Заявление Международного Центра Рерихов
08.08.2016
3 августа 2016 г. в Международный Центр Рерихов (МЦР) поступило Исковое заявление Государственного музея Востока (ГМВ) в Арбитражный суд г. Москвы о выселении МЦР из строений 4 и 7 усадьбы Лопухиных, в которых располагается общественный Музей имени Н.К. Рериха.
В своем иске руководство ГМВ требует от суда расторгнуть договора безвозмездного пользования и выселить МЦР и его общественный музей из строений усадьбы Лопухиных, которые мы занимаем более 25 лет и которые отреставрированы МЦР при поддержке общественности без государственного финансирования. Основанием к иску, по мнению ГМВ, является невыполнение МЦР условий договоров безвозмездного пользования. Достаточно прочитать исковое заявление и становится понятным, что все претензии ГМВ к МЦР надуманы и не подтверждены убедительными фактами.
Данный судебный иск Музея Востока не стал неожиданностью для Международного Центра Рерихов. Это закономерный итог той разрушительной политики, которую руководство Министерства культуры РФ и ГМВ проводят в отношении выполнения воли младшего сына семьи Рерихов Святослава Николаевича Рериха, основателя общественного Музея МЦР в московской усадьбе Лопухиных, владельца бесценного наследия, переданного им в Россию общественной организации. Погромы культуры под видом государственной заботы о ее нуждах стали отличительным «фирменным» стилем нынешнего министра культуры В. Мединского и его первого заместителя В. Аристархова. Красноречивым свидетельством тому являются изувеченная горе-реставраторами Изборская крепость, строительство здания музея на Соловках вопреки рекомендациям ЮНЕСКО, выселение из старинных особняков в Москве и Санкт-Петербурге многих культурных организаций, хищения бюджетных средств, выделенных на реставрацию Псковского драмтеатра, Новодевичьего монастыря, монастыря Иоанна Предтечи в Москве и Музея космонавтики в Калуге. Список культурных «достижений» Министерства культуры можно продолжать и дальше, но даже в этом ряду ситуация в отношении Международного Центра Рерихов является уникальной.
Ни одна культурная организация в истории современной России не подвергалась такому давлению и травле, как Международный Центр Рерихов, культурная деятельность которого уважается, признается во всем мире, в том числе поддержана ЮНЕСКО и лично ее Генеральным директором г-жой Ириной Боковой.
Основной причиной стремления ГМВ выселить МЦР из усадьбы Лопухиных является откровенно материальные интересы руководства Министерства культуры и заинтересованных с ними лиц, для которых наследие Рерихов и здания усадьбы Лопухиных являются лакомым куском, наживой, а не духовно-культурным достоянием, требующим уважения и бережного отношения в соответствии с волей Святослава Николаевича Рериха.
Явное вмешательство руководства Минкульта в дела общественной организации, ложь в средствах массовой информации, клевета, десятки проверок по надуманным поводам, обвинения МЦР в экстремизме и многолетней оппозиции власти – вот тот арсенал средств, с помощью которых Министерство культуры РФ и подведомственный ему Государственный музей Востока – «кузница кадров» министерства, пытаются разрушить общественный Музей имени Н.К. Рериха и ликвидировать всю общественно-полезную деятельность Международного Центра Рерихов в области сохранения и популяризации наследия семьи Рерихов в России и за рубежом.
Невольно вспоминаются слова Николая Рериха, словно обращенные к нам, ныне живущим: «Очевидно при каждом построении должны возникать какие-то темные трудности. Какое-то зло должно вопить против всего созидательного, должно измышлять всякие нелепости, лишь бы что-то хотя задержать, если не совсем искоренить. При этом бросается в глаза, насколько часто лица официального положения бывают вовлечены в сотрудничество со злоумышленниками».
Коллектив сотрудников и членов Международного Центра Рерихов не позволит разрушить общественный Музей имени Н.К. Рериха, основанный С.Н. Рерихом и созданный Л.В. Шапошниковой специально для сохранения и популяризации переданного им в Россию наследия. Никакая клевета и давление чиновников не заставят нас отступить от тех высоких нравственных принципов, которыми руководствовались основатели нашего Музея, создавая его как оплот общественной культуры нашей страны.