Ответ Международного Центра Рерихов, направленный в газету «Neues Deutschland», на статью Сабины Нойберт «Загадочный пророк» от 20 декабря 2011 г., посвященную книге Эрнста фон Вальденфельса «Николай Рерих. Искусство, власть и оккультизм»
20 декабря 2011г. в Вашей газете «Neues Deutschland» была опубликована статья Сабины Нойберт «Загадочный пророк», посвященная книге Эрнста фон Вальденфельса «Николай Рерих. Искусство, власть и оккультизм», претендующей на биографическое исследование. Статья Сабины Нойберт, написанная в духе разоблачающей сенсации, показывает абсолютное незнание журналистом истинной биографии Николая Рериха – одного из выдающихся деятелей культуры 20 века. В отличие от Сабины Нойберт и цитируемого ею Эрнста фон Вальденфельса, выдающиеся деятели мировой науки и культуры оценивали реальный огромный вклад Рериха в сокровищницу мировой культуры совершенно иначе. «…Я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий учитель и писатель, археолог и исследователь, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Уже само количество картин изумительно – тысячи картин, и каждая из них – великое произведение искусства…» – так высказывался о нем Джавахарлал Неру, премьер-министр Индии.
Во всем мире Николая Рериха знают как выдающегося общественного деятеля и миротворца, активно выступавшего в защиту мирового культурного наследия. «Мир через Культуру» – эта идея была основой всей деятельности Николая Рериха. «Чтобы воспринять мир во всей его подлинности, нужно осознать и все подлинные сокровища человечества. Тот же, кто поймет и осознает эти ценности, научится и хранить их». Николай Рерих воплотил в жизнь эти мысли, став инициатором создания международного общественного движения в защиту культуры и первого международного договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» в мирное и военное время, впоследствии известного как Пакт Рериха, который затем был положен в основу Гаагской конвенции 1954 г. «О защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов». Даже если бы Пакт стал единственным достижением художника, то это уже вписало бы Николая Рериха в летопись мировой культуры. Но масштаб его личности был поистине уникальный. Он также известен как мыслитель, писатель, путешественник и ученый.
На основании богатейших научных материалов, собранных Рерихами в ходе знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции Николая Рериха, в долине Кулу (Индия) был основан научно-исследовательский Институт Гималайских исследований «Урусвати», успешно сотрудничавший с самыми известными учеными своего времени – Альбертом Эйнштейном, Нильсом Бором и другими. О всемирном признании заслуг Н.Рериха свидетельствуют награды, которыми его удостоили правительства многих стран мира, а также почетные звания, присвоенные научными, общественными и культурными организациями, основателем, покровителем, президентом и действительным членом которых он состоял. Достаточно упомянуть, что Рерих был Кавалером ордена Почетного Легиона, Членом Красного Креста (Франция), Вице-президентом Американского института археологии (США), основателем Института Объединенных Искусств в Нью-Йорке и многих других. Все эти факты ясно показывают, что различного рода «сенсации», распространяемые о Николае Рерихе, являются не более чем мистификациями и домыслами.
Автору статьи Сабине Нойберт стоило бы лично ознакомиться с произведениями как самого Рериха, так и многочисленными биографическими и научными публикациями о нем, в том числе прижизненными. Тогда автор без труда распознала бы ложные подтексты и компиляции в книге Эрнста фон Вальденфельса и дала бы совершенно иную рецензию на это «бульварное» чтиво.
Показательно, что в качестве авторитетов по Рериху Эрнст фон Вальденфельс выбрал О. Шишкина, В.Росова и А.Андреева, скандально прославившихся в России своими публикациями. Уже много лет они усердно распространяют о Николае Рерихе ложную информацию, приписывая великому художнику и миротворцу секретную связь с советской разведкой, амбициозные геополитические планы, стремление вооруженным путем получить власть в Тибете, чтобы создать на территории Средней Азии независимое государство, и многие другие небылицы.
По словам известного российского археолога академика В.Янина, «все это напоминает мне сумасшедшего из «Похождений бравого солдата Швейка», который утверждал, что внутри Земли находится другая Земля, только большего размера. Но этот несчастный находился в лечебнице, а у нас бредни выдаются за науку».
Родоначальником всей этой лжи был Олег Шишкин, который по иску Международного Центра Рерихов решением суда Москвы еще в 1996 г. был признан виновным в распространении информации, не соответствующей действительности, порочащей честь и достоинство Николая Рериха и членов его семьи. Поэтому пересказы этих домыслов в книге Эрнста фон Вальденфельса «Николай Рерих. Искусство, власть и оккультизм» являются клеветой со всеми вытекающими из этого последствиями.
После ознакомления с книгой становится понятно, почему ее автор не воспользовался крупнейшим в мире архивом Рерихов, хранящимся в Международном Центре Рерихов в Москве. Ведь работая над темой по Рериху, в том числе бывая в Москве, Эрнст фон Вальденфельс не мог не знать о существовании такого архива. К тому же в своей книге он сделал весьма странную приписку о том, что архив Международного Центра Рерихов никому не показывается. И это снова явная ложь, как и многое из того, о чем говорится в книге этого автора. В отделе рукописей Международного Центра Рерихов, где хранится этот архив, работают многие исследователи не только из России, но и Америки, Франции, Великобритании, Болгарии и других стран мира. Почему среди них не было Эрнста фон Вальденфельса, понятно. Автор книги и те, кто ему помогали, не были заинтересованы в материалах нашего архива, так как у них стояла иная задача – всячески принизить личность Николая Рериха, придать несвойственный ему образ, приписать ему прямо противоположные идеи и действия.
Книга Эрнста фон Вальденфельса рекламируется как биография Николая Рериха, но, как ни парадоксально это звучит, в книге практически не представлен сам Рерих. В сносках книги названо более 700 используемых источников, из них ссылок на цитаты из книг самого Рериха не более 10, да и те вырваны из контекста. Автор достаточно вольно трактует их по своему усмотрению. В книге отсутствует очень важный в жизни Рериха дореволюционный период его творчества в России, совершенно не приводятся и не анализируются автором книги высказывание о нем его великих современников Л.Толстого, А.Куинджи, Л.Андреева, М.Метерлинка, Г.Уэллса и многих других, которых невозможно заподозрить в предвзятости. А это уже совсем недопустимо, если речь идет о написании биографии о таком известном человеке, как Николай Рерих. Автор также не счел нужным представить в своей книге многогранную творческую и научную деятельность самого Николая Рериха, не показан весь масштаб его личности. Оставлена без внимания огромная международная деятельность Николая Рериха по сохранению объектов мирового культурного наследия.
Эрнст фон Вальденфельс игнорирует целый пласт научных исследований, в том числе и материалы известных международных научных конференций о жизни и творчестве Николая Рериха. Беспристрастная и объективная исследовательская работа автором книги подменена многочисленными и совершенно бездоказательными пересказываниями овеянных дурной славой псевдонаучных «открытий» и «сенсаций», ничего общего не имеющих с наукой. Поэтому считать книгу Эрнста фон Вальденфельса биографией Николая Рериха не приходится.
Хочется надеяться, что в Германии, стране, которую Николай Рерих очень ценил, которая дала миру столько выдающихся писателей, поэтов, философов, музыкантов, еще найдутся авторы и издатели, которые смогут непредвзято и достойно отразить в своих изданиях жизненный путь истинного подвижника культуры, человека, посвятившего свою жизнь ее защите.