Открытое письмо Совета трудового коллектива МОО «Международный Центр Рерихов» на заявление министра культуры В.Р. Мединского

Совет трудового коллектива МОО «Международный Центр Рерихов» (МЦР) считает неприемлемым предложение министра культуры РФ В.Р. Мединского о трудоустройстве сотрудников МЦР «в новом музее Рерихов, создаваемом на базе музея Востока». Данное предложение, напомним, прозвучало из уст министра 20 мая сего года на его лекции в Центральном музее Великой Отечественной войны (г. Москва) и было опубликовано в СМИ. Цитата: «Всех этих сотрудников надо взять на работу, если они любят Рерихов, знают о них, пусть приходят» [1].

Сотрудники МЦР не только любят Рерихов, но и хорошо знакомы с их волей, касаемо передачи в Россию наследия семьи Рерихов для создания общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха, не зависимого от Министерства культуры и тем более Музея Востока. Хочется напомнить господину Мединскому и его подчиненным, что коллектив Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К. Рериха, созданный и возглавляемый на протяжении четверти века выдающимся отечественным индологом и рериховедом Л.В. Шапошниковой, всегда четко выстраивал свою работу в соответствии с концепцией С.Н. Рериха, изложенной в его открытом письме «Медлить нельзя» [2].

Устроенная Министерством культуры беспрецедентная кампания по дискредитации (а по сути, неприкрытая травля) Международного Центра Рерихов, а также доверенного лица С.Н. Рериха Л.В. Шапошниковой в отечественных средствах массовой информации, бесконечные проверки самых разнообразных надзорных органов по надуманным предлогам, всевозможные письма откровенно ложного характера в Минюст, прокуратуру и силовые структуры страны против нашей организации, и наконец, незаконный захват усадьбы Лопухиных и наследия Рерихов, принадлежащего МЦР, представителями Государственного музея Востока при поддержке Министерства культуры и частной силовой структуры «Шквал», выдворение коллектива Центра на улицу окончательно подорвали доверие к власти в лице министра культуры В.Р. Мединского, несущего персональную ответственность за содеянный произвол.

Кроме того, предложение господина министра не согласуется с заявлениями т.н. директора государственного музея Рерихов на руинах МЦР Т.К. Мкртычева, сообщившего общественности о крайне малочисленном штате будущего нового учреждения и значительном сужении его задач путем изъятия из работы нового музея философской системы Живой Этики, являющейся основой не только экспозиции, но и принципов работы ныне существующего общественного музея [3]. Экспозиция негосударственного Музея имени Н.К. Рериха, созданная стараниями коллектива МЦР под руководством Л.В. Шапошниковой, получила высокую оценку Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой и многих выдающихся деятелей науки и культуры и снискала славу не только в России, но и далеко за ее пределами. Желание подчиненного Министерству культуры «нового директора» Т.К. Мкртычева, мало разбирающегося в наследии Рерихов и неприемлющего философию Живой Этики, полностью снести «устаревшую», по его мнению, экспозицию общественного музея вызывает у нас справедливое возмущение и протест.

Такое варварское отношение современных чиновников от культуры к воле великого сына России и Индии, последнего из семьи Рерихов – Святослава Николаевича Рериха, выраженное в разгроме общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха в Москве у стен Кремля, а также грубое попрание международного Кодекса музейной этики ИКОМ, делает неприемлемым для коллектива МЦР любые предложения нынешнего руководства Министерства культуры о возможном «сотрудничестве» с ним на руинах общественного музея.

Вынуждены отметить, что заложенное в философии Живой Этики «новое вселенское мышление» [4], или «космическое мировоззрение» [5], к утверждению которого в России так стремились С.Н. Рерих и его доверенная Л.В. Шапошникова, не может утвердиться в стране, разрушающей формы новой общественной культуры. В этом случае наше отечество ждет период нестабильности, поскольку страна не выдерживает «испытания восприятием культуры». Именно это, последнее, согласно утверждению Н.К. Рериха, испытание способно вознести человечество «на ступени знания и красоты». Эту же мысль художника повторил в одном из своих обращений в защиту МЦР и патриарх российской культуры академик Д.С. Лихачев, видевший в Центре-Музее имени Н.К. Рериха «оплот общественной независимой культуры».

Сохранение Международного Центра Рерихов и общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха на принципах, изложенных С.Н. Рерихом, – именно в этом коллектив Центра видит не только выполнение воли С.Н. Рериха, но и залог будущего устойчивого развития отечественной культуры, без которой невозможно процветание страны.

Совет трудового коллектива МОО «Международный Центр Рерихов»

Е.А. Захарова
В.В. Байда
М.В. Гришина
Т.А. Иванова
Т.О. Книжник
А.А. Лебеденко
О.И. Миронова
Н.Н. Морочковская
Д.Ю. Ревякин
Е.В. Романова
Т.Н. Румянцева

В штате МОО «Международный Центр Рерихов» состоит 95 сотрудников.

24 мая 2017 г.

_________________________________

[1] Мединский: «Сотрудники центра Рерихов могут приходить на работу в новый музей» / Режим доступа: http://www.mk.ru/culture/2017/05/21/medinskiy-sotrudniki-centra-rerikhov-mogut-prikhodit-na-rabotu-v-novyy-muzey.html

[2] С.Н. Рерих. Медлить нельзя //Советская культура. 29 июля 1989 г. / Режим доступа: http://lib.icr.su/node/11

[3] Тигран Мкртычев: «Государственный музей Рерихов не предполагает заниматься популяризацией Живой Этики. У нас будет очень маленький штат, направленный на хранение и экспозиционно-выставочную работу» / Режим доступа: https://www.facebook.com/groups/74280704861/permalink/10154818776654862/?pnref=story.unseen-section

[4] «Новое вселенское мышление» – термин, используемый С.Н. Рерихом в его письме «Медлить нельзя» //Газета «Советская культура», 29 июля 1989 г. Режим доступа: http://lib.icr.su/node/11

[5] Термин, введенный в научный оборот академиком Л.В. Шапошниковой. Согласно определению ученого, космическое мировоззрение – новое мышление, начавшееся формироваться на рубеже XIX‑XX веков в России в результате духовной революции. В этом процессе участвовали: наука – в лице таких выдающихся ученых, как К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, П.А. Флоренский; философы Серебряного века, такие, как В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, а также крупнейшие художники, поэты, музыканты – Ф. Тютчев, А. Блок, В. Брюсов, А. Белый, Ю. Балтрушайтис, К. Бальмонт, М. Цветаева, Вяч. Иванов, Д. Мережковский, А. Скрябин, Н. Рерих, М. Чюрлёнис, А. Бенуа, Л. Бакст, К. Сомов, М. Врубель, М. Добужинский, К. Петров‑Водкин, П. Филонов и другие. Особое место в этом процессе занимает философская система Живой Этики, созданная семьей Рерихов в 1920‑1940‑х гг. прошлого столетия. Введению Живой Этики в научный оборот Л.В. Шапошникова посвятила значительное количество своих публикаций и выступлений.

 

 

 

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов