|
|
Монасыпова Н.Р., Монасыпова Л.И. Тушители. И снова о болезни клеветы
|
Находясь проездом в Ташкенте осенью 1989 года, на пути из Дели в Москву, Святослав Рерих рассказал журналистам местной газеты «Правда Востока» о планах по созданию Центра-Музея имени Н.К.Рериха, подчеркнув, что в будущем Центр должен приобрести статус международного.
«Я приглашен Советским Фондом культуры и созданным в Союзе “Фондом Рериха” в связи с принятым решением о создании Рериховского Центра в Москве, – сказал Святослав Николаевич. – Это центр посвящается всей нашей семье – прежде всего, моему отцу Николаю Константиновичу, нашей матушке Елене Ивановне и брату Юрию Николаевичу, ну и мне – как младшему, еще живущему ныне отпрыску этой семьи. Конечно, в этом я должен участвовать, поэтому меня попросили приехать в Москву и помочь в организации центра.
Я очень рад этому приглашению. Предстоит выбрать окончательное место расположения такого центра. Работа непростая: центр будет включать в себя большое количество разделов, и чтобы разместить их, нужно соответствующее помещение. Сейчас предложено несколько мест в разных частях Москвы. Уверен, что мы скоро сделаем выбор, проведем необходимую подготовку – и Рериховский центр начнет действовать. Эта уверенность основана на заметно возросшем ныне внимании, интересе к нашей семье, ее делу, просветительной и миротворческой миссии, возложенной в свое время на себя моими отцом и матушкой. Совсем недавно, со 2 октября, начал действовать Всесоюзный «Фонд Рериха», который впоследствии решено сделать международным [подчеркнуто нами. – Авт.]. Этому я тоже очень рад, видя в том высокую оценку нашего духовного семейного вклада в решение актуальных сегодня общечеловеческих проблем – в утверждении добра и миролюбия, дружбы и взаимопонимания между всеми людьми. Именно к этому всегда стремился в своей деятельности Николай Константинович Рерих, эти идеи были положены в основу его “Пакта Мира”, отразившего миротворческий характер всей “рериховской” философии» [5].
Таким образом, будущее Центра Рерихов как международной общественной организации заложил сам Святослав Николаевич Рерих.
Также именно Рерихи говорили о необходимости правовой защиты своих знаков и символики от использования сомнительными организациями. Упоминая о знаке Музея Николая Рериха в Нью-Йорке в письме К.И.Стурэ, председателю Латвийского Общества Рериха в 1934-36 гг., Е.И.Рерих давала четкие указания: «Недопустимо, чтобы кто-то самовольно прикрывал сомнительные организации этим Знаком. В Америке взят копирайт на этот Знак. Но допустить самовольные пользования Именем и Знаком мы не можем. Это необходимо установить совершенно определенно, ибо иначе мы разведем такие ячейки, от которых потом не отделаться» [6, с. 442].
Использование Знака Знамени Мира в странах, подписавших Пакт Рериха, регламентируется как международным, так и национальным законодательством. На территории всех других стран использование Знака Знамени мира определяется национальным законодательством. Единственный способ защиты Знака от неправомерного использования в рамках национального законодательства является регистрация в качестве торговой марки [7, с. 167].
С.Н.Рерих составил и нотариально оформил 27 апреля 1992 года в Бангалоре (Индия) «Доверенность», в которой указал, что он назначает МЦР в Москве быть действительным и законным поверенным в осуществлении эксклюзивного авторского права на издания, переиздания, комментирование и использование любыми другими способами наследия семьи Рерихов, включая символы Рериховского культурного движения [8, с. 221].
Выполняя волю своего основателя С.Н.Рериха и осознавая необходимость защиты идей охраны ценностей культуры, Международный Центр Рерихов зарегистрировал в 2002 году графический знак «Знамя Мира», словесные обозначения «Знамя Мира» и «Урусвати», получив свидетельство Российского агентства по патентам и товарным знакам.
Известно, что попытки оспорить решение Роспатента предпринимались, в частности О.В. Румянцевой, сотрудницей Музея искусств народов Востока. О.В.Румянцева обращалась в Палату по Патентным спорам Роспатента с возражением против регистрации Международным Центром Рерихов знака «Знамени Мира». Однако, Палата по Патентным спорам Роспатента 22 февраля 2005 года приняла решение отказать в возражении О.В.Румянцевой, подтвердив правомерность регистрации знака Знамени Мира Международным Центром Рерихов [9, с. 151-152].
Т.Бойкова же, не желая ознакомиться в деталях с историей регистрации знака Знамени Мира, словами Л.С.Митусовой обвиняет Л.В.Шапошникову в «попытке присвоения Знамени Мира» [2].
Кроме того, Т.Бойковой пытается поставить под сомнение многолетнее сотрудничество Святослава Рериха и Л.В.Шапошниковой.
Однако приведенная беседа С.Н.Рериха с Л.А.Андросовой и следующий за ней описанный эпизод встречи при внимательном прочтении не свидетельствуют о том, что С.Н.Рерих не доверял Л.В.Шапошниковой. Сведения из «Дневниковых записей Л.А.Андросовой 25-26 ноября 1989 года» отрывочны, возможно, вырваны из контекста и оставляют читателю простор для домыслов, а для Т.Бойковой – трамплин для вымысла.
Свидетельств в пользу того, что именно Л.В.Шапошникова до конца жизни С.Н. Рериха оставалась его доверенным лицом достаточно.
В свете высказанных Т.Бойковой оскорбительных эпитетов в адрес Л.В.Шапошниковой, считаем важным еще раз напомнить слова С.Н.Рериха в «Обращении к рериховским обществам России и других независимых государств» от 26.04.1992:
«Международный Центр Рерихов, созданный по моей инициативе и почетным Президентом которого я являюсь, стал той организацией, через которую я могу обращаться и сотрудничать с Рериховскими обществами. Подтверждаю полномочия вице-президента и директора Музея им. Н.К.Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой. <...> Также должен отметить, что Людмила Васильевна строго выполняет мои инструкции по использованию и хранению архива моих родителей. Любые другие предложения в этом отношении для меня, как наследника и дарителя, являются неприемлемыми. Создание Международного Центра Рерихов способствует нравственному возрождению народа, широкому сотрудничеству между различными нациями, а также собиранию и исследованию богатейшего наследия семьи Рерихов» [10, с. 107].
Также есть еще немало свидетельств людей, лично общавшихся со Святославом Рерихом, проливающих свет на картину, нарисованную автором статьи и высвечивающих всю ее поддельность, лживость, нежизненность. Одним из таких свидетельств являются слова Б.А.Данилова, руководителя новосибирского издательства «АЛГИМ», издателя Записей Б.Н.Абрамова, ученика Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов в защиту Л.В.Шапошниковой: «Может быть, многие с эти не согласятся, но я говорю именно здесь, в МЦР о том, что нужно охранять фокус, потому что у меня на этот счет есть четкий мандат от Святослава Николаевича Рериха. В 1989 году, когда начиналось формирование рериховских организаций и их руководящего центра, у меня была с ним встреча. Среди многих заданных вопросов я спросил: “С кем мне работать?” Он четко ответил: “С Людмилой Васильевной Шапошниковой”. И, подумав, добавил: “Охраняйте ее”» [11, c. 213].
«Охраняйте Людмилу Васильевну Шапошникову!», – обратился ко всем, кому дорого наследие Рерихов, Святослав Рерих. Едва ли Центр-Музей Международного Центра Рерихов сегодня представлял такой мощный фокус культуры без усилий этой героической женщины. Ровно, как и без других основателей – С.Н.Рериха, Ю.М.Воронцова, Б.И.Булочника.
Самоотверженная деятельность Б.И.Булочника и Л.В. Шапошниковой во имя Культуры и процветания России должна быть оценена по достоинству. Но мы являемся очевидцами непрекращающихся попыток помешать деятельности МЦР. Все основатели Центра-Музея более 20 лет находятся под прицелом черного пиара.
В тяжелой для «Мастер-Банка» и МЦР ситуации, связанной с прекращением финансирования культурных программ МЦР, многие представители общественности настоятельно обращают внимание на недопустимость разрушения возрождающегося института меценатства в России.
Традиции меценатства неоднократно спасали Россию в сложные исторические моменты. Одним из таких примеров является победа над эпидемией холеры в Москве в 1830 году. «А.И.Герцен наблюдал холеру 1849 года в Париже, когда правительство не принимало деятельных мер для борьбы с ней, пожертвования оказывались ничтожными, в больницах не хватало кроватей, а из-за недостатка гробов умерших долго не хоронили. “В Москве, – вспоминал он в “Былом и думах”, – было не так. Составился комитет из почетных жителей – богатых помещиков и купцов. Каждый член взял себе одну из частей Москвы. В несколько дней было открыто двадцать больниц, они не стоили правительству ни копейки, все было сделано на пожертвованные деньги. Купцы давали даром все, что нужно для больниц, – одеяла, белье и теплую одежду, которую оставляли выздоравливающим… Университет не отстал. Весь медицинский факультет, студенты и лекаря en masse (в полном составе) привели себя в распоряжение холерного комитета, их разослали по больницам, и они остались там безвыходно до конца заразы. Так три или четыре месяца эта чудная молодежь прожила в больницах ординаторами, фельдшерами, сиделками, письмоводителями – и все это без всякого вознаграждения… Москва, <...> просыпается всякий раз, когда надобно, и становится в уровень с обстоятельствами, когда над Русью гремит гроза”» [12, с. 229].
Б.И.Булочник поддерживал как культурные, так и социальные проекты. Показательно, что именно факт неравнодушия к судьбе меценатства в России взывает неприятие у Т.Бойковой, и она упрекает людей, выступивших в защиту Б.И.Булочника, в безразличии к судьбе вкладчиков «Мастер-Банка».
К ответственности перед вкладчиками «Мастер-Банка» впору призывать Центральный Банк, чьи действия выглядят необоснованными, бездоказательными и больше похожи на произвол. Однако, как раз Т.Бойковой судьба вкладчиков безразлична, и ситуация с травлей «Мастер-Банка» для нее всего лишь повод распространить очередную клевету в адрес МЦР.
Музей и Центр, созданные по замыслу Рерихов являются оплотом подлинной духовной Культуры. Общественный центр несет много прекрасных возможностей для сотрудничества в сфере культуры и науки. Очень жаль, что некогда блестящие возможности сотрудничества утрачены определенными людьми, разменивающимися сегодня на мелкие обиды и не брезгующими откровенной ложью. Болезнь клеветы переросла у них в хроническую форму и превратила их в тушителей светлых начинаний. «Каждый шаг созидательного добра вызывает и особенную настороженность сил темных», – писал Николай Рерих [13, c. 40].
Всем тушителям хочется сказать: усилия нанести удар по авторитету Л.В.Шапошниковой, Б.И.Булочника и МЦР тщетны. Международный Центр Рерихов – уникальное явление в культурном пространстве не только России, но и в мире – уникальное как по масштабам созидательной деятельности, так и по способности координировать и объединять прогрессивные общественные силы. Поистине, Международный Центр Рерихов и Музей имени Николая Рериха – гордость страны и останется мощным магнитом Культуры, Красоты и Знания для грядущих поколений.
Примечания:
1. Жаворонков С. «Нынешнее законодательство позволяет закрыть любой банк просто так» //http://www.specletter.com/ekonomika/2013-11-21/nyneshnee-zakonodatelstvo-pozvoljaet-zakryt-ljuboi-bank-prosto-tak.html
2. Бойкова Т. «Все пустое!» или Шапошникова и Мастер-Банк // сайт «Адамант».
3. Стеценко А.В. Новый виток борьбы за музей и наследие // Защитим имя и наследие Рерихов. Документы. Публикации в прессе. Очерки. Т.5. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2010.
4. Шапошникова Л.В. Министерство Культуры против Культуры // Защитим имя и наследие Рерихов. Документы. Публикации в прессе. Очерки. Т.1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2001.
6. Рерих Е.И. Письма. Т.2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2013.
7. Куцарова М. Знамя Мира – Красный Крест Культуры? // Защитим имя и наследие Рерихов. Документы. Публикации в прессе. Очерки. Т.3. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005.
8. Иванова Т.А., Синенко С.П. О практике применения символики семьи Рерихов // Защитим имя и наследие Рерихов. Документы. Публикации в прессе. Очерки. Т.5. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2010.
9. Моргачев В.Б. Выполняя волю Рерихов // Защитим имя и наследие Рерихов. Документы. Публикации в прессе. Очерки. Т.3. М.:МЦР, 2003.
10. Рерих С.Н. Обращение к рериховским обществам России и других независимых государств // Защитим имя и наследие Рерихов. Документы. Публикации в прессе. Очерки. Т.1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2001.
11. И Борис принесет кирпич на построение Нового Храма. Б.А.Данилову посвящается // Б.А.Данилов. Избранные статьи, выступления, письма. Воспоминания. Новокузнецк, 2013.
12. Тарасов Б. «Чаадаев», М.: Молодая гвардия, 1990. (Серия: Жизнь замечательных людей).
13. Рерих Н.К. Самоотвержение зла // Н.К.Рерих. Листы дневника. В 3 т. Т.1. М.: МЦР, 1995.
Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов