ЗАЯВЛЕНИЕ Международного Центра Рерихов
(в связи с последними действиями Министерства культуры РФ)
Почти за 25-летнюю историю общественного Музея имени Н.К.Рериха, основанного Святославом Николаевичем Рерихом в ноябре 1989 г., нам пришлось пережить немало необоснованных нападок со стороны недоброжелателей (включая, как это ни странно, Министерство культуры России), целью которых является уничтожение нашего общественного Музея, изъятие хранящегося в нем наследия и выселение из усадьбы Лопухиных. Так, в ноябре 1993 г., всего через несколько месяцев после смерти С.Н.Рериха, на основании сфальсифицированных его секретарем М.Пунача «пожеланий» вдовы С.Н.Рериха г-жи Девики Рани по требованию Министерства культуры РФ было выпущено постановление Правительства РФ № 1121 «О создании Государственного музея Н.К.Рериха» в усадьбе Лопухиных» (стр.1 / стр.2) . И это несмотря на то, что распоряжением правительства Москвы № 2248 от 28.11.1989 г. (стр.1 / стр.2 / стр.3) на основании постановления Совета Министров СССР № 950 от 4.11. 1989 г. (стр.1/ стр.2) усадьба Лопухиных была передана нам для размещения общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха. В 2007 г. Министерство культуры, действуя через Государственный музей Востока (ГМВ) при поддержке Росимущества, вновь предприняло через Арбитражный суд г. Москвы попытку выселения Международного Центра Рерихов (МЦР) из усадьбы Лопухиных на основании того же постановления Правительства РФ № 1121 (отменено – постановление Правительства РФ № 1045 от 17.12.2010 г.).
С 2003 г. по 2011 г. МЦР и Министерство культуры участвовали в судебном процессе: МЦР добивался признания факта получения наследственного имущества на основании завещания С.Н.Рериха, а министерство всячески тому препятствовало и навязывало судам свое мнение о существовании некоего «спора о праве» в этой связи. И если МЦР для обоснования своей позиции всегда опирался на зафиксированную в документах волю самого владельца наследия С.Н.Рериха, то министерство делало все, чтобы не допустить выполнение воли завещателя, используя словесную эквилибристику и не представив в суд ни одного документа, подписанного Рерихом и подтверждающего правомерность утверждения о получении государством права собственности на имущество завещателя.
Так, в качестве одного из основных аргументов Министерства культуры и ГМВ, якобы подтверждающих права государства на коллекцию картин, принадлежащую С.Н.Рериху, постоянно приводится ссылка на приказ министерства № 234 от 30.05.1989 г. Но при этом совсем не упоминается тот факт, что в соответствии с этим приказом коллекция картин была передана в ГМВ только на временное хранение. Понятно, что такой вид хранения вовсе не означает приобретения государством прав собственности на наследие. Апеллируя к общественности и руководителям государства, Министерство культуры намеренно упускает из виду эти обстоятельства. Действуя под лозунгом защиты интересов государства, оно, таким образом, искажает реальную картину, добиваясь принятия неправовых решений и нарушая истинную волю нашего великого соотечественника.
Министерство внедряет в общественное сознание абсурдное утверждение, что МЦР якобы находится под контролем иностранных организаций, которые собираются лишить Россию ценного достояния. Это откровенная ложь.
В руководстве МЦР нет ни одного иностранного гражданина, и ни одна иностранная организация никогда не была его учредителем. Потому министерство и не может предоставить никакого подтверждающего данное утверждение документа. Прием запугивания публики иностранными злодеями нам всем хорошо знаком. Но министерству, и тем более министерству культуры, несолидно и неприлично распространять подобные измышления, особенно в ходе судебных разбирательств.
В свое время — не столь давно — министерство занимало по этим вопросам другую, прямо противоположную позицию, что и позволило, видимо, ряду судебных инстанций принять действительно правовое решение относительно выполнения воли С.Н.Рериха. Это была честная оценка того факта, что юридически обоснованных прав на часть наследия Рерихов ни само министерство, ни ГМВ не имеют и никогда не имели (что и было отражено в историко-юридической справке министерства «О коллекции С.Н.Рериха» (стр.1 / стр.2 / стр.3/ стр.4 / стр.5), в которой был дан реальный правовой анализ как правоустанавливающих документов владельца наследия С.Н.Рериха, так и распорядительных актов самого министерства в отношении наследия, которые им противоречат). Поэтому вынесенное 24.11.2011 г. решение Хамовнического суда г. Москвы (стр. 1 / стр. 2 /стр. 3), который повторно признал факт получения МЦР наследия Рерихов на основании завещания С.Н.Рериха (первый раз это произошло в августе 2002 г., но затем по жалобе Министерства культуры решение было отменено и дело направлено на новое рассмотрение), является законным и вполне обоснованным. Но с приходом нового министра культуры В.Р.Мединского оно вновь оспаривается министерством. Что побудило министерство изменить свою позицию с приходом нового руководства, остается только догадываться. То ли это псевдопатриотизм, толкающий на подтасовки и полуправду-полуложь, то ли неверно понимаемая забота о чести мундира. Разве в интересах государства протолкнуть неправовые решения или «задавить» очередную общественную организацию? А как же задача развития гражданского общества, от которого ожидается, чтобы оно взяло на себя больше полезной работы, в том числе и по продвижению культурных и миротворческих идей в стране и за ее пределами?
Сохранение бесценного наследия Рерихов в первую очередь для России, которую они любили и на благо которой трудились, является главной задачей МЦР, и мы будем осуществлять эту задачу и дальше. Именно поэтому ту часть наследия, которой МЦР располагает сейчас, мы по своей инициативе поставили на учет в негосударственную часть Музейного фонда РФ (стр.1 / стр.2). Все предметы в коллекции Музея МЦР открыты для доступа и просмотра, должным образом зарегистрированы, что регулярно проверяется соответствующими государственными органами. Кому это мешает? Почему не иссякает рать желающих все это отобрать и куда-то передать под лицемерным предлогом заботы об интересах государства? Печально, что очередной всплеск этой «заботы» пришелся именно на Год культуры, объявленный в России.
Факты убедительно свидетельствуют, что МЦР достойно выполнил как условия С.Н.Рериха по передаче наследия, так и свои обязательства перед государством: создан открытый для всех музей, деятельность которого известна не только в России, но и в других странах. Ведется изучение и популяризация многогранного наследия Рерихов – это еще одно условие передачи наследия в Россию. МЦР при помощи своих меценатов смог вернуть в Россию более 400 прекрасных полотен Рерихов, которые пополнили постоянную экспозицию нашего музея. С помощью средств общественности и меценатов восстановлен уникальный памятник белокаменной Москвы XVII века «Усадьба Лопухиных». Общественный музей ведет обширную выставочную, издательскую, научную и общественную деятельность на благо России и ее великой культуры. Может быть, Министерство культуры считает, что это и есть происки иностранных агентов, которые хотят вывезти наследие из России вместе со старинной усадьбой? Похоже, что так и считает, если стремится отобрать у общественной организации наследие Рерихов.
«Сообщаем, — сказано в отзыве ГМВ на заявление МЦР об установлении факта принятия наследства (оно рассматривается сейчас в очередном судебном процессе против МЦР, инициированном Министерством культуры), — что Министр культуры Российской Федерации В.Р.Мединский проинформировал Президента Российской Федерации В.В.Путина о сложившейся ситуации письмом от 11.11.2013 г. №4704-01-07-ВМ. В связи с этим Президентом Российской Федерации В.В.Путиным была дана резолюция «примите меры для обеспечения интересов государства» (Приложение №10). Таким образом, предоставление прав на картины С.Н. и Н.К. Рерихов юридическому лицу, учрежденному иностранными юридическими лицами, будет противоречить прямому указанию Президента Российской Федерации».
Приведенная выдержка из отзыва ГМВ, переданная суду 16.06.2014 г. с просьбой отказать МЦР в заявленных требованиях в отношении выполнения завещания С.Н.Рериха и поддержанная представителем Министерства культуры, очень показательна. Она свидетельствует, по нашему мнению, о том, что чиновники министерства, во-первых, подают руководству искаженную картину реальной ситуации вокруг наследия и, во-вторых, пытаются использовать авторитет Президента РФ для давления на суд. Да и появление в открытом судебном процессе служебной переписки с резолюцией Президента вряд ли выглядит этично. Оставим это на совести и компетентности чиновников.
Поскольку данное письмо теперь по существу обнародовано Министерством культуры, позволим себе прокомментировать его содержание с учетом изложенного выше.
В письме приводится только незначительная часть информации, которая к тому же по-своему интерпретирована министром. За рамками письма осталась самая существенная и важная часть сведений, проливающая свет на волю владельца коллекции и всего переданного в Россию наследия. Как видно из письма министра культуры, он оставил полностью без внимания правоустанавливающие документы самого Святослава Рериха на наследие. Мы восполним это упущение министра и еще раз упомянем основные факты и документы:
1. Коллекция, о которой идет речь в письме, была передана Министерству культуры СССР в 1978 г. на временное хранение для проведения передвижных выставок по стране, и владельцем этой коллекции оставался до конца своей жизни С.Н.Рерих (Акт передачи № 4193 от 02.10.1978 г. (стр.1 / стр.2). Обратите внимание, что в Акте (2-ая стр., 1 абзац) сказано: «Принятые материалы хранятся на общих основаниях и выдаются владельцу, его законным наследникам или доверенному лицу, по первому требованию».
2. Эта коллекция попала в ГМВ в 1989 г. также на временное хранение, и ее владельцем по-прежнему оставался С.Н.Рерих (приказ МК СССР № 234 от 30.05.1989 г.).
3. В письме Министерства культуры не говорится о том, что С.Н.Рерих в 1992 г. лично обратился к Президенту РФ Б.Н.Ельцину с просьбой оказать помощь в возвращении этой коллекции в МЦР, поскольку она незаконно удерживалась вопреки его воле в ГМВ (письмо С.Н.Рериха к президенту РФ Б.Н.Ельцину от 26.04.1992 г. (стр.1 / стр.2). Оригинал данного письма находится в архиве Президента РФ.
4. В письме не упоминается, что на основании решения Президента РФ Б.Н.Ельцина министерство признало права МЦР на эту коллекцию и начался процесс подготовки к передаче ее в МЦР (письмо Министерства в Правительство РФ № 41-01-29 от 19.06.1992 г. (стр.1 / стр.2), письмо Госкомитета по управлению государственным имуществом № ВС-12/4078 от 02.07.1992 г. (стр.1 / стр.2), письмо Министерства культуры в МЦР № 45-01050/1-25 от 13.04.1993 г. (стр.1 / стр.2).
5. В письме не сказано, что С.Н.Рерих 22.10.1992 г. у нотариуса в г. Бангалоре (Индия) подтвердил права МЦР на переданное в Советский Фонд Рерихов наследие, в том числе и на коллекцию картин, находящуюся в Министерстве культуры на временном хранении (завещание «Архив и наследство Рериха для Советского Фонда Рерихов в Москве», (перевод) и дополнение к нему от 22.10.1992 г.).
6. В письме опущен факт, что Министерство культуры совсем недавно давало другую — противоположную — историко-правовую оценку ситуации с коллекцией С.Н.Рериха и всем переданным им наследием (историко-юридическая справка Министерства культуры «О коллекции С.Н.Рериха» от 9.04.2012 г. (стр.1 / стр.2 / стр.3/ стр.4 / стр.5).
7. В письме отсутствует даже упоминание о владельце наследия С.Н.Рерихе и его правоустанавливающих документах на переданное в Россию наследие. Но зато подчеркивается возможность утраты государством 282 картин Рерихов в случае выполнения решения Хамовнического суда (надо понимать, если будет выполнено завещание Святослава Рериха).
Логично выглядит на этом фоне резолюция Президента. Конечно же, интересы государства надо соблюдать. Но возьмем на себя смелость сказать, что письмо вводит Президента в заблуждение относительно реальной ситуации, решение по которой уже вынесено российским судом, и усомниться в его поддержке интересов чиновников Министерства культуры, получи он объективную информацию. Мы не раз слышали от Президента добрые и справедливые слова о поддержке гражданского общества и необходимости государственно-частного партнерства во многих делах, включая сферу культуры.
Разве многолетняя деятельность МЦР, получающая столь высокую оценку и поддержку ООН и ЮНЕСКО (в частности, за популяризацию в мире идеи Николая Рериха «Мир через Культуру», являющейся основой Пакта Рериха), в России никому не нужна? Особенно сейчас, когда мир вновь раздирается вооруженными конфликтами и война подошла к нашим границам. Разве МЦР не работает на авторитет нашей страны и нашей культуры за рубежом? Кому мешает эта миротворческая деятельность в нашем собственном обществе, которое далеко еще от единства, согласия и благополучия? Почему вместо поддержки и благодарности со стороны государства МЦР и его Музей имени Н.К.Рериха вот уже более двух десятков лет получают пинки и продолжают бороться с чиновниками, отстаивая свои очевидные права? И не пора ли, наконец, прекратить эту травлю и дать нам спокойно делать столь нужную стране и обществу работу? Были бы очень за это признательны.