|
|
Спасите меценатство в России!!
Когда мы начинаем разговор о меценатах, то первым делом на память приходят звучные фамилии русских купцов и промышленников Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых. Их вклад в развитие русской культуры неоспорим и значителен. Савва Мамонтов был покровителем искусств и театра. Его подмосковное имение Абрамцево стало настоящим культурным центром, возрождавшим на протяжении последней четверти XIX века истоки народного творчества. На счету Саввы Морозова создание Московского Художественного театра (МХТ), множества больниц, школ и библиотек для рабочих своих мануфактур. Павел Третьяков основал всемирно известную картинную галерею на основе своих коллекций. Удивительное свойство натуры отдавать то, что принадлежит только тебе, отдавать безвозмездно на радость и благо людям поражала не только современников, но и потомков. Стремление созидать нечто нематериальное, но имеющее более непреходящее значение, чем деньги, было отличительным качеством меценатов. А их служение культуре и красоте было не простым стремлением к эстетике жизни, а уходило корнями в глубокое нравственное чувство. «Таких людей сейчас нет, – все чаще раздаются голоса. – Сейчас богатые думают только о себе». А исключения из этого правила настолько редки, что их никто уже не замечает. Так может быть России уже не нужны меценаты? Но с этим не соглашаются те, кто и сейчас стоит на страже Культуры и не понаслышке знает о том, как хрупко в материальном мире ее тонкое основание. Эту аксиому подтверждает история Международного Центра Рерихов в Москве и его мецената. Началась она в далеком 1989 году, когда в Россию приехал младший сын выдающегося художника и мыслителя Николая Рериха – Святослав Николаевич. Выполняя завещание своих родителей, он договорился с советским правительством о создании общественного музея имени своего отца в Москве. Для этих целей ему была выделена старинная усадьба Лопухиных, памятник истории и культуры XVII- XIX вв., находившаяся к тому времени уже в аварийном состоянии. После распада Советского Союза государство отказалось от взятых на себя обязательств по реставрации усадьбы, и Центр Рерихов остался один на один со всеми материальными трудностями. В этот момент на пороге кабинета Людмилы Васильевны Шапошниковой, бессменного директора Музея имени Николая Рериха, оказался скромный человек, представившийся Борисом Булочником. Он сказал ей, что пришел помогать. Поначалу Людмила Васильевна восприняла его слова с недоверием. К тому времени в Центре побывало уже немало различных «помощников», которые сначала предлагали помощь, а потом начинали требовать взамен предоставить помещения или выдвигали какие-нибудь особые условия. Поэтому подобные «помощники» в Центре надолго не задерживались. Но Борис Ильич оказался человеком слова и дела. Он действительно стал помогать, ничего не требуя взамен. Благодаря его финансовой помощи усадьба Лопухиных буквально на глазах поднималась из руин. Вскоре были отремонтированы главное здание усадьбы, в котором открылась постоянная экспозиция Музея, затем историческая ограда, флигель и, наконец, «Красное крыльцо», за работу над которым коллектив Музея был отмечен Национальной премией «Культурное достояние» в 2007 г. Кроме того, Борис Булочник оказался тонким ценителем живописи, музыки, философии и науки. Его стараниями в Россию возвращались бесценные полотна Николая и Святослава Рерихов, успешно продолжала свою работу Московская консерватория им. П.И.Чайковского, сохранилось уникальное народное искусство – жостовская живопись, издавались многочисленные научные, философские и публицистические книги, посвященные творчеству Рерихов, художников- и ученых-космистов и многое другое. Найдется немало людей, благодарных ему за бескорыстную добрую помощь. Это обстоятельство является очень важным в рассматриваемом нами вопросе о меценатстве. Ведь меценатом в истинном смысле слова считался человек – покровитель каких-либо искусств. У нас же в России, меценатство имело всегда неразрывную связь с благотворительностью. Русские купцы считали своим прямым долгом, поработав на себя, поработать и на Бога. Их участие в благотворительности было зовом их сердца и потребностью их души. Это было отражением высокой нравственности их духа. Поэтому по качеству даяния можно было всегда определить сущность человека. Умение дать так, чтобы получатель не чувствовал себя униженным, но получал вместе с даянием вдохновение на новое творчество – вот истинная природа благородного русского меценатства. По утверждению тех, кто знаком с Борисом Ильичом лично, он являет собой именно такой тип людей, бескорыстных истинных служителей на Общее благо. Однако так считают далеко не все. 20 ноября Центральным Банком РФ была отозвана лицензия у ОАО «Мастер-Банк», председателем правления которого является Б.И.Булочник, с формулировкой «за наличие дефицита в бюджете в размере 2 млрд. рублей и вовлечение в сомнительные операции». В тоже время в ряде крупных массовых изданий и на федеральных телеканалах развернулась кампания клеветы в адрес владельцев Мастер-Банка. Прозвучали ничем необоснованные обвинения в коррупции, связях с криминальными структурами, в создании фирм-однодневок, отмывании средств, незаконном обналичивании, вывозе капитала заграницу и т.д. При этом, как утверждают сами же журналисты, несмотря на возбуждение уголовного дела никаких доказательств по этим обвинениям пока нет. Обыски на квартире четы Булочников ничего противозаконного не выявили. А демонстрация в телеэфире доблестных бойцов ОМОНа больше напоминает сюжеты из «лихих девяностых» про рейдерские захваты. По мнению специалистов [1], дефицит в бюджете мог образоваться под давлением санкций Центрального Банка, который на протяжении года держал деятельность Мастер-Банка под особым контролем, вынуждая все время увеличивать резервный фонд по страхованию вкладов. В итоге, последним предписанием кредитному учреждению полагалось внести еще одну сумму в 11 млрд рублей и всего за сутки. Такое не под силу даже очень крупным банкам. Далее, как известно, последовал отзыв лицензии. Из всего сказанного напрашивается вывод, что ситуация вокруг Мастер-Банка не так однозначна, как это пытаются показать представители официальных органов власти. К тому же, сложившийся в культурной общественности образ Бориса Булочника, как человека высокой культуры и нравственности никак не сопоставляется со всеми обвинениями в мошенничестве и махинациях. Очевидно, что данная ситуация требует тщательного общественного изучения и самого непредвзятого освещения в СМИ. А что же меценатство? Как следует из заявления Международного Центра Рерихов, ликвидация Мастер-Банка оставила общественный Музей имени Н.К.Рериха без основного источника финансирования. При этом никто, ни государственные органы власти, ни «честный» и «чистый» бизнес не выразил готовность оказать помощь общественной культурной организации. Выживайте сами как хотите, а не сможете, так мы у вас все отберем и отдадим тем, кто сможет. Своим молчанием и безучастием государство и бизнес практически расписались в своем равнодушии к Культуре, и подтвердили общественное предположение, что истинное меценатство им не нужно. Но зато оно нужно Музею им Н.К.Рериха, Московской консерватории им. П.И.Чайковского, деревне Жостово, оно нужно тем, кто высоко держит знамя Культуры, ибо без истинного меценатства в условиях современной России выжить невозможно. Остается только надеяться, что их голос будет услышан, что «желание поработать на Бога» заговорит в каждом неравнодушном человеке, и его скромными, но многочисленными стараниями меценатство в России будет все же спасено, а значит – будет спасена и наша многострадальная Культура. Д.В. Внуков, Е.В. Курносова, Г.Ю. Салахова Примечания 1. Баязитова А., Алексеевских А., Ширманова Т. Последнее предписание Мастер-банку // Известия. 03.12.2013 г. – Режим доступа: http://izvestia.ru/news/561714
|
Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов