Спасти культуру // Наша версия
Участники съезда по проблеме разрушения Музея имени Н.К. Рериха
обеспокоены деятельностью Минкульта
Здание усадьбы Лопухиных |
В рамках Международного съезда общественности «Разрушение общественного Музея имени Н.К. Рериха в свете проблем сохранения культуры России в XXI веке», который состоялся в Москве, его участники пришли к выводу, что многие проблемы в этой сфере связаны с линией, которую проводит Минкульт.
На международном съезде, который прошел в Москве по инициативе Международного Центра Рерихов, в контексте ситуации вокруг Музея имени Н.К. Рериха собравшиеся обсудили положение, создавшееся в российской культуре в целом. Они отметили выдающийся культурный потенциал России, который теряется в связи с неблагоприятными тенденциями, которые обусловлены серьезными проблемами. Одна из них – «остаточный» принцип, на основе которого осуществляется финансирование культуры. Еще один важный момент – слабая законодательная база, регулирующая данную сферу, что в итоге ведет к разрушению культуры на государственном уровне.
В апреле 2017 года здание усадьбы Лопухиных, где размещался Музей Н.К. Рериха, был захвачен Государственным музеем Востока. Министерство культуры поддержало этот процесс, тем самым фактически поставив Музей Рериха под угрозу исчезновения. Здание усадьбы Лопухиных находится в состоянии разрухи, доступ для работников МЦР закрыт, а тщательно сохраняемые в течение многих лет музейные ценности могут погибнуть, хотя формально находятся на ответственном хранении у Музея Востока.
Как обратили внимание участники съезда, Музей имени Рериха – не единственное учреждение, которого коснулась подобная судьба. В 2017 году разрушили единственную в России мемориальную усадьбу писателя А.К. Толстого, а ранее, в 2013 году, Минкульт отнял здание у Музея матрешки в Москве. Это не единичные случаи, а тенденция, которую необходимо остановить, чтобы прекратить уничтожение национального достояния.
24 марта 2018 года в Москве состоялся Международный съезд общественности «Разрушение общественного Музея имени Н.К. Рериха в свете проблем сохранения культуры России в XXI веке».
Организаторы съезда – Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха, Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Международное Содружество Рериховских организаций.
Информационная поддержка – журнал «Культура и время», газета «Наша Версия», газета «Содружество», Межрегиональный информационно-аналитический Центр, Интернет-ресурсы Международного Центра Рерихов, Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха и общественных организаций.
В работе съезда приняли участие деятели культуры и искусства, представители научной интеллигенции и общественных объединений, всего 202 делегата из 15 стран: России, Австрии Азербайджана, Белоруссии, Болгарии, Германии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Молдовы, Узбекистана, Украины, Финляндии, Эстонии. От Российской Федерации в работе съезда участвовали представители четырех республик, 33 областей и краев, 57 городов.
В адрес съезда поступило 39 приветствий от деятелей науки и культуры, общественных организаций и государственных учреждений, в их числе: Ю.Х. Темирканов – президент Международного Центра Рерихов, художественный руководитель Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича (Россия); Российская академия естественных наук (Россия); Кеннет Арчер – художник, искусствовед, доктор философии (Великобритания); Научно-культурный фонд «Фонд Тимофеева» (Россия); Александр Стариков – художественный руководитель Музыкально-драматического театра Екатеринбурга (Россия); Европейская ассоциация поддержки Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К. Рериха (Германия); Итальянский национальный комитет Голубого Щита, Итальянское общество по защите культурных ценностей (SIPBC – ONLUS), региональная секция Молизе (Италия) и др.
На пленарном заседании выступили: А.В. Стеценко – вице-президент МЦР; Г.М. Шило – адвокат, профессор, доктор юридических наук; В.П. Пензин – вице-президент «РусКультФонда», президент Академии народного искусства; В.Р. Островская – президент Фонда народных художественных промыслов; Н.Н. Черкашина – и.о. генерального директора общественного Музея имени Н.К. Рериха; М.И. Воробьева – юрист Международного комитета по сохранению наследия Рерихов; И.Г. Шаблинский – член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, доктор юридических наук; В.Д. Захарова – координатор инициативной группы общественности «В защиту А.К. Толстого», член Консультационного совета по культуре и туризму при губернаторе Брянской области, лауреат премии имени А.К. Толстого «Серебряная лира»; М.Е. Кулешова – кандидат географических наук.
Участники съезда обсудили существующие проблемы российской культуры и возможные пути их преодоления.
Культура является неотъемлемой частью человеческой жизни. «Основы государственной культурной политики» Российской Федерации утверждают культуру в качестве определяющего, а не периферийного фактора развития страны и общества.
Охрана культурного разнообразия, сбережение культурного наследия, защита свободы творчества рассматриваются как необходимые и чрезвычайно важные меры сохранения культуры. Выдающийся представитель отечественной культуры – художник, ученый, мыслитель, общественный деятель Н.К. Рерих инициировал подписание в 1935 году Пакта Рериха, первого международного договора, направленного на сохранение культурного наследия как в мирное, так и в военное время, который впоследствии стал основой системы международного права в области сохранения культурного наследия, деятельности ЮНЕСКО и соответствующих международных стандартов в области культуры. Не менее значительно и то, что именно Н.К. Рерих выдвинул во всемирном масштабе принцип «Мир через Культуру», предполагающий уважение к культуре каждой страны, создание условий для развития культурного разнообразия и утверждение приоритета культуры во всех аспектах жизни человека и общества.
Россия имеет богатый культурный потенциал развития, однако стремительно теряет его в результате негативных тенденций, обусловленных рядом серьезных проблем. В современных условиях в сфере российской культуры складывается тревожная ситуация, что неизбежно отражается на жизни общества, приводя к духовному, социальному и экономическому кризисам. Государственная культурная политика Российской Федерации законодательно признана неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности страны, но, несмотря на это продолжает сохраняться «остаточный» принцип финансирования культуры, который явно устарел. Это говорит о том, что до сих пор не выработана комплексная система финансового обеспечения культуры, адекватная современным реалиям. Во многом это связано с недостаточно проработанной законодательной базой, регулирующей сферу культуры, которая слабо подкреплена механизмами реализации права. Если таких механизмов нет или они ограничены, то закон становится декларативным, а не гарантированным, что способствует разрушению культуры на государственном уровне.
Большую тревогу общественности вызывает перевод культуры в сферу потребительских услуг, который активно проводит Министерство культуры РФ с целью извлечения финансовой прибыли. При этом игнорируются главные цели культуры – образование, воспитание, просвещение. В результате бездумной «оптимизации» и коммерциализации культуры появились такие термины, как «культурный продукт», «производитель и потребитель продукта», «оказание услуг» и др. В этих условиях организации и учреждения культуры вынуждены приспосабливаться к существующим реалиям и выполнять предписываемые чиновниками чужеродные формы деятельности, обеспечивающие развлечение, зрелищность и прибыльность. Например, в 2017 году в Брянской области в канун 200-летия со дня рождения классика русской литературы А.К. Толстого была разрушена единственная в стране мемориальная усадьба писателя. С целью получения прибыли на ее месте планируется возвести «новодел» для привлечения туристов. Так музей из хранителя и популяризатора историко-культурной памяти превратился в доходное место.
За оптимистическими отчетами Министерства культуры РФ о выросших доходах и полученной прибыли скрываются многочисленные беды отечественной культуры: уничтожение и закрытие творческих коллективов, музеев, музыкальных и художественных школ, библиотек, театров; потери исторических памятников от сноса, разрушения, вандальной реконструкции и непрофессиональной реставрации; хищения предметов культурного наследия; вопиющие факты невыполнения государством обязательств перед дарителями культурных ценностей, попрание их воли; захват зданий, помещений и имущества организаций и учреждений культуры и др. Особая тема – большое число криминальных скандалов и уголовных дел, в которых оказались замешаны чиновники Министерства культуры РФ в последние годы. Такого в нашей истории не было никогда! На этом фоне пренебрежение к мнению общественности в отношении творимых беззаконий в сфере культуры стало в России национальным бедствием. В таких условиях выражение «поем глухим» по-прежнему актуально.
Коммерциализация культуры привела к значительной деформации всей системы управления данной сферой. Руководить культурными учреждениями, творческими профессиональными коллективами и даже целыми отраслями культуры назначаются «сверху» не профессионалы, а «эффективные менеджеры-управленцы» без соответствующих знаний, компетенции и опыта культурной деятельности. Они подменяют свободное творчество директивными указаниями и осуществляют деструктивную политику в отношении многих организаций и учреждений культуры. Однако творческий процесс не может управляться чиновниками, он несовместим с силовыми методами и идеологической цензурой. Свобода творчества, свобода научных исследований, свобода распространения знаний и идей являются не только основой любой деятельности в сфере культуры, но и основополагающими положениями международного права и Конституции РФ. В «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» прямо сказано: «Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии». Несмотря на законодательные гарантии, государственные чиновники, не понимающие сути и предназначения культуры, продолжают жестко регламентировать работу организаций и учреждений культуры в ущерб их творческой деятельности. Все это приводит к дезорганизации их деятельности и разрушению. Примеров тому немало.
Чиновники Министерства культуры РФ уничтожили гордость традиционной национальной культуры России – Государственный академический русский концертный оркестр «Боян», создателем и дирижером которого стал народный артист СССР А.И. Полетаев. Традиции оркестра были направлены на сохранение и развитие русской, славянской музыки, воспитание и просвещение молодого поколения в духе патриотизма и любви к Родине. Вмешавшись в творческий процесс коллектива оркестра, чиновники назначили на должность его директора г-на Толмачёва (бывшего завхоза-водителя оркестра), человека, далекого от музыки. Затем последовали организованные гонения на дирижера А.И. Полетаева и его детище – оркестр «Боян». В результате по приказу Министерства культуры РФ А.И. Полетаев был уволен, а состав оркестра сократили до камерной группы. Таким образом, то, что создавалось кропотливым трудом и талантом выдающегося музыканта и дирижера в течение 50 лет, безжалостно разрушено.
Трагична участь уникальной коллекции русского лубка государственного Музея народной графики. Созданный в 1992 году в Москве, на Сретенке, по инициативе основоположника современного лубка В.П. Пензина, музей за короткое время получил международное признание и стал центром по изучению русского лубка, его глубинных связей с народными картинками Европы и Азии. Однако все годы творческой деятельности музей испытывал постоянные трудности: от погромов экспозиции до попыток подкупа и личных угроз директору. В итоге, отстояв музей от притязаний бизнесменов, стремящихся завладеть зданием в центре столицы, директор музея художник В.П. Пензин вынужден был подчиниться произволу чиновников. Несмотря на экспертное заключение № 1/4-588 от 2013 года на имя Президента РФ В.В. Путина и протест специалистов Государственного института искусствознания, Департамент культуры г. Москвы в июне 2013 года объединил Музей народной графики с Музеем наивного искусства, тем самым перечеркнув роль и значение лубка как фундаментальной основы национальной культуры.
Также показателен пример одного из хранителей российской исторической памяти – Музея матрешки в Москве, филиала Фонда народных промыслов. В 2013 году Министерство культуры РФ с участием ОМОНа изгнало из занимаемого здания этот уникальный, известный во всем мире музей, его фонды были присвоены, а сотрудники в буквальном смысле выброшены на улицу. В России уничтожены многие центры традиционного бытования промыслов. Например, некогда уникальный центр резьбы по дереву с 300-летней историей «Богородская игрушка» разрушен практически до основания, последние пять лет в нем работают всего два мастера-резчика.
И это не единичные случаи. Можно вспомнить примеры других организаций и учреждений, которые испытали притеснения со стороны чиновников от культуры, среди них: Российская национальная библиотека, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Центральный дом работников искусств, Научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря, Музей славянской культуры имени Константина Васильева, Государственный центр русского фольклора, Европейский университет, галерея «Дом Нащокина» и другие. Приведенные факты свидетельствуют о системных проблемах, с которыми сталкиваются организации и учреждения культуры в России.
Участники съезда отметили, что чиновники не желают обращать внимание на потенциал негосударственных организаций культуры. Ярким примером тому служит история преднамеренного разрушения руководством Министерства культуры РФ успешно действовавшего более четверти века в Москве в усадьбе Лопухиных общественного Музея имени Н.К. Рериха, структурного подразделения Международного Центра Рерихов. В результате силового захвата усадьбы Лопухиных в ночь с 28 на 29 апреля 2017 года Государственным музеем Востока при поддержке Министерства культуры РФ из общественного Музея имени Н.К. Рериха было незаконно изъято более 43000 единиц хранения, в том числе более 700 картин и рисунков Рерихов и другое имущество, принадлежащее Международному Центру Рерихов. Эти действия привели к принудительному незаконному закрытию общественного Музея имени Н.К. Рериха, фактическому его разграблению и уничтожению музейных экспонатов, а также ценного оборудования. Учитывая, что разрушение общественного Музея имени Н.К. Рериха является грубым нарушением воли его основателя – С.Н. Рериха, безвозмездно передавшего в Россию наследие своих родителей для создания в Москве именно общественного музея, а также тот факт, что это разрушение произошло при полной поддержке и содействии руководства Министерства культуры, участники съезда расценили данную акцию как подавление общественной инициативы и как тенденцию к уничтожению общественной формы деятельности в сфере культуры.
Между тем негосударственные организации культуры играют значимую роль в сохранении национального достояния, утверждая всей своей деятельностью постулат о культуре как всенародном деле. В процессе своей деятельности они аккумулируют энтузиазм и устремления тысяч людей, объединенных желанием сохранить культуру, обрести новые смыслы и творческие горизонты. Появление в 90-х годах прошлого века в России общественных музеев, театров, студий, творческих союзов ознаменовало новую страницу в жизни российской культуры, возникшую не по решению государственных ведомств, но как веление времени, как результат многолетних личных творческих поисков, получивших возможность раскрыться в условиях свободы мысли. К сожалению, все это игнорируется и разрушается Министерством культуры РФ.
Участники съезда особо подчеркнули, что вышеперечисленные противоправные и антикультурные действия Министерства культуры РФ в отношении организаций и учреждений культуры остаются за рамками внимания властей и правоохранительных органов. Многочисленные жалобы на деструктивную политику его руководства не рассматриваются властными структурами по существу и, как правило, направляются для ответов обратно в Министерство культуры РФ, т.е. в государственное ведомство, действия которого обжалуются. Такой подход противоречит Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ст. 8, п. 6) и позволяет руководству Министерства продолжать разрушать культуру.
Исходя из вышеизложенного и сознавая ответственность за судьбу отечественной культуры, участники съезда выразили озабоченность разрушительной политикой нынешнего руководства Министерства культуры РФ и приняли решение:
1. Выразить солидарность с учреждениями и организациями культуры, которые всеми законными методами добиваются восстановления своих прав, грубо нарушенных Министерством культуры и другими ведомствами.
2. Создать координационную рабочую группу из организаций – участников съезда с целью разработки общих позиций и направлений деятельности по сохранению российской культуры и защиты прав организаций культуры в составе: Академия народного искусства России; Международный комитет по сохранению наследия Рерихов; Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха; Международный Центр Рерихов; Московский музей народной графики; Фонд народных художественных промыслов.
Рекомендовать координационной рабочей группе:
– инициировать подготовку и проведение Всероссийского съезда работников культуры для обсуждения существующих проблем в сфере культуры и выработке предложений по их решению;
– инициировать внесение дополнений (изменений) в законодательство Российской Федерации, регламентирующее деятельность музеев, созданных общественными организациями и частными лицами, и закрепить государственные гарантии, направленные на их поддержку и развитие;
– обратиться в Государственную Думу РФ и Общественную палату РФ с предложением о внесении в обсуждаемый Федеральный закон «О меценатской деятельности» от 04.11.2014 г. № 327-ФЗ поправок, предусматривающих систему льгот и преференций для меценатов, осуществляющих инвестиции в пользу негосударственных организаций культуры, а не только государственных бюджетных учреждений;
– направить свои предложения к проекту Федерального закона «О культуре в Российской Федерации» в Администрацию Президента РФ, Совет Федерации РФ, Государственную Думу РФ, Правительство РФ, Общественную палату РФ;
– обратить внимание Президента РФ и Председателя Правительства РФ, руководства Общественной палаты РФ на разрушительную политику Министерства культуры РФ под руководством министра В.Р. Мединского в отношении многочисленных организаций и учреждений культуры страны.
3. Потребовать от Правительства РФ и Министерства культуры РФ возвращения в культурную жизнь страны организаций культуры, разрушенных Министерством культуры РФ, а именно:
– восстановить Государственный академический русский концертный оркестр «Боян»;
– возобновить деятельность Музея матрешки, а также Фонда народных художественных промыслов Российской Федерации как координирующего и методического Центра народных художественных промыслов в здании по адресу: г. Москва, Леонтьевский переулок, д. 7, переданном им в соответствии с Указом Президента РФ от 07.10.1994 г. № 1987;
– восстановить деятельность общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов в усадьбе Лопухиных по адресу: г. Москва, Малый Знаменский переулок, д. 3/5 , воссозданной МЦР без государственного финансирования;
– защитить уникальное явление национальной культуры – русский лубок – от необоснованного объединения с наивным искусством неолубком, представляющим собой явление массовой культуры.
4. Потребовать от Правительства РФ и Министерства культуры РФ прекратить разрушение историко-культурного пространства Мемориальной усадьбы классика русской литературы А.К. Толстого (Брянская область), а также других культурно-исторических памятников.
5. Инициировать создание документального фильма об истории разрушения организаций и учреждений культуры в России.
6. Направить резолюцию съезда Президенту РФ В.В. Путину, в Совет Федерации РФ, Государственную Думу РФ, Правительство РФ, Администрацию Президента РФ, Общественную палату РФ и другие органы законодательной и исполнительной власти.
Уполномочить Яковлеву Галину Анатольевну отправить резолюцию съезда Президенту РФ и Председателю Правительства РФ.
7. Предложить организациям и работникам сферы культуры, а также всем гражданам, неравнодушным к проблеме сохранения культурного наследия России, присоединиться к инициативам съезда для совместного поиска путей и механизмов защиты российской культуры.
8. Опубликовать материалы съезда.
Источник: Наша версия. 11.04.2018