Рерих и боевики с «коктейлем Молотова». Музей создателя Знамени Мира подозревают в экстремизме
Первый заместитель министра юстиции Сергей Герасимов распорядился провести в общественном Музее Рериха внеплановую проверку. Среди прочего – на наличие экстремистской деятельности, причастность к которой в музее категорически отрицают. За последние пять месяцев это учреждение уже пережило шесть проверок, осуществленных различными ведомствами. Подлинной причиной такого внимания со стороны властей здесь называют желание государственных структур получить в свое распоряжение коллекцию музея и его здание.
Международный Центр Рерихов (МЦР) и его музей находится в самом центре Москвы, в старинной усадьбе Лопухиных. Главное здание примечательное, у него два фасада. Если смотреть со стороны Пушкинского музея – типичный классицизм с коринфским портиком. Если зайти во двор, увидишь, что там реставраторы раскрыли более древнюю часть особняка, времен тех самых Лопухиных, к роду которых принадлежала первая жена царя Петра I Евдокия. Окна маленькие, обрамленные каменной резьбой. Вход – через двухъярусное Красное крыльцо.
Тут же во дворе в наши дни поместили буддистскую каменную ступу, около трех метров высотой. Соседство, конечно, диковатое, но ведь и у картин Николая Рериха ранние сюжеты связаны с Древней Русью, а поздние – исключительно с архаикой Востока.
Военные конфликты начала 20-го века побудили Рериха создать Пакт в защиту памятников и культурных ценностей. Придуманное художником Знамя Мира – три красных кружка внутри большого белого круга – узнаваемый во многих странах символ спасения наследия. Как же могло случиться, что музей такого деятеля культуры заподозрили в экстремизме? Вице-президент Международного Центра Рерихов Александр Стеценко говорит, что очередная проверка в очередной раз инициирована министерством Владимира Мединского:
– Распоряжение Минюста было издано на основании требований Министерства культуры. Одна из главных целей этой проверки – выявление наличия или отсутствия в деятельности нашей организации признаков экстремизма и, конечно, являемся мы или нет иностранным агентом.
– Сейчас нет страшнее прегрешения, чем этот статус.
– Сложившаяся ситуация связана с тем, что нынешнее руководство Министерства культуры с 2012 года предпринимает действия, направленные на явное разрушение нашей организации, на изъятие из нее наследия Рерихов, переданное нам Святославом Николаевичем Рерихом, и на выселение нас из усадьбы Лопухиных. Между тем, этот уникальный памятник белокаменного зодчества был отреставрирован нашей организацией без единой копейки государственных средств и при очень широкой помощи общественности. Важно отметить, что усадьба Лопухиных была передана нашей организации советским правительством, а потом и российским правительством в лице правительства Москвы как гарантия безвозмездной передачи Святославом Рерихом наследия в Россию.
– Вы имеете в виду работы его отца Николая Рериха?
– Да, наследие его отца и матушки – Елены Ивановны. Причина конфликта давняя. Как только стало известно об этом даре, Министерство культуры было возмущено, потому что Святослав Николаевич передал вдруг такие культурные богатства общественной организации, а не государству.
– Пожалуй, споры и судебные тяжбы тянутся столько, сколько существует ваш музей.
– Совершенно верно, вот уж 27-й год. Правда, на это время выпадали и успешные периоды. У разных министров было разное отношение к нашей организации. Хочу поблагодарить бывшего министра культуры Александра Авдеева. Он понимал значение Центра Рерихов и оказывал нам помощь и поддержку. Тогда мы многие проекты проводили под патронатом Министерства культуры и МИДа. Подчеркну, под патронатом, но без финансовой поддержки государства.
В частности, были масштабные грандиозные выставки, связанные с популяризацией миротворческой идеи Николая Рериха "Мир через культуру". Это основополагающая идея Пакта Рериха. Мы побывали в Латинской Америке, в Чили, в Аргентине, в Мексике и в США. 15 апреля прошлого года, когда было 80 лет Пакту Рериха, показали выставку в Генеральной Ассамблее ООН, за что получили благодарность от Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. Также эта выставка посетила более 120 городов России и многие страны Европы и Азии.
Действия нынешнего руководства Министерства культуры ни в какие рамки не укладываются. Их единственное стремление – отобрать у нас наследие и усадьбу. В частности, это руководство добилось отмены решения Хамовнического суда, который признал нас наследниками. Я не буду сейчас вдаваться в обсуждение судебных споров. Смысл не в этом. Главный смысл и наша главная позиция в том, что сам владелец, сам собственник Святослав Николаевич Рерих передал нам наследие. Более того, он указал, что Министерство культуры не имеет право им распоряжаться. И он обосновал: потому что это даст возможность действовать вне ведомственных чиновничьих барьеров. Наша работа доказала, что это очень интересный и оптимальный путь деятельности в сохранении культурного наследия.
Так вот, Министерство культуры, не имея правовых механизмов все у нас отобрать, используется иные рычаги. В частности, это рассылка клеветнических писем. К примеру, в 2014 году замминистра культуры господин Аристархов уже пытался нас сделать экстремистской организацией. Он направил соответствующее письмо в МВД.
– Значит, то, что происходит сейчас, это не первая попытка обвинения в экстремизме?
– Не первая. Представьте, он направляет письмо с просьбой проверить нашу организацию по причине противоправных действий. И как доказательство – прикладывает письмо некоего Литвинова, который пишет явную клевету. К примеру, что госпожа Шапошникова (это Людмила Васильевна Шапошникова, тогдашний наш гендиректор, авторитетный востоковед) готовит здесь боевиков, которые готовы по первой ее команде схватить "коктейли Молотова" и оружие. И мало не покажется и стране, и всему обществу! Вы можете себе представить?!
Я не знаю, какие сейчас господин Аристархов направил доказательства в Минюст, чтобы оно согласилось включить во внеплановую проверку вопросы по проверке экстремистской деятельности.
– Может быть, этих чиновников настораживают ваши международные контакты? Может быть, с позиции министерства, вы не с теми общаетесь?
– Я расскажу о наших международных контактах. Мы – ассоциированный член Департамента общественной информации ООН. Мы имеем консультативный статус в Экономическом и социальном совете ООН. Мы являемся членом Международного совета музеев при ЮНЕСКО. Мы являемся членом Всеевропейской организации Сохранения культурного наследия, президентом которого является Пласидо Доминго. Что, эти организации могут вызывать сомнение у Министерства культуры!?
Международный Центр Рерихов – это не только постоянная экспозиция и выставки. Это издательская и научная деятельность. Выпускается журнал "Культура и время". Мы выпустили более 500 наименований книг, провели более 600 выставок. Здесь работают энтузиасты, которые любят свое дело. А то, что сейчас делает руководство Министерства культуры, это разрушение под видом общественно-государственного партнерства.
Разве мы против сотрудничества с Министерством культуры? Я им заявлял, что, да, мы вас поддержим и поможем. Мы за создание Государственного музея имени семьи Рерихов. Но зачем создавать его на территории, где действует общественный музей? Зачем создавать что-то, разрушая общественный музей?
– Что вы имеете в виду?
– Недавно состоялась коллегия Министерства культуры в феврале этого года, где было принято решение о создании Государственного музея в усадьбе Лопухиных. Вы можете себе представить, что в одних помещениях находятся и общественный, и государственный музеи?!
– Вы рассказали, что проделываете большую работу, в том числе на международном уровне. Но это требует больших финансовых вложений. Если Центр Рерихов не подчиняется Министерству культуры и никакому другому министерству, откуда вы берете средства?
– Это самый больной вопрос. У нас был меценат. После того, как его бизнес разорили, он перестал нам помогать. Мы сейчас вынуждены выживать. Затраты сократили более чем в 15 раз. Мы снизили зарплаты в 5-6 раз. Многие сотрудники ушли на волонтерство, в безвозмездные отпуска, но продолжают работать. Если сейчас любому государственному музею перерезать государственное финансирование и сказать: "Господа, сколько вы заработаете на музейной деятельности – все это ваше", какой музей выдержит? А мы работаем. Это героизм сотрудников.
Я не исключаю, что таким и был расчет у Министерства культуры – лишить нас всего, сделать полную блокаду, и все сотрудники разбегутся. Но нет, они продолжают работать. Тогда давайте мы их сейчас сделаем экстремистами, потому что они, видите ли, сопротивляются решениям Министерства культуры все им отдать незаконно. И тогда все заберем, все сотрем с лица земли. Но такого цинизма, такого безнравственного, неэтического отношения к коллективу, который так много сделал для России в сохранении культурного наследия (и архитектурного, и движимого – наследия Рерихов), я еще не видел.
Меня удивляет, почему власть молчит, почему дает возможность действовать так безапелляционно этим руководителям, которых на пушечный выстрел к культуре нельзя допускать. Культура – это не бизнес!
– Вы говорите сейчас только о замминистра Владимире Аристархове или еще о ком-то?
– Я имею в виду и министра культуры, и его первого зама, которые все это дело крутят. Разве это культура?!
– Что вы намерены теперь делать? Как будете отбиваться?
– Так же, как отбивались раньше, – предоставим все документы. За две недели нам целые тонны бумаг нужно подготовить. Нас уже проверяет и Налоговая инспекция, и Государственная инспекция труда (задолженность по зарплате? Ага!). Сейчас возникнут административные дела, новые уголовные дела. Что же сделаешь? Как говорила Людмила Шапошникова, защищать культуру – дело не безопасное, – говорит Александр Стеценко.
Источник: Интервью с А.В. Стеценко на сайте «Радио Свобода» (Читать / Прослушать)
См. также на сайте Международного Центра Рерихов