Возражения Международного Центра Рерихов

13.09.16

Возражения
Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов»
на Акт № В189/2016 364/16А от 26.08.2016 г. проведения внеплановой выездной проверки Мосгорнаследия в отношении
Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов»
и Предписание № В189/2016 364/16П от 26.08.2016 г.

В соответствии с Распоряжением Департамента культурного наследия г. Москвы от 05.08.2016 г. № 364 по адресу: М.Знаменский пер., 3/5 стр.4, 7 была проведена выездная проверка в отношении МОО «Международный Центр Рерихов». По результатам проверки был составлен Акт № В189/2016‑364/16А от 26.08.2016 г.

Международный Центр Рерихов не согласен с данным Актом в связи со следующим.

Памятник истории и культуры XVII‑XIX вв. «Усадьба Лопухиных» был передан Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» в соответствии с решением Мосгорисполкома от 28.11.1989 г. № 2248 и Постановлением Правительства Москвы от 03.10.1995 г. № 812 в целях проведения полного комплекса ремонтно-реставрационных работ и приспособления усадьбы под общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов. Все работы по приспособлению строений усадьбы были вызваны необходимостью создания оптимальных условий для деятельности общественного Музея по хранению, изучению и популяризации наследия Рерихов.

Международный Центр Рерихов не согласен с выводами, отмеченными в Акте внеплановой проверки Мосгорнаследия от 26.08.2016 г. (стр. 10):

1. «Размещение навесного оборудования на дворовом фасаде Объекта 2…»

Система кондиционирования и вентиляции во флигеле в соответствии с разработанным проектом ООО «Империал Инженер Строй» была смонтирована и сдана в эксплуатацию по Акту от 03.11.2003 года. В соответствии с указанным проектом на дворовом фасаде флигеля были размещены наружные (навесные) блоки кондиционеров.

Работы по реставрации, реконструкции и приспособлению северного флигеля усадьбы Лопухиных (включая фасады), были выполнены в соответствии с согласованным ГУОП г. Москвы (согласование № 16‑03/2609 от 27.09.2001 г.) «Проектом приспособления (корректировка). Архитектурно-строительная часть» и приняты рабочей комиссией ГУОП г. Москвы по Акту от 12.02.2004 года с общей оценкой «отлично». Замечаний по расположению наружных (навесных) блоков кондиционеров на дворовом фасаде флигеля не было. Также и все последующие проверки Мосгорнаследия, включая последнюю плановую проверку в ноябре 2015 года (Акт № П 71/2015‑466/15А от 04.12.2015 г.), никаких нарушений требований законодательства РФ в области сохранения и использования объектов культурного наследия не выявили.

Кроме того, в соответствии с п.8 Приложения № 1 к Постановлению Правительства Москвы от 25.10.2011 г. № 508‑ПП «На объектах культурного наследия… установка кондиционеров допускается при условии их размещения на дворовых фасадах…».

Приложения на 22 л.:

1. Акт согласования Управления государственной противопожарной службы ЦАО г. Москвы от 10.12.2002 г. № 3729.
2. Акт приёмки работ от 03.11.2003 г.
3. Титульный лист проекта «Проект приспособления (корректировка). Архитектурно-строительная часть».
4. Акт приёмки работ ГУОП г. Москвы от 12.02.2004 г.
5. Акт плановой проверки Мосгорнаследия № П 71/2015‑466/15А от 04.12.2015 г.
6. Приложение № 1 к Постановлению Правительства Москвы от 25.10.2011 г. № 508‑ПП (п.8).

2. «Проведение работ по ремонту помещений Объектов 1, 2 (окраска сводов и стен подвалов…»

В подвалах Объектов 1 и 2 ремонтные работы не проводились. В то же время в апреле-июле 2016 года в указанных помещениях проводились хозяйственные работы по уборке и очистке стен, сводов и полов от пыли, мусора и общих загрязнений, на производство которых получение разрешения не требуется. Содержащееся в Акте предположение о «возможном проведении работ по окрашиванию» не соответствует действительности и не может служить основанием для выводов о допущенных МЦР нарушениях законодательства об охране памятников истории и культуры. В соответствии с Актом плановой проверки Мосгорнаследия в ноябре 2015 года (Акт № П 71/2015‑466/15А от 04.12.2015 г.) никаких нарушений требований законодательства РФ в области сохранения и использования объектов культурного наследия не выявлено, фотофиксация указанных помещений в Акте отсутствует.

«…приспособлению помещений Объекта 1 (перенос сантехнического оборудования из комнаты 3 в комнату 1 подвала)…»

Временный перенос сантехнического оборудования в Объекте 1 из комнаты 3 в комнату 1 подвала северного ризалита связан с проведением работ по реставрации и приспособлению для современного использования в соответствии с Разрешениями Мосгорнаследия на проведение работ (№ и 268761‑2013 от 11.07.2013 г. и № и 444491‑2013 от 02.12.2013 г.). Работы в настоящее время приостановлены. В связи с этим последняя плановая проверка в ноябре 2015 года (Акт № П 71/2015‑466/15А от 04.12.2015 г.) никаких нарушений требований законодательства РФ в области сохранения и использования объектов культурного наследия не выявила.

«…приспособлению помещений Объекта 2 (возведение перегородок в комнатах 1,12 подвала) без проектной и разрешительной документации, выданной в установленном порядке Мосгорнаследием…»

В соответствии с Договором безвозмездного пользования (ссуды) от 19.11.2014 г. № 00-00339/14 (п. 5.4.2): «Ссудополучатель обязан не производить никаких капитальных (затрагивающих несущие конструкции) перепланировок… без письменного разрешения уполномоченного органа».

В соответствии с Актом ФГУП ЦНРПМ от 27.11.2015 г. перегородки в помещениях 1 и 12 не изменяют исторически сложившуюся конструктивную схему, не затрагивают капитальных конструкций, не оказывают влияние на конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности данного объекта культурного наследия, не несут угрозы разрушения памятнику, являются обратимыми. Конструкции, применяемые для организации внутренней планировки в помещении 12 – лёгкие каркасные гипсокартонные с остеклённым верхом, в помещении 1 – кирпичные, из стандартного полнотелого кирпича толщиной в полкирпича.

Последняя плановая проверка в ноябре 2015 года (Акт «№ П 71/215‑466/15А от 04.12.2015 г.) никаких нарушений требований законодательства РФ в области сохранения и использования объектов культурного наследия не выявила.

Проведённая государственная историко-культурная экспертиза научно-проектной документации ФГУП ЦНРПМ МК РФ «Раздел III. Проект. Часть 1. Архитектурно-строительная часть. Книга 3. Корректировка проекта приспособления» подтвердила, что проектные решения обеспечивают сохранение всех признаков и особенностей объекта культурного наследия, которые определены в качестве предмета охраны, и соответствуют требованиям Федерального закона от 25.06.2002 года № 73‑ФЗ.

Приложения на 28 л.:

1. Разрешение Мосгорнаследия на проведение работ № и 268761‑2013 от 11.07.2013 г.
2. Разрешение Мосгорнаследия на проведение работ № и 444491‑2013 от 02.12.2013 г.
3. Титульный лист научно-проектной документации ФГУП ЦНРПМ МК РФ «Флигель усадьбы Лопухиных, XIX в. Раздел III. Проект. Часть 1. Архитектурно-строительная часть. Книга 3. Корректировка проекта приспособления»).
4. Акт ФГУП ЦНРПМ от 27.11.2015 г.
5. Акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Флигель усадьбы Лопухиных, XIX в.»

3. «Размещение на территории Объектов 1,2 бытовок, ограждений, металлических и деревянных будок…, а также размещение МАФ…»

В соответствии с разрешениями на воссоздание каретника и части флигеля усадьбы Лопухиных, выданными Мосгорнаследием в период с 2006 по 2013 гг., и согласованной ОАТИ г. Москвы схемой стройплощадки было установлено ограждение строительной площадки. В настоящее время ГМИИ им. А.С. Пушкина по взаимной договорённости с МЦР в соответствии с Соглашением от 20.06.2016 г. ведёт работы по возведению подземной ограждающей конструкции с территории строительной площадки МЦР, в связи с этим демонтаж строительного ограждения невозможен.

Также материалы, оборудование, инструменты должны размещаться в непосредственной близости от зоны производства работ. В соответствии с проводимыми работами по устройству бетонных и ж/б конструкций в осях Б‑Д/6‑7 и устройству отсечной гидроизоляции в осях А‑Д/6‑7 в северном ризалите Объекта 1 для компактного размещения материалов, оборудования и инструментов было отведено временное место, не нарушающее облик объекта культурного наследия и не ухудшающее условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия, не противоречащее ст. 5.1, 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73‑ФЗ. В настоящее время работы не завершены. Кроме того, в соответствии с п. 11.2 раздела 1 Охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: «на территории памятника, ансамбля разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях».

Последняя плановая проверка в ноябре 2015 года (Акт № П 71/215‑466/15А от 04.12.2015 г.) в связи с этим никаких нарушений требований законодательства РФ в области сохранения и использования объектов культурного наследия не выявила.

Мы не понимаем, о какой «малой архитектурной форме бело-красного цвета» (МАФ) идёт речь в акте Мосгорнаследия от 26.08.2016 г., поскольку над входом в технический подвал в настоящее время отсутствуют малые архитектурные формы, и наличие таковых приложенными к Акту внеплановой проверки документами фотофиксации не подтверждается.

4. «Проведение работ по приспособлению помещений Объекта 1 под размещение музейной экспозиции»

В соответствии с решением Мосгорисполкома от 28.11.1989 г. № 2248 и Постановлением Правительства Москвы от 03.10.1995 г. № 812 усадьба Лопухиных была передана Международному Центру Рерихов в целях проведения полного комплекса ремонтно-реставрационных работ и приспособления усадьбы под Музей имени Н.К. Рериха. Экспозиционное оформление музейных залов Объекта 1 никоим образом не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания и не подпадает под действие ст.45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73‑ФЗ, определяющей порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия. Все указанные работы были проведены до 2012 года и не подпадают под действие Постановления Правительства РФ от 19.04.2012 г. № 349, т.к. указанное Постановление утверждает порядок лицензирования деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

Кроме того, последняя плановая проверка в ноябре 2015 года (Акт № П 71/215‑466/15А от 04.12.2015 г.), при которой была проведена фотофиксация всех музейных залов, никаких нарушений требований законодательства РФ в области сохранения и использования объектов культурного наследия в связи с экспозиционным оформлением музейных залов не выявила.

Приложения на 5 л.:

1. Решение Мосгорисполкома от 28.11.1989 г. № 2248
2. Постановление Правительства Москвы от 03.10.1995 г. № 812.

5. «Отсутствие отчётной документации о выполненных работах по устройству технических подвалов Объекта 1…»

Работы в подвале северного ризалита Объекта 1 проводились в соответствии с выданными Мосгорнаследием разрешениями на проведение работ от 11.07.2013 г., 02.12.2013 г., которые в настоящее время приостановлены. После завершения и сдачи указанных работ вся документация будет передана в Департамент в рабочем порядке. В связи с этим, последняя плановая проверка в ноябре 2015 года (Акт № П 71/2015‑466/15А от 04.12.2015 г.) никаких нарушений требований законодательства РФ в области сохранения и использования объектов культурного наследия не выявила.

Работы по устройству технического подвала для размещения вентиляционного и противопожарного оборудования Музея имени Н.К.Рериха в приямке вдоль западного (дворового) фасада объекта культурного наследия «Главный дом усадьбы Лопухиных XVII-XIX вв.» проводились в соответствии с выданными Мосгорнаследием разрешениями на проведение работ № 16‑11/009‑925/10 от 07.10.2010 г., № 16‑11/009‑1058/11 от 20.12.2011 г. и были приняты без замечаний комиссией Мосгорнаследия по Акту Мосгорнаследия от 24.10.2012 г. В связи с этим, форма Акта Мосгорнаследия от 2012 года не подпадает под более поздние по времени требования Постановления Правительства Москвы от 13.02.2013 г. № 58‑ПП.

Приложения на 3 л.:

1. Разрешение Мосгорнаследия на проведение работ № 16‑11/009‑925/10 от 07.10.2010 г.
2. Разрешение Мосгорнаследия на проведение работ № 16-11/009‑1058/11 от 20.12.2011 г.
3. Акт Мосгорнаследия от 24.10.2012 г.

6. «Отсутствие информационных надписей и обозначений (информационных досок) на Объектах 1,2…»

Утверждение об отсутствии информационных надписей и обозначений (информационных досок) противоречит Акту плановой проверки Мосгорнаследия от 04.12.2015 г., которая не выявила никаких нарушений требований законодательства РФ в области сохранения и использования объектов культурного наследия.

Информационная табличка, установленная Правительством Москвы, находится на исторической ограде усадьбы, выходящей на Малый Знаменский переулок.

Приложениe на 2 л.:

1. Фотографии информационной таблички.

На основании вышеизложенного Международный Центр Рерихов считает, что в его действиях отсутствуют нарушения законодательства в области охраны объектов культурного наследия: объекта культурного наследия федерального значения «Дом XVIII в. с палатами XVII в., главный дом» и объекта культурного наследия регионального значения «Флигель усадьбы Лопухиных, XIX в.», образующие признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая, что данная внеплановая проверка Мосгорнаследия, проводившаяся на основании обращения первого заместителя министра культуры Российской Федерации В.В. Аристархова от 18 июля 2016 г. № 11360‑01‑64‑ВА, содержащего сведения об угрозе причинения вреда объекту культурного наследия «Усадьба Лопухиных» (Распоряжение Мосгорнаследия от 05.08.2016 г. № 364), выявила «нарушения законодательства», не выявленные в ходе плановой проверки Мосгорнаследия, проведенной восемью месяцами ранее (Акт Мосгорнаследия от 04.12.2015 г. № П 71/2015‑466/15А), которая проверяла те же объекты и те же помещения, а также учитывая, что это была 14-я внеплановая проверка за последние пять месяцев 2016 г., проведённая по требованию В.В. Аристархова в отношении нашей общественной организации надзорными и контрольными органами, Международный Центр Рерихов имеет все основания полагать, что результаты данной внеплановой проверки Мосгорнаследия были заказаны руководством Министерства культуры РФ и Государственного музея Востока с целью сбора компромата на Международный Центр Рерихов для обеспечения иска Государственного музея Востока к Международному Центру Рерихов, направленного на расторжение договоров безвозмездного пользования и выселение его из усадьбы Лопухиных.

 

PDF-версия

А.В. Стеценко,
Вице-президент Международного Центра Рерихов



BD15058.gif 

Письмо первого заместителя министра культуры РФ В.В. Аристархова в Мосгорнаследие от 18 июля 2016 г. с требованием проведения внеплановой проверки МЦР.

 

 

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов