Естественный отбор
Отвечал Христос: «Жду, чтобы тьма ночная освободила Меня от лица твоего.
Истинно, тьма во тьму уйди!»
Листы Сада М. Озарение. II. VII. 3
Среди тех, кто захватил усадьбу Лопухиных и сейчас хозяйничает в ней, есть весьма любопытный персонаж, возможно, достойный либо пера современного классика, либо требующий медицинского освидетельствования. Это довольно странный человек с постоянно бегающим взглядом, с неуверенной шаркающей походкой и каким-то внутренним беспокойством, которое вырывается на поверхность неожиданными приступами бесконтрольной ярости. Те, кто на протяжении нескольких месяцев дежурят возле усадьбы Лопухиных, без труда догадались, что речь пойдет о Ю.С. Избачкове, юрисконсульте Государственного музея Востока (ГМВ).
Сначала, когда еще только разворачивалась беспрецедентная травля Международного Центра Рерихов (МЦР) и в СМИ стали время от времени появляться «грязные» сюжеты о нем, Избачков проявлялся где-то на задворках. Его небольшие реплики в видеокадрах поражали своими «юридическими» формулировками, особенно когда он вдохновенно утверждал, что, по мнению МЦР, органы власти находятся якобы под контролем сил зла [1]. Дальше – больше. Стоя у памятника Е.И. и Н.К. Рерихам, он давал фантастичные пояснения относительно Знамени Мира скандально известному журналисту РТР А.Карпову [2]. В то время Избачков предпочитал действовать исподтишка, например, рассылая подметные письма и доносы в лучших традициях 30‑х годов в правоохранительные органы и на место работы одного из активистов, поддерживающих МЦР. Более того, он подкреплял их авторитетным мнением заместителя министра культуры В.В. Аристархова [3]. Каким, должно быть, значительным почувствовал себя этот господин, когда после его очередного ложного доноса, да еще подкрепленного «свыше», местные руководители предложили уволиться ни в чем неповинному человеку!
Но время шло, и после захвата усадьбы Лопухиных и наследия Рерихов «избачковцы» и «мкртычевцы» стали чувствовать себя настоящими хозяевами и действовать уже более уверенно. И вот уже наш герой деловито прохаживается по территории усадьбы Лопухиных, сердито покрикивает на сотрудников и волонтеров МЦР, круглосуточно дежурящих у ворот усадьбы. Потом смелеет, пытается срывать развешенные баннеры, рассказывающие об общественном Музее имени Н.К.Рериха, Знамя Мира [4] и скандалит с приходящими к закрытому Музею посетителями.
Причем для скандала г-ну Избачкову не нужно повода. Вдруг открываются запретные ворота, и он вылетает оттуда, подобно разъяренной фурии, и с криком, наподобие «Руки оторву» или «Всем будет больно», бросается к изумленным волонтерам [5]. Каких только «комплиментов» от него не наслушались музейные работники за эти месяцы: и «сектанты», и «экстремисты», и «банда» и т.п. Если обострение бывало не очень сильным, то «уважаемый» юрист ограничивался только ругательствами, обходил дежурных со своей неизменной видеокамерой, бормоча себе что-то под нос. Но если начинался приступ бешенства, он, нецензурно выражаясь, нападал на женщин и даже случайных посетителей. Неоднократно пытался разбить аппаратуру волонтеров или набрасывался на них с кулаками [6,7]. Любопытно, что сам Избачков при этом вызывал полицию и «развлекал» стражей порядка своими байками о том, что это, оказывается, слабые пожилые женщины на него напали или устроили здесь несанкционированный митинг.
Настоящий «расцвет» Избачкова наступил, пожалуй, когда ему доверили выдавать личные вещи сотрудников МЦР, которые оказались в усадьбе на момент ее захвата и должны возвращаться своим владельцам немедленно. Правда, об этом новые «хозяева» усадьбы смекнули лишь месяца через полтора, когда отдел МВД «Хамовники» в ответ на многочисленные заявления работников МЦР потребовал от руководства ГМВ объяснений. Выдачу личных вещей Избачков обставил так, чтобы большинство сотрудников МЦР их не смогли получить. Для этого есть множество способов. Например, отправить письменные уведомления по адресам, где люди давно не проживали, причем эти данные не фигурировали в реальных заявлениях сотрудников МЦР. Кроме того, вместо нормальных условий для выдачи можно предложить способы, унижающие человеческое достоинство. Так в основном и происходило: отважившимся выдавались вещи прямо на улице, невзирая на погоду (при этом некоторые из них осыпались насмешками и оскорблениями, более того сотрудникам МЦР не разрешалось снимать весь этот процесс, в то время как все они находились под бдительным оком избачковской камеры). Часть вещей многие люди так и не получили: почему-то не нашлись (пропали) деньги, предметы искусства, полудрагоценные камни, книги.
В результате большинство сотрудников МЦР так и не решилось получить свои вещи в таких условиях, наедине с Избачковым, что вызвало новые приступы ярости неукротимого юриста [8]. Очевидно, она достигла своей кульминации, когда комиссия МЦР вместе с адвокатом пришла получать часть имущества организации по предварительному приглашению Избачкова. Как позже выяснилось, к этому событию юрисконсульт старательно готовился, но весьма своеобразно. Через Интернет он настойчиво зазывал МЦР прийти получить свои деньги, а в качестве заставки к сюжету показал небольшой пластиковый контейнер с мелочью, на котором красовалась смешная клоунская рожица. В конце концов, после официального уведомления ГМВ сотрудники Центра создали специальную комиссию и в назначенный день явились на территорию усадьбы. Избачков же решил эту процедуру превратить в шоу и подготовить еще один сюжетец для Ютюба, звездой которого он решил стать.
Наступил конец октября, на улице было холодно, промозгло и ветрено. В комиссию МЦР входили две женщины, тем не менее Избачков объявил, что в «воспитательных целях, чтобы мозги на место встали» вся процедура будет проходить на улице. Сотрудники МЦР присели в ожидании на лавочку перед главным зданием усадьбы. Наконец, принесли чаши для пожертвований с нетронутыми пломбами МЦР, и потому пересчет денег не требовался. Адвокат МЦР заявила об этом Избачкову. Но это не входило в планы «великого режиссера». Он потребовал вскрыть пломбы МЦР на чашах для пожертвований, пересчитать находящиеся в них денежные средства и составить расписку каждой купюре. Кроме того, он подсунул еще четыре банки с мелкими деньгами и так же предложил отчитаться по каждой монете. При этом о каких-либо документах, необходимых для процедуры передачи, деловой юрист даже не позаботился, видимо, не предусмотрел в «сценарии». Зато в его голове уже прокручивался видеосюжет о том, как сотрудники МЦР замерзшими пальцами старательно пересчитывают многочисленные монеты. Возможно, он уже предвкушал те смачные комментарии, которыми снабдит свой очередной маленький «шедевр», но адвокат МЦР неожиданно расстроила его планы. Во-первых, - заявила она, - члены комиссии не будут пересчитывать купюры на улице, поскольку любой порыв ветра может унести их, а во-вторых, комиссия отказались принимать заготовленную Избачковым специально для этого мелочь, на которую тот возлагал столько «творческих» надежд. Хватаясь за последнюю возможность исполнить задуманное, он грубо и ультимативно начал настаивать на своем. Обстановка накалялась. Председатель комиссии Д.Ю.Ревякин предложил вызвать Т.К.Мкртычева, прямого начальника Избачкова, на что наш юрист запальчиво крикнул, что он ему не подчиняется.
Возможно, расстройство заготовленной сцены и нежелание «играть по его сценарию» окончательно вывело Избачкова из себя, и когда адвокат МЦР попыталась отвести видеокамеру от своего лица, которую он вплотную придвинул к ней, последовал удар…
В это мгновение разрушились не только «творческие планы» Избачкова, но и сама ситуация обернулась против него, поскольку без лишних слов адвокат вызвала полицию. Через некоторое время из здания вышел Т.К. Мкртычев и вмешался в ситуацию. Ему пришлось приложить немало усилий, чтобы сгладить инцидент. В результате он принял здравое решение и отдал опечатанные чаши для пожертвований комиссии МЦР, а у ворот сторонникам общественного Музея пообещал, что он отстранит Избачкова от выдачи личных вещей.
Оскорбительный сюжет Избачкова о передаче денежных средств МЦР так и не вышел, а от руководства ГМВ на имя вице-президента МЦР А.В. Стеценко пришло письмо со странными извинениями. С одной стороны, Т.К. Мкртычев признавал действия Избачкова «недостаточно квалифицированными и некорректными», но, с другой, обвинял МЦР в провокации, выразившейся, по его словам, «в безосновательном нежелании представителями МОО MЦP принимать предлагаемое к передаче имущество и в препятствовании проведения видеосъемки» [9]. Мы предоставляем возможность читателям судить самим, с чьей стороны на самом деле была провокация, но получается, что данным письмом руководство ГМВ фактически оправдывает поведение своего юриста, а это значит, что ничего дурного и противозаконного в его действиях не видит.
Но вернемся к Ю.С. Избачкову. В усадьбе Лопухиных у Избачкова, помимо уже перечисленных, есть немало других обязанностей. Одна из них – это рыться в чужих вещах. Дело в том, что в руках захватчиков оказался обширный материал самой разной внутренней документации МЦР, рукописи, договоры, служебные записки. Чиновники говорят, что, по логике вещей, нет в нашей стране ни одной организации, у которой при желании нельзя было бы найти хоть каких-нибудь нарушений. Следуя этому, с воодушевлением, так сказать, с огоньком Избачков взялся за их поиски в бумагах МЦР. Вот уже несколько месяцев, как он упорно и методично копается в них. Время от времени в этом ему помогает представитель Минкульта К.Е. Рыбак. Вместе они работают не за страх, а за совесть, ищут то, что поможет в судах против МЦР, но малость из найденного перепадает Избачкову для его видеосюжетов уже сейчас. При этом ни юрисконсульта ГМВ Избачкова, ни советника Министерства культуры К.Е. Рыбака совершенно не волнует, что обнародование внутренней документации организации является противозаконным. Более того, им никто не давал права вскрывать сейфы и касаться деловых бумаг другой организации. Впрочем, у захватчиков свои «особые» отношения с законом, чему мы не раз уже были свидетелями.
Итак, в последнее время у Избачкова появилась еще одна маленькая страстишка. То ли потому что близость к великим произведениям искусства, которые находятся в усадьбе, пробудила и в нем желание творческой самореализации, то ли это приказ «свыше», но только открыл г-н юрист на Ютюбе свой канал. Сюжеты, которые он стряпает с завидным постоянством, действительно, являются показательными, только не в том смысле, какой видит в них сам автор и его «творческая группа». Эти сюжеты, наоборот, подтверждают, что недоброжелателям МЦР не удается найти ничего, что могло бы опорочить эту организацию. К примеру, Избачков с гордостью демонстрирует какой-либо документик, выкопанный, а, может, им же составленный и склеенный, и, как следователь по особо важным делам, заявляет, что сейчас на глазах публики разоблачит преступные действия МЦР. На самом же деле ему приходится изворачиваться, опускаться до лжи и подтасовок, чтобы дать такой бумаге нужную для ГМВ трактовку. Уберите странные фантазии Избачкова, как эти бумаги якобы могли быть использованы «преступным» МЦР, – и в заявке юриста не останется ничего. Как говорят сейчас – голый фейк. Согласитесь, если вместо серьезных улик против МЦР Избачков выкладывает пустые фейки, то организацию действительно не в чем упрекнуть, и каждый подобный сюжет работает не против, а в защиту МЦР.
Видимо, эти короткометражки удовлетворяют неуемное тщеславие Избачкова и его актерскую страсть к переодеваниям. В них он хочет казаться то ученым-экспертом, то строителем и реставратором, то философом, то ловким, опытным человеком, умеющим жить, то фанатичным рериховцем. Все это выглядит смешно и глупо, потому что и актер плохой, и сюжеты вымышленные.
Показывая в своих роликах разрушения на территории усадьбы Лопухиных, Избачков снова и снова пытается обвинить МЦР в небрежном отношении к ее зданиям и памятникам, хотя на самом деле он обличает этим ГМВ. Ведь до подобного состояния, в каком оказалась усадьба за последние семь месяцев, МЦР никогда бы не довел. Руководство и специалисты организации постоянно отслеживали сохранность всех ее объектов, и если замечались какие-то неполадки, то обязательно проводились текущие ремонты. Можно не перечислять те награды, которыми МЦР был удостоен за воссоздание усадьбы Лопухиных. Но с тех пор, как она попала в руки ГМВ, в негодность уже пришли Буддийская ступа, Мемориал Рерихам, появились признаки грибка и плесени в депозитарии. Причем попыток исправить неполадки со стороны ГМВ не наблюдается. Все это мы узнаем из сюжетов Избачкова. По-прежнему не ставятся на охрану 2-й этаж Музея, фондохранилище с бесценными рукописями и другими документами во флигеле. Более того, сокровенные записи Е.И.Рерих, владельцем которых является МЦР, уже хотят опубликовать. Об этом сообщил на своем сайте известный негативным отношением к МЦР Андрей Люфт. «В архивах государственного музея Рерихов (далее – ГМР), директором которого Вы являетесь, – обращается он к Т.К. Мкртычеву, – хранятся тетради-манускрипты Е.И.Рерих. Летом этого года все они были оцифрованы, т.е. перефотографированы и сохранены на компьютер. <…> Зная огромный интерес со стороны рериховской общественности к публикации этих материалов, некоторыми сотрудниками ГМР ранее было оповещено, что будет создана группа из общественников-добровольцев, которые смогут включиться в работу по набору текстов тетрадей Е.И. Рерих в печатный форме с целью их дальнейшей публикации» [10]. Это еще раз подтверждает факт, что имущество МЦР, якобы оставленное на временное попечение правоохранительными органами ГМВ, на самом деле не только не охраняется, но и широко используется, а также может быть передано третьим лицам, в том числе иностранцам.
Портрет Н.К. Рериха кисти С.Н. Рериха, который готовился МЦР к реставрации, ГМВ реставрировать не собирается, т.к. недавно картина отправлена снова в запасники. Что ожидает картину, специалисты-реставраторы предсказать пока не берутся. Но крупный реставрационный проект МЦР остановлен на неизвестное время, и может случиться так, что уникальное произведение С.Н. Рериха будет утеряно безвозвратно. Подобное варварское отношение к наследию Рерихов для ГМВ характерно, поскольку его руководство совсем не беспокоит, что у них отсутствуют как необходимые условия для хранения коллекции картин Рерихов, так и для их экспонирования [11]. Естественно, обо всех этих преступлениях руководства ГМВ Избачков не сообщает в своих сюжетах, ведь это гораздо серьезнее, чем несколько черновых документов МЦР.
В общем, за что ни возьмется г-н Избачков, все как-то у него плохо получается. Его грубость в отношении дежурящих у ворот сторонников МЦР вызывает возмущение действиями ГМВ в среде общественности [12]. Выдачу личных вещей сотрудникам МЦР он провалил, заведя ситуацию в тупик, и практически довел ее до суда. Его сюжеты на Ютюбе, якобы дискредитирующие МЦР, ничего, кроме бессилия ГМВ найти компромат на Центр, не демонстрируют. Свое недовольство уже проявляют и хозяева Избачкова. Еще бы, ведь из-за него им пришлось оправдываться перед МЦР, прикрывать его от полиции, используя свои большие связи, и, наконец, переводить ситуацию с выдачей вещей на «мирные рельсы». Как ни пытается Избачков быть полезным вышестоящим чиновникам, никак у него не получается, а все бесполезное, как известно, отправляется на свалку.
Благо и «продолжатель» дела Избачкова уже наметился. Им оказался не кто иной, как культуролог, религиовед, философ, координатор несуществующего государственного музея Рерихов по связям с общественностью В.Э. Жигота. Он начал с того, что стал грозить кулаком общественникам, поддерживающим МЦР, а теперь отважился напасть на женщину. Улучив момент, когда общественница стояла одна, он попытался сломать ее фотоаппарат, а когда женщина начала его защищать, прикрывая рукой, несколько раз ударил ее в грудь и плечо. К счастью, к ней на помощь подоспел другой сотрудник. Освидетельствование в травмпункте выявило ушибы мягких тканей. Общественница написала заявление в полицию [13].
Всем этим печальным, далеким от культуры явлениям не приходится удивляться. Ведь те, кто сейчас захватил усадьбу Лопухиных, по своей натуре разрушители. Но они не только разрушают все, что было создано до них в Музее МЦР с такой любовью и заботой, но и разрушаются сами, чему мы и являемся свидетелями.
То, что происходит сегодня, Л.В. Шапошникова, создатель и генеральный директор общественного Музея имени Н.К. Рериха, предвидела еще в 2002 году. «И чем дальше, – утверждала она, – тем больше поток космической эволюции будет сбрасывать вниз тех, на кого опираются силы тьмы и зла, и тем шире будет водораздел между тьмой и светом. Настало время великого отбора. И вы – те, которые, так или иначе соприкоснулись с философией Живой Этики, – должны понимать, что все это не только книжные образы, но происходит в реальной жизни, и надо уметь увидеть все это собственными глазами, осознать свой долг и свое место в этой борьбе» [14].
Правдолюб
______________________________________
1. «Тайны усадьбы Лопухиных». ТВ Вести-Москва. Эфир от 22.07.2016 в 19.35.
2. Юрист Избачков Ю.С. дает пояснения о Знамени Мира // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт facebook). Режим доступа: https://www.facebook.com/theroerichmuseum/videos/1948790462023778/
3. Скородумов С. Доносительская одиссея господина Избачкова // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). Режим доступа: https://save.icr.su/ru/2017/05/sergej-skorodumov-donositelskaya-odisseya-gospodina-izbachkova/?ELEMENT_ID=5402
4. Хроника захвата общественного Музея имени Н.К. Рериха (Июль 2017. 26.06.2017) // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). Режим доступа: https://save.icr.su/ru/hronika-zahvata-obshchestvennogo-muzeya-imeni-n-k-reriha-june-2017/
5. Хроника захвата общественного Музея имени Н.К. Рериха (Июль 2017. 21.06.2017) // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). Режим доступа: https://save.icr.su/ru/hronika-zahvata-obshchestvennogo-muzeya-imeni-n-k-reriha-june-2017/
6. Озолиня М.Р. Ген безнаказанности // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). Режим доступа: https://save.icr.su/ru/2017/07/m-r-ozolinya-gen-beznakazannosti/
7. Хроника захвата общественного Музея имени Н.К. Рериха (Июль 2017. 21.06.2017) // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). Режим доступа: https://save.icr.su/ru/hronika-zahvata-obshchestvennogo-muzeya-imeni-n-k-reriha-june-2017
8. Хроника захвата общественного Музея имени Н.К. Рериха (Июль 2017. 27.06.2017) // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). Режим доступа: https://save.icr.su/ru/hronika-zahvata-obshchestvennogo-muzeya-imeni-n-k-reriha-june-2017/
9. Вх. № 414 от 13.11.17. Замечание Избачкову Ю.С.
10. Люфт А. Открытое письмо сайта «Библиотека Урусвати» к Т.Мкртычеву по поводу публикации манускриптов Е.И. Рерих. Режим доступа: http:// lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/506-pismo-bibl-urusvati
11. Байда В.В. Как МЦР и Музей Востока сохраняют исторические здания // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). Режим доступа: https://save.icr.su/ru/2017/05/viktor-bajda-kak-mtsr-i-muzej-vostoka-sohranyayut-istoricheskie-zdaniya/
12. Рудаков Е. Новый Музей Рерихов начал работу с драки // Новые известия (офиц. сайт). Режим доступа: https://newizv.ru/news/society/30-10-2017/novyy-muzey-rerihov-nachal-rabotu-s-draki-be538917-47a9-4d38-a5a0-8f53775a1942
13. Хроника захвата общественного Музея имени Н.К. Рериха (Ноябрь 2017. 16.11.2017) // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). Режим доступа: https://save.icr.su/ru/hronika-zahvata-obshchestvennogo-muzeya-imeni-n-k-reriha-november-2017/
14. Шапошникова Л.В. В защиту имени и наследия Рерихов // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). Режим доступа: http://lib.icr.su/node/2276
См. также на сайте Международного Центра Рерихов