В.В.Фролов
Книги о Рерихах – явление не рядовое, ибо жизнь и творчество Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, равно как и их сыновей, настолько необычны, наполнены знаковыми событиями и несут в себе такое высокое миропонимание, что публикации о всемирно известных культурных деятелях подобного масштаба привлекают все больше и больше читателей. Казалось бы, эти высокие ожидания должны были удовлетворить две книги, недавно вышедшие в минском издательстве «Книжный дом». Это – книги «Елена Рерих» и «Николай Рерих», авторы-составители: А.А.Грицанов, А.И.Грицанова[1],[2].
Рецензируемые книги, на взгляд несведущего в их проблематике читателя, могут вызвать впечатление информационно насыщенных изданий, составители которых (авторские тексты в книгах практически отсутствуют) стремились рассказать читателю о каких-то новых гранях жизни и творчества Е.И. и Н.К. Рерихов. Но это только на первый взгляд. На самом деле все обстоит по-другому. Действительное положение дел раскрывается в рецензиях Т.О.Книжник (более десяти лет занимающейся исследованием и подготовкой к изданию трудов Е.И.Рерих) и Т.П.Сергеевой (исследователя творчества русских ученых-космистов, автора публикаций в защиту имени Е.П.Блаватской и семьи Рерихов), выводы которых — не в пользу этих изданий и, соответственно, их составителей, несущих прямую профессиональную и нравственную ответственность за содержание книг.
Разделяя оценки Т.О.Книжник и Т.П.Сергеевой, мы хотели бы сказать несколько слов о концептуальной стороне этих книг. Понятно, что книги о Е.И. и Н.К. Рерихах не могут не содержать определенной концепции. Но какой? Ответ, казалось бы, очевиден. Эта концепция, в силу особенностей проблематики, связанной с учением Живой Этики и деятельностью семьи Рерихов, должна опираться на методологию Живой Этики, что, в свою очередь, не может не привести составителей к раскрытию образов Е.И. и Н.К. Рерихов как Сотрудников Космических Сил, выполнявших на нашей планете особую эволюционную миссию, духовно подготавливая человечество к новому эволюционному витку. Об этом немало говорится как в трудах самих Рерихов, так и в работах известного ученого-рериховеда Л.В.Шапошниковой, которая занимается исследованием рериховского наследия не одно десятилетие.
Однако после прочтения книг становится понятным, что такая концепция в них отсутствует. Напротив, по нашему мнению, в книгах (скорее всего намеренно) представлен другой подход, который не может не настораживать. Имя и творческое наследие наших великих соотечественников оказалось опутанным такими тенетами двусмысленностей и ложных трактовок, что подобное «обрамление» материала о Рерихах делает просто невозможным правдивое изложение столь важной и ответственной темы.
Если быть более конкретным, в указанных книгах предпринята отнюдь не конструктивная попытка поставить в один ряд концептуально разнородные или даже прямо противоположные фрагменты работ разных авторов. В результате читатель оказывается абсолютно дезориентированным относительно того, что же в действительности делали Рерихи в разные периоды своей жизни и каковы их главные творческие достижения.
В самом деле, допустимо ли в книгах о Рерихах, которые своей жизнью и творчеством доказали целостность и непоколебимость своих высоких устремлений и творческих нахождений, использовать работы известных исследователей их творчества П.Ф.Беликова и Л.В.Шапошниковой в равной мере с публикациями С.Аблеева, И.Минутко, О.Шишкина, В.Росова, Ю.Линника и других лиц, весьма далеких от научного рериховедения? Но это еще полбеды. Фрагменты из публикаций вышеупомянутых авторов даются без сколько-нибудь внятных комментариев составителей, отражающих их нравственную и мировоззренческую позицию. К примеру, фрагменты из работ Т.О.Книжник объединены с противоречащими им выдержками из писаний дьякона А.В.Кураева, а параграфы Живой Этики — с фрагментами из книг Д.Форчун.
Можно себе представить, какое впечатление сложится у читателя, взявшего, к примеру, в руки книгу о Е.И.Рерих — одни авторы пишут о Елене Ивановне, как о «сотруднице Космических Сил», деяния которой имеют огромное эволюционное значение, а другие проводят параллели между ее философскими идеями и антихристианскими воззрениями или оккультными практиками.
Аналогичные «несоответствия» встречаются и в книге о Н.К.Рерихе, где достаточно прозрачно, со ссылками на публикации В.А.Росова, «выписан» далекий от реального образ нашего великого соотечественника, который почему-то представлен в книге авантюрным и неудачливым политиком. Хотя в действительности мировая общественность знала совсем другого Рериха — ученого и путешественника, осуществившего грандиозную Центрально-Азиатскую экспедицию, общественного деятеля и миротворца, утвердившего в мировом масштабе идею Пакта о защите сокровищ культуры, блестящего художника, создавшего несколько тысяч полотен, глубокого философа, археолога, культуролога и т.д.
В то же время, если внимательно вчитаться в тексты книг, можно заметить довольные интересные моменты, которые имеют первостепенное значение по линии «книга—читатель», поскольку формируют читательские представления о Рерихах. Один из таких моментов мы обнаруживаем в книге «Елена Рерих» на с. 127, где начинается ее вторая глава. Эта глава называется «Мифы биографии» со ссылкой на изданный в 2007 г. Международным Центром Рерихов сборник трудов Е.И.Рерих под названием «У порога Нового Мира» (под редакцией Т.О.Книжник и Н.Г.Михайловой).
Факты, описанные Еленой Ивановной, свидетельствуют о том, что она видела Учителя и общалась с Ним на протяжении многих лет. В этом общении главным было то, что Учитель, сыгравший огромную роль в ее духовном совершенствовании и творческой деятельности, передавал ей бесценную информацию, которая воспринималась, осмысливалась и оформлялась Еленой Ивановной в текстах, послуживших основой для издания книг Живой Этики. Также Елена Ивановна подробно зафиксировала в своих записях энергетические процессы, происходившие в ее организме под руководством Космических Иерархов.
Описанные Еленой Ивановной события и факты, рассмотренные в контексте космического миропонимания Живой Этики, образуют целостную картину ее жизни и творчества, составляя очень важный аспект научного рериховедения. Этот аспект весьма плодотворно разрабатывает сравнительно небольшой круг авторов. Кроме Т.О.Книжник в число этих авторов на первое место, без всяких сомнений, должна быть поставлена Л.В.Шапошникова, которая внесла огромный вклад в осмысление творческого пути и раскрытие эволюционного значения духовных деяний Е.И.Рерих. На страницах ее работ глубоко осмыслены и убедительно раскрыты такие темы, как творческие контакты Елены Ивановны с Космическими Иерархами, в результате которых возникло Учение Живой Этики, Огненный опыт, заключавшийся в утончении и повышении ее энергетики, совместные с Николаем Константиновичем Рерихом действия по закладыванию магнитов на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции и многие другие не менее важные моменты. Нам хотелось бы обратить ваше внимание на стремление составителей поместить все эти выдающиеся эволюционные действия Е.И.Рерих в пространство мифотворчества. Цель такой попытки очевидна — вывести все, что сделано Е.И. и Н.К. Рерихами в процессе Космического творчества под руководством Учителей, из реальности в некое сконструированное самими составителями мифологизированное пространство, поставив перед читателем непростой вопрос: имеет ли эволюционная работа Рерихов действительное основание или относится к разряду мифотворчества?
Но причем здесь Рерихи? Они блестяще выполнили свою эволюционную миссию, и в будущем благодарное человечество, бесспорно, воздаст им признательность, почитание и уважение. Скорее, «специальность» творить мифы освоили предвзято относящиеся к Рерихам и не обремененные нравственностью писатели и ученые — такие как Минутко, Шишкин, Сенкевич, Росов, запустившие в общественное сознание не один неблаговидный «миф» о Рерихах. На эти темы можно много говорить, но все рассуждения сводятся к одному: все, что пишется Рерихами о своей духовной миссии в эволюционном развитии человечества, а также все, что пишет об этом Л.В.Шапошникова, является реальными историческими фактами и действиями, а в рецензируемых книгах предпринята очередная попытка исказить образы наших выдающихся соотечественников, дать ложные трактовки вехам их жизни и творчества.
Ряд подобных вопросов можно завершить названием одной из глав книги «Николай Рерих», которая звучит так: ««Новая Страна» Н.К.Рериха — «Держава Света» или геополитический проект?» Если у составителей книги были какие-то сомнения на этот счет, то они могли бы легко их развеять, обратившись к фактам жизни и трудам самого Рериха, который всегда утверждал, что его «Держава» — это страна великой культуры, не имеющая никакого отношения к «геополитическим» инсинуациям, приписываемым ему составителями книги со ссылкой на публикации историка Росова, получившего за клевету докторскую степень.
Рассмотренные с позиций Живой Этики факты показывают, что составители указанных книг, скорее всего, сознательно взялись за неблагодарное дело очернить Рерихов и ввести читателей в заблуждение. Тем самым они продолжили печальную и, к сожалению, устойчивую традицию, сложившуюся вокруг семьи Рерихов клеветническими потугами шишкиных, кураевых, росовых и других мастеров черного пиара. Мы пишем рецензию не для того, чтобы в чем-то переубедить составителей недавно вышедших книг или пристыдить тех, кто выпустил книги подобного рода достаточно давно. Мы обращаемся прежде всего к читателям, которые могут попасться на удочку актуальной темы: пожалуйста, будьте осторожны, не тратьте драгоценное время на ненужную работу, если вам вдруг попадутся в руки эти книги.