Ответ Международного Центра Рерихов, направленный в газету «NURNBERGER ZEITUNG», на статью М.Заводского (Magnus Zawodsky) «Художник захватывает власть. Увлекательно: кем был Николай Рерих?» от 3 января 2012 г.

В газете «NURNBERGER ZEITUNG» 3 января 2012 г. была опубликована статья Magnus Zawodsky «Художник захватывает власть. Увлекательно: кем был Николай Рерих?». В конце своей статьи М.Заводский упоминает «биографа» Н.Рериха Эрнста фон Вальденфельса и говорит о его книге «Nikolai Roerich – Kunst, Macht und Okkultismus». Однако трудно понять, является ли написанное М.Заводским рецензией на книгу Э. фон Вальденфельса, так как он не делает никаких ссылок на нее, либо же это его собственное мнение. Но и в том, и в другом случае необходимо знание материала, о котором пишут. В особенности тогда, когда говорят о таком деятеле культуры мирового уровня – великом русском художнике, ученом, мыслителе, общественном деятеле и организаторе международного движения в защиту культуры, – увенчавшегося подписанием в 1935 г. международного договора в защиту культурных ценностей – Николае Рерихе.

Многие великие представители человечества высоко ценили Рериха, в том числе и как художника. Например, Рабиндранат Тагор восхищался картинами Николая Рериха: «Глядя на них, я понял одну простую вещь, которая как будто бы и совершенно ясна, но которую, тем не менее, нужно вновь и вновь открывать для себя, а именно то, что Истина – беспредельна. Ваше искусство наделено чертами исключительной самобытности, потому что оно – великое искусство». А вот что говорил Альберт Эйнштейн о картинах Николая Рериха: «Я восхищаюсь искренне Вашим искусством и могу сказать без преувеличения, что никогда еще пейзажи не производили на меня столь глубокого впечатления, как эти картины».

Народный художник России, действительный член Российской академии художеств, профессор М.М Курилко-Рюмин так сказал о творчестве Николая Рериха: «Беру на себя смелость сказать о Николае Рерихе как художник о художнике, что это был великолепный мастер. Он был счастливым человеком, потому что появление уже его первой картины «Гонец» было встречено как очень крупное и яркое явление русского искусства. …Прикосновение кисти художника к холсту может быть вульгарным, а может быть тонким и проникновенным. Вот этой тонкостью и проникновенностью прежде всего поражал Рерих в своих работах». А Magnus Zawodsky легко позволил себе сказать о великом художнике, что Рерих рисовал китч.

Далее автор статьи утверждает, что Николай Рерих «хотел, упрощенно сказать, чтобы Красная армия вступила в Тибет и сделала его властителем в снежной стране», и для достижения этой цели Рерих начал сотрудничать с Глебом Бокия, начальником отдела тайной полиции ЧК, который «пытался забросить Рериха через Монголию в Тибет». Так Magnus Zawodsky пытается убедить читателей в том, что Николай Рерих, являясь секретным агентом ОГПУ, пытался вооруженным путем достичь своих геополитических целей. Это снова не соответствует действительности. Впервые ложь о сотрудничестве Николая Рериха с разведкой СССР в России была высказана журналистом Олегом Шишкиным в 1994 г. в нескольких статьях в московской газете «Сегодня». На основе своих вымыслов он позднее издал книгу «Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж». Ложь в отношении Николая Рериха была подхвачена коллегами О.Шишкина по клевете Росовым и Андреевым. Стоит сообщить немецким читателям, что еще в 1996 г. на основании иска Международного Центра Рерихов Тверской межмуниципальный суд Москвы признал информацию О.Шишкина о том, что Николай Рерих являлся секретным агентом советских спецслужб и вооруженным путем пытался захватить власть в Тибете, не соответствующей действительности и порочащей честь и достоинство Николая Рериха и членов его семьи. 16 лет как данное решение суда вступило в законную силу. Поэтому распространение любых сведений подобного характера Международный Центр Рерихов будет расценивать как клевету со всеми вытекающими последствиями.

Ну и совсем бредовыми и кощунственными выглядят слова автора статьи о том, что «Рерих был предотвращенный Гитлер». Сделать такое сравнение культурному человеку просто невозможно, так же как невозможно совместить свет и тьму. Николай Рерих известен во всем мире не только как великий художник, писатель, мыслитель, ученый и путешественник, но и как последовательный борец за торжество мира и культуры. Его по праву называют великим миротворцем. Только такому человеку было возможно в преддверии Второй мировой войны провозгласить приоритет культуры в развитии цивилизации и необходимость ее защиты, организовать в начале 30-х годов прошлого века международное движение в защиту культурных ценностей, которое увенчалось подписанием первого международного договора «Об охране научных и музейных учреждений и исторических памятников» как в мирное, так и в военное время. Этот договор, известный как Пакт Рериха, был подписан 15 апреля 1935 года в кабинете президента США в Белом доме в Вашингтоне. При его подписании президент Рузвельт сказал: «Предлагая этот Пакт для подписания народам всего мира, мы стремимся к всемирному применению одного из важнейших принципов сохранения современной цивилизации». Идеи Пакта Рериха легли в основу Гаагской конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов.

Нацистская Германия выступила против подписания Пакта Рериха. Невежество двигало нацистами, когда они разрушали памятники культуры. То же невежество, к сожалению, движет сегодня М.Заводским и ему подобными, когда они порочат память о великом миротворце Николае Рерихе.

Культура – это великие достижения человеческого гения, это есть знание и красота, которые являются основой нашей жизни. Разрушение культуры происходит не только тогда, когда уничтожаются памятники истории и культурные ценности, но и когда мы порочим имена таких великих представителей культуры, каким был Николай Рерих. Последнее равносильно тягчайшему преступлению, так как лишает молодое поколение веры в великую силу культуры.

В заключение хотелось бы привести слова самого Рериха, свидетельствующие о его глубоком знании и любви к немецкой культуре: «Шиллер и Гете занимали почетное место на моем столе, начиная со школьного времени. И я помню, что мои первые сюжеты со школьных лет были «Ундиана» и «Лесной Царь». И Дюрер, и Холбейн оставались всегда для меня как свидетельство мощных достижений духа. Те же великие традиции искусства мы должны всячески охранять и укоренять в современную жизнь. Иначе откуда же придет благородство духа? Как же будет расти достоинство человечества? Откуда же снизойдет осознание широкого сотрудничества и взаимное доверие? Все из того же неисчерпаемого источника, светоносного, благословенного творчества. Жизнь преображается подвигами Культуры. Трудны они во времена узкого материализма, но тем не менее мы знаем, что лишь эти подвиги составляют двигательную силу человечества. Свет един, и поистине международны врата к нему и доступны они для всех искренних искателей света».

Выход книги Эрнста фон Вальденфельса является позором для Германии. Но мы все же верим, что живы великие традиции немецкой культуры и благородство духа.



Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов