс Азии и жизни планеты в целом. Все оказалось связанным единой нитью: мировой культурный опыт – философская система Живой Этики – маршруты экспедиций Рерихов и Л.В.Шапошниковой по Внутренней Азии. Другими словами, идеи Живой Этики, опирающейся на мировую культуру, подтверждались тем, что было увидено на экспедиционных маршрутах. В древних знаках, обычаях и легендах Н.К.Рерих усматривал свидетельства Великого Единства. Это Единство распространялось по горизонтали, по поверхности планеты и отражалось в различных культурах; его нити уходили в космические глубины, напоминая человечеству о той тесной связи, которая всегда была, есть и будет между человеком, планетой и Космосом. На маршруте своей экспедиции Людмила Васильевна вела тот же поиск, что и Н.К.Рерих, пытаясь, в частности, обнаружить следы общности индийской и славянской культур. Районы с такими свидетельствами были ею найдены: это Ладак (Малый Тибет, СевероЗападная Индия) и Сикким[2]. В том, что Л.В.Шапошникова первой прошла маршрутами экспедиции Рерихов, видимо, было, помимо чисто научной стороны, чтото значительное и, быть может, даже знаковое. Путем великого Мастера и его семьи полвека спустя шла женщина-ученый. В этом как будто угадывалось то будущее, которое совсем скоро, через десять лет после путешествия, станет новой вехой в ее жизни. Экспедиционный путь словно бы не закончился с завершением экспедиции, а продолжился дальше, перерастая в нечто большее, чему нет конца… Во время очередного приезда в СССР, связанного с созданием Центра-Музея Рерихов, в 1989 году, Святослав Николаевич пригласил Л.В.Шапошникову в Индию, в свое имение под Бангалором, для работы с наследием. Та часть наследства родителей, которая принадлежала С.Н.Рериху, должна была составить основу музея имени его отца в Советском Союзе, первого такого музея на родине его выдающихся родителей. Причем важнейшим условием со стороны Святослава Николаевича было то, что этот музей должен быть общественным. Святослав Николаевич назначил Л.В.Шапошникову своим доверенным лицом и высказал свое мнение о возможном руководителе Центра, однозначно остановившись на ее кандидатуре[3]. Причем этот выбор, как говорила сама Людмила Васильевна, был для нее неожиданным. Начинался новый, сложнейший виток ее творческого пути, на котором были свои нелегкие подъемы и перевалы, опасные тропы и масса различных, неожиданно возникавших трудностей. Можно себе только представить, каких усилий стоило в переходное время начала 1990-х, когда многое рушилось, а то, что сохранялось, было в очень неустойчивом положении, создавать такой музей! Но Людмила Васильевна без колебаний, мужественно взялась за это дело. После нелегкой работы с наследием в Индии, в 1990 году ценой огромных усилий Людмилы Васильевны и всех, кто оказывал помощь, бесценное наследство Рерихов, весом в четыре тонны, специальным авиарейсом было доставлено в Москву. Но к наследию проявили активный интерес и другие силы, которые по своей сути не имели к Рерихам никакого отношения. Борьба за него, за исполнение воли Святослава Рериха началась с самого начала и продолжается по сей день. Чиновники самых разных рангов, обеспокоенные тем, что наследие семьи Рерихов Святослав Николаевич передал не государственной, а общественной организации, сразу же принялись за дело. Решения самого С.Н.Рериха ими искажались и подменялись собственными корыстными расчетами. Причем они нашли активную поддержку у тех, кто, отождествляя себя с последователями Рерихов, на самом деле также игнорировали все то, что предлагал и на чем настаивал С.Н.Рерих. И у чиновников, и у лжерериховцев наследие вызывало либо чисто материальный интерес, либо подкрепленное непомерной амбициозностью желание прославиться за счет Рерихов. И те и другие бесстыдно нарушали и нарушают до сих пор волю Святослава Рериха, при этом распространяя разного рода мифы о его доверенной. Не утихают и поныне попытки присвоить законно переданное С.Н.Рерихом Центру-Музею[4] наследие. Просто сказать, что при создании музея возникло огромное количество препятствий, – это значило бы не сказать ничего. Ибо если собрать воедино опубликованные материалы по истории создания общественного Музея имени Н.К.Рериха и возникшим в связи с этим проблемам, то получится объемный том в 600 страниц[5]. Столкнувшийся с этим явлением исследователь не может не задуматься о причинах того, почему Центр Рерихов стал объектом многочисленных атак с самых разных сторон. Углубившись в данную тему, можно заметить, что нападки и клевета, бесчестные выпады и разного рода хитросплетения – все это внешний аспект возникших преград. Этот тяжкий груз лжи и поношений, легший на плечи создателей музея и хранителей переданного наследия и прежде всего – на плечи Л.В.Шапошниковой, как доверенного лица С.Н.Рериха, имел, конечно, скрытые причины. Ибо все в нашем двойственном мире имеет, соответственно, две стороны: внешнюю и внутреннюю. В деле создания музея внутренний мотив многочисленных внешних препятствий находился в пространстве того, что мы называем борьбой старого и нового мышления, которая во все времена была самой тяжкой и жестокой, о чем свидетельствуют переломные эпохи человеческой истории. XX век оказался именно таким временем. Грубое материалистическое мировоззрение, остатки тоталитаризма, церковная нетерпимость, произвол и безнаказанность чиновников разных уровней, всевозможные заявления и «труды» псевдоисследователей – все это словно бы одним фронтом выступило против Центра. Ко всему этому можно добавить невежество, бескультурье и фанатизм, свойственные определенным силам современного рериховского движения, нравственно поляризованного и разнородного. Борьба ведется с новым мировосприятием, имеющим космическую широту, новым научным мышлением, общественными формами культуры, с внутренней, духовной свободой, наконец – с решениями С.Н.Рериха, создателя Центра. Но, несмотря на многочисленные препятствия и сложнейшие условия строительства, Музей имени Н.К.Рериха был создан. Он был создан таким, каким представлял его себе С.Н.Рерих – инициатор и основатель музея. Реставрация здания будущего музея (старинной усадьбы Лопухиных, памятника архитектуры XVII–XIX веков), которое находилось в аварийном состоянии, явилась удивительным примером бескорыстного душевного отклика тех, для кого имя Рерихов не пустой звук. Со всех концов России, Украины и других стран постсоветского пространства устремились строители, художники, скульпторы, дизайнеры, многие из которых были представителями тех рериховских организаций, которые всегда помогали Международному Центру Рерихов. Присылались необходимые материалы и денежные средства, всеми многообразными путями шла помощь. Созидание музея стало свидетельством настоящего, столь редкого в наше время действенного сотрудничества, которое протекало поверх политических границ и всевозможных ведомственных преград. Мысль С.Н.Рериха и деятельность Л.В.Шапошниковой сплотили многих во имя культурного строительства. В результате музей стал не просто одним из красивейших музеев России – он превратился, как мечтал Святослав Николаевич, в живой культурный и научный центр, с которым неразрывно связан процесс утверждения новых эволюционных идей, новой системы познания и научной парадигмы. Музей – наследник и продолжатель многогранной культурной и научной работы Рерихов – развивается под руководством одного из главных его создателей – генерального директора музея, академика трех российских академий, заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата премии имени Джавахарлала Неру, первого вице-президента Международного Центра Рерихов, президента Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих, человека, чьим именем названа одна из малых планет Солнечной системы, – Л.В.Шапошниковой. Ряд особенностей переживаемого нами времени, Музей имени Н.К.Рериха и труды Л.В.Шапошниковой находятся в тесной взаимосвязи. В этой глубокой сопричастности нашей действительности, в обращенности к нам, ныне живущим, и состоит особая притягательность книг Людмилы Васильевны и всей ее многогранной деятельности в музее и Международном Центре Рерихов, в которой можно ощутить напряженный космический пульс современного переломного времени. Многие темы из тех, что рассматривает в своих работах ученый, как бы заложены в самом музее – его экспозиции, его широкой деятельности, в тех событиях, которые в нем происходят. Это и уже упомянутая связь времен, и утверждение нового космического мышления, и введение в научный оборот Живой Этики и ее новой системы познания, и тема Великих Учителей и их роли в космической эволюции человечества, и сама концепция этой эволюции, и раскрытие эволюционной роли Культуры, а также решение проблем по ее охране, и проблема Нового Мира и Нового человека, и русско-индийские связи, и роль искусства в постижении Мироздания. Примеры такого созвучия многочисленны. В 2003 году имя Л.В.Шапошниковой вошло в уникальное энциклопедическое издание – альманах «Знаменитые женщины России», где отмечены конкретные заслуги женщин – лидеров социально-культурных преобразований. Это свидетельствует о признании большой общественной значимости того дела, которое проводит в жизнь Людмила Васильевна. Дело великой семьи продолжается, и в этом продолжении огромная роль принадлежит женщине-ученому, идущей по Пути Мастера. 2. Земное эхо космических велений На страницах произведений Л.В.Шапошниковой словно разворачиваются витки гигантской спирали духовно-культурной эволюции человечества. Опираясь на мировой культурный опыт, научное, философское, художественное и литературное наследие многих выдающихся творцов, Людмила Васильевна в своих трудах дает широкую картину этой эволюции и разносторонне осмысливает ее важнейшие рычаги. Учитывая то, что человечество прошло через три культурно-исторических вида мышления (мифологический, религиозный и научный), базируясь на Живой Этике, а также на таком неразрывно связанном с ней эволюционном процессе, как Духовная революция в России, начавшемся в конце XIX – начале XX века, Людмила Васильевна ставит проблему, связанную с формированием нового космического мышления. Этот новый вид мышления, явившийся результатом Духовной революции и заложенный в трудах русских ученых, философов и деятелей искусства Серебряного века, получил дальнейшее развитие в работах и новых теориях современных исследователей. Механизмы возникновения и прохождения Духовной революции автор исследует с позиции энергетического мировоззрения, отмечая, что мышление и сознание, продвижение которых связано с этой революцией, являются «производными космического энергетического процесса в духовном пространстве самого человека»[6]. При переходе одного вида мышления в другой возникают определенные условия, при которых формирование нового происходит внутри прежних устойчивых форм. Под понятием «устойчивая форма» Л.В.Шапошникова подразумевает такую форму бытия, которая содержит два начала: материальное и духовное. Духовное же – «это то Высшее начало, которое есть в нашем двойственном мире, – уточняет ученый. – Любая форма, любое явление, не содержащее этого Высшего сопряжения с Космосом, никогда не будет устойчивым»[7]. Людмила Васильевна напоминает о концепции исторического процесса Н.К.Рериха, которая, как уже было сказано, основана на непрерывной связи времен, на культурной преемственности, базирующейся на непреходящих ценностях, несущих в себе столь необходимые человечеству устойчивые формы. Такая важнейшая проблема в культурно-историческом процессе, как взаимоотношение человека с Высшим, Космосом, материей других измерений и более высоких состояний, рассматривается на страницах многих работ Л.В.Шапошниковой. Автор показал, как человек-микрокосмос, несущий в своем внутреннем мире многомерные связи, высшие принципы и законы Вселенной, на протяжении истории относился по-разному к этим связям, периодически то открывая, то закрывая себе пути к осмыслению Беспредельности. Изначальное единство человека с многомерным Космосом, различными его энергоструктурами порой подменялось чем-то иным и даже полностью исключалось из сознания, при этом отвергалось участие высших космических законов в жизни каждого человека и планеты в целом. Подобные нарушения в единой энергосистеме Космоса, в которой сам человек играет важнейшую роль, негативно сказывались на всех процессах, связанных с его жизнедеятельностью. В первую очередь это отражалось на Культуре, зарождающейся в глубинах духа человека, и, как следствие, несло потери творчество, в высоких примерах которого всегда наиболее ярко проявлялась связь человека с Высшим. Огромная заслуга Л.В.Шапошниковой в том, что, будучи крупным ученым, она с позиции новых методологических положений Живой Этики и в русле конкретных подходов к осмыслению космической эволюции человечества наметила новые пути развития ряда областей знания. Взаимодействие человека с материей более высокого состояния и более высокого измерения, которое находится под непосредственным влиянием космических ритмов, как отмечает ученый, является важнейшим фактором во всей жизни и деятельности человека. Людмила Васильевна, основываясь на богатом историческом опыте, ставит проблему осознания человеком многомерности бытия, понимания механизма энергообменных процессов различных уровней, в которых он пребывает и участвует, а также нераздельно связанного со всем этим его эволюционного предназначения и продвижения. Значительное внимание в своих трудах автор уделяет историческому процессу, как имеющему природно-космический характер и взаимодействующему с ритмами Космоса. Многие страницы ученый посвящает осмыслению того, что происходило в России, а затем в Советском Союзе, анализу протекавших там сложных эволюционных и инволюционных процессов. Совпадение во времени и пространстве Духовной и социальной революций, формирование нового космического мышления и его столкновение со старым социологическим, принятие или игнорирование глубоких взаимодействий и взаимовлияний в системе Человек – Планета – Космос, духовная свобода и несвобода, тернистый путь тех, кто слагал ступени эволюционного восхождения, «два пути творения Нового Мира и Нового человека»[8] – вот те явления, определявшие пульс нашего не столь давнего прошлого (а во многом определяют и сейчас), которые раскрывает нам Людмила Васильевна. Поток переломного времени словно протекает через самого автора, отражаясь во многих работах, передающих основные особенности сложного, драматичного, но вместе с тем наполненного большими возможностями периода человеческой истории. Проблему уникального совпадения в пространстве России Духовной революции с революцией социальной, произошедшей в октябре 1917 года, их столкновения и драматических последствий возникшего противостояния Л.В.Шапошникова рассматривает впервые в науке, как, впрочем, впервые осуществляет и широкий подход к самой проблеме Духовных революций. В упомянутом противостоянии автор видит главное историческое обстоятельство, послужившее причиной замалчивания такого важнейшего историко-культурного феномена, как Духовная революция в России. Людмила Васильевна отмечает, что одной из ее важнейших особенностей было, помимо формирования в ее пространстве нового космического мышления, то, что эта Духовная революция была теснейшим образом связана с эволюционно важным процессом синтеза научного и вненаучного способов познания. Вненаучный способ складывался тысячелетиями и всегда сопутствовал человеку, даже в те времена, когда он относился к нему с пренебрежением. Л.В.Шапошникова предложила вненаучную систему познания назвать сверхнаукой, или метанаукой, отметив при этом особенности и методы этого способа познания и, по сути, очистив его от всевозможных мифологических надстроек и разного рода непониманий. В своих работах ученый рассматривает такой важнейший процесс в пространстве русской философии Серебряного века и научной мысли XX века, как осознание двойственности, заключенной в человеке. О явлении двойственности Людмила Васильевна пишет как об одном из Великих законов Космоса, без которого не происходит ни один процесс во Вселенной, – постижение его играет огромную роль в самом понимании общей методологии Живой Этики. Ярко отображается двойственность в двуедином явлении «дух – материя», процесс осмысления которого был очень непростым. Не случайно взгляд автора обращается прежде всего на двойственность природы человека – носителя различных состояний материи, или духо-материи. В этой двойственности – причина многомерных энергетических связей человека с миром, которые обусловливают и многообразие самих способов познания мира. Существуют два источника знания – земной, экспериментальный, и надземный, метанаучный, опирающийся на интуицию, которые, имея дело с разными состояниями материи, в своей эволюции неизбежно синтезируются в новую систему познания, соответствующую новому космическому мышлению. Этот синтез сближает временно разрозненные дух и материю через внутреннюю вселенную самого познающего. Людмила Васильевна подчеркивает, что одним из методологических условий космического мышления является расширение сознания – важнейшая задача, которую ставит Живая Этика. Формирование расширенного сознания неотделимо от сердца, от нового понимания его как «инструмента познания», «центра нашего сознания и носителя двойственности», а также как «духовного центра Культуры». В Живой Этике описан путь сердца, который назван самым древним. Чуткое сердце в данной философской системе именуется «космическим сокровищем». Сердце глубоко космично в своей тонкой природе, оно связано с более утонченными формами материи, что усиливает его познавательные возможности. Из Живой Этики следует, что человек как микрокосмос в значительной мере может быть осознан именно через развитое сердце. Л.В.Шапошникова на основе новой системы познания Живой Этики раскрывает необыкновенную широту бытия сердца, энергетика которого «соотносится с космическими масштабами»[9]. «Пренебрежение же сердечной энергетикой и способом духовного познания, – пишет ученый, – тормозит процесс космической эволюции и препятствует дальнейшему познанию Космоса»[10]. Синтез же сердца и интеллекта даст лучшие следствия и станет основой для наиболее целостного познания мира и законов его эволюции. При этом будет происходить процесс восстановления нарушенной связи с Высшим. Неучитывание же в целом сложной природы человека, его тонких свойств, его многомерной структуры, а значит, и целого ряда важнейших законов Космоса приводит, как показано в работах автора, к изоляции друг от друга областей науки, к перекосам в самой методологии современного научного познания. Все вышеупомянутые явления Л.В.Шапошникова раскрывает в ряде работ, из которых особо хотелось бы остановиться на книге «Вселенная Мастера». Этот новый дар людям завершает трилогию автора «Великое путешествие», которую на сегодняшний день можно назвать крупнейшим исследованием жизненного и творческого пути Николая Константиновича Рериха и его семьи. Данную трилогию, наверное, можно было бы сравнить с грандиозным триптихом, на полотне живой космической материи которого запечатлены важнейшие вехи космической эволюции человечества. В самой же «Вселенной Мастера», насчитывающей около тысячи страниц, отображен непростой исторический путь познания, раскрыт процесс формирования нового космического вида мышления и его культурно-исторические особенности, прослежен духовный и земной путь Рерихов, разъясняется суть Живой Этики как философии космической реальности. В книге сотни страниц посвящены тем, кого автор называет «вестниками космической эволюции», – В.И.Вернадскому, К.Э.Циолковскому, А.Л.Чижевскому, П.А.Флоренскому. Перед нами раскрываются не только малоизвестные страницы их удивительной и в то же время трагической жизни, но и многогранность их внутреннего мира, их живой, устремленной в будущее и актуальной в наши дни мысли, освещаются те идеи, которые после долгих лет замалчивания и небрежительного к ним отношения продолжают вновь активно развиваться. Они – ученые, философы, провидцы – были одними из тех, кто на рубеже XIX–XX веков закладывали основы нового мышления, того космического сознания, пространство которого в наши дни все более расширяется. И в этом эволюционном процессе духовный путь Н.К.Рериха, Е.И.Рерих и их сыновей, это их Великое Путешествие, занимает особое и очень значительное место. «Вселенную Мастера» можно назвать энциклопедией космического сознания, и это нисколько не будет преувеличением, ибо автор подробно рассматривает грани энергетического мировоззрения в русле единой структуры Человек – Планета – Космос. Вот лишь только их некоторая часть: Сюда же можно отнести и то созвучие Живой Этике, которое содержится в идеях названных выше вестников космической эволюции. В связи с этим необходимо отдать должное мужеству автора, как первопроходца в научном изучении и изложении малопознанных или совсем неизвестных официальной науке явлений и феноменов Культуры. Эволюционная роль Культуры, а также суть ее природы занимают важнейшее место в трудах ученого. Основываясь на новой системе познания Живой Этики, на концепции Культуры Н.К.Рериха, а также на результатах собственных исследований, Л.В.Шапошникова создала оригинальную теорию Культуры как самоорганизующейся системы духа. Эта теория своими положениями значительно обогащает современную науку о Культуре, предлагая новые подходы к изучению одного из самых интересных явлений, связанных с эволюцией человека. Так, во «Вселенной Мастера» этот новый подход к Культуре представлен в очень развернутом виде, где основные закономерности и механизмы ее формирования раскрыты как на историческом уровне, так и на уровне космическом, что позволяет осмыслить данную книгу, кроме всего прочего, и как живую летопись Культуры. Слово «летопись» здесь в значении широкой панорамы бытия Культуры как важнейшего эволюционного устоя. Через более глубокое понимание природы Культуры мы получаем выход в беспредельный и многомерный мир нового познания и постижения космической эволюции человечества, энергетическим сердцем которой, как пишет Людмила Васильевна, и является Культура. «Вселенная Мастера», а также такие работы ученого, как «Пакт Рериха и эволюционное значение Культуры», «Чаша Грааля Космической эволюции», «Мастер», «Тернистый путь Красоты» и другие, дают понимание того, что Культура, развивающаяся в творческих глубинах микрокосма (играющего огромную роль в эволюции космической материи), есть реальный, важный энергетический аспект единой структуры многомерной Вселенной. Если же брать масштабы планеты, то культурное энергополе какого-либо региона слагается столетиями, в чем определяющую роль играет процесс самоорганизации духа человека-творца как связующего звена между Небом и Землей, между различными состояниями материи. Творческая, преобразующая эту материю роль его духа создает нерушимое энергетическое созвучие тонкого земного поля Культуры с Высшими энергоструктурами Космоса, о чем пишет Людмила Васильевна в своих трудах. В связи с темой Культуры интересно отметить, что на сегодняшний день долгий и многообразный поиск исследователей в осмыслении ее природы так и не привел к окончательному результату. Этот факт признан культурологами и подтверждается существованием сотен различных определений Культуры. Работы Л.В.Шапошниковой наводят на мысль о том, что причина такого положения постепенно складывалась последние несколько веков и завершилась в XX веке. Ведь объяснение природы человека в силу определенных обстоятельств было лишено понятия двойственности, то есть самого смысла и сути взаимодействия духа и материи. В результате взгляд исследователей направлен в основном на внешние выражения и запечатления процесса творчества, на некие следствия, а именно: на определенные итоги и уровни достижения, на регулирующие нормы, на мир смыслов и т.д. Но если задаться вопросом о причине и механизмах глубинного формирования всего того многообразия внешних выявлений творческой активности человека, которые современные исследователи включают в поле понятия «культура», то мы столкнемся с затруднениями. Поэтому необходимы иные подходы к пониманию сути Культуры, а значит, и к постижению природы человека, ее создателя. Во многих трудах Л.В.Шапошниковой мы как раз находим новый, глубокий взгляд на природу человека и, соответственно, познаем, что же это за явление – Культура, откуда, из какого зерна ветвится древо разнообразия человеческого творчества и что представляет собой само творчество. Людмила Васильевна пишет о двух Вселенных – внешней и внутренней, которые постигаются разными способами: одна – эмпирически, а другая – сверхчувственно, интуитивно, но которые по сути являются различными проявлениями Единой Вселенной, состоящей из разных состояний материи и энергии. Культура, как энергетический процесс (именно процесс, но не как совокупность определенных достижений или их уровень), относясь к сфере духа, имеет свое проявление и во внешней Вселенной, что является, помимо всего прочего, особым энергетическим полем и каналом связи между этими разными состояниями материи. Материальные памятники Культуры – суть своеобразные окна, через которые на человека зрит иная реальность, не видимая глазом, но тонко ощущаемая человеком. В этой связующей роли с Высшим заключена эволюционная неизбежность Культуры. Связь человека с более высоким состоянием материи и энергии всегда существовала именно в поле Культуры. Без этого эволюция человека становится невозможной, ибо сама Культура, как ее основа, формируется в человеке под воздействием процесса энергообмена с более высокими и утонченными космическими структурами. Определяя Культуру как «самоорганизующуюся систему духа», исходя из включенности человека-микрокосма в жизнь единой энергетической структуры Мироздания, Людмила Васильевна замечает: «В энергетическом поле духа идут те же обменные процессы, которые составляют основу всех космических явлений, начиная с человеческого общества и кончая межзвездным веществом. Такой энергообмен складывает или превращает дух в систему Культуры. Синергетика справедливо утверждает, что самоорганизации поддаются лишь открытые системы»[11]. Причем акт творчества здесь играет важнейшую роль. Л.В.Шапошникова относит его к пространству Культуры, без которой, как подчеркивает ученый, творчества, как такового, нет. Переломный XX век поставил перед человечеством цель подняться на новую ступень во взаимодействии с многомерным Космосом, а именно: стать сотрудником Высшего, овладеть теургическим творчеством. Но путь к этому очень непрост и пролегает он через преображение внутреннего мира человека, его сознания, через новое, глубокое понимание творчества, в котором сотрудничество с Высшим играет главную роль. Путь этот поднимает творца на новый уровень восприятия Красоты непосредственно в самой ее инобытийной реальности. При этом, как пишет Людмила Васильевна, преображение охватывает не только искусство, но и мир в целом. В этом нелегком подъеме человека на новую ступень эволюции ведущую роль играют Учителя человечества, Духовные наставники, которые, как отмечает Л.В.Шапошникова, являются для нас Примером, они есть цель наша и выступают в роли важнейшей закономерности в процессе превращения духа в систему Культуры во внутреннем мире человека. Людмила Васильевна обосновывает очень важный момент в истории Культуры: с изменением сознания человека от мифологического к историческому пониманию действительности его взгляд на тех Великих, кто играл важнейшую роль в его эволюционном продвижении, тоже менялся. В этом процессе главным является то, что, как бы мы ни рассматривали этого Великого Ведущего – как Бога, культурного героя или историческую личность, то есть реально существовавшего Учителя, – он всегда был и остается с человеком, неся с собой ту связь с Высшим, которая необходима духу человека для создания в его энергетическом поле феномена Культуры. Тема Великих Учителей человечества, которую Людмила Васильевна раскрывает очень бережно и красиво, включает в себя многие вопросы, связанные и с космической эволюцией человека, и с разнообразием научных путей постижения материи, и с новой методологией исследований, основанной на гармоничном совмещении энергетического потенциала человека и технических достижений, что ведет к еще более глубокому познанию скрытых сил и свойств самого человека, а также к одухотворению цивилизации. В словах Н.К.Рериха о том, что Культура «есть глубочайший устой жизни, скрепленный высшими серебряными нитями с Иерархией Эволюции»[12], как в краткой формуле, сконцентрирована суть нового понимания явления Культуры. Труды Л.В.Шапошниковой – «Мудрость веков», «Вселенная Мастера» и другие – глубоко раскрывают сказанное Николаем Константиновичем. В Живой Этике отмечается, что именно устремление к Иерархии Учителей «создаст ту культуру, о которой много говорится»[13]. В отличие от древности, в современной теории познания Учитель «является одним из космических Иерархов, влияющих на эволюционные процессы»[14]. Работы Л.В.Шапошниковой несут в себе знание о том, что, будучи «пространством бессмертного человеческого духа», Культура первична по отношению к такому преходящему, подверженному разрушениям явлению, как цивилизация. Цивилизация связана с рукотворным обустройством жизни, она имеет иную природу по сравнению с Культурой, но в то же время тесно связана с последней. Л.В.Шапошникова отмечает, что уровень взаимодействия Культуры и цивилизации определял и сам характер цивилизаций, складывающихся в истории человечества именно в энергетическом поле Культуры. Итак, энергетическое мировоззрение, раскрытое в Живой Этике, работах Рерихов и Л.В.Шапошниковой, позволяет осмыслить большую эволюционную роль Культуры, которая связана с тонкой энергетикой человека, его духа, и рассматривается как важнейший устой развития и самого человека, и планеты в целом. Культура выдвигает человека не только как важнейшую, преобразующую мир силу, но и как средоточие тончайших энергетических влияний, идущих через ее творящее русло из космических иноматериальных пространств и мощно воздействующих на более плотную материю, одухотворяя и утончая ее. Культура есть явление космического порядка, находящееся в системе эволюционных механизмов энергообмена единой одухотворенной структуры Мироздания. Видимо, не будет ошибкой сказать, что именно в механизмах формирования Культуры проявлена единосущность человека с Космосом. Труды Людмилы Васильевны показывают нам, что в явлении Культуры бьется пульс Мироздания, она через творчество человека соединяет Небо и Землю, в ней наше Преображение и по ее мостам входит в мир Новая Красота. Именно на уровне Культуры осуществляется космическая эволюция человека. Без понимания его сложной природы, без осмысления энергетического взаимодействия духа и материи мы никогда не приблизимся к постижению самой Культуры, к пониманию ее взаимовлияния с цивилизацией, а значит, мы не сможем найти выход из того духовного кризиса, который стоит во главе всех остальных кризисных явлений современности. Если же речь идет о духе, который, самоорганизуясь, складывается в систему Культуры, то здесь важнейшим фактором выступает духовная свобода, которая обеспечивает открытость данной системы для самого процесса самоорганизации. В трудах Л.В.Шапошниковой особенно остро и разнопланово решается проблема постижения внутренней свободы человека, или свободы духа, и, что особенно важно, осознания основных особенностей нашего времени, тесно связанных и с духовной свободой, и с процессом формирования нового типа мышления. Тема новых путей познания, а также историко-культурных следствий их задержки и продвижения проходит красной нитью через многие работы автора, показывая огромное значение фактора внутренней свободы в культурно-духовной эволюции человечества. В явлении свободы Л.В.Шапошникова рассматривает такой важный процесс, как взаимодействие духа и материи, или, иными словами, небесного и земного, в котором выражены две стороны – внутренняя, причинная, и внешняя, несущая в себе следствие. Это взаимодействие имеет для исторического процесса огромное значение. Свобода и дух человека тесно связаны между собой: «Уровень духовного развития человека определяется степенью и качеством осознания им свободы»[15], – пишет ученый. Духовная свобода есть путь, по которому идет развитие духа. И если говорить об историческом процессе, то как раз в точке свободы, которую автор рассматривает как энергетическое явление, пересекается его небесное, внутреннее (причинная сторона), и земное, внешнее (сторона следствий), содержание. В свою очередь, взаимодействие внутренней и внешней свободы играет в историческом процессе важнейшую роль и, по словам Людмилы Васильевны, составляет его философскую наполненность. Человек осознает свободу земную только тогда, когда постигает свободу духа, отмечает автор, тем самым предоставляя нам плодотворную почву для осмысления важности внутреннего духовного роста человека. Не случайно современные ученые выдвигают свободу как сущностную характеристику Культуры, так как без свободы нет и самого культурного творчества. Вникая в суть идей, содержащихся в трудах Л.В.Шапошниковой, соединяя полученные знания с опытом осмысления свободы другими выдающимися мыслителями, можно прикоснуться к пониманию интереснейших эволюционных механизмов. Осознание внутренней свободы, духовное развитие и обретение новых знаний тесно взаимосвязаны в эволюционном процессе расширения сознания человека. Однако этот процесс, который в каждую эпоху имел свои особенности, свое содержание, постоянно сдерживался вождями тех режимов, которые имели тоталитарный характер. Это хорошо видно на примере того идеологического остракизма, который был устроен в ушедшем веке понятию «дух». Людмила Васильевна анализирует то, как идеологами послереволюционной России была осуществлена болезненная (особенно своими последствиями) для внутреннего мира человека «операция» по разделению духа и материи с одновременным «изъятием» из сознания человека духа, как такового. Все это самым негативным образом сказалось на творчестве человека, его познании и в конечном счете – на Культуре в целом. Показанная в работах Л.В.Шапошниковой трагическая судьба носителей нового мышления – это и есть трагедия Культуры в ее космическом понимании. Следствия всего этого мы переживаем до сих пор. Тот режим, в пространстве которого протекало духотворчество вестников космической эволюции, отрицал само понятие духа, то есть само лоно Культуры. При этом связь с Высшим затруднялась, высокое творчество и ростки Новой Красоты, преображающей материю, развиваться не могли, так как отрицалась сама почва, их порождающая и питающая. С вычеркиванием из сознания понятия о духе как реальности устранялось осознание невидимых энергетических связей человека, его внутреннего мира с материей иных измерений и состояний, с Космосом в целом. Человек ограничивался лишь внешним, очевидным, само общество как бы накрывалось особой подконтрольной сферой, где господствовали свои законы, где было «свое» небо и «свой» космос. Процесс энергообмена при этом затруднялся, условия для самоорганизации духа в систему Культуры были крайне сложными. Отделение сознания от связей с многомерным миром, пребывание, с одной стороны, в условиях сдерживания развития личности, а с другой – в процессе индивидуализации вызывало во многих желание вручить свою свободу кому-то, избавиться от этой «ноши», которая начинала их тяготить. Новые знания стимулируют в человеке жажду новых открытий лишь при осознании им себя внутренне свободной личностью, открытой к вмещению результатов богатого познавательного опыта человечества. Для того чтобы процессы энергообмена протекали успешно, человек не должен отрицать ни саму их возможность, ни новые знания, ни другие способы познания. Культуре свойственна открытость, но не ограничения. Известно, что энергообмен, этот важнейший фактор претворения духа в систему Культуры, происходит по определенным космическим законам, имеющим тесную связь с нравственностью. Отсюда следует, что, нарушая эти законы, человек затрудняет сам энергообмен, что приводит к малокультурности, которая затем переходит в свою разрушительную для общества и планеты фазу – бескультурье. Поэтому выход из положения следует искать только в этике, в новом научном ее понимании. Активная научная и общественная деятельность Л.В.Шапошниковой в деле утверждения актуальности наследия семьи Рерихов для сохранения и развития Культуры, для осмысления и становления новой системы познания не могла не вызвать негативную реакцию со стороны тех, кто и поныне пытается утвердить монополию на истину, отвергая священное право человека на свободу мысли и творчества. Тех сил, которым не нужно ни развитие общественной культуры, ни отношение вообще к Культуре как к приоритетной ценности, ни поиск новых подходов к познанию человека и Мироздания. Известно, что новое никогда не входило в мир под восторженные аплодисменты современников. Старый мир восставал в самых многообразных своих выявлениях. Когда в начале 90-х годов прошедшего века одна политическая система сменила другую, тогда же сменили одежды и некоторые идеологические цензоры тоталитарного прошлого, развернувшие активное «подвижничество» в новых условиях, на другой ниве и под маской иной идеологии. Их стараниями и при помощи им подобных клеветнические измышления в адрес Рерихов, идущие из прошлого, обрели новую жизнь в настоящем. В роли судей выступили люди, как правило, далекие от понимания истинной сути духовных устремлений, культурной и научной работы этой великой семьи. Страшная болезнь клеветы, о которой писал в свое время Н.К.Рерих, поразила и нашу современность. Так складывается, что во многих созидательных начинаниях, связанных с именем Рерихов, Л.В.Шапошникова оказывается первой. Дело защиты этого имени – не исключение. Она первая выступила еще в середине 1980-х годов в одной из центральных газет с материалом, опровергающим измышления против Рерихов. Это было очень непростое и в целом противоречивое время. С одной стороны, началась столь необходимая для страны перестройка, появились ростки свободомыслия, но, с другой – творческое наследие Рерихов все еще находилось на полулегальном положении, старая идеология пока еще была сильна, хотя и начинала чувствовать себя в пространстве перемен неуютно. Поэтому именно в 1980-е началась атака на имя и наследие великой семьи. Необходимо отметить, что Людмила Васильевна приложила все силы, чтобы утвердить единство и цельность понимания рериховского наследия, а именно: не допустить отделения Рерихахудожника от Рериха-мыслителя, что пытались и пытаются до сих пор осуществить различные идеологи. Борьба старого и нового, ярко прошедшая через судьбу Рерихов, заметно отразилась и в творчестве Л.В.Шапошниковой. За большие достижения в области науки и культуры Л.В.Шапошникова удостоена многих наград. Одна из них носит название «Рыцарь науки и искусств». Рыцарь – это символ мужества, доблести и преданности идеалам. Из книг Людмилы Васильевны мы видим, что ее идеалы неразрывно связаны с многогранным наследием семьи Рерихов, с творчеством и подвижнической жизнью ряда выдающихся мыслителей, с богатейшим духовнокультурным опытом самых разных народов, с представлениемо великом культурном Будущем. Это Будущее непременно осуществится, когда будут в почете человеческое достоинство и духовная свобода, Знание во всех широчайших проявлениях и Творчество в самом высоком смысле. Ради Будущего Людмила Васильевна в своих трудах обращается к Прошлому, анализируя его культурно-исторический опыт. Ради Будущего она неустанно трудится, ради него она подняла щит над великими именами, а значит, и над Культурой, чтобы спасти ее от невежества и разрушения. Примечания |
Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов