Защитим имя и наследие Рерихов - том.1. Русская православная церковь против Рерихов Приложение. Переписка МЦР и рериховских обществ с Патриархией Мы представляем переписку МЦР с Патриархией, в которой последняя выразила свои позиции по отношению к новым научным и философским идеям. «Православию чужды, — писал митрополит Кирилл, — представления о мироздании, как некоей энергетической системе и неизвестны “законы космической эволюции”». В свое время церкви были чужды и представления о том, что Земля вертится, а Солнце является центром Солнечной системы. В одном из писем нам предложили выбрать между Православием и Живой Этикой. Православие — это религия, Живая Этика к религии не имеет отношения, а является философской системой. Об этом мы говорили много раз. Но, видимо, нас не хотят понять. Патриархия с удивительным упорством продолжает вести свою линию и по-прежнему порочит Рерихов, великих созидателей русской культуры. Остается удивляться: страну буквально захлестнули самые дикие поверья и предрассудки, самые извращенные формы религии, но РПЦ это, видимо, мало волнует. Главный огонь ее критики сосредоточен на Рерихах и их творческом наследии. Так что же или, точнее, кто же стоит за всем этим? Возможно, мы узнаем об этом в скором будущем. Хотя многое и сейчас уже ясно. Редколлегия --------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------- МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР РЕРИХОВ Патриарху Московскому Ваше Святейшество! Международный Центр Рерихов (мцр) выражает свое недоумение по поводу пунктов 5 и 13 Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», в которых, в частности, говорится: «О запрещении пропаганды учения “Живой Этики”, введенной в оборот семьей Рерихов и называемой также “Агни Йoгой”», а также, что «люди, разделяющие учения этих сект (?!) и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви» (выделено нами). В мире хорошо известно об отношении Рерихов к христианству, Православной Церкви, к Святым Иоанну Кронштадтскому и Сергию Радонежскому. В своем творчестве Н.К.Рерих неоднократно обращался к образу Сергия Радонежского, изображая его на своих картинах. Кто не знает Рериха как одного из величайших воплотителей духовности и светлого начала в его полотнах, украшающих музеи и картинные галереи самых великих стран мира? Кто не знает подвижническую, беспорочную службу Русской Культуре этого человека в течение сорока с лишним лет? Рерих поднял Знамя Мира для охраны памятников культуры, создал основу знаменитой Гаагской конвенции ООН о защите культурных ценностей. Вызывают по меньшей мере удивление систематические выступления в средствах массовой информации диакона Андрея Кураева, который в своих статьях и выступлениях дискредитирует Русскую Православную Церковь, умышленно извращая текст Определения Архиерейского Собора и запугивая людей преданием их анафеме и отлучением их от Церкви только за то, что они изучают «Живую Этику» и знакомятся с творческим наследием Рерихов, а также об отлучении от Церкви давно умерших людей — Блаватской и Рерихов (см. статью «Анафема» в газете «Сегодня» от 19.11.94 г., статью в журнале «Новый Мир» № 10, 1994 г.). Дьякон Кураев также упрекает рериховцев в том, что они «корежат Евангелие», сам при этом корежа, фальсифицируя и подтасовывая фразы из текстов «Живой Этики». Достаточно посмотреть на эти тексты, на которые ссылается Кураев, в оригинале, а не в его цитатных вариантах, чтобы понять, почему просвещенные миряне считают несовместимыми истинное христианство и кураевский фальсифицизм. Общеизвестно, что «Живая Этика» не является религиозным учением и никакого отношения к оккультизму не имеет. «Живая Этика» является уникальным произведением, объединившим философскую мысль Востока и Запада, достижения общечеловеческой современной культуры, цивилизации и науки. Мы считаем великим грехом предавать анафеме людей только за их внутренний образ мыслей, потому что по-христиански глубоко почитаем свободу совести каждого человека. Считаем глубоким невежеством порицать то, о чем так мало знаем. Если наш ближний вышел за ограду наших предрассудков, — значит, он уже «крамольник». Если он поднялся в мыслях своих немного выше обывательского уровня — значит, он «вольнодумец». Если он увлекся Божьим миром, изучает звезды, или древние культуры, или религии — значит, он «оккультист». Если он почтительно отнесся к чужой вере — значит, он «отступник». Если Св. Евангелие переведено на 770 языков, то выходит, что из них 769 языков передают Учение Христово ложно, и только наш язык толкует его правильно. Это ли не антихристианское извращение Завета Христова, Который сказал: «Идите и научите все языки». В Мичуринске Тамбовской области церковнослужители вместе с сотрудниками ФСК, ссылаясь на статью А.Кураева, практически сорвали выставку картин Н.К.Рериха (декабрь 1994 – январь 1995 г.). В каких еще городах и весях церковнослужители будут запрещать знакомиться с достоянием России и мира — картинами Рерихов? Почему Православная Церковь может вмешиваться в деятельность не религиозных, а культурно-просветительских Рериховских обществ, созданных практически по всей Руси Великой и по всему миру? И с каких пор диаконы, как это делает А.Кураев в прессе, решают вопросы, кому должна принадлежать государственная собственность — арендуемая МЦР? усадьба Лопухиных?! Мы полагаем, что нельзя отдавать на откуп одного дьякона Кураева трактовку общекультурных вопросов и позиции Русской Православной Церкви. Международный Центр Рерихов является культурной общественной неправительственной организацией при ООН, ставит своей целью сохранение и популяризацию культурного и художественного наследия семьи Рерихов, имеющее всемирное культурное значение, пользуется заслуженным авторитетом не только в России, но и за рубежом, и никак не является сектой, а выступает за гуманизм, человеколюбие, мир на земле, за Нравственность и Культуру, за что ратует и наша Православная церковь, и лично Вы, Ваше Святейшество. Мы считаем, что упоминанием Рерихов и «Живой Этики» в тексте Определения «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» была допущена роковая ошибка. Ваше Святейшество, Вы благословляете тех людей, кто составляет гордость и славу России, кто служит на благо ее народу. Семья Рерихов по праву относится к таким людям, поэтому заслуживает глубокого уважения и признательности. Надеемся также, что очередной Архиерейский Собор Русской Православной Церкви исправит ошибку вышеупомянутого Определения. Но уже сейчас мы просили бы Вас, Ваше Святейшество, более внимательно отнестись к этому вопросу, так как тысячи верующих православных людей, которые изучают «Живую Этику», творческое наследие Рерихов, восприняли решение Архиерейского Собора с большим недоумением. Надеемся на Вашу мудрость и понимание. С глубоким уважением и почтением к Вашему высокому сану, -------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------- МЕЖДУНАРОДНЫЙ Российская Федерация 3/5 Maly Znamensky, Moscow, 121019
Архиерейскому Собору Русской Позвольте довести до сведения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви выписку из Решения Правления Международного Центра Рерихов (МЦР) от 13.07.2000: «Правление Международного Центра Рерихов обращается к Первоиерарху и Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II , а также к Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви и свидетельствует свое глубокое уважение. В течение ряда лет Международный Центр Рерихов и рериховские организации, сотрудничающие с МЦР, подвергаются критике со стороны некоторых богословов Русской Православной Церкви в части Учения Живой Этики. В связи с этим Правление МЦР еще раз обращается к Его Святейшеству Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II и Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви. Провозглашенные в Учении Живой Этики идеи зиждятся на принципах культуры, высокой нравственности, сотрудничества, взаимопонимания и согласия между людьми, уважения к человеку, его правам и свободе. По существу такие же идеи и принципы провозглашает и проповедует Русская Православная Церковь. Международное общественное объединение «Международный Центр Рерихов» просит ответить на следующие вопросы: — Какие конкретно действия Международного общественного объединения «Международный Центр Рерихов» и сотрудничающих с МЦР рериховских организаций «целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой»? (Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 г. п.4). — Каковы основания и аргументы причисления Русской Православной Церковью Учения Живой Этики к учениям «сект» и «новым религиозным движениям»? (Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 г. пп.5, 13). — Какими основаниями и аргументами руководствуются богословы Русской Православной Церкви, когда они относят Международное общественное объединение «Международный Центр Рерихов» к «псевдохристианским сектам» и «новым религиозным движениям»? Правление МЦР на основании выводов юридической и научной экспертизы о том, что Международный Центр Рерихов и сотрудничающие с МЦР рериховские организации не являются ни сектой, ни тоталитарной сектой, ни религиозной сектой, ни новым религиозным движением просит вывести из Определения Архиерейского Собора 1994 г. «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (в любой удобной для Русской Православной Церкви форме) фразу : «Усиленно пропагандируется “Учение живой этики”, введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также “Агни-йогой”». Правление Международного Центра Рерихов надеется, что это будет способствовать установлению взаимопонимания и согласия между людьми. С аналогичным письмом Правление Международного Центра Рерихов обратилось к Его Святейшеству Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Приложение: 83 листа. -------------------------------------------------------------------------------- Секретарю правления Уважаемая Ирина Владимировна! Сообщаю, что письмо и подборка документов, направленная Вами Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, получена. Относительно ряда вопросов, поставленных в Вашем письме, хотел бы сказать следующее. Согласно одному из документов Юбилейного Архиерейского Собора нашей Церкви, носящему название «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, о которой Сам Спаситель сказал:«Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16. 18). В этом же документе говорится, что Церковь несет полноту ответственности за распространение Истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о «вере, однажды преданной святым» (Иуд. 3). Она предлагает человеку путь религиозной и нравственной жизни, который один в полной мере способен помочь ему обрести Истину. Ни одно другое религиозное или философское учение не воспринимается в Православии в качестве такого пути. Поэтому само представление о равенстве подобных учений уже противоречит духу Православия. Попытка же синкретического «слияния» или «объединения» Православия с другими, внешними для него религиозно-философскими взглядами — несовместима с пребыванием в Церкви Христовой. Посему говорить о каком бы то ни было единстве учения Международного центра Рерихов и Православной Церкви не имеет смысла. Именно это, в частности, констатировал Собор 1994 года, принимая определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», которое остается в силе и пересмотр которого в ближайшее время не предполагается. Естественно, это определение не следует воспринимать как призыв к какого-либо рода репрессиям. Не надо и приравнивать его к проклятию, как это иногда некорректно делается журналистами. Однако, если последователи учения Рерихов действительно хотят пребывать в лоне Святой Церкви, им надлежит сделать выбор в пользу признания уникальности христианского, церковного пути к вечному спасению, отказаться от элементов синкретизма и плюралистического подхода к вопросу об истине, а также от признания положительного значения за нехристианскими мистическими практиками. С уважением, Заместитель председателя -------------------------------------------------------------------------------- ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ Архиепископу Тверскому Уважаемый архиепископ Тверской и Кашинский Виктор! Наше обращение к Вам вызвано Вашим праздничным посланием «С Великим праздником Рождества Христова», опубликованным в газете «Тверские ведомости» № 2(11–36) от 5–11 января 2001 года. Прошло немало времени, но актуальность проблемы, побудившей наше письмо, не утрачена и не утратится до тех пор, пока не прольется свет справедливости. В Вашем Рождественском послании Вы сокрушаетесь о нынешнем «подлинном нашествии всевозможных зловредных сект». Мы понимаем Вашу заботу о чистоте и целостности Православия на Тверской земле. Но мы были глубоко изумлены тому, что Вы причисляете и нашу организацию к категории тоталитарных сект. Известно, что секта – это религиозная группа, отмежевавшаяся от господствующей церкви, или обособленная община, замкнувшаяся в своих узких интересах. Но это не имеет к нам никакого отношения. Наша общественная организация существует почти 10 лет, зарегистрирована в органах Юстиции и занимается культурно-просветительской деятельностью, соблюдая Устав организации, Гражданский Кодекс и Конституцию России. Учение Живой Этики и философские труды Рерихов не являются религиозными, и уж тем более антихристианскими, и уж тем более, как Вы выражаетесь, «дьявольскими кознями, направленными против церкви». Широкие гуманистические идеи Рерихов становятся все более актуальными в современном мире; Рериховская формула «Мир через Культуру» понятна человеку любой страны, любой народности, любого вероисповедания. Постигая основы нового мировоззрения, новых направлений науки, укрепляя идею целительной силы Культуры и светлого мышления, мы с глубоким уважением относимся к Православию и никогда не оскорбляли религиозных последователей и служителей церкви. На основании каких законов Российской Федерации или иных нормативных правовых основ или постановлений Верховного Суда Российской Федерации Вы определяете нашу деятельность как деструктивную, тлетворную и относите нашу организацию к «новому религиозному движению»? Очень надеемся, что недоразумения в понимании деятельности нашей организации разрешатся ко благу. С уважением и надеждой на взаимопонимание, Председатель Тверской областной -------------------------------------------------------------------------------- ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ Уважаемая госпожа Председатель! По благословению Его Высокопреосвященства Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, отвечаю на Ваше письмо к Владыке от 12.03.01 г. Для меня оказалось приятной новостью известие, что Вы и возглавляемая Вами организация так внимательно изучает церковные документы, в частности праздничные послания Его Высокопреосвященства. Надеюсь, это станет доброй традицией. Всех сотрудников центра св. Марка тронул стиль, лаконичность и правоведческая осведомленность авторов письма. Постараюсь быть столь же немногословным и развеять ваши «изумления». «Актуальность проблемы, – пишете Вы, – не утрачена и не утратится до тех пор, пока не прольется свет справедливости». Смею напомнить, что «свет справедливости» «пролился» уже 7 лет назад, когда Архиерейский собор в декабре 1994 года принял «Определение о псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». Этот документ предупреждает всех граждан, относящих себя к Русской Православной Церкви, об опасности для спасения души обращения к различного рода оккультным учениям и практикам, среди которых названа и «живая этика». Позволю себе небольшое цитирование: «Усиленно пропагандируется “Учение живой этики”, введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также Агни Йогой… Люди, разделяющие учение этих сект и движений (т.е. и рерихианского), а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви». Цитируемый документ был пояснен в письме митрополита Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений, главе «Международного центра Рерихов» Г.Печникову в 1995 году. Митрополит писал: «Наша Церковь ни в коей мере не берется судить о достоинствах культурного и художественного наследия семьи Рерихов, равно как не пытается оценивать живопись Николая Константиновича. Но мы обязаны высказать точку зрения Церкви на учение, претендующее быть новым откровением для мира, и тем предостеречь неискушенного человека, не получившего в силу существовавших запретов нормального христианского воспитания, от уклонения от истинного пути святоотеческого богопознания. Именно поэтому Архиерейский Собор, руководствуясь учением Господа нашего Иисуса Христа, следуя Святому Преданию и многовековым традициям нашей Церкви, указал в своем Определении на несовместимость “учения живой этики” с Православием, а ее последователей назвал отлучившими самих себя от Церкви». «Определение» – есть соборное мнение священноначалия, разработанное при участии богословов и религиоведов нашей Церкви, так что теперь моя очередь «изумляться» Вашей неосведомленности о столь важном мнении Русского Православия. Его Высокопреосвященство, по сути, ничего нового не произнес, и в «Рождественском Послании» еще раз напомнил верующим своей епархии о духовной, подчеркну, именно духовной, а не социальной или политической опасности, исходящей от учений, подобных «живой этике». Он – Архипастырь, и кому, как не ему, нести попечение о своих христианах, свидетельствуя чистоту Православия. В данном случае Высокопреосвященнейший Владыко в согласии с церковным «Определением» пишет: «Не утихает тлетворная работа сект, скрывающих свою религиозную суть и рядящихся в одежды различных просветительских обществ – таковы «Новый Акрополь» (агрессивная тоталитарная секта латиноамериканского происхождения) и так называемые рерихианцы, под видом культурно-просветительских акций пропагандирующие антихристианское оккультно-теософское учение Николая и Елены Рерихов, известное как «живая этика», или Агни йога. Бурную издательскую деятельность в целях прикрытия своей «целительной» практики (запрещенной Министерством здравоохранения РФ как наносящей вред здоровью) развернули в последние годы на тверской земле активисты одного из «терапевтических культов» – изгнанные в свое время из Подмосковья и «окопавшиеся» вблизи Торжка последователи Виктора Давидовича Столбуна». Насколько я понял, Вас огорошило слово «секта». Вы пишете: «Известно, что секта – это религиозная группа, отмежевавшаяся от господствующей Церкви, или обособленная община, замкнувшаяся в своих узких интересах», а далее резюмируется: «…что это не имеет к нам никакого отношения». К сожалению, Вы не указываете, откуда это «известно», и тем более остается открытым вопрос, «что именно не имеет к вам отношение»? Понятие «секта», употребленное в «Послании» и широко используемое в СМИ, смею уверить, имеет религиоведческий, т.е. научный характер. Оно гораздо шире предложенной Вами версии, и, чтобы не перегружать эти страницы цитированием, рекомендую обратиться к учебникам для ВУЗов: «Религиоведение» Гараджа В.А. (М., 1995 г.) и «Религиоведение» Яблоков. (М., 1999 г.). То, что Владыко называет вашу деятельность «деструктивной, тлетворной» и относит рериховскую идеологию к «новым религиозным движениям», вполне справедливо. Если человек принимает идеи «живой этики», то он не принимает учение Христа, сказавшего: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10.32). Следовательно, такой «неисповедающий» Христа человек лишается спасения, а распространяя эти идеи, он соблазняет других людей: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня: тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Мк.9.42). Так что деятельность упомянутой личности справедливо может считаться для духовной жизни «деструктивной и тлетворной». Одной из уловок сектантства всегда было заявление о собственной мифической древности или некой преемственности, но ваши авторы, Рерихи, умерли менее века назад, и для Церкви Христовой, вступившей в третье тысячелетие своей истории, их «Учение» является «новым», следовательно, и ваша группа может считаться «новым религиозным движением». Что плохого или несправедливого в этой формулировке? А закон Российской Федерации здесь совершенно ни при чем. В нашей с Вами телефонной беседе Вы спросили, является ли двухтомная работа диакона Андрея Кураева мнением всей Церкви? Обращаю Ваше внимание на то, что книга о. Андрея «Сатанизм для интеллигенции. О Рерихах и Православии» вышла в свет спустя два года после вышеприведенных слов Митрополита Кирилла и, согласно аннотации, «Рекомендована к печати отделом Религиозного образования и катехизации Московского Патриархата». В своем исследовании о. Андрей подробно разобрал все те идеи «живой этики», что были определены Церковью как еретические. И вот что любопытно: Ваши единомышленники до сих пор не почли возможным что-либо внятно, на серьезном научном (религиоведение считается научной дисциплиной) уровне ответить автору «Сатанизма для интеллигенции». Ну да это их дело. Вернемся к Вашему письму. Там есть такой фрагмент: «Учение “живой этики” и философские труды Рерихов не являются религиозными и уж тем более антихристианскими…» Простите, но разве Рерихи в Агни Йоге сообщали что-то про особенности суглинка в среднерусской полосе или разрабатывали двигатель внутреннего сгорания? Занимались ли они вообще наукой? Разве не Е.Рерих в «Письмах 1929–38» (Т.1 С.344) ободряет своего читателя: «Итак, не горюйте об утрате антропоморфного Бога. Вместо одного, Недосягаемого и Непознаваемого Образа, ибо “Бога никто никогда не видел”, перед Вами встает грандиозная цепь Иерархии Сил света». Во втором томе тех же писем Ваш «ученый и гуманист» сообщает: «Абсолют вмещает все вселенские проявления, Абсолют из своего абсолютного Единства при проявлении становится Абсолютом беспредельной дифференциации и ее следствий – относительности и противоположений. Так в своем космическом аспекте Сатана не есть существо, но лишь олицетворение следствий дифференциации относительности и противоположений» («Письма 1932–1955». С.433). Не собираюсь анализировать приведенные пассажи, хочу только полюбопытствовать: это и есть «гуманистические идеи, все более актуальные в современном мире?» Ваш странный лозунг «Мир через Культуру» (Где ключевой глагол? Мир через «культуру» что? – познается, меняется или завоевывается?) легко сбивает с толку неподготовленного человека, т.к. Вы умалчиваете, что культура (отчего писать это слово с прописной буквы?) для рерихианцев – это прежде всего многотомная «Агни Йога» и «Письма Е.Рерих». Русская культура создана благодаря Православию, с которым Ваши «мыслители» находились, мягко говоря, в состоянии конфронтации, спокойно обходилась и далее сохранится без новых переизданий книг тех людей, что приветствовали приход большевиков к власти, а о Спасителе говорили: «Так произошли странные кощунственные явления: страшное внушение понятия, что крестная смерть Христа спасла человечество от первородного греха и всех последующих» («Письма Е.Рерих. 1932–55». С.426). Скажите, как православный человек может после этих слов, которые являются надругательством над его верой в спасительную Жертву Голгофы, серьезно относиться к Вашей декларации: «…мы с глубоким уважением относимся к Православию». Простите, т.к. оказался нечестен, пообещав сохранить немногословность, но Ваши «надежды, что недоразумения в понимании деятельности рериховской организации разрешатся ко благу» (к чьему благу?), остаются скорее мечтами. О «деятельности» Его Высокопреосвященство, кстати, и не говорил, хотя вера уже есть дело, а Вы верите (как бы этот факт Вами и не оспаривался) в то, что, по мнению Церкви, является оккультным учением и подлежит анафематствованию по «Чину Торжества Православия»: «Не верующим, что Бог есть Троица – анафема». Да просветит Господь Вас светом Богопознания Своего. С уважением, протоиерей А.Шабанов |
Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов