Защитим имя и наследие Рерихов - том.4. Пакт Рериха в защиту культуры Знамя Мира в Государственной Думе РФ В.Ю.Музычук История всех веков и народов учит, как из толщи народной расцветала Культура, плодами которой восхищается человечество. Но одичание не дремлет. Скелет уничтожения всегда готов протянуть костлявые пальцы для удушения всего устремленного к светлому будущему. Чуть более чем десятилетняя история местонахождения Знамени Мира в стенах Государственной Думы была очень событийно насыщена. На протяжении всех этих лет сам факт присутствия Знамени Мира в нижней палате Федерального Собрания РФ создавал большой общественный резонанс: не было как единодушия, так и равнодушия со стороны широкой общественности, представителей творческой и научной интеллигенции, политических партий и религиозных конфессий. Такая полярность мнений и неоднозначность оценок этого факта свидетельствуют о низкой информированности общества относительно истории возникновения и значения Пакта Рериха и символизирующего его Знамени Мира, что дает почву для всевозможных искажений и лжетолкований. В то же время, многочисленные попытки по устранению Знамени Мира из фойе Государственной Думы дают все основания полагать, что существует вполне определенный политический заказ, направленный не только на дискредитацию имени и наследия семьи Рерихов, но и на противодействие всем подлинно общественным культурным инициативам в целом (в отличие от директивно «спущенных» сверху). Хронология событий Знамя Мира появилось в Государственной Думе в январе 1994 года, почти одновременно с воссозданием этого органа законодательной власти в России. Инициатива установки Знамени Мира в нижней палате Федерального Собрания РФ принадлежала женщинам. 11 января 1994 года на первом пленарном заседании депутатов первого созыва Государственной Думы РФ молодой депутат Госдумы от Чувашской республики Надежда Бикалова передала Знамя Мира в дар Государственной Думе от женщин Чувашии как напутствие народным избранникам исполнять свой долг в согласии с высокими требованиями избирателей – решать проблемы общественного жизнеустройства путем созидания, мира и высокой культуры. 11 мая 1995 года Госдума приняла Постановление № 753-ГД «Об обращении ГД ФС РФ к Правительству Российской Федерации о наследии Николая Константиновича Рериха и его семьи» (Приложение 1). Принятие этого Постановления было приурочено к 60-летию со дня подписания Договора о международных нормах охраны культурных ценностей, широко известного как Пакт Рериха. Тем самым нижняя палата Федерального Собрания РФ отдала дань уважения верному сыну России – замечательному русскому художнику и мыслителю, крупному общественному деятелю Н.К.Рериху и его семье и признала его заслуги в защите культурных инициатив. 12 мая, на следующий день после принятия этого Постановления, депутат Госдумы Н.А.Бикалова вновь привлекла внимание нижней палаты ФС РФ к теме Пакта Рериха, обратившись к Комитету по организации работы ГД с предложением рассмотреть возможности установки Знамени Мира в здании Госдумы. 15 мая Комитет по организации работы ГД предложил Комитету по образованию, культуре и науке совместно решить данный вопрос. 9 июня 1995 года Комитет по образованию, культуре и науке рекомендовал Комитету по организации работы ГД установить Знамя Мира в фойе Госдумы. За три года, в течение которых Знамя Мира находилось в фойе Госдумы без специально оборудованной витрины, оно постоянно подвергалось актам вандализма и надругательства (в главном законодательном органе РФ!). Знамя Мира раздражало затесавшееся в ряды избранников народа воинствующее невежество, дирижируемое провокаторами от Православной Церкви во главе с дьяконом А.Кураевым. Кураевские приспешники требовали убрать Знамя Мира из здания Государственной Думы. 23 июня 1997 года Международным Центром Рериха было подарено новое Знамя Мира. Его вручила после выступления на утреннем пленарном заседании Госдумы Первый вице-президент МЦР, Генеральный директор Центра-Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошникова, в руки которой последним из Рерихов – Святославом Николаевичем, миротворцем и художником, – было передано уникальное наследие родителей в дар народу России. Это полотнище Знамени Мира было замечательно еще и тем, что неоднократно побывало в Космосе, на Северном и Южном полюсах Земли. Появление нового Знамени еще более обострило ситуацию. Депутат от фракции ЛДПР Н.В.Кривельская неоднократно требовала не только устранить Знамя Мира из Государственной Думы, но и признать утратившим силу Постановление ГД № 753-ГД «Об обращении ГД ФС РФ к Правительству Российской Федерации о наследии Николая Константиновича Рериха и его семьи». Стенограммы пленарных заседаний Госдумы от 20 марта, 3 и 8 апреля 1998 года (Приложение 2. См. документы к этому разделу тома), на которых Н.В.Кривельская высказывалась о наследии Н.К.Рериха и Знамени Мира, свидетельствуют о ее вполне определенном культурном уровне и «компетентности». 3 апреля 1998 года Знамя Мира в третий (!) раз было украдено из фойе Государственной Думы. Депутат от фракции КПРФ В.С.Савчук подготовила в связи с этим протокольное поручение: «В Государственной Думе случилась очередная кража Знамени Мира. Виновные не найдены. Третья кража Знамени Мира – уже настолько вопиющий факт, что если мы оставим его без должного внимания, то дадим повод видеть в Государственной Думе не высокий государственный орган, а учреждение, в котором кто угодно может сделать абсолютно что угодно. Депутатам надо уважать себя, как представителей, избранников народа, и не позволять творить беспредел в стенах Государственной Думы. Прошу дать поручение Комитету по регламенту и организации работы Государственной Думы и соответствующим службам по расследованию случившегося…» Народные избранники почти единодушно приняли протокольное поручение. Предложение же Н.В.Кривельской об отмене Постановления № 753-ГД к чести депутатов было отклонено. После третьей кражи для Знамени Мира была сделана специальная витрина. Текст при витрине гласил: Знамя Мира – белый стяг с красной окружностью, внутри которой расположены три красные сферы – символизирует триединство Прошлого, Настоящего и Будущего в пространстве вечной жизни; синтез искусства, науки и религии в едином круге общечеловеческой культуры. Эта триада является древнейшим и широко распространенным мировым символом, который нашел отражение в культурах разных цивилизаций, стран и народов. Знамя Мира ведет свою историю от Пакта Мира – Международного Договора об охране сокровищ искусства, науки и истории, впервые обнародованного 24 марта 1929 года в г. Брюгге (Бельгия) по инициативе нашего соотечественника – всемирно известного художника, мыслителя, ученого и общественного деятеля – Николая Константиновича Рериха. Пакт был горячо поддержан выдающимися деятелями мировой науки и культуры: Роменом Ролланом, Бернардом Шоу, Альбертом Эйнштейном, Томасом Манном, Рабиндранатом Тагором, Джавахарлалом Неру, Гербертом Уэллсом и многими другими. 15 апреля 1935 года в Вашингтоне представителями 21 страны был подписан договор о защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников, вошедший в историю международного права как Пакт Рериха – Пакт Мира. Всемирный Совет мира в феврале 1951 года принял обращение, в котором потребовал заключения Пакта Мира между Правительствами пяти великих держав: СССР, США, Китая, Великобритании, Франции и призвал всех людей доброй воли поставить свои подписи под этим обращением. К 1953 году на этот призыв откликнулось более 620 млн. жителей планеты. Главные идеи Пакта Мира были положены в основу Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов, подписанной 14 мая 1954 года представителями 37 государств на конференции ООН. К 1969 году число стран, подписавших Договор достигло 59, включая СССР. Эта Конвенция явилась первым документом в ряду международных актов ООН и ЮНЕСКО, направленных на сохранение и защиту культурных ценностей. Пакт Рериха стал знаменательной ступенью в развитии мировой культуры и явился одним из самых гуманных движений XX века. Сегодня Знамя Мира реет над высочайшими вершинами планеты, установлено на Северном и Южном Полюсах Земли, неоднократно побывало на космической орбите и даже в открытом космосе. Подобно тому, как флаги с Красным Крестом в военное и мирное время установлены в государственных, правительственных, культурных и научных учреждениях многих стран ради спасения их от физического и духовного разрушения. Знамя Мира в Государственной Думе утверждает приоритет Культуры, Духовности и Нравственности в политике государства, являет собой символ мира и согласия во имя служения Отечеству». Знамя Мира находилось в фойе Государственной Думы до конца 2004 года. 22 декабря 2004 года на пленарном заседании Госдумы выступил депутат от фракции «Родина» А.Н.Крутов, главный редактор журнала «Русский дом». Уважаемый депутат, по-видимому, не удосужился хотя бы по долгу службы как следует ознакомиться с текстом у Знамени. Его выступление было построено на ложных измышлениях: «Работая под этим знаменем, – говорил далее А.Н.Крутов, – мы, таким образом, как бы отрекаемся от слишком многого, в том числе и от мучеников, столь обильно поливших кровью русскую землю, когда утверждался на ней тот порядок вещей, который приводил в восторг Рерихов и их руководителей – махатм. Архиерейский собор Русской Православной Церкви в 94-м году заявил, что люди, разделяющие учение этих сект и движений и тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви. Значит, если мы признаем это знамя, то мы не можем переступать порог православного храма, если не пришли для покаяния, поминать нас не могут ни за здравие, ни за упокой. Единственное знамя, которое может, на мой взгляд, быть в Думе – это государственное знамя. Поэтому я попросил комитеты по регламенту и по делам общественных объединений выяснить, на каком основании Государственная Дума работает под знаменем нелегальной религиозной секты оккультно-антихристианского характера». Председатель Госдумы Б.В.Грызлов рекомендовал А.Н.Крутову подготовить протокольное поручение, и депутаты его поддержали. Н.К.Рерих писал о Знамени Мира: «Флаг Красного Креста не нуждается в объяснениях даже для наиболее некультурных умов. Так же точно и Новое Знамя, этот Страж Культурных Сокровищ, говорит само за себя. Нетрудно объяснить даже дикарю значение охранения сокровищ Искусства и Науки. Мы часто твердим, что краеугольный камень будущей Культуры покоится на Красоте и Знании. Теперь мы дожили до действия в этом благословенном поле и должны действовать безотлагательно. Лига Наций, которая работает для Международного Согласия, не может восстать против этого Знамени, ибо оно является одним из знаков мирного единения»1. К сожалению, народные избранники пошли на поводу у Крутова, и 28 декабря 2004 года, незадолго до 70-летнего юбилея со дня подписания Пакта Рериха, Знамя Мира, отличительный знак для всех культурных учреждений, было убрано из фойе Госдумы якобы под предлогом ремонта и смены экспозиции. Заместитель председателя Комитета ГД по культуре Е.Г.Драпеко сразу же после изъятия Знамени Мира обратилась с письменной просьбой к председателю Госдумы Б.В.Грызлову о разрешении установки его в своем кабинете: «Считаю необходимым напомнить, что Знамя Мира – символ международной охраны культурных ценностей планеты, который получил название “красного креста культуры” <…> Считаю уместным заявить, что, несмотря на частное мнение депутата Крутова А.Н., изложенное в его выступлении по поводу Знамени Мира, значение последнего в глазах мировой общественности нисколько не уменьшилось <…> Учитывая изложенные обстоятельства, значение Знамени Мира – символа охраны культурных ценностей – и пожелания избирателей сохранить этот символ в Государственной Думе, прошу Вас до окончательного решения вопроса дать указание разместить витрину со Знаменем Мира и табличку в моем кабинете заместителя председателя Комитета по культуре под мою ответственность». (Приложение 3. См. документы к этому разделу тома.) Несмотря на все произошедшее со Знаменем Мира в стенах Государственной Думы, оно по-прежнему находится в главном законодательном органе страны, сменив фойе зала заседаний на кабинет заместителя председателя Комитета по культуре. «Траектория движения» Знамени Мира в Госдуме свидетельствует о том, что культура в нашей стране по-прежнему не входит в список приоритетных направлений государственной политики и держится только на энтузиазме горстки преданных ей людей. Болезнь клеветы Е.И.Рерих писала американским сотрудникам: «Вчера получена Ваша телеграмма о выпадах против Знамени Мира. Ничего худого в этом нет, наоборот. Если свои молчат, то нужно же чем-то обратить общественное внимание на это культурное построение. Давно уже сказано, что тактика адверза предусматривает, чтобы колокола клеветы не молчали, ибо без них благодарное человечество похоронило бы все лучшие начинания. Так и примите эти выпады, как возможность, как трамплин для нового прыжка и сумейте сделать это явление еще более ярким, дав сильный отпор, найдя зажигательные, убедительные и грозные слова! Ибо радостно биться за такое правое, чистое, высокое утверждение, как Знамя Культуры»2. Поэтому постараемся «посветить там, где темно» и раскрыть всю несостоятельность обвинений депутата Крутова в адрес Знамени Мира. Этот депутат, оклеветав Знамя Мира в выступлении в Госдуме, сознательно ввел в заблуждение своих коллег, что в корне противоречит как статусу народного избранника, так и духу православного вероучения, за чистоту которого он якобы радеет. Во-первых, г-н Крутов, как представитель законодательной власти Российской Федерации, являющейся в соответствии с Конституцией светским и многонациональным государством, а значит и многоконфессиональным, причислил рериховское движение к нелегальной религиозной секте оккультно-антихристианского характера, выдавая за истину в последней инстанции определение Архиерейского собора РПЦ. Во-вторых, депутат Крутов низвел Знамя Мира, признанное во всем мире как символ защиты культурных ценностей, до уровня знака секты, запугав своих коллег невозможностью войти в православный храм и быть помянутыми за здравие или упокой только потому, что оно на стене в фойе Госдумы. В-третьих, в свойственной для кураевских апологетов манере передергивания Крутов процитировал вырванные из контекста отрывки из Послания Махатм, ловко выдав желаемое за действительное (по всем правилам агитпропаганды, усвоенным им еще с советских времен). Налицо – все симптомы болезни клеветы. Между тем депутату Госдумы следовало бы знать результаты юридической экспертизы основ деятельности Международного Центра Рерихов, в соответствии с которыми «причисление данного юридического лица к псевдохристианской секте либо к новому религиозному движению с юридической точки зрения является надуманным и необоснованным, нарушающим положения и требования <…> Конституции Российской Федерации»3, нескольких Федеральных законов («О свободе совести и религиозных объединений», «Об общественных объединениях», «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»), а также целого ряда международных правовых актов, а именно: международного пакета о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Рекомендации Совета Европы № 1178 (1992) «О сектах и новых религиозных движениях» и других. Что же касается Учения Живой Этики, то оно «является нерелигиозным учением, поскольку в нем отсутствуют указанные в статье 6 Федерального закона <…> “О свободе совести и религиозных объединениях” <…> признаки: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Поэтому данное учение не может быть приравнено Русской Православной Церковью к псевдохристианским сектам и новым религиозным движениям4. Более того, вынесение подобного вердикта не входит в компетенцию РПЦ, т.к. «это является превышением прав и полномочий, зафиксированных в статье 3 Определения Священного Собора РПЦ о правовом положении РПЦ от 2 декабря 1917 года»5. Будет не лишним напомнить уважаемому избраннику народа, что в числе президентов МЦР стояли известные миру имена в области культуры, науки и искусства. Ныне им является Специальный Представитель Генерального Секретаря ООН, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ Ю.М.Воронцов. Международную Лигу Защиты Культуры последние годы своей жизни возглавлял не кто иной, как удостоенный той же РПЦ ордена Святого Даниила Московского Борис Викторович Раушенбах, ученый с мировым именем в области ракетной техники и исследователь истории русской иконописи. В день его ухода газеты писали: «Этот удивительный человек своей судьбой повторил все взлеты и падения русской истории ХХ века: от бесправного и умирающего зека до академика, одного из родоначальников советской космонавтики, от атеизма до глубокой личной веры». Б.В.Раушенбах как никто понимал спасительное значение Культуры. Разве мог человек с такой жизненной позицией и зрелостью быть лидером антирелигиозной секты? А Почетный Гражданин России – академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, назвавший Н.К.Рериха «подвижником культуры всемирного масштаба, который поднял над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым указав человечеству восходящий путь совершенствования»6? «Ум, честь и совесть нашей эпохи», как называют его современники, всегда в самые трудные для МЦР годы подставлял свое плечо, не раз обращался к Президенту РФ Б.Н.Ельцину для решения вопросов, связанных с наследием Рерихов: «Уважаемый Борис Николаевич! <…> Нельзя допустить, чтобы нарушение воли С.Н.Рериха, провоцируемое определенными кругами в России и Индии, привело к трагическим необратимым последствиям для мировой культуры. Я глубоко убежден: культура должна быть в общественном ведении в первую очередь и во вторую уже – в ведении государства. Не следует разрушать общественную инициативу фонда Рерихов»7, – написал он от руки, заканчивая письмо8. Вокруг МЦР сложилась многочисленная группа ученых, хорошо понимающих, что идеи Живой Этики, реализовавшись через науку, должны лечь в фундамент нового космического мышления. Правда и ничего кроме правды... Зарождение идеи Пакта о защите культурных ценностей относится еще к 1903–1904 годам, когда после посещения древних городов России Н.К.Рерих выступил с докладом в Русском Императорском археологическом обществе о плачевном состоянии исторических памятников и необходимости их сохранности. Знамя Мира как отличительный знак для идентификации культурных объектов впервые было обнародовано в 1929 году при подготовке Н.К.Рерихом проекта Пакта о защите культурных ценностей. «Этот план предусматривает особый флаг, который будет почитаем, как международная нейтральная территория; это Знамя должно быть поднято над музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами <…> Этот Международный Флаг Культуры для охраны Искусства и Науки никого не умаляет и не нарушает ничьих мирных интересов. Наоборот, он подымает мировое понимание эволюционных сокровищ»9. После титанических усилий со стороны самого Н.К.Рериха и его сотрудников Пакт Мира получил официальное признание. Эмблемой Пакта Рериха стало Знамя Мира: на белом стяге три алых круга, символизирующих триединство духовной эволюции человечества – прошлого, настоящего и будущего, в круге Вечности. Именно рублевская Троица как символ сужденного спасения человечества послужила Н.К.Рериху основой для создания Знамени Мира, Мира через Культуру. «Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщенному христианству и так прекрасно претворенной в иконе Рублева “Святая Живоначальная Троица” Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Именно этот символ – символ древнейшего христианства, освещенный для нас также и именем Св. Сергия, подсказал мне наш знак, смысл которого и выражен на прилагаемом снимке, сохранив все элементы и расположения их, согласно иконе Рублева»10. А знак триединства, якобы представляющий угрозу для приверженцев Православия в депутатской среде, можно найти на многих православных иконах ХVI–ХVII веков на епитрахилях русских святых и церковных иерархов. Этим знаком отмечены иконы «Моление Сергия иконе Пресвятой Богородице», «Пр. Ферапонт Белозерский», «Пр. Арсений Комельский», «Пр. Феодосий Тотемский», «Леонтий Ростовский», «Покров», «Зосима и Савватий Соловецкие» и многие другие. Можно привести еще много доказательств правомерности справедливого возмущения общественности антикультурным поступком депутатов – выносу Знамени Мира из фойе Госдумы. Местонахождение Знамени Мира в Государственной Думе чрезвычайно важно для дальнейшей судьбы нашей страны. Знамя Мира в Государственной Думе – это напутствие депутатам на осознание жертвенности своей власти во имя благоденствия народного. «Народу нужно Знамя, нужен ободряющий призыв, особенно теперь, в век народоправства. Вот и Знамя Мира напоминает народу о нужнейшем – о Мире, о Культуре <…> Опытные деятели весьма дорожат своим знаком и чтут его как угловой камень предприятия»11, – обращался Н.К.Рерих к друзьям, а следовательно, к нам всем, живущим в его горячо любимой России. Примечания |
Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов