Защитим имя и наследие Рерихов - том.3.

Рерихи – символ духовной близости России и Индии

Высказывания учёных и общественных деятелей о Рерихах

Д.С.Лихачев, академик РАН, Почетный гражданин Санкт-Петербурга, Почетный член Исполкома Международной Лиги Защиты Культуры:

«Н.К.Рерих был подвижником культуры всемирного масштаба. Он поднял над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым указав человечеству восходящий путь совершенствования.<…>

Нашему народу сейчас особенно нужно обретение высших духовных ценностей и идеалов, без которых немыслимо творческое созидательное строительство будущего. Только в святынях культуры —источник животворных сил возрождения единого самосознания народа. Принадлежность к будущему миру не определяется причастностью к той или иной политической партии или способностью поддержать какую-либо экономическую систему, не ограничивается занимаемым постом, социальным положением или исповедуемой религией. Общезначимыми критериями деградации или расцвета должны стать качества сознания человека, степень восприимчивости им Знания и Красоты, способность сердца любить Культуру, защищать ее достижения и трудиться во имя нее на общее благо. Без этого невозможно распознать лучшие, спасительные пути преображения жизни. <…> Воистину пророческими были слова Н.К.Рериха о том, что главным испытанием человечеству будет испытание восприятием культуры».

А.Л.Яншин, академик РАН, председатель Комиссии РАН по разработке научного наследия В.И.Вернадского:

«Творчество семьи Рерихов, прежде всего Николая Константиновича, в значительной мере Елены Ивановны и обоих их сыновей, творчество художественное и философское, представляет собою крупнейшее явление в истории мировой культуры. <…> Н.К.Рерих был ученым, был философом, был замечательным художником, перед картинами которого замирает дух человека. Человек забывает мелочи повседневной жизни и начинает думать о вечном. Общества по изучению творчества Н.К.Рериха, музеи с его картинами существуют не только на его родине в России и не только в Индии, где он прожил последние десятилетия своей жизни, но и в США, Германии и в ряде других стран.

Творчество Николая Константиновича нужно человеку любой национальности, любого вероисповедания. Каждый, кто ищет духовности бытия, всегда стремится к Рериху, старается глубже проникнуть в его мысли, старается следовать его призывам».

В.В.Струминский, академик РАН, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР:

«На протяжении многих лет выдающиеся ученые мира были глубоко убеждены в том, что только решение фундаментальных проблем науки позволит человечеству понять окружающий нас мир, понять нас самих. С этим положением ученых полностью был согласен выдающийся художник, поэт, археолог Николай Константинович Рерих. Видимо, он был одним из первых, кто глубоко убежден в том, что только подлинный реализм в живописи, в искусстве позволит открыть истинную сущность вещей. Поэтому он ратовал за соединение науки и искусства. Много недостатков в обществе связано с тем, что наука и искусство фактически оторваны друг от друга. Положение Рериха об их единении очень важно. Надо всячески его развивать».

Н.С.Лидоренко, почетный академик Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, член-корреспондент РАН, член-корреспондент РАЕН:

«Мне приходилось бывать в Индии. Мы вели совместные работы в области космонавтики. Я посещал Бангалор и Кулу, видел грандиозные выставки Н.К.Рериха и С.Н.Рериха. Нестандартное искусство, нестандартное творчество Рерихов устремляет наши мысли в новые каналы, стимулирует сам процесс мышления и побуждает к поиску причин».

А.Н.Баландин, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза:

«Многие космонавты первых отрядов бывали у Святослава Николаевича в Индии, встречались с ним во время его выставок в Советском Союзе — это Валентина Владимировна Терешкова и Валерий Федорович Быковский, Андриян Григорьевич Николаев и Георгий Михайлович Гречко, Юрий Николаевич Глазков и Игорь Петрович Волк, Геннадий Михайлович Стрекалов и, возможно, Юрий Алексеевич Гагарин.

К сожалению, нам, более молодым, не довелось встретиться со Святославом Николаевичем. Но мы подняли над планетой Знамя Мира, Знамя Пакта Рериха.

Знамя Мира на орбитальной космической станции с символичным названием «Мир» тоже было символом — символом сотрудничества в сохранении мирового культурного наследия, символом глобальной ответственности человечества за существование планеты Земля и жизни на ней во всем ее многообразии, свидетельством признания космической деятельности как неотъемлемого элемента Мировой Культуры нового тысячелетия.

Мне бы хотелось сегодня назвать всех космонавтов и астронавтов, космический полет которых проходил со Знаменем Мира на борту. Это 42 человека:
Авдеев Сергей Васильевич, Андерсон Майкл (США), Афанасьев Виктор Михайлович, Баландин Александр Николаевич, Батурин Юрий Михайлович, Белла Иван (Словакия), Блумфилд Майк (США), Бударин Николай Михайлович, Викторенко Александр Степанович, Виноградов Павел Владимирович, Вулф Дэвид (США), Гори Диминик (США), Данбар Бонни (США), Залетин Сергей Викторович, Каванди Жанет (США), Калери Александр Юрьевич, Кретьен Жан-Лу (Франция), Крикалев Сергей Константинович, Лазуткин Александр Иванович, Лоренс Венди (США), Манаков Геннадий Михайлович, Макаров Муса Хираманович, Мусабаев Талгат Амангельдиевич (Казахстан), Падалка Геннадий Иванович, Паразински Скотт (США), Прекорт Чарли (США), Рейли Джемс (США), Рюмин Валерий Викторович, Серверов Александр Александрович, Соловьев Анатолий Яковлевич, Стрекалов Геннадий Михайлович, Титов Владимир Георгиевич, Томас Эндрю (США), Уилкотт Терренс (США), Уэзерби Джеймс (США), Фоул Майкл (США), Циблиев Василий Васильевич, Чанг-Диаз Франклин (США), Шарипов Салижан Шакирович, Эдварс Джой Фрэнк (США), Эйартц Леопольд (Франция), Энере Жан-Пьер (Франция). <…>

Живая Этика, в которой много говорится об эволюционном значении Знамени Мира, — это философская основа нового космического мышления. Космическая деятельность — это практическая основа нового космического образа мира, нового космического сознания, нового глобального мышления.

Я надеюсь, что сотрудничество космонавтов и последователей великой семьи Рерихов продолжится. Не раз еще Знамя Мира каждые полтора часа будет совершать свой виток над Землей. Будет Знамя Мира и на Луне, и на Марсе, и в Дальнем Космосе».

М.А.Ильгамов, заместитель председателя президиума Уфимского научного центра РАН, президент Академии наук Республики Башкортостан,член-корреспондент РАН:

«Научный, художественный, философский творческий вклад Рерихов в мировую науку и культуру в целом поистине велик и уникален и по достоинству еще во многом не оценен. Но импульс, заданный нашими великими соотечественниками, уже почувствовали многие современные прогрессивные ученые, исследователи, деятели искусства, представители культурной общественности».

М.М.Курилко-Рюмин, народный художник РФ, главный учёный секретарь президиума Российской академии художеств:

«Беру на себя смелость сказать о Николае Рерихе как художник о художнике, что это был великолепный мастер. Он был счастливым человеком, потому что появление уже его первой картины «Гонец» было встречено как очень крупное и яркое явление русского искусства.

Давайте просто вспомним с вами его замечательные работы, посвященные русской старине, дающие почувствовать дух русской архитектуры Изборска и многих иных городов, воспетых Рерихом в его дивных полотнах. Прикосновение кисти художника к холсту может быть вульгарным, а может быть тонким и проникновенным. Вот этой тонкостью и проникновенностью, прежде всего, поражал Рерих в своих работах. Он мог почувствовать дух русской архитектуры, дух русских городов и наполнить им свои великолепные полотна. Каждый его мазок, каждое прикосновение к холсту как бы вторят тем русским душевным традициям, которые оплодотворяли мягкую оплавленность форм русской архитектуры. Сейчас невозможно восстановить древнерусский храм в его подлинном звучании, потому что старые русские архитекторы знали какой-то секрет рукотворности, с помощью которого создавали свои божественные творения. И Николай Константинович наверняка тоже знал этот секрет».

Б.Н.Любимов, генеральный директор Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина:

«Н.К.Рерих, конечно, был человеком предвозрожденческой, даже возрожденческой эпохи. Он не только художник – можно перечислить те сферы человеческой деятельности, в которых он себя пробовал и в которых добивался выдающихся достижений. Ему было мало быть просто художником, в частности, ему надо было быть и театральным художником. А в мире театра он перепробовал все то, что и есть театр. Вы увидите его работы в драматическом театре. Вы увидите его работы в опере. Вы увидите его работы в балете. Поразительно и другое. Задним числом, как бы подступая к нему через позднего Рериха, мы, естественно, воспринимаем его как человека, проложившего путь из Европы на Восток, туда, в Индию. Это правильно. Но если мы посмотрим на мир театра, мы увидим Рериха, смотрящего на Скандинавию Ибсена. В работе Художественного театра мы увидим тему «Рерих и Вагнер», мы увидим тему «Рерих и Стравинский», — мы увидим это сочетание Европы и Востока. И с другой стороны, это «Князь Игорь» Бородина, — а это Русь древняя. Словом, такая сложная, объемная фигура…»

Е.М.Примаков, председатель Правительства РФ в 1998 — 1999 гг., депутат Госдумы РФ, президент Торгово-промышленной палаты РФ, академик РАН:

«Мы празднуем не только 125 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха, 120 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих и 95 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха. Это большой праздник и русской, и мировой культуры, которую сегодня трудно представить без этой великой семьи. Я думаю, что в мире больше не было аналогичной семьи, каждый из членов которой представлял бы собой огромную творческую, гениальную величину. Я имею в виду и Юрия Николаевича, который, вернувшись в Россию, работал в Институте востоковедения. Только что я видел его картины, а также прекрасные рисунки Елены Ивановны. Каждый член этой семьи представлял собой целый мир в искусстве, в великом мировом творчестве.

Но я бы сказал, что значение Рерихов заключается не только в том, что без их полотен не может существовать мировая коллекция картин как итог мирового художественного творчества. Я думаю, что вклад Рерихов в мировую историю измеряется ещё и тем, что они выступали за единство мира, за единую цивилизацию, за единую культуру, ни в коей мере не растворяя в этой единой культуре своеобразие русской культуры. Мы видим, что уже первые произведения Рерихов свидетельствуют о том, как бережно они относились ко всему русскому, и как близка их душе была русская природа, русская жизнь. В то же самое время они с большим уважением относились к индийской и ко всем другим культурам. В этом мне видится проявление того изначального единства мировой цивилизации, единства мировой культуры, которое является одним из главных аспектов наследия Рерихов.

И ещё одно очень важное положение. Ведь Рерихи завещали нам (думаю, об этом можно говорить как о завещании) религиозную терпимость. Это сегодня очень важно. Сейчас всем нам нужно вспоминать об этом вкладе Рерихов в копилку мировой цивилизации.

Мне довелось работать в Институте востоковедения, когда там развивались принципы наследия Юрия Николаевича Рериха, старшего сына Николая Константиновича Рериха, — этого тоже поистине великого человека. Ведь он создал 2000-страничный – это был труд всей его жизни — тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Это основополагающий труд мировой буддологии, такого труда больше нет. Юрий Николаевич возродил изучение буддизма, а также тибетологию, которая у нас была до его приезда в состоянии абсолютно не востребованной.<…>

Если говорить о философском стержне художника, то у Святослава Николаевича он очевиден. Его философский стержень — это гармония. Гармония между человеком и природой, гармония между двумя странами, которые ему были ближе всего, — Индией и Россией, гармония между Западом и Востоком, гармония между различными конфессиями и между различными философиями, потому что есть национальная индийская философия, есть российская, — он гармонично объединял это все. Наконец, единство мира, которое ощущается в его произведениях. <…> Он гармонично сочетал взгляд в прошлое, жизнь сегодняшним днем и взгляд в будущее. Его творчество имеет очень большое значение именно сегодня, когда мы переживаем такие дни, которые сулят нам большие невзгоды, если разовьется тенденция противостояния цивилизаций, культур, религий. Сейчас такая тенденция существует и действуют такие силы, которые хотели бы снова разделить мир. <…> Все творчество Святослава Николаевича направлено против такого деления. Он рассматривает мир как единое целое. Он говорит о том, что совершенство человека в будущем — в единстве человека и природы, в единстве всех культур, в единстве мирового культурного потока, в который вольется все лучшее, что было наработано на разных континентах и в разных странах. <…>

Очень характерно, что всё сделанное семьёй Рерихов постепенно возвращается к нам в Россию и отсюда становится доступным всему миру. Такая динамика весьма показательна. Здесь уже приводились слова Николая Константиновича: “Где бы я ни был, но свет исходит из России”».

С.В.Лавров, министр иностранных дел РФ:

«На пороге ХХI века, в эпоху глобальных перемен и социальных преобразований, научных открытий и свершений, когда народы мира становятся всё более взаимосвязанными и взаимозависимыми, особую актуальность приобретают идеи Н.К.Рериха, обращенные к человечеству как к единому целому. Цель человечества на протяжении столетий — сохранение мира на Земле, создание такого мироустройства, при котором будет возможно процветание всех наций. Речь идет о создании новой культуры, предусматривающей формирование единой системы ценностей. Философское и культурное наследие Рерихов в этом процессе приобретает особое значение, закладывая духовную основу для совместного продвижения к многополярному, стабильному и справедливому мироустройству».

А.С.Горелик, директор Информационного центра ООН в Москве:

«Проблема сближения Востока и Запада — одна из наиболее значительных сторон концепции диалога между цивилизациями, проповедуемого ООН. Творчество Святослава Рериха работает на ее решение. Оно учит нас не только понимать, но и любить Восток. Примечательно, что именно русскому по рождению и воспитанию художнику Восток доверил показать миру свою глубину. Чтобы принять ценности Востока, художник не отказывался от ценностей западной культуры, но говорил, что совместить их можно только на путях доброжелательства. По его мысли, сближение, сотрудничество, сосуществование стран и народов осуществляется на основе того лучшего, чем они обладают».

В.И.Шестаков, представитель Московского бюро ЮНЕСКО:

«Творческое наследие Николая Константиновича Рериха, а также членов его семьи огромно, — это действительно глыба, о нем можно говорить бесконечно. Но я хотел бы отметить, что идеи Рерихов претворяются во всех трех основных сферах деятельности ЮНЕСКО, то есть в области культуры, науки, образования. Они зримо живут в деятельности этой авторитетной международной организации и находят постоянное воплощение в её акциях и основных документах. К таким документам можно отнести «Конвенцию об охране памятников», «Конвенцию об охране культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов», а также программу, ныне осуществляемую ЮНЕСКО, — “На пути к культуре мира”».

А.Э.Титков, вице-президент Российского фонда культуры:

«Юбилей Рерихов — это не просто дата, это призыв к тем высоким диалогам, которые впоследствии будут охватывать всё больше и больше стран, всё большее число людей, так как Рерихи своей деятельностью, своей философской концепцией заложили основу идеологии ХХI века».

А.С.Соколов, министр культуры и массовых коммуникаций РФ:

«Мы с радостью видим, какого уровня событие совершается. Это результат большого и кропотливого труда очень многих людей, поскольку юбилейный рериховский год — это звено в цепи событий, которые не имели начала и не будут иметь конца. Это действительно культурное явление вселенского масштаба, наша национальная гордость. Здесь пересечется столько мнений, столько суждений, что неизбежны как гармоничные сочетания, так и диссонансы. Но это вполне нормально, потому что через «призму Рериха» мы с вами ощущаем наш сложный мир. Я думаю, и этот праздник, который начался замечательным событием — открытием памятников Святославу и Юрию Рерихам, и сам Музей, который имеет особый статус музея общественного, — это новая страница в нашей жизни. Очень высок уровень, на котором происходят эти юбилейные торжества, — это замечательное достижение, в котором мы видим прежде всего подвиг духа. Разумеется, все душевное, духовное материализуется, и в данном случае именно этот радостный момент мы с вами лицезреем. Ну а слово о Рерихе, слово о развитии культуры — та стезя, на которой каждый из присутствующих здесь уже многое сделал. И умение услышать друг друга, способность услышать друг друга — это как раз особо ценимое и завещанное нам Рерихами».

М.Е.Николаев, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ:

«Сегодня день рождения Николая Константиновича — 129 лет. Это замечательный сын России и подвижник Востока, яркий философ космического миропонимания, мастер слова, пера и кисти. В гармонии культур Запада и Востока видел Николай Константинович будущее человечества, в духовном становлении которого огромную роль должно сыграть учение Живой Этики, данное Махатмами, Учителями Индии. В создании книг этого Учения принимали непосредственное участие сам Николай Константинович и его супруга Елена Ивановна. Вся история человечества рассматривается здесь в неразрывной связи с эволюцией одухотворенного Космоса. Нравственное совершенствование, неукоснительное соблюдение этических норм, понимание ключевой роли культуры в развитии человеческого общества — вот те важнейшие моменты, без которых невозможно продвигать дальше культурно-историческую эволюцию планеты».

И.Д.Кобзон, председатель Комитета Государственной Думы по культуре:

«Сохранение, изучение и пропаганда творческого наследия семьи Рерихов, имеющего мировое значение, является важной государственной задачей, и в этом деле необходимо объединение усилий государства, общественных организаций, исследователей творчества Великой семьи».

Лесь Танюк, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам культуры и духовности:

«Оба Рериха не только великие художники, непревзойденные певцы Горней Красоты, но и великие гуманисты Мира. Провидцы нового будущего устройства мира на принципах разработанной ими концепции Культуры. Мы помним, что Н.К.Рерих на вопрос о том, в какой стране он хотел бы жить, неизменно отвечал — в Стране Культуры. Пускай ваша конференция приближает это время Державы Культуры, Державы Света и Красоты.

Мы, все человечество и Украина в том числе, в большом долгу перед Рерихами, и должны сделать все для того, чтобы выполнить этот долг: защитить их наследие и славные имена от грубых нападок невежества, которое омрачает и позорит нашу современную жизнь».

Т.А.Пушкарева, первый заместитель министра культуры и национальной политики Республики Башкортостан:

«Сегодня богатое творческое наследие Рерихов является достоянием народов планеты. Оно содержит в себе огромный духовный, культурный потенциал и, несомненно, послужит делу духовного обновления человечества. Освоение творческого наследия Рерихов принесет новое миропонимание, будет способствовать упрочению сотрудничества людей на Общее благо, их единению, осознанию своей большой ответственности в жизни, долга и человеческого достоинства».

Серджио Бартоли, руководитель группы «Живая Этика», Италия:

«Рерихи сознательно создавали проект Новой Культуры, которая, по их мнению, должна распространиться по всей планете с необходимой для эволюционного преобразования последовательностью, чтобы быть воспринятой и впитанной народами разных культур и на различных уровнях эволюционного развития. <…> Находя в этой семье многогранность, которую Леонардо да Винчи явил в своей личности, мы можем утверждать: Рерихи посеяли семена нового Возрождения после расцвета в Италии периода XV–XVI веков».

И.Фаустинелли, искусствовед, общество «Италия-Россия», Италия:

«Всей своей жизнью Рерих доказывал неправомерность разделения теории и практики. Его бесчисленные инициативы, среди которых можно отметить Общество поощрения художеств, Институт «Урусвати», — живые доказательства его убеждения в том, что без знания действовать бессмысленно; и, с другой стороны, что без действия знание оказывается неоправданным. Радость искусства — это радость единения разума и действия. <…> Все мы знаем, что Рерих проявлял свои многочисленные таланты в самых разных направлениях человеческой деятельности. Я считаю, что в основе любого его творения — будь то литература, художество, или археология — лежит непоколебимая вера в искусство как силу, объединяющую разум и действие для реализации идеальной гармонии в повседневной жизни».

М.С.Нанджунда Рао, профессор, ректор Академии изящных искусств г. Бангалора, Индия:

«Николай Рерих является воплощением высшей культуры и в действительности принадлежит всему миру. Идеи и Учение, которые проповедовал Николай Константинович, достойны того, чтобы люди всего мира следовали им. То, чего он достиг во время своей Центрально-Азиатской экспедиции, является наследием и достоянием всего мира.

У Николая Константиновича было особое отношение к Индии. За свою жизнь он написал более двух с половиной тысяч картин с видами Гималаев, которые он особенно любил и почитал. Николай Константинович воистину любил индийскую культуру и Гималаи, и нужно сказать, что он единственный написал такое количество посвященных им картин. Ни один из индийских художников не создал более пяти пейзажей Гималаев, в то время как у Николая Константиновича все его работы из серии «Гималаи» являются значительными произведениями искусства. Должен сказать, что индийские артисты, художники, музыканты глубоко почитают, знают и любят произведения Николая Константиновича и так будет, я уверен, в будущем. <…> Почитаю за честь принять участие в праздновании 125-летия профессора Николая Рериха. Представляя Индию, страну славных традиций гостеприимства, бесчисленных святых и крупных ученых, удержавших на высоте лучезарный факел культуры, а также от себя лично с великой радостью воздаю должное этому апостолу Мира и Культуры, синтезирующего культуру в свете всеобъемлющего идеала. <…> Культура насыщена эманациями спасения, и Рерих, «Учитель Белых Вершин», вёл мир к новому сознанию. <…> Ученый, философ, художник, археолог, исследователь, писатель и педагог, — он предстает перед нами как воплощение совершенного и гармоничного слияния глубокого воображения Востока с замечательной динамикой Запада; его творения впечатляют широтой охвата различных областей, поражающей универсальностью и возвышенным призывом к истине. Он — пророк Красоты, чей гений нашел многомерное, своеобразное и мощное выражение».

Ашок Саджанхар, министр-директор Культурного центра им. Джавахарлала Неру Посольства Индии в Москве:

«Родившись в России, Николай Константинович на двадцать лет сделал Индию своим вторым домом. Когда он жил в Индии, им было создано огромное количество живописных работ и картин. В своих полотнах он удивительно точно уловил красоту и величие Гималайских вершин. И однажды Джавахарлал Неру сказал, что Индия находится в большом долгу у Николая Константиновича.

Николаю Рериху принадлежат следующие слова: «Когда я смотрю на распускающиеся цветы, то всегда с большой любовью думаю об Индии». Когда приближалась вторая мировая война, он предвидел это, но в то же время он предвидел и будущий мир. Николай Константинович сделал многое для приближения всеобщего мира на земле, и, видимо, пока невозможно полностью измерить и оценить тот вклад, который он внес в мировую культуру».

Надмадин Бао, Чрезвычайный и Полномочный Посол Монголии в Российской Федерации:

«В 1958 — 1959 годы Монголию посетил Юрий Николаевич Рерих. Выдающийся востоковед, он прекрасно знал монгольский язык и изучал буддийскую систему Калачакры. Среди монгольских ученых Юрий Николаевич Рерих нашел много поклонников и друзей. Мосты Рерихов, проложенные между нашими странами, это мосты дружбы и сотрудничества между монгольским и русским народами. И мы надеемся, что совместное изучение творческого наследия семьи Рерихов придаст новый импульс во взаимоотношениях двух народов».

Кришнан Рагхунатх, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индия в Российской Федерации в 2001 2004 гг.:

«Мы чтим память Юрия Рериха прежде всего потому, что он был великим сыном России, великим гражданином мира, и в особенности потому, что он, как и вся семья Рерихов, всегда подчеркивал родство между Индией и Россией. <…> Полагаю, что это родство принадлежит, прежде всего, к царству духовного. И особенно это касается концепции единства, которая прочно укоренена как в индийском образе жизни, так и в России, что отражено в ваших великих литературных и философских трудах. Индийская концепция мира как единой семьи и является той основой, которая объединяет наши народы. И каждый из Рерихов подтверждал эту концепцию своим очень мощным голосом».

В.М.Плоских, академик, вице-президент Национальной академии наук Кыргызской Республики:

«Творчество Святослава Николаевича Рериха представляет собою одну из наиболее ярких страниц мировой культуры XX столетия. В век войн и мировых потрясений гений С.Н.Рериха служит Культуре и Красоте.

Мощью своего дарования, силой духовного прозрения, гражданским мужеством Святослав Николаевич утверждал новое понимание жизни, искусства, открывал широкие горизонты планетарного мышления. Сама личность С.Н.Рериха являла собою редчайший образец того, каким должен быть Человек.

Творческое наследие С.Н.Рериха необычайно актуально сегодня, когда спираль мировой истории поднимается на новый уровень эволюционного развития. В такие ответственные моменты особенно нужны маяки культуры, обращающие наше сознание к вершинам духовных идеалов».

В.И.Нифадьев, академик, ректор Кыргызско-Российского Славянского университета:

«Трудно переоценить тот огромный вклад, который внес С.Н.Рерих в культуру XX столетия. Гениальный художник, крупный философ и теоретик искусства, педагог, ученый, выдающийся общественный деятель, Святослав Николаевич Рерих всегда утверждал высокие духовные идеалы в жизни и искусстве.

Россия, Индия и все человечество с чувством глубокой благодарности отдают дань памяти великому Мастеру, чьи живописные полотна, насыщенные мощной энергией творчества, устремляют нас к более совершенным мыслям и действиям».

Канвал Сибал, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индия в Российской Федерации:

«Мы постоянно подчеркиваем, насколько Святослав был индийцем и насколько он, имея очень тесные духовные связи с Индией, выражал ее духовный пейзаж, но мы не можем забыть и о том, что через него мы получали русское культурное наследие. Святослава Рериха можно назвать дорогим подарком России нам, индийцам. Мы очень высоко ценим и дорожим его памятью и наследием, которое является неотъемлемой частью наследия всей семьи Рерихов. Наш премьер-министр является почетным президентом Международного мемориального треста Рерихов, который был создан Святославом Рерихом в 1989 году. Правительство и народ Индии приняли конкретные меры по охране наследия Рерихов в Наггаре (штат Химачал Прадеш) и в имении Татагуни рядом с Бангалором (штат Карнатака)».

Шри М.П.Пракаш, министр по налогам и сборам, по делам парламента правительства штата Карнатака, Бангалор, Индия:

«Д-р Святослав Рерих был талантливым художником и не менее выдающимся гуманистом. Я имел счастье общаться с д-ром Рерихом и спрашивал его о переменах, происходящих в политической жизни России, но, к моему удивлению, он хранил глубокое молчание. Позже я понял, что в тишине этого молчания он передавал тысячи добрых мысленных посылок. Он старался не касаться политических вопросов, но был открыт для всего прекрасного в жизни. Он жил красотой, он любил красоту, воплощал ее на своих полотнах и завещал ее будущим поколениям. Его картины несут в себе богатую традицию мира и спокойствия, любви и сострадания. В связи с этим особенно хочется упомянуть его полотна, на которых нашла свое отражение тема распятия Христа, а также портреты Джавахарлала Неру. Многие из этих характерных для творчества художника работ украсили стены «Карнатака Читракала Паришад» (Центра искусств) в Бангалоре и экспонировались на многочисленных выставках, прошедших по всему миру. Как критики, так и простые люди проявляют огромный интерес к творчеству великого художника.

Почитаю за честь охранять богатое наследие Рерихов, которое послужит дальнейшему укреплению связей между Индией и Россией, ибо оно выявляет духовное родство двух стран…»

Адити Васиштха, директор школы имени Ауробиндо, Бангалор, Индия:

«Жизнь доктора Святослава являлась живым примером самых высоких и самых чистых жизненных идеалов. Именно это было в нем необыкновенно привлекательно. Доктор Святослав прошел высочайший жизненный путь. Он жил в Свете, мыслил и действовал по велению не рассудка, а души. Он был добр ко всем, полон божественного смирения, его слова успокаивали и вдохновляли слушателей. Он был подобен солнечному свету и, всегда счастливый сам, дарил счастье всем, кто с ним соприкасался. Нам надо стараться быть похожими на него».

Локеш Чандра, доктор философии, профессор, директор Международной академии индийской культуры, Дели, Индия:

«Картины Святослава Рериха — это его дар этому миру во имя красоты, во имя цветения и восторга любви, во имя той радости, которую источают его завораживающие краски. Они открывают перед нашим взором неизмеримые космические глубины. Святослав стремился создать своей кистью «более совершенное человечество, живущее в красоте, единстве и гармонии». Как и его отец Николай Рерих, он писал Гималаи в их исключительном природном богатстве, воплощая в своих полотнах духовную красоту пейзажа. В его картинах мощная духовность, живописная красота и повседневная жизнь составляют нерасторжимое единство. Они приобретают силу символа общечеловеческих ценностей и способствуют глубокому восприятию жизненных явлений. В эпоху, когда воинствующий материализм угрожал смести всю культуру и выхолостить энергию общества, работы Святослава явились глубоким проникновением в подлинный смысл жизни. Звоны матушки-России были тем неизбывным и страстным стремлением Святослава, которое только усиливали вечные снега Гималаев. Где-то в глубине его души жили воспоминания о снежных российских зимах, проглядывающих сквозь смутную горную дымку на его Гималайских картинах. Величайший поэт Индии Калидаса говорит о Гималаях как о «Владыке Гор, Душе Богов» (devatвtmв Himвlayo nвma nagвdhhirвjah). Их безмолвные и ясные очертания хранят нетронутыми краски снега: белые и чистые. Так и имя его: Святослав — это «Слава Священного». Он пытается увидеть, открыть, понять и пережить неизвестное, окутанное космическим безмолвием Владыки Гор, — в золотом сиянии своих полотен, в капельке, оброненной лучами радуги, в переливах вечноголубого и изменчивого зеленого».

Шашибала, доктор философии, профессор Института Национального музея, Международная академия индийской культуры, Дели, Индия:

«Профессор Святослав Рерих жил в духовном мире, стремясь незримое сделать зримым, воплотить невоплощенное, возвысить человеческое сознание, уподобляясь в этом бодхисаттве, который проходит все десять стадий духовного роста, ведущих к Просветлению, как это сказано в «Дасабхумика-сутре». Он был истинным сыном Елены, Матери Агни Йоги, от которой он унаследовал текущую в ее жилах кровь Воителя, упрочившую его предопределение. Живопись Святослава — это его поиск огня, того животворного пламени, которое горит в сердце радостью творчества. Это тот огонь, которому посвящен первый стих Ригведы: «Агни призываю я». Это тот огонь, который вдохновил культурный диалог между Россией и Индией. <…>

Живопись для Святослава была не ремеслом, а избранным им способом выражения своего образа мыслей и восприятия мироздания. Глубина ума давала яркость восприятия. Исследование тайн природы превратилось у него в поэму, в сагу. В сердце своем он был поэтом и философом, погруженным в размышления и созерцание. Он изображал мир своего воображения под открытым небом. Его образы природы переносят на холст жар его эмоций, передаваемый в возвышенных формах. В них заключена их таинственная суть, благородный строй его мыслей, взглядов и чувств и, наконец, умение их выразить. Красота его живописи заключена в символике, создающей утонченную глубину. Сила выразительности его картин отражает высоты русского сознания. <…>

На картины Святослава нужно смотреть не только глазами, ибо они являются отражением чувств и стремлений, эмоций и идеалов, связанных с воспеванием трансцендентальных качеств формы. Центральная идея его живописи — гармония человека и Космоса, показанная через гармонию цветовых сочетаний, возрождающую дух человечества».

Леонардо Амарал, президент Ассоциации Агни Йоги, Бильбао, Испания:

«Наследие семьи Рерихов принадлежит всему человечеству, его нужно сохранить в каждой стране, но особенно здесь, в России. Повсюду мы видим последствия пагубной деятельности человека. Эгоизм, безграничные амбиции и жажда власти ввергают планету в хаос. При этом стремительно разрушается и природа, и — в своем безумии и желании получить максимальную прибыль за кратчайший срок — человек. <…> Для преодоления этого невежества, этих препятствий и непрочных взаимоотношений трудно найти что-либо лучшее, чем философия семьи Рерихов».


Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов