Человек совершает какую-то явную гнусную несправедливость.
Посторонние зрители наблюдают, что извратитель истины
не только продолжает существовать, но кажется даже отмеченным
и как бы поощренным. Человеческим мерилом трудно осознать,
что эти призрачные отличия лишь пути к эшафоту.
Сам преступник продолжает радоваться, думая в низости своей,
что его преступные проделки вполне удались и возмездие невозможно.
Но сказано: «Мне отомщение и Аз воздам».
Н.К.Рерих. Справедливость
Тигран Мкртычев, числящийся в структуре Музея народов Востока директором филиала, открытого в захваченной Усадьбе Лопухиных, и уничтоживший общественный Музей имени Н.К.Рериха, продолжает «радовать» посетителей новыми проектами «современного представления творчества Рерихов». После нескольких выставок картин великого художника, которые буквально потерялись в серых интерьерах главного здания Усадьбы, после безобразных экскурсий, искажающих представления о жизни и творчестве мастера, и таких же лживых интервью, новый филиал ГМВ осуществил еще два «резонансных» проекта, которые показали, что чем дальше, тем «страшнее». Одно из последних мероприятий – это антреприза по пьесе мастера «Милосердие», состоявшаяся 22 мая 2018 года. Она проходила прямо в залах, где расположились очередные выставки картин Рерихов. Правда, по свидетельству очевидцев, весьма оригинальная трактовка режиссера превратила спектакль скорее в вакханалию, а глубоко философское, светлое произведение в дешевый фарс. Некоторые сцены сопровождались шаманскими камланиями и странными завываниями, а иные походили на откровенный шабаш. Багровые отсветы, серые одежды артистов, странные ритуалы, в которых они принимали участие, порой придавали всему действу какой-то зловещий оттенок. Не пожалели организаторы и картины Н.К. и С.Н. Рерихов, поскольку дискотечный свет, который использовался при оформлении спектакля, очень вреден для темперной живописи.
Объективный отзыв о спектакле могли бы дать настоящие ценители творчества Рерихов, которые знают и понимают его истинную направленность. Но, как известно, они были предусмотрительно удалены из Усадьбы в результате ее рейдерского захвата, и теперь никто не может помешать нынешнему руководству беспрепятственно извращать и умалять рериховские идеи.
Возможно, поэтому не побоялся общественного мнения Тигран Мкртычев, решив устроить в выставочном зале главного здания Усадьбы самую настоящую «узбекскую дискотеку». Конечно, мы ничего не имеем против национальных диаспор Москвы и с уважением относимся ко всем народам, их культуре, обычаям и традициям, но использовать для вечеринок музейное пространство, с точки зрения нормального интеллигентного человека, недопустимо и даже кощунственно. Тем более, что для подобных мероприятий есть другие, специально отведенные для этого места: рестораны, ночные клубы и, наконец, собственная квартира. Кроме того, проведение таких вечеринок запрещают даже те элементарные правила, которые можно прочесть на сайте любого музея. Посетителю не разрешается распивать спиртные напитки, проносить с собой еду, находиться в нетрезвом состоянии и т.д. К чему привело нарушение распорядка мы видим на примере Третьяковской галереи, где пьяный вандал серьезно повредил уникальное полотно великого Репина. А здесь сомнительную вечеринку с пловом и танцами организовывает сам директор музея Т.К.Мкртычев и, конечно, принимает в ней активное участие.
Впрочем, во времена Мединского аналогичные мероприятия в учреждениях культуры стали, можно сказать, нормой. Достаточно вспомнить, например, презентацию элитного автомобиля в Московском академическом художественном лицее при Российской академии художеств [1] или ночной банковский корпоратив в Российской национальной библиотеке [2] и другие, умаляющие российскую культуру, новшества. Подобные мероприятия поддерживаются и поощряются нынешним Министерством, которое вместо Культуры как почитания Света изначально приписало ее к сфере экономики и воздвигло «культ золотого тельца».
И все же Мкртычев чего-то опасался, раз проводил свое мероприятие втайне. На сайте новодельного филиала ГМВ вы не найдете информации о нем, да и сам праздник состоялся в темное время суток, т.е. уже после закрытия выставочных залов, когда посетителей там не было. Информация в прессу просочилась из социальных сетей, где участники праздника не могли скрыть своих бурных эмоций.
Может быть, все дело в том, что вечеринку новоиспеченный директор устраивал без согласования с вышестоящими инстанциями, да еще для своих узбекских друзей. Из видеоролика сразу видно, что люди там собрались друг другу хорошо знакомые. Они свободно общались между собой, лихо, не стесняясь, отплясывали под колоритные узбекские песни, весело и шумно толпились возле накрытых столов. В общем, «праздник» удался на славу [3].
Примечательно, что дискотека проводилась 18 апреля 2018 года. Как раз за три дня до этого в филиале отпраздновали День культуры открытием выставки картин Н.К.Рериха «Святыни и твердыни». Как всегда, очередное открытие оказалось скучным и казенным, а речь Мкртычева, по своему обыкновению, бесцветной. Сразу видно, что мысли и мечты Тиграна Константиновича далеки от творчества Н.К.Рериха, которым он занимается только по долгу службы, – это нелюбимая работа, а на корпоративе «пела» сама его душа. Уже не раз он проговаривался о своей любви к большим городам, веселым развлечениям, богатой жизни и высоким должностям. Правда, эти мысли он проецировал на личность Н.К.Рериха. Однако «праздник» показал, к чему больше всего лежит сердце самого Т.К.Мкртычева. Здесь, среди своих веселых и беззаботных друзей, с тарелочкой любимого плова в руках он чувствовал себя, что называется, «на своей волне».
Спрашивается, зачем ему наследие Рерихов, да еще и с неугомонным МЦР, который непременно нужно «закатать в асфальт»? Ответ напрашивается сам собой: чтобы иметь высокий, как он считает, статус директора музея, впрочем, желательно без музея, – иными словами, быть простым российским баем, иметь возможность вкусно есть, сладко спать и закатывать в своей вотчине такие вот веселые праздники.
Действительно, чем Т.Мкртычев хуже других чиновников, позволяющих себе дорогостоящие корпоративы, с тамадой, выступлением популярных артистов, спиртным и обильной едой? О веселом времяпрепровождении российской «элитки» нам регулярно рассказывают в СМИ. Вот теперь в своем владении, каким Мкртычев, вероятно, считает Усадьбу Лопухиных, ценитель плова нечто подобное тоже может позволить. Вопрос только в том, что будет дальше, чем еще порадует себя в выставочном пространстве его якобы директор?..
Странно, что поведение Т.К.Мкртычева вызывает недоумение и протесты так называемой рериховской общественности в лице Люфта и К0. Всех изначально предупреждали, что за человек рвется занять пост директора рериховского музея, но с каким рвением эти псевдорериховцы защищали его, какие радужные надежды возлагали на его директорство. Давно было сказано: «Не собирают с терновника смокву», и вот теперь приходит время убедиться в справедливости этой мудрости. Музея, о котором мечтали Рерихи, нет, судьба большей части наследия, хранившегося в МЦР, неизвестна, а у руля оказался бездушный карьерист, которому чужды рериховские идеи и само их творчество, поскольку уровень его понимания жизни не поднимается выше плова и узбекской дискотеки.
Во всей этой истории поражает молчание так называемого Национального рериховского комитета (НРК): ни заявлений, ни протестов со стороны его руководства не последовало. Похоже, за некую «чечевичную похлебку» от чиновников он готов закрыть глаза и уши на творящиеся безобразия в Усадьбе Лопухиных, а ведь это не только оскорбление памяти Рерихов, но и Учителя, о котором с таким пиететом всегда рассуждают члены НРК. Впрочем, молчат не только они. Никак не отреагировало на это событие, например, СибРО, которое также с энтузиазмом встретило открытие филиала ГМВ.
Впрочем, у всех этих лиц есть еще один старый способ выказать свое недовольство – во всем обвинить МЦР. Дескать, если бы МЦР пошел на компромисс, смог договориться… История не терпит сослагательного наклонения, а такое абсурдное обвинение – не что иное, как способ оправдания собственного предательства, которое по обыкновению пытается обелить себя, испачкав других, и уползти в темный угол.
Да, не случайно именно в трофейном музее состоялся спектакль «Милосердие». Ведь именно в этой пьесе Н.К.Рерих описал позорные попытки уничтожить Знание, которые повторяются на Земле регулярно. Ровно это и случилось с его Музеем, его творчеством, на его Родине.
И всем, кто поддерживал и поддерживает Мкртычева, можно ответить словами из этой мудрой пьесы [4]: «Брат, ты знаешь, что углубление знания не приходит во лжи и насилии. Свободная, мирная воля знание творит. То, что мы видим, не утверждает и не творит». И еще: «…И потом, эти чужие. Зачем пришедшие? Знание они всегда презирали. Их наука была так бедна и ничтожна. Дальше ничтожных границ тела они не пытались идти. А зло несовершенства породило уродство».
Это уродство мы теперь наблюдаем в бывшем Музее Рериха. Но есть и другие слова из этой пьесы, уже самого Гайятри: «Противу знанья преступленье тяжко. После него молчит милосердие. Вот! Пусть живут те. Цепи с них снимите. На свободу отпустить. Они уже сковали судьбу свою».
11.06.2018 г.
Примечания
1. Светлана Бондарчук, Денис Симачев, Максим Матвеев и другие гости автомобильной презентации // Hello! Россия (сайт). Режим доступа: http://ru.hellomagazine.com/zvezdy/novosti-o-zvezdakh/25014-svetlana-bondarchuk-denis-simachev-maksi... (дата обращения: 9.06.2018).
2. Что происходит с Российской национальной библиотекой после ночного корпоратива // 812 ONLAIN (сайт). Режим доступа: http://www.online812.ru/2017/04/26/006/ (дата обращения: 9.06.2018).
3. Ради этого захватывали? В Музее Рерихов проводят вечеринки с плясками // Новые известия (сайт). Режим доступа: https://newizv.ru/news/culture/04-06-2018/radi-etogo-zahvatyvali-muzey-rerihov-vstretil-gostey-plovo... (дата обращения: 8.06.2018).
4. Рерих Н.К. Милосердие. Наивное народное действо в семи картинах // Журнал «Самиздат» (сайт). Режим доступа: http://samlib.ru/j/jasxko_g_j/miloserdie.shtml (дата обращения: 9.06.2018).
См.также на сайте Международного Центра Рерихов