Защитим имя и наследие Рерихов - том.3. Ограбление по-государственному Документ против мифа Совесть — главная тема века Александра Королева Так считал кинорежиссер Григорий Козинцев («Юность Максима», «Гамлет», «Король Лир»…). Он жил в прошлом, XX веке, но мысль, отмеченная им в личном дневнике тогда, ничуть не перестала быть актуальной сегодня. «Почему мы такая дрянь?» Согласимся, что и этот вопрос, как и вышеприведенная мысль (как и навязшие в зубах «что делать?» и «кто виноват?»), тоже звучит очень по-русски. А принадлежит он Александру Амфитеатрову, популярному русскому писателю начала прошлого века, и адресован русской эмиграции. На вопрос коллеги из эмиграции откликнулся другой русский писатель — Георгий Гребенщиков (1888–1964). В начале XX века он жил и работал в Сибири, был автором книг «Гонец», «Радонега», эпопеи «Чураевы», его «Былину о Микуле Селяниновиче» в 20-е годы прошлого века поставил ряд европейских и американских театров. Больше 50 лет тому назад им написана статья «Протестую!», направленная против клеветы в адрес Николая Константиновича Рериха, которого ряд дальневосточных и часть европейских и американских русских газет обвинили в том, что он собирается захватить Сибирь и на самой высокой точке Алтая основать столицу великого масонского государства. «Ври, да знай меру!» — припоминает авторам измышлизмов Гребенщиков. «А дрянь мы, — замечает он, — потому, что, считаясь христианами, мы все время сами распинаем Христа, разрывая его ризы взаимной ненавистью, ложью, еретическим извращением фактов, неуемным самохвальством и презрением ко всему тому, что выше нашего понимания». Минуло больше 60 лет, и все повторяется. Почему? Прошедшая на днях в Москве ежегодная Международная рериховская конференция была посвящена теме «В защиту имени и наследия Рерихов». 26 мая сего года в этой же рубрике «Дым Отечества» мы рассказали нашим читателям о состоявшемся в арбитражном суде разбирательстве по поводу наследия семьи Рерихов. Тогда общественная организация Международный Центр Рерихов (МЦР) подала в суд на государство. И хотя на стороне МЦР были закон, Конституция РФ, акты международного права, наконец, завещание, составленное в пользу центра Святославом Николаевичем Рерихом, тем не менее суд истцом был проигран. 9 октября была рассмотрена кассационная жалоба, но воз и ныне там. К слову сказать, «на возу» было 288 картин, хранящихся в Музее Востока, прежде бывших в экспозиции, а ныне упрятанных в хранилище, куда никого не допускают. Доподлинно известно, что часть картин оттуда исчезла. Хищение века на государственном уровне теперь пытаются скрыть (кто?) при помощи клеветы и потоков грязи в адрес семьи Рерихов. Торжествует средневековый принцип: лучший способ защиты — нападение. МЦР намерен обратиться в Европейский суд в Страсбурге. Об очередном российском позоре узнает весь мир. Из государственного музея пропали бесценные полотна всемирно известных художников, но оказывается, что правительство страны этим ничуть не обеспокоено! Можно ли после этого говорить о независимости и зрелости того и другого? Очень похоже на то, что проклятый всеми сегодняшними демократами советский тоталитаризм жив и прекрасно себя чувствует! Доказательство тому — то обстоятельство, что культура по-прежнему рассматривается государством всего лишь как идеологическая функция. И как же варварски! Весь мир признает культурное значение подвига семьи Рерихов, и только в России эти имена и все, что сделано ими, хотят растоптать. «Почему мы такая дрянь?» Говорят, все — от нищеты. Невежество, в которое впало большинство из нас, порождено нищетой и фактическим бесправием. Люди одурачены бесконечными телевизионными «мыльными операми», рекламой и беззастенчивой предвыборной (в стране вечных выборов) вакханалией. Народ теряет ориентиры и готов верить самым чудовищным фантазиям. Вспомним «Протестую!» Гребенщикова: «Если наш ближний вышел за ограду наших предрассудков — им же в нашей повседневной жизни несть числа, — значит, он же крамольник. Если он поднялся в мыслях своих немного выше обывательского уровня — значит, он вольнодумец. Если он увлекся божьим миром, изучает звезды, или древние культуры, или религии — значит, он масон. Если он почтительно отнесся к чужой вере — значит, он отступник. Если он не разделяет погромных помыслов против инаковерующих — значит, он антинационален или кому-то продался… Если Святое Евангелие переведено на 770 языков (статья написана в 1935 году — А.К.), то выходит, что из них 769 языков передают Учение Христово ложно и только наш язык толкует его правильно. Это ли не антихристианское извращение Завета Христова, который сказал: «Идите и научите все языки». Еще в начале 90-х годов прошлого века в соответствии со статьей 8 Закона России «О внешней разведке» были рассекречены документы, касающиеся Николая Константиновича Рериха. Они вовсе НЕ свидетельствуют о том, что выдающийся русский художник был агентом ОГПУ или хотя бы выполнял отдельные поручения этой организации. Это у иностранного отдела ОГПУ (впоследствии СВР) был интерес к экспедиции, которую Рерих проводил в Гималаях и в Монголии — «регион был важен». Подробно познакомиться с разнообразными документами на эту тему можно и в двухтомнике «Защитим имя и наследие Рерихов», изданном МЦР. К слову сказать, среди защитников — академики Дмитрий Лихачев, Борис Раушенбах, Александр Яншин, Валерий Ямщиков… народный артист, лауреат Ленинской премии, президент Благотворительного фонда Иннокентий Смоктуновский, народный артист, кинорежиссер Сергей Бондарчук, главный редактор журнала «Иностранная литература» Владимир Лакшин… Я перечислила уже ушедших от нас. Подчас безвременно ушедших. Они боролись за отечественную культуру. Как видим, это опасная борьба. Но мы такая дрянь, что уже позволяем на своей территории обсуждать вопрос о замене кириллицы на латиницу. А ведь родной язык — последнее оружие в этой борьбе, которое у нас еще осталось. |
Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов