Защитим имя и наследие Рерихов - том.3.

Ограбление по-государственному

Вопреки завещанию Мастера

Татьяна Морозова
Газета «Правда», 17–20 мая 2002 г.

Юлия Михайловича Воронцова по праву можно назвать патриархом отечественной дипломатии. С середины 50-х годов прошлого века он занимает ведущие посты в международных ведомствах. Был послом Советского Союза в США, Индии, во Франции, представителем при ООН. Сейчас является специальным представителем Генерального секретаря ООН. В солидном послужном списке есть и почетная общественная должность, к которой Юлий Михайлович относится со всей ответственностью. Он — президент Международного Центра Рерихов.

…На эту должность я заступил, когда в МЦР в самом разгаре была работа по возвращению в Музей имени Н.К.Рериха, входящий в структуру МЦР, картин художника. В 1990 году, согласно дарственной Святослава Николаевича, наследие семьи Рерихов было передано этому музею. Однако прошло много лет, а часть картин, в большинстве своем сокрытая от посетителей, по-прежнему хранится в подвалах Государственного музея искусств народов Востока.

Будучи послом Советского Союза в Индии, я дружил со Святославом Николаевичем. Был очевидцем этой затянувшейся эпопеи. Картины Рерихов (согласно дарственной С.Н.Рериха — 288 полотен) были направлены в СССР в 1974 году для организации выставки, посвященной 100-летию Николая Константиновича Рериха. Затем они участвовали в передвижных выставках, организуемых в городах СССР. Как-то я спросил Святослава Николаевича: когда же он заберет картины обратно? Он же, с прищуром посмотрев на меня, переспросил: «А что, разве картины побывали уже во всех городах Советского Союза?» Из той беседы и последующих наших разговоров на эту тему я понял, что он просто хочет оставить картины отца на Родине.

Известно, что Святослав Николаевич активно участвовал в создании Советского фонда Рерихов. В 1989 году, будучи в нашей стране, он высказал пожелание, чтобы наследие семьи принадлежало не государственному, а общественному музею. Однако, пока не будет выделено здание под такой музей, согласился, чтобы картины временно находились на попечении Министерства культуры СССР. Картины были переданы в Государственный музей искусств народов Востока на временное хранение. Это подтверждено соответствующими документами.

— Министерство культуры обещало передать коллекцию Рерихов в общественный музей, как только будут созданы соответствующие условия. Но когда в январе 1993 года Святослав Николаевич ушел из жизни, картины росчерком пера были поставлены на государственный учет в Государственном музее искусств народов Востока. Вот с того момента и пошла тяжба. Де-юре мы имеем подлинники всех документов, свидетельствующих, что картины должны принадлежать МЦР, но де-факто — Государственный музей искусств народов Востока отказывается их возвращать.

В течение всех этих лет мы побывали во многих учреждениях и ведомствах. В Администрации Президента РФ, ознакомившись с ситуацией, согласились, что наш музей имеет все права на наследие Рерихов, и рекомендовали обратиться в суд. Тут-то и началось самое интересное. Мы прошли все существующие судебные инстанции. Состоялось три решения Арбитражного суда разных уровней. На некоторых я присутствовал лично. И, скажу вам, такого произвола не встречал нигде. Судьи словно запрограммированы: решения принимаются вопреки оформленной юридически последней воле Святослава Николаевича, вопреки закону, исключительно в пользу Министерства культуры, которое маринует картины неизвестно где: в Музее Востока на стенах представлена лишь их малая толика.

Складывающаяся ситуация с наследием художника настораживала нас все больше. Согласно дарственной Святослава Николаевича, он передал в Россию 288 картин. Но по спискам, представленным Государственным музеем искусств народов Востока, фигурировало почему-то только 282 картины. Куда исчезли шесть? Директор Центра-Музея Рерихов Людмила Васильевна Шапошникова неоднократно ставила вопрос о проведении независимой экспертизы, чтобы удостовериться в наличии всех картин, подаренных С.Н.Рерихом, убедиться в их сохранности и подлинности. Самое удивительное и необъяснимое, что в этой естественной в данной ситуации инициативе Международному Центру Рерихов Арбитражным судом тоже было отказано. Странно, не правда ли? И когда мы вновь обратились в Администрацию Президента РФ, там только руками развели: мол, таковы плоды несовершенства судебной системы в новых условиях. Предложили дождаться, когда пройдет судебная реформа.

— По некоторым данным, в коллекции, удерживаемой Государственным музеем искусств народов Востока, не хватает уже не шести, а более двадцати картин Николая Константиновича и около ста Святослава Николаевича! И никакого объяснения на этот счет не дается.

— Да, это наводит на определенные размышления: в чьих интересах утаивать правду и что же на самом деле происходит с картинами? Необходимо незамедлительно организовать независимую экспертизу. Но, очевидно, правда может очень серьезно задеть чьи-то интересы, в том числе и высокопоставленных чиновников. Не потому ли и началась какая-то межведомственная возня? Теперь вдруг и Министерство юстиции стало предъявлять нам претензии, что много лет плодотворно работающий Музей имени Н.К.Рериха, оказывается, существует… незаконно. И это заявляет в своем письме тот самый заместитель министра юстиции Евгений Николаевич Сидоренко, который не далее как год назад собственноручно утверждал устав нашего Музея и давал добро на его деятельность. Как это назвать?

— А может быть, государство в лице Министерства культуры не желает отдавать коллекцию картин Рерихов общественной организации, опасаясь, как бы с наследием чего не случилось?

— Каждая картина зарегистрирована в государственном регистре, имеет свой номер. Ее нельзя ни продать, ни подарить, ни вывезти за рубеж. Да и грех подозревать Музей имени Н.К.Рериха в подобных намерениях. За годы своего существования он стал одним из самых посещаемых музеев столицы. Помимо знакомства с уникальной коллекцией, здесь можно побывать на вечерах классической и старинной музыки, приобрести книги по философии, науке, искусству. Сотрудники ведут недюжинную исследовательскую и просветительскую работу, организуют передвижные выставки картин Николая и Святослава Рерихов по всей стране и в новых независимых государствах — бывших советских республиках. Заметным явлением в жизни творческой интеллигенции стали различные научные конференции. Но два больших зала в Музее пока пустуют: именно здесь должны обрести свое законное место картины, подаренные Музею Святославом Николаевичем Рерихом.


Copyright © 2008-2019 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов