Сообщение Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха по поводу обращения Национального Рериховского комитета
Точка нравственной опоры: о ситуации вокруг МЦР
Более четырех месяцев прошло с тех пор, как Министерство культуры и Государственный Музей Востока (ГМВ) при поддержке силовых структур, грубо проигнорировав волю С.Н. Рериха и российскую законность, захватили и продолжают удерживать территорию, строения и фонды общественного Музея имени Н.К. Рериха. Ни подлинные правовые основания, предоставленные Международным Центром Рерихов (МЦР) и подтверждающие его права на пользование наследием и ведение деятельности, популяризирующей творчество Рерихов, ни многочисленные протесты общественности, ни обращения тысяч граждан к властным структурам не изменили ситуацию. И сейчас мы являемся свидетелями того, как на руинах общественного Музея имени Н.К. Рериха, который в течение четверти века создавали меценаты, российские и зарубежные деятели культуры, общественные рериховские организации без какого-либо государственного финансирования, Минкультуры и ГМВ воплощают в жизнь свой план – государственный Музей Рерихов, план, истоки которого восходят к далекому 1993 году, когда после смерти основателя Музея, С.Н. Рериха, правительство В.С. Черномырдина выдвинуло эту идею. С тех пор идея захвата наследия семьи Рерихов государственными ведомствами то погружалась в глубину, то поднималась на поверхность социальных событий, каждый раз расширяя круги лжи, на которой, собственно, только и могла она состояться. В 2013–2017 гг. идею захвата реализовали министр культуры В.Р. Мединский и его заместитель В.В. Аристархов, использовав ресурсы служебного положения и поддержку масс-медиа. Самыми грубыми способами завершился процесс огосударствления переданного международной общественной организации – Международному Центру Рерихов, рериховского наследия.
Что сейчас происходит в общественном Музее МЦР, нам неизвестно. Внешние признаки деятельности ГМВ свидетельствуют о том, что воссозданная многолетними усилиями территория усадьбы Лопухиных приходит в запустение… Больно ли видеть и осознавать это? Нелегко. Ведь те, кто строят, всегда совершают свой труд не ради разрушения, но в надежде на лучшее использование его плодов в настоящем и будущем. Так и общественный Музей имени Н.К. Рериха создавался С.Н. Рерихом и Л.В. Шапошниковой для того, чтобы возвратить России предназначенное ей бесценное культурное достояние, имеющее исключительно важное значение для возрождения российской культуры и обогащения ее новым мировоззрением, которое несет философия космической реальности – Живая Этика, художественное творчество Н.К. Рериха, духовно-философское наследие Е.И. Рерих, востоковедные труды Ю.Н. Рериха, искусство С.Н. Рериха. В ряду исторических факторов, преобразующих сегодня культурную и социальную жизнь нашей Родины, наследие семьи Рерихов занимает почетное главенствующее место. Многолетний труд общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР был направлен, прежде всего, на то, чтобы приблизить, сделать доступным для всех россиян, всех ищущих новые пути, приводящие в жизнь космическое мышление, насыщенное синтезом науки и философии Востока и Запада, красотой искусства, мудростью веков. Сможет ли заменить на этой стезе общественный Музей имени Н.К. Рериха тот государственный музей, который намерен интерпретировать и преподносить наследие великой семьи, руководствуясь научной методологией и принципами музеологии прошлого века? Судя по крайне противоречивым заявлениям и.о. директора Т.К. Мкртычева, руководствующегося в концепции госмузея методологией и принципами организации музейного дела, не учитывающими своеобразие творческого процесса Н.К. Рериха, можно уверенно утверждать – нет.
Сегодня Национальный рериховский комитет (НРК) и Ассоциация исследователей наследия Рерихов (АИНР) призывают строить государственный Музей Рерихов во имя «нормальной конструктивной атмосферы вокруг наследия наших великих соотечественников». Но разве можно построить «нормальную конструктивную атмосферу» на акте вандализма, уничтожившего уникальный общественный Музей, который выходил на новый уровень деятельности? НРК стремится получить одобрение и поддержку рериховских организаций, чьи многолетние усилия еще недавно комитет вместе с Минкультуры безжалостно сокрушали. Ситуация разворачивается на грани парадокса: мы разрушили ваш храм, но все-таки будьте нам друзьями… В напряженной обстановке марта-сентября нынешнего года не раз возникал вопрос: побеждены ли те, кто участвовал в постройке общественного Музея имени Н.К. Рериха – Музейона? Для ответа приведем лишь два знаковых примера из истории России, понимание которых мы обрели благодаря трудам Л.В. Шапошниковой, научившей нас не только наблюдать изменчивую, волнующуюся поверхность быстротекущих событий, но и анализировать их причины. Пример первый. Общественный Музей имени Н.К. Рериха появился в атмосфере свободы мышления 1990-х гг. Ее истоки вызывают в памяти события 14 декабря 1825 года, когда, после победы над Наполеоном и триумфального возвращения в Россию, герои Отечественной войны 1812 года вышли на Сенатскую площадь, чтобы провозгласить свободу и вывести народ из крепостного рабства. Выступление дворян-вольнодумцев, ратующих за угнетенный народ, не принесло скорых социальных перемен, и за свой порыв они получили каторгу. Но это действие подарило России глоток свободного мышления и явилось той точкой отсчета, благодаря которой спустя почти 200 лет мы обрели состояние свободы мысли. Еще пример. Начало прошлого столетия в России было ознаменовано культурным ренессансом, Серебряным веком, подарившим небывалое число гениев в искусстве, литературе, науке и философии. В условиях социальной революции 1917 года этот творческий поток, поднявший русскую культуру на высочайший уровень, был остановлен тоталитарным режимом, прессом идеологии и репрессиями. Тем не менее, лучезарный свет Серебряного века наполнил российское культурное пространство на многие годы и в конце прошлого века вновь возвратился в нашу жизнь как волна, возвышающая духовный уровень народа. История учит, что социальные условия – это настоящее, оно всегда сопротивляется и не приемлет будущее, жертвенно приближаемое носителями Культуры. Но лишь благодаря героям исторический процесс эволюционно продолжается и совершается энергетический «посев» будущего. Так было прежде, не изменилось и теперь.
До срока посеянные «зерна» культуры скрыты от обыденного сознания. Но когда наступает срок, «семена» дают мощный импульс новым культурным движениям и изменяют жизнь. Век, в котором мы живем, ставит сложнейшую эволюционную задачу – закладку фундамента свободного, культурного общества, созидание мира, основанного не на военном превосходстве, но на осознанном принятии гуманизма, и Международный Центр Рерихов напрямую участвует в ее реализации. МЦР высоко поднял Знамя Мира, и оно более 25 лет свободно развевалось над страной, едва вышедшей из посттоталитарного застоя. В сотнях российских городов, десятках стран дальнего и ближнего зарубежья идеи Пакта Рериха, защищающего культуру, звучали и звучат как зов эволюции. Своими научными конференциями, издательской деятельностью, передвижными выставками, фильмами и многими культурными проектами МЦР сплотил тысячи людей в общем большом и полезном деле – служении Культуре и Миру. В современной жизни МЦР являет яркий пример того, какими огромными возможностями обладает общественная форма культуры, открывающая пути творчества не для отдельных групп специалистов-профессионалов, но для широкого народного строительства, ибо истоки культуры – в сердце народа. Этот титанический труд в условиях нынешних бедственных событий не канул в Лету, он продолжается; его энергии напитали прошедшие годы, и будут освещать многие грядущие десятилетия, потому что энергии труда, творчества и добра неуничтожимы, и никакие преграды не остановят мощь культурного «посева». Когда сегодня звучат обвинения в адрес руководства и коллектива Международного Центра Рерихов в некомпетентности, приобретении выгод и недостойном поведении, хочется напомнить: в трудный час друзья спешат на помощь, а прохожие – судят.
Когда испытания постучались в жизнь, наша обязанность – помнить, что пралайя предшествует очередной манвантаре, в которой все энергии обновляются и поднимают строение на новую высоту.
Что неизменно остается с нами? Знания, полученные из источников высокого вдохновения – трудов Рерихов и Л.В. Шапошниковой, опыт, который никто не отнимет, и наш долг перед Историей, наша ответственность за Будущее как точка нравственной опоры.
Что поможет в пути? – сотрудничество и верность друзей.
Как нам пройти в будущее? – новым трудом.
Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха
11.09.2017